СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. «Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассказывается о том, как научить студентов мыслить самостоятельно, развить у них интерес к учению,  привить им навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. «Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы»»

«Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы  как фактор развития ключевых компетенций студентов»

«Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций студентов»

Причины снижения активности студентов:  Студенты часто не осознают, зачем им вообще учиться; Не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; Устаревшие методики, используемые преподавателями, не отвечают потребностям студентов

Причины снижения активности студентов:

  • Студенты часто не осознают, зачем им вообще учиться;
  • Не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности;
  • Устаревшие методики, используемые преподавателями, не отвечают потребностям студентов
Активные и пассивные методы обучения

Активные и пассивные методы обучения

Ученые доказали, что:   человек запоминает только 10% того, что он читает  20% того, что слышит ,  30% того, что видит ,  50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,  80% - при самостоятельном обнаружении и формул и ровании проблем .  И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности , в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на  90%.

Ученые доказали, что: человек запоминает только 10% того, что он читает 20% того, что слышит , 30% того, что видит , 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формул и ровании проблем . И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности , в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на  90%.

 это обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, направляемой педагогом, обучающиеся овладевают необходимыми  знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися. А в процессе диалога развиваются  коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь учащихся. Активные методы обучения направлены на привлечение обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности,  вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний.

это обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, направляемой педагогом, обучающиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь учащихся. Активные методы обучения направлены на привлечение обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний.

 Групповые применимы одновременно к группе студентов,  индивидуальные  - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими обучающимися.

Групповые применимы одновременно к группе студентов,  индивидуальные  - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими обучающимися.

Проблемные ситуации Кластер Инсерт Творческие работы Активные методы обучения Метод проектов Работа с текстом Деловые игры Дискуссии Синквейн

Проблемные ситуации

Кластер

Инсерт

Творческие работы

Активные методы обучения

Метод проектов

Работа с текстом

Деловые игры

Дискуссии

Синквейн

 Цель создания проблемной ситуации заключается в осознании и разрешении таких ситуаций в ходе совместной деятельности преподавателя и студентов при самостоятельности учащихся под руководством педагога, а также в овладении студентами в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится интересным для студентов, стремящихся доказать свою точку зрения, поспорить с другими мнениями. Возникает дискуссия.

Цель создания проблемной ситуации заключается в осознании и разрешении таких ситуаций в ходе совместной деятельности преподавателя и студентов при самостоятельности учащихся под руководством педагога, а также в овладении студентами в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится интересным для студентов, стремящихся доказать свою точку зрения, поспорить с другими мнениями. Возникает дискуссия.

Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями? Почему они не понимают друг друга? А ваши родители всегда понимают вас? А вы их? А как это объясняет автор романа? Как вы думаете, почему так происходит? 8

Почему Евгений Базаров

не очень вежлив со

своими родителями?

Почему они не

понимают друг друга?

А ваши родители всегда

понимают вас?

А вы их?

А как это объясняет автор романа?

Как вы думаете,

почему так

происходит?

8

Как вы считаете, Раскольников – положительный или отрицательный герой? А как считает Ф.М. Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Докажите своё мнение». 8

Как вы считаете,

Раскольников –

положительный или

отрицательный герой?

А как считает

Ф.М. Достоевский?

Как вы относитесь к теории

Раскольникова?

Докажите своё мнение».

8

(чтение с пометами)  Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда обучающиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:  «!» – Я это знал.  «+» – Новое для меня.  «-» – Вызывает сомнение.  «?» – Вопрос.

(чтение с пометами)

Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда обучающиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.

Имя существительное одушевлённое или неодушевлённое обозначает, отвечает, является называет предметы части речи. Дополнение прямое, косвенное отвечает, употребляется, обозначает объект, на который направлено действие член предложения Раскольников замкнутый, задавленный убил, мучился, обрёл интеллигент, чересчур увлёкшийся размышлениями Родион

Имя существительное

одушевлённое или неодушевлённое

обозначает, отвечает, является

называет предметы

части речи.

Дополнение

прямое, косвенное

отвечает, употребляется, обозначает

объект, на который направлено действие

член предложения

Раскольников

замкнутый, задавленный

убил, мучился, обрёл

интеллигент, чересчур увлёкшийся

размышлениями

Родион

Презентация Творческие семинары  Эссе Составление кроссвордов Составление тестов Сравни эпизод Составление викторин, 15

Презентация

Творческие

семинары

Эссе

Составление кроссвордов

Составление тестов

Сравни эпизод

Составление викторин,

15

 Разыгрывание ролей   — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:  • наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения;  • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;  • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения;  • оценка результатов обсуждения и подведение итогов преподавателем.

Разыгрывание ролей   — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками: • наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения; • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии; • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения; • оценка результатов обсуждения и подведение итогов преподавателем.

тема

тема

ЛЕКСИКОЛОГИЯ МОРФЕМИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ГРАФИКА МОРФОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИКА (ЯЗЫКОЗНАНИЕ) ПУНКТУАЦИЯ СИНТАКСИС ОРФОГРАФИЯ ОРФОЭПИЯ

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

МОРФЕМИКА

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ГРАФИКА

МОРФОЛОГИЯ

ЛИНГВИСТИКА

(ЯЗЫКОЗНАНИЕ)

ПУНКТУАЦИЯ

СИНТАКСИС

ОРФОГРАФИЯ

ОРФОЭПИЯ

 «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.   Примерные вопросы:    Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?   Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?    Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

- Самостоятельная поисковая работа в информационном пространстве;   - Умение работать в команде;   - Приобщение к культуре исследования;   - Саморазвитие через самообучение;   -Адекватная самооценка;   - Умение представить продукт своей деятельности.

- Самостоятельная поисковая работа в информационном пространстве; - Умение работать в команде; - Приобщение к культуре исследования; - Саморазвитие через самообучение; -Адекватная самооценка; - Умение представить продукт своей деятельности.

Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность студентов, воспитывает по-настоящему образованных, любознательных, нравственных, ответственных людей, способных к сотрудничеству, динамичных и мобильных, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых.

Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность студентов, воспитывает по-настоящему образованных, любознательных, нравственных, ответственных людей, способных к сотрудничеству, динамичных и мобильных, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!