2. Проверка усвоенных знаний предыдущих уроков и домашнего задания t = 8-12 мин. Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска) Метод - Аналитическая беседа Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска) | Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный на предыдущих уроках: «Завершение объединения Руси вокруг Москвы», тем самым проверить учащихся на освоенность ими данной темы. Для проверки предлагаются выполнить для трех учащихся три вопроса: - выписать династию московских князей, начиная от Даниила Александровича; - заполнить таблицу иосифлян и нестяжателей; - изобразить сословное деление на Руси. Все это трое учащихся выполняют на доске. (с последующей проверкой в конце данного этапа) С остальными учащимися: (касающийся последнего класса в среду). Проводиться продолжение предыдущей темы §22 «Церковь и Государство в кон.XV-нач.XVI вв.» путем проверки выполнения классом заполнения сравнительной таблицы «Иосифляне и нестяжатели», заданной на дом. Учитель заполняет таблицу при помощи устных ответов учеников. При завершении работы с таблицей делается вывод: - Как вы думайте, кого поддержало гос-во? - Почему? Потому что: они поддержали гос-во, которому не нужна была независимая церковь, за которую боролись нестяжатели, т.к. гос-во того времени – феодальное, власть собственников земли и богатств, которым не нужна была нищая церковь, в которых гос-во не нашло поддержки для себя. Поэтому нестяжатели подверглись гонениям и были запрещены, а иосифляне стали официальной церковью. 4. «Москва – Третий Рим». (монах Филофей) Государство, получив поддержку иосифлян, получает в ней проводника своих интересов. Из иосифлян вышел монах псковского монастыря Филофей, который основываясь на работе митрополита Зосимы, еще одного сторонника иосифлян, как мы видим по таблице, вывел и сформулировал теорию «Москва – Третий Рим». - Что бы легче запомнить можете нарисовать схемку: Р им 476 Константинополь 1453 Москва Филофей переработал более раннюю работу, митрополита Зосимы. Итог: победа над ересями привела церковь к тесному сотрудничеству с государством. Проверка выполненных на доске заданий. | Трое учащихся выполняют задание на классной доске: - восстановить династию московских князей; - составить схему сословий; - отличия нестяжателей и иосифлян Устно, с места, заполняют указанную таблицу на классной доске. - иосифлян Запись следующего пункта. Перерисовывают указанную схему в тетрадь |
3. Этап сообщения новых знаний t = 18-22 мин. Метод – вводная беседа Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска) Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебника) Метод - Аналитическая беседа Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска) | Записываем тему урока: Правление Ивана Грозного. Реформы Избранной Рады. - Эта тема будет связана с Иваном Грозным. Что бы подойти к ней надо узнать, что вы знайте о фигуре Ивана Грозного? Каким вы его видите? - Отчасти верно, но мало кто знает, как начиналось правление Ивана в будущем Грозного. Записываем первый вопрос: 1. Боярское правление и регентство Елены Глинской. (1533-1547) Будущему Ивану Грозному было всего три года, когда в 1533 г. умер его отец Василий III, при котором завершилось объединение Руси. - Мог ли трехлетний ребенок управлять государством? - Поэтому, Василий III перед смертью назначает опекунский совет из влиятельных бояр, во главе которых вскоре встала мать малолетнего Ивана IV – Елена Глинская – запишите это имя. Она стала регентом – временным правителем. - Как вы думайте, когда на престоле сидит ребенок, прежде зажатая силой Василия III, а в связи с ослаблением центральной власти, часть аристократической верхушки что стремиться сделать? Хотят ли они освободиться из под сильной власти? - Какова же цель регентства Елены Глинской? - Верно. Ее задача была пресечь попытки удельных князей вернуть власть себе и сохранить власть за сыном. Запишем эту цель – эту задачу опекунского совета и Елены Глинской. Откройте учебники на стр.203 прочтите два первых абзаца §. Какой первый шаг предприняли бояре-опекуны и Елена Глинская? - Т.е. расправа с вероятными претендентами на власть. Запишем расправу, как один из первых шагов. - Расправившись с противниками, Елена Глинская взяла в руки управление государством. Она приступила к реформам, прочтите на стр.203 предпоследний абзац, какие это были изменения? - Зачем надо было вводить единую монетную систему и сис-мы измерения? - Если в каждом крупном городе изготавливали свои монеты, то разные деньги, находившиеся в хождении, вносили не только трудности в экономике, но делали независимыми те города, где делали свои монеты. Поэтому была введена единая монета – московский рубль, который изготавливали в одном месте, для чего и основали в Москве Монетный двор. Запишем две реформы таким образом: 1. Введение единой монетной сис-мы, основание Монетного двора; 2. Введение единой сис-мы измерения. - Таковы были шаги - Но в 1538 г. Елена Глинская умерла, вероятно даже отравлена, среди бояр началась борьба за управление государством. Поддерживавший Елену Глинскую глава РПЦ, кстати, иосифлянин, был смещен. Это привело насилию при дворе, каждая приходящая группировка бояр, жестоко расправлялась с предыдущей. Бельские, Шуйские, Глинские - это все различные боярские роды, которые управляли гос-ом в малолетство Ивана IV. Запишем, что с 1538 г. страной управляли бояре, и укажем эти фамилии. Давайте прочитаем небольшой отрывок текста учебника , стр. 203 (последний абзац), что бы понять в каком положении был юный Иван IV. - Считались ли боярские группировки с малолетним князем? Если так бесцеремонно расправлялись с его близкими людьми. - Это стало одной из причин тяжелого характера Ивана IV, а так же сыграло свою роль в том, что достигнув совершеннолетия в 1547 г. князь венчался на царство, т.е. он стал Царем. Как до него назывался титул главы гос-ва? А теперь царь. Запишем в тетради, что Иван IV -первый русский царь, с 1547 г.. Отныне во главе гос-ва стали править цари. Причины становление на царствование таковы: - стать выше по статусу перед остальными князьями, которые еще недавно вносили смуту в малолетство Ивана; - быть наравне с правителями соседних государств: Казанского и Астраханского ханств, чьих правителей на Руси именовали царями; - претензия на господство и покорение соседних государств, т.к. до этого царями на Руси называли лишь римских византийских императоров. Царь Иван занял пустовавшее место императора Византии, покровителя и защитника православия | Записывают указанную тему - грозный - казнил всех - Изюм и Астрахань взял Записывают пункт плана - нет Записывают в тетрадь имя «Елена Глинская» - да - сохранить власть Ивана Записывают в тетрадь цель правления регентского совета: - сохранение власти за Иваном IV. - казнила ряд князей Записывают в тетрадь - расправа с вероятными претендентами на власть. Чтение текста учебника - Вводилась единая монетная система для всей страны - для этого изготовлен Монетный двор - едины меры измерения веса и длины Записывают в тетрадь указанные шаги Записывают в тетрадь: С 1538 г. - власть в руках бояр: Бельские, Шуйские, Глинские Чтение текста учебника - Нет - Государь всея Руси Записывают в тетрадь: Иван IV - первый русский царь |