СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
Монголия, г. Эрдэнэт
ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
ОБРАЗЕЦ ПОДГОТОВКИ ЗАДАНИЯ №2 (ПЕРЕСКАЗ С ВКЛЮЧЕНИМ ЦИТАТЫ)
Исходный текст и задание
Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, ещё будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца. И без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.
Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.
Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки.
Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал, что он очень сердит и расстроен, так как книги, взятые им в дорогу, в сундуке перебились и перетёрлись.
После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окружённый книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»
Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.С. Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение».
1) Готовясь выполнять 1-ое задание (выразительное чтение), помимо расстановки трудных ударений и интонационных помет сразу ВЫДЕЛЯЕМ (запоминаем, подчеркиваем) КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прежде всего МИКРОТЕМЫ абзацев (выделены жирным шрифтом), а также РАЗВИТИЕ МЫСЛИ по предложениям, НЕОБХОДИМЫЕ ВАЖНЫЕ точные ФАКТЫ (названия, даты, термины и т.д.).
2) Читая текст, ВЫДЕЛЯЕМ ключевые слова логическим ударением и ЗАПОМИНАЕМ.
Подготовленный для чтения текст
Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, ещё будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца. И без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.
Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.
Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки.
Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал, что он очень сердит и расстроен, так как книги, взятые им в дорогу, в сундуке перебились и перетёрлись.
После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окружённый книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»
3) Готовясь выполнять 2-ое задание (пересказ), быстро записываем ПЛАН МИКРОТЕМ (еще лучше, если вы успеете это сделать во время подготовки чтения) и определяем МЕСТО ЦИТАТЫ. Как минимум, должно быть так:
1 любил с детства
2 начитанностью +цитата
3 сохранил до конца
4 бережно
5 «Прощайте, друзья!»
4) Распространяем план насколько возможно (используем сокращения, приемы стенографии и мнемотехники, если владеем).
Подготовленный для пересказа план
1 любил с детства\ в кабинет отца\ «пожирал»
2 необыкновенной памятью\ французскую литературу \ «Илиаду» и «Одиссею»\ начитанностью лицейских товарищей +цитата
3 сохранил до конца\ в изгнании\ с просьбой прислать
4 в путешествия\ брал\ бережно\ расстроен\ перебились
5 После дуэли\ окружённый книгами\ друзья\ детей\ «Прощайте, друзья!»
5) По плану с помощью ЛОГИКИ и ПАМЯТИ (насколько это возможно) подробно пересказываем текст, не забыв в нужном месте правильно вставить ЦИТАТУ.
Логический анализ плана
1 любил с детства (кто? что? - понятно: Пушкин, книги) \ в кабинет отца (кто? когда? как? откуда знаем? - понятно: Пушкин, мальчиком, ночью, тайком, по словам брата)\ «пожирал» (т.е. жадно, много читал)
2 необыкновенной памятью (кто? - понятно: Пушкин; почему? - причина: обладал; поэтому - следствие: знал)\ французскую литературу \ «Илиаду» и «Одиссею»\ начитанностью (поражал кого?) лицейских товарищей +цитата (ставим здесь, т.к. «Чтение – вот лучшее учение»: учился в Лицее)
3 сохранил до конца (что? - понятно: любовь к книгам) \ (где?) в изгнании\ с просьбой прислать (что? - понятно: книги)
4 (куда?) в путешествия\ брал (что? - понятно: книги) \ бережно (что делал? - понятно: относился к книгам)\ расстроен почему? - причина: \ перебились (что? - понятно: книги, почему? - причина: понятно: в дороге, в сундуке)
5 После дуэли (кто? где? - понятно: Пушкин, в кабинете) \ (как?) окружённый книгами\ друзья\ детей (что делали? зачем? почему? - понятно: пришли, проститься, состояние ухудшилось)\ «Прощайте, друзья!» (когда? к кому обращается? - понятно: умирая, к книгам, т.е. книги приравниваются к родным и близким людям)
Образцовый пересказ
Книги Пушкин любил с детства. По словам его брата, мальчиком ночью Александр тайком пробирался в кабинет отца и жадно «пожирал» все книги.
Пушкин обладал необыкновенной памятью, поэтому с ранних лет знал французскую литературу, а также «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью он поражал лицейских товарищей. Сам Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».
Любовь к книгам поэт сохранил до конца жизни. Находясь в изгнании, Пушкин обращался к друзьям с просьбой прислать ему книги.
Уезжая в путешествия, он брал книги с собой. Александр Сергеевич бережно относился к книгам. Однажды он был очень расстроен, потому что в дороге книги перебились в сундуке.
После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окружённый книгами своей библиотеки. Когда его состояние ухудшилось, он попрощался с друзьями и с детьми. А затем обратился к своим книжным полкам: «Прощайте, друзья!». Действительно, книги для поэта были так же близки, как друзья и родные.