Итоговая контрольная работа по русскому языку 9 класс (Бабайцева В.В.)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
К каждому из заданий 1 - 5 дано 4 варианта ответа, надо обвести кружком цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Ответ к заданиям 6 - 12 нужно сформулировать самостоятельно и записать в специально отведённом для ответа месте. Текст из задания 13 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот, который считаете верным.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случиласьпренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В. Пескову)
В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
1)Нужно жалеть лесных обитателей.
2)Человека нужно с детства учить любить природу.
3)Природу нужно беречь.
4)Уничтожение природы приведет человечество к гибели.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.
1)1 2) 2 3) 4 4) 7
Укажите слово, в котором приставка близка по значению приставке «пере»
1)прескучный 2) приехал 3) прибрежный 4) прервать
В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1)карманный 2) олений 3) ветреный 4) серебряный
Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
1)Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
2)Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
3)Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
4)Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
Соотнесите орфограммы и слова.
Название орфограммы | Пример слова с орфограммой |
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова В) Чередующиеся гласные в корне Г) Непроизносимые согласные | 1) честный 2) грядки 3) посвящение 4) багровый 5) растение |
Ответ_____________________________________________________
Замените слово «СКУЧЕН» в предложении № 18 антонимом. Напишите этот антоним.
Ответ: ____________________________________________________
Замените словосочетание «деревянные игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________________
Выпишите грамматическую основу предложения Море в темноте спокойно и величаво.
Ответ: __________________________________________________
Среди предложений 1 - 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________________
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
Мышка усаживается на край Катиного кресла,(1) а Алина,(2) как всегда,(3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени.
Ответ: ___________________________________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении № 11.
Ответ: ______________________________________________________
Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Под первыми, еще нежными и осторожными лучами весе(н-нн)его солнца капельки росы др_жащие на кончиках травы зажигают_ся переливаются всеми цветами радуги г_рят и блестят. Головки ра_пустившихся цветов т_желые от пропитавш_й их влаг_ ни_ко склоняются поч_ти к_саясь земли.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
К каждому из заданий 1 - 5 дано 4 варианта ответа, надо обвести кружком цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Ответ к заданиям 6 - 12 нужно сформулировать самостоятельно и записать в специально отведённом для ответа месте. Текст из задания 13 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот, который считаете верным.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случилась пренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В. Пескову)
В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
1)Утраты в природе невосполнимы.
2)Каждый человек в ответе за сохранение природы.
3)Нужно с детства учить любить природу.
4)Люди должны любить природу.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является МЕТАФОРА.
1)1 2)3 3)6 4)8
Укажите слово, в котором приставка имеет значение «приближение».
1)прервать 2) прекрасный 3) прилечь 4) пришел
В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1)карманный 2) осенний 3) ветреный 4) серебряный
Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
1)Сложноподчиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
2)Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
3)Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
4)Сложносочиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
Соотнесите орфограммы и слова
Название орфограммы | Пример слова с орфограммой |
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова В) Чередующиеся гласные в корне Г) Непроизносимые согласные | 1) очарование 2) праздник 3) предложение 4) кружка 5) пальто |
Ответ: ________________________________________________________
Замените слово «ГРЯНУЛ» в предложении № 8 синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________________________________
Замените словосочетание «мраморные колонны», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________________________________
Выпишите грамматическую основу предложения В этих местах поля широки и привольны.
Ответ: ____________________________________________________
Среди предложений 10 - 15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________________
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
«Я не нашла для Люси места в зале,(1) – рассказывала в тот вечер Оля. – А она обиделась… И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше,(2) чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит,(3) ты с ним знакома».
Ответ: _____________________________________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении № 8
Ответ: ____________________________________________________
Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Ра(н-нн)ее утро самый волшебный загадоч_ный и уд_вительный м_мент. З_ря медленно разгорает_ся на востоке ширится наб_рает силу. Туман ни_ко расст_лающийся по равнин_ собирается в (не)большие прозрачные сгустки и постепенно ра_творяется как будто стр_шась первых лучей восходящего солнца.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________