СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по русскому языку. Сочинение-рассуждение по тексту В. Быкова. 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 10 классе представлена в форме сочинения-рассуждения по тексту В. Быкова по типу 27 задания ЕГЭ по русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по русскому языку. Сочинение-рассуждение по тексту В. Быкова. 10 класс»

Итоговая контрольная работа по русскому языку

10 класс

Сочинение-рассуждение по тексту

Вариант 1

Сотников закрыл глаза. Его изможденное, серое, с отросшей щетиной лицо

едва выделялось в сумерках на серой соломе. В груди все хрипело. И тогда

Рыбаку пришло в голову, что, пока имеется такая возможность, надо бы кое о

чем условиться относительно предстоящих допросов.

- Слушай, я вроде их обхитрю, - шепнул он, склонившись к товарищу. Тот

удивленно раскрыл глаза - широкие белки в глазницах тускло блеснули

отраженным светом. - Только нам надо говорить одно. Прежде всего - шли за

продуктами. Хутор сожжен, притопали к Лесинам, ну и...

- Ничего я им не скажу, - перебил его Сотников.

Рыбак прислушался, нет ли кого поблизости, но, кажется, всюду было

тихо. Только сверху доносились голоса и шаги, как раз над их камерой. Но

сверху его не услышат.

- Ты брось, не дури. Надо кое-что и сказать. Так слушай дальше. Мы из

группы Дубового, он сейчас в Борковском лесу. Пусть проверят.

Сотников задержал дыхание:

- Но Дубовой действительно там.

- Ну и что?

Рыбак начинал злиться: вот же несговорчивый человек, разве в этом дело!

Безусловно, Дубовой с группой в Борковском лесу, но оттого, что они

назовут место его расположения, тому хуже не станет - полицаям до него не

добраться. Остатки же их отряда как раз в более ненадежном месте.

- Слушай! Ты послушай меня! Если мы их не проведем, не схитрим, то

через день-два нам каюк. Понял? Надо немного и в поддавки сыграть. Не

рвать через силу.

Сотников, слышно было, будто насторожился, притих, дыхание его замерло

- сдается, он что-то обдумывал.

- Ничего не выйдет, - наконец сказал он.

- Как не выйдет? А что тогда выйдет? Смерти достукаться легче всего.

"Вот дурила", - подумал Рыбак. Уж такого неразумного упрямства он не

ожидал. Впрочем, сам одною ногой в могиле, так ему все нипочем. Не хочет

даже шевельнуть мозгами, чтобы не потащить за собой и товарища.

- Ты послушай, - помолчав, горячо зашептал Рыбак. - Нам надо их

повадить. Знаешь, как щуку на удочке. Иначе перетянешь, порвешь - и все

пропало. Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, -

как-то сам не желая того, сказал Рыбак.

Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули

глаза.

- Вот как! Ну и что ж - побежишь?

- Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь.

- Смотри, проторгуешься, - язвительно просипел Сотников.

- Так что же, пропадать? - вдруг озлясь, едва не вскрикнул Рыбак и

замолчал, выругавшись про себя. Впрочем, черт с ним! Не хочет - его дело;

Рыбак же будет бороться за себя до конца.

Сотников задышал труднее - от волнения или от хвори; попытался

откашляться - в груди зашипело, как на жаровне, и Рыбак испугался:

помирает, что ли? Но он не умирал и вскоре, совладав с дыханием, сказал:

- Напрасно лезешь... в дерьмо! Позоришь красноармейскую честь. Живыми

они нас не выпустят.

- Как сказать. Если постараться...

- Для кого стараться? - срываясь, зло бросил Сотников и задохнулся.

Минуту он мучительно кашлял, потом шумно дышал, затем сказал вдруг упавшим

голосом: - Не в карты же играть они тебя в полицию зовут.

"Наверно, не в карты", - про себя согласился Рыбак. Но он шел на эту

игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой,

пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не

замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого

он себе не позволит. Разве он враг своим?

- Не бойсь, - сказал он. - Я тоже не лыком шитый.

Сотников засмеялся неестественно коротеньким смехом.

- Чудак! С кем ты вздумал тягаться?

- А вот увидишь.

- Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в

порошок! - задыхаясь, просипел он.

- Я им послужу!

- Только начни!

"Нет, видно, с ним не сговоришься, с этим чудаком человеком", - подумал Рыбак.

(В.Быков)

ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

10 класс

Сочинение-рассуждение по тексту

Вариант 2



В коридоре тяжело затопали, послышались голоса, ругань. По всей

вероятности, там кого-то вели или даже уносили. Когда толчея переместилась

на крыльцо, следователь энергично отчеканил:

- Так, хватит играть в прятки! Назовите отряд! Его командира! Связных.

Количественный состав. Место базирования. Только не пытайтесь лгать.

Напрасное дело.

- Не много ли вы от меня хотите? - сказал Сотников.

Незаметно для себя он обратился к иронии, как обычно поступал в минуты

неприятных объяснений с дураками и нахалами. Конечно, для Стася или еще

кого-нибудь из этих предателей его ирония была за пределами их понимания -

на этого же начальника она, кажется, действовала самым надлежащим образом.

До поры тот, однако, сдерживался, только однажды криво передернул губами.

- Куда шли?

- Мы заблудились.

- Не пройдет. Ложь! Даю две минуты на размышление.

- Не утруждайтесь. Наверно, у вас много работы.

Тут он угадал точно. Морщинистое личико следователя опять

передернулось, но, кажется, он умел владеть собой. Он даже не повысил

голоса.

- Жить хочешь?

- А что? Может, помилуете?

Сузив маленькие глазки, следователь посмотрел в окно.

- Нет, не помилуем. Бандитов мы не милуем, - сказал он и вдруг круто

повернулся от окна; пепел с кончика сигареты упал и разбился о носок его

сапога, кажется, его выдержка кончилась. - Расстреляем, это безусловно. Но

перед тем мы из тебя сделаем котлету, фарш сделаем из твоего молодого

тела. Повытянем все жилы. Последовательно переломаем кости. А потом

объявим, что ты выдал других. Чтобы о тебе там, в лесу, не шибко

беспокоились.

- Не дождетесь, не выдам.

- Не выдашь ты - другой выдаст. А спишем все на тебя. Понял? Ну как?

Сотников молчал, ему становилось плохо. Лицо быстро покрывалось

испариной, разом пропала вся его склонность к иронии. Он понял, что это не

пустая угроза, не шантаж - они способны на все. Гитлер их освободил от

совести, человечности и даже элементарной житейской морали, их звериная

сила оттого, конечно, увеличилась. Он же перед ними только человек. Он

обременен многими обязанностями перед людьми и страной, возможности

скрывать и обманывать у него не слишком большие. Было ясно, что их

средства в этой борьбе оказались не равными, преимущество было на стороне

противника: все, что выставлял Сотников, с необычайной легкостью

опрокидывал следователь.

Расставив ноги в обвисших на коленях бриджах, Портнов вперил в пего

острый, теперь уже открыто неприязненный взгляд и ждал. Сотникову было

чертовски трудно, казалось, опять уходит сознание, он обливался холодным

потом и мучительно подбирал слова для ответа, чувствовал: это будут

последние его слова. Правая рука следователя медленно потянулась к

пресс-папье на столе.

- Ну?

- Сволочи! - не найдя ничего другого, выдавил из себя Сотников.

(В.Быков)



ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Для учителя

Сочинение-рассуждение по тексту

Вариант 1

П. патриотизма

П. предательства

П. воинской чести

П. нравственного выбора

П. совести

Сочинение-рассуждение по тексту

Вариант 2

П. предательства

П. мужества и стойкости

П. патриотизма

П. совести, человечности



Список источников



  1. Василь Быков. Сотников. http://lib.ru/PROZA/BYKOW/sotnikov.txt

  2. ФИПИ. Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант-2024 https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!