СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иуда Искариот в интерпретации Леонида Андреева. Урок литературы в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет одиннадцатиклассникам окунуться  в очень интересный и оригинальный художественный мир Л. Андреева и познакомиться с повестью «Иуда Искариот».

Просмотр содержимого документа
«Иуда Искариот в интерпретации Леонида Андреева. Урок литературы в 11 классе»

Л. Н. Андреев. Повесть «Иуда Искариот».

Цели:

  • обучающая: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков анализа текста;

  • развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся, их способности к самообучению (групповые задания творческого характера);

  • воспитательная: воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения.

Оборудование: текст повести «Иуда Искариот»

Предварительное домашнее задание: самостоятельно познакомиться с текстом повести, опережающие индивидуальные задания.

ХОД УРОКА


I. Мобилизующее начало урока.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в очень интересный и оригинальный художественный мир Л. Андреева и познакомимся с повестью «Иуда Искариот».

II. Сообщение темы, цели, плана урока.

III. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя:

В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми… Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном: о Добре и Зле, о Совести и Вере, - и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечко и сделало Вас еще добрее и чище…

Тема евангельских мотивов в русской литературе появляется время от времени как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах его произведения. Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.

2. Слово о Л.Н.Андрееве (опережающее индивидуальное задание)

Леонид Николаевич Андреев (1871—1919) — один из тех русских писателей, которые определяли умонастроения общества на рубеже ХIХ—ХХ веков. достаточно привести мнение И. А. Бунина, который не был щедр на похвалы: «Все-таки это единственный из современных писателей, к кому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю».

Он начал как газетный фельетонист и судебный репортер, позже начал писать рассказы, сблизился с Горьким, с писателями литературного кружка «Среда», участвовал в издании сборников «Знание».

Сам писатель объяснял выбор героя одного из своих замечательных рассказов «Кусака» так: «В рассказе … героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». В этих словах во многом отразились философские представления писателя.

Андреев писал об одиночестве (неважно, человека, собаки или абстрактного персонажа), о разобщенности душ, много размышлял о смысле жизни, о смерти, о вере, о Боге. Писал он и на актуальные, современные ему темы, но и в них взгляд писателя обобщенно-философский. Таков рассказ «Красный смех» (1904), посвященный событиям русско-японской войны. С необычайной экспрессивностью Андреев показал безумие кровопролития, безумие, бесчеловечность войны. Символическое название рассказа подчеркивает его обвинительный, антивоенный пафос.

Глубокое проникновение в психологию обреченного человека в «Рассказе о семи повешенных» на злободневную и сто лет назад тему терроризма. Автор с сочувствием пишет о приговоренных к смерти революционерах террористах. Этот рассказ — отклик на реальные события. Андреев видит в приговоренных не столько преступников, сколько людей.

В творчестве Леонида Андреева острота современных ему вопросов соединяется со стремлением к их глубинному истолкованию, стремлением постичь «бездны» человеческой души, противоречия бытия.

Андреев не принял октябрьского переворота 1917 года, он стал эмигрантом, оставшись на территории, которая отошла к Финляндии.

3. История создания повести «Иуда Искариот» (опережающее индивидуальное задание)

Леонид Андреев задумал произведение, в котором бы отразились события1905—1907 годов. Из письма Андреева Серафимовичу: «Между прочим, я подумываю со временем написать «Записки шпиона», нечто по психологии предательства». Со временем замысел приобрел более общие, философские черты: писатель переосмысливает евангельский сюжет, ставит вечные вопросы добра и зла под необычным углом. Постепенно задуманный рассказ перерос в повесть, она была закончена в феврале 1907 года.

Александр Блок откликнулся на выход повести Андреева в свет: «За нею (повестью) — душа автора — живая рана. Думаю, что страдание ее — торжественно и победоносно. (...) Все мы знаем уже могущественное дуновение андреевского таланта, и можно только удивляться тому, что и годы не убивают это чудовищное напряжение».

IV. Работа над содержанием повести «Иуда Искариот».

Беседа:

Учитель: Ребята, используя все свои знания, расскажите, что вы знаете об Иуде.

Предполагаемые ответы:

– Один из апостолов;
– Предал Иисуса;
– Ведал расходами Христа;
– Носил “Денежный ящик” для подаяний;
– Пошел к первосвященникам и предложил за 30 серебряников предать Христа;
– Иисус узнает об измене на тайной вечере;
– Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и помогает опознать Христа в ночной темноте Своим поцелуем;
- После предательства возвращает 30 сребреников своим нанимателям.

Учитель: Таким образом, вы воспроизвели сюжет Библии и повести. С самого начала и на протяжении ее рефреном звучат слова “Иуда предатель”. Л.Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию Л.Андреева.

В творческой лаборатории писателя.

Учитель. Итак, поветь состоит из 9 глав. Дайте полный связный ответ на блок вопросов.

– Что узнали об Иуде из повести?
– Как к нему относились люди?
– Почему у него не было детей?
– Как ученики объясняли желание Иуды приблизиться к Христу? Какую видели в этом цель?
– Почему Иисус принял Иуду? Как к этому отнеслись ученики?

Предполагаемый ответ:

Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – называли его жестокими словами, сравнивали со скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную. Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет Бог потомства от Иуды”.

В желании приблизиться было “какое-то тайное намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял Иуду с духом светлого противоречия. Ученики волновались, роптали…Но Иисус готов принять любого, как врач, он стремится помочь особенно тем, кто болен. А Иуда болен - больна его душа.

Работа с текстом повести (проникновение в подтекст произведения, трактовка отдельных сцен и повести в целом).

– Зачитайте описание портрета Иуды. Какое значение он имеет для понимания смысла повести?

Предполагаемый ответ:

– Он внушал недоверие, тревогу. Такой человек не может нести добро.

– Давайте составим синквейн на тему «Иуда»:

Иуда.

Хитрый,коварный.

Обманывает,крадёт,предаёт.

Иуды следует остерегаться.

Предатель.

Продолжение работы.

Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента«Поцелуй Иуды».

– О чем свидетельствует эпизод?

– Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.

Задание на осмысление текста.

-Как закончился суд? Иисуса оправдали, как того ожидал Иуда?

Работа с эпизодами «Перед синедрионом», «У Понтия Пилата».

Учитель: Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.

Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа. Найдём этот отрывок. (выразительное чтение, работа с тропами)

Выразительное чтение эпизода «Казнь».

Учитель: Л.Андреев, пропустив через призму своего сознания евангельские события, заставляет и нас задуматься над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко предающих, кричащих “Распни” так же громко, как и “Осанна”.

Образ Иуды неоднозначен. Он решил доказать Христу свою безграничную любовь, но способ выбрал не тот: желая возвеличить Иисуса, он забыл, что Бог в этом не нуждается, так как не может быть поруган.

Иуда до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.

Иуду ожидают за его грех страшные испытания и “жестокая участь”. Он идет к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь он очень устал.
“Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?”
Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни. Уходит страшно, позорно, тело его бросают, сняв с дерева, в яму, куда бросают мусор, хлам и мёртвых животных.

(Чтение эпизода смерти Иуды учителем)

Ребята, а не кажется ли Вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – это истинный смысл христианства? Я думаю именно так. Вот почему эта история не столько о предательстве, сколько о « милости к падшим». Надеюсь, вы со мной согласитесь. Так об Иуде ещё никто не говорил.

V. Итоги урока.

1. Учитель: Человек не может не верить. Иначе – его душа искажена. Самые важные жизненные проблемы мы решаем, опираясь на Веру. С ней связаны понятия Верность, Доверие, Уверенность. Вера несет человеку свет, и тогда он не разрушает, а созидает.

В.А.Сухомлинский с болью отмечал: “Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение душ… от потери веры. Становиться неверующим ни во что – это же страшно. Не верить в добро! Не верить в святыни! Значит, не верить самому себе!".

Давайте снова составим синквейн «Иуда», может, что-то поменялось в нашем восприятии этого героя.

Иуда

Ужасный, несчастный

Подличает, крадёт, льстит

Хочет доказать, что любит Христа

Падший

Комментарии учеников, почему изменилась характеристика Иуды.

2. Заключительное слово учителя:

«Иуда Искариот» Леонида Андреева - одно из величайших произведений русской и мировой литературы. Оно обращено к человеку. Оно заставляет задуматься - о том, что такое истинная любовь, подлинная вера и страх смерти. Леонид Андреев словно бы спрашивает - ничего ли мы здесь не путаем? Не прячется ли за нашей верой страх смерти? И много ли веры в нашей любви? Нам необходимо задуматься над этим, прочувствовать.

«Иуда Искариот» - одно из величайших художественных произведений, о котором, к великому сожалению, знают не многие. Почему? Вероятнее всего, тут две причины…

Во-первых, герой книги - Иуда Искариот. Он предатель. Он продал Иисуса Христа за тридцать серебряников. Он - самый худший из всех самых худших людей, когда-либо живших на этой планете. Можно ли относиться к нему иначе? Нельзя! Леонид Андреев искушает нас. Это неправильно. И как-то даже совестно читать что-то иное… Как - Иуда Искариот - хороший?! Не может быть!

Впрочем, есть и вторая причина, почему «Иуда Искариот» Леонида Андреева так незаслуженно, а может быть, даже и намеренно забыт всеми. Она спрятана глубже, и она еще страшнее… Представьте на секунду, что Иуда - хороший человек. И даже не просто хороший, а более того - первый среди лучших, ближайший к Христу. Задумайтесь… Страшно. Страшно, потому что не понятно, кто тогда мы, если он хороший?!

VI. Рефлексия.

Давайте с вами сделаем вывод: какие же проблемы поставлены в рассказе «Иуда Искариот»? Как можно трактовать авторскую позицию?

(ответы учеников)

VII. Домашнее задание.

Написать эссе на одну из тем:

«Согласны ли вы с мыслью, что Иуда в повести Андреева –«предатель поневоле» и что его предательство – оборотная сторона любви к Иисусу?»

«Можно ли оправдать «предателя поневоле»?

 Проблемный вопрос.

Так какой же он, Иуда, в повести Л.Андреева? Почему автор и здесь отходит от традиции? (ответы учащихся).

Писатель отказывается от традиционного однозначного толкования образа Иуды, преследуя определённую цель. Понять замысел автора нам поможет ответ на вопрос: почему Иуда предаёт Христа? Сначала давайте выясним, как отвечает на этот вопрос евангельское повествование (ответы учащихся).

2. Построение схемы:

корыстолюбие

искушение дьявола

измена

«Тайная вечеря» («и вошёл в него сатана»)

предательство

раскаяние

самоубийство.

VII. Закрепление материала.

1. Работа в парах: «С какой целью совершает предательство Иуда Л.Андреева?»

1 пара. Может быть, потому что любит деньги?

2 пара. Может быть, потому что ревнует, хочет быть первым и любимым учеником?

3 пара. Может быть, потому что любит? А он действительно любит?

4 пара. Может быть, потому что хочет, чтобы все узнали о том, кто перед ними?

2. Аналитическая беседа.

Своим предательством Иуда провоцирует всех и подталкивает к правильному выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему, предательство Иуды будет оправданным. А если нет, тогда для кого учение Христа? Цель оправдывает средства? (ответы учащихся).

VIII. Итог урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!