СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы«Формирование экологических компетенций младших школьников как одно из условий адаптации к современной жизни»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы«Формирование экологических компетенций младших школьников как одно из условий адаптации к современной жизни»»

МОУ ИРМО «ПИВОВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





Из опыта работы

«Формирование экологических компетенций младших школьников

как одно из условий адаптации к современной жизни»













Учитель начальных классов

МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ»

Долженец Анна Васильевна









Большое внимание в России, как и во всём мире, в последние годы уделяется вопросам экологического образования. От того, какой путь мы изберём на ближайшее будущее, зависит будущее нашей голубой планеты, будущее каждого человека и человеческого общества в целом. Очевидна простая истина - жить надо не в борьбе с природой, а в гармонии и полном согласии.

Экологическое образование в первую очередь и должно помочь обществу в этом непростом деле, заняв основополагающее место в системе общего образования. Как показали исследования, материалы экологии несут огромный развивающий и воспитывающий потенциал. Их освоение способствует не только приобретению учащимися системы необходимых знаний по основам экологии, но и ориентирует на формирование у школьников экологических способов деятельности в природе, развивает ответственное отношение к жизни и к окружающей среде. То есть, знания по экологии служат актуальным средством привития школьникам навыков грамотного обращения с природой, что в настоящее время является чрезвычайно актуальным в нашей стране.

Огромные природные богатства России породили в сознании нашего населения беспечность и безответственное отношение к природе, человечество уже вышло за пределы возможности планеты. Мы сейчас живем в эпоху экологической катастрофы. Увеличивается неравномерное распределение ресурсов: на 20% людей используется 80% ресурсов, а 80% людей используют 20% ресурсов. Поэтому, мы должны научиться распределять ресурсы так, чтобы исчезающие остались будущему поколению.

В своей работе особое внимание я уделяю формированию экологических компетенций младших школьников как одно из условий адаптации к современной жизни, а именно:

  • формирую понимание самооценки природы;

  • учу ребёнка осознавать то, что он является частью природы;

  • воспитываю уважительное отношение ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

  • формирую эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

  • учу понимать то, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

  • формирую у детей желания сохранить окружающую среду, осознавать ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

  • прививаю понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;

  • мы усваиваем основы экологической безопасности; и

  • формируем навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Формирование экологической компетенции младших школьников - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в ней. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи.

При формировании экологической компетенции я ставила задачу оптимизации «экологии детства» – «семейной экологии», повышения психического, социального здоровья, экологической культуры.

Я вывела для себя то, что экологическая культура – качество личности, компонентами которой являются:

  • интерес к природе и проблемам её охраны;

  • знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития;

  • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

  • экологически грамотная деятельность в природной среде;

  • мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Экологическую культуру нельзя привезти в страну как канадские чипсы или французскую косметику. Она рождается как результат взаимодействия природы и человека, культуры и ландшафта.


Цель моей работы по развитию у детей экологической компетенции формирование ответственности за сохранение естественного природного окружения, ответственности за своё здоровье и здоровье других людей, активной и созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды.

Один из наших принципов «Будущее – через прошлое» – означает, что в сознании населения есть мощный пласт экологической культуры. На его базе через диалог культур, психические, эмоциональные, интеллектуальные связи поколений можно сформировать экологическую нравственность у современного поколения.

В центре моей деятельности – формирование нравственных ценностей, целью которой является – разбудить в детях мир чувств, врождённую способность «слышать и слушать» природу, обучить ребёнка осознанию мотивов своих чувств и поступков, то есть осознанности выбора; раскрыть потенциальные творческие возможности ребёнка; заложить основы экологической и проектной культуры; формировать экологический образ жизни.

В процессе обучения я стараюсь развивать у детей художественное мышление, наблюдательность, способность к воображению, фантазии. На уроках я создаю ситуацию, чтобы ребёнок смог пережить её, потом, как сделать, поступить в данной ситуации. Ребёнок должен предвидеть, что будет с обществом, если «я так поступлю». На уроках мы учимся понимать настроение человека, анализировать поступки с позиции справедливо и несправедливо, добро и зло; учимся узнавать в окружающем мире растения и животных, ухаживать за ними, соблюдать советы дорожных знаков и т.д.


В своей работе я использую журналы: «Сибирячок», «Нерпёнок», «Экологическая волна», «Мой мир», книги о Байкале, о животных и растениях, энциклопедии и другие источники.


С целью замера экологических знаний учащихся и выявления причин, определяющих их уровень, я провела исследования, в основу которых легли: анкетирование родителей и учащихся, беседы, наблюдения в ситуации.

Мною были задали следующие вопросы:

  1. Какие условия необходимы для жизни растениям?

  2. Какие условия необходимы для жизни человека?

  3. Приносит ли человек вред природе? Какой?

  4. Какую пользу людям приносит лес?

  5. Приходилось ли вам участвовать в охране и улучшении природы?

В 1 классе из бесед с детьми, выяснилось, что знания о природе у многих ребят очень низкие, ещё не сформировавшиеся, а у некоторых равны нулю. Поэтому придётся много поработать. В 4 классе я думаю, результаты уже есть, следует продолжать такие уроки по экологии. Дети начинают осознавать, что природа в опасности и ей надо помочь.


Большую работу провожу с родителями. На родительских собраниях рассматривали вопросы экологического воспитания. Были предложены вопросы для дискуссии, чтобы задуматься над причинами зарождения у детей бездушия.

  • Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, растения, а другие нет?

  • Как научить ребенка бережно относиться к природе, ко всему живому?

Заслушав мнения родителей, подвела итог сказанному: в большей степени воспитывает пример взрослых, их неравнодушное отношение ко всему, что окружает нас в природе. Взрослым нужно не только эмоциональное воздействие: умение увидеть и пожалеть поломанный сук на дереве, разоренный муравейник, но помочь природе в беде.

Рука ребенка тянется сорвать цветок, другой. Нужно донести до ума и сердца ребенка мысль о том, что на лугу цветы выглядят красивее, чем в букете. По ночам и в плохую погоду они становятся шалашиками для насекомых, укрывая их от дождя и холода.

Далее из анкет родителей видно, что дети мало общаются с природой. Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Я считаю, что мамы, папы, бабушки и дедушки являются первыми проводниками в природу. Они должны постараться преподнести детям уроки доброты, честности и мужества. Сделать вместе с детьми кормушки и скворечники для птиц, собрать корм птицам, приучить детей подкармливать их каждый день, читать и обсуждать в кругу семьи книги о природе.

Радует то, что родители сами предлагают экскурсии, походы, организуют поездки в музеи, готовят костюмы к выступлениям ребят.


Начиная с первого класса, на уроках мы учимся наблюдать окружающий мир, для этого ввожу сезонные прогулки, экскурсии, походы, на которых мы не просто смотрим и слушаем, а ощущаем, пробуем, вдыхаем, замечаем отдельные яркие проявления, крупные детали. Общение с детьми на уроках, экскурсиях и прогулках позволяют мне построить работу так, чтобы само состояние природы являлось источником красоты, радости и эмоциональной отзывчивости. При достаточно богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое личное переживание в создаваемых им образах.


Уже на первых уроках почувствовала детскую пытливость, любознательность и поставила целью научить детей не просто говорить, а красиво и грамотно выражать свои мысли, развивать наблюдательность и фантазию. На экскурсиях дети бессознательно начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимать как живой, близкий и родной. Экологические экскурсии – экспедиции. Их цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, читать книгу природы. Во время экспедиции дети заготавливают лекарственные травы, собирают природный материал для коллекции, исследуют растения, почву и периоды года.

Не один раз посетили краеведческий музей, отдел природы, ботанический сад, оранжерею. Принимали участие в Областном празднике «Синичкин день». Ребята отмечены подарками за изготовление кормушек для птиц. Принимали участие в Всероссийской акции «Покормите птиц», награждены грамотами.

В процессе изучения тем по курсу экологии использую разные виды работ: коллективные, групповые, индивидуальные.

Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли эколога, директора предприятия, решающего экологические проблемы. Игры – соревнования использую в качестве элементов проверки знаний. Это могут быть викторины, ребусы, кроссворды, КВН. Также использую ролевые игры, которые дают основу профориентационной работе, загадки, инсценировки, драматизации, всевозможные лото и т.д.

Для проведения уроков использую поговорки, пословицы, народные приметы о временах года, растениях, животных, труде людей. Учащихся всегда привлекает устное народное творчество, они сами участвуют в его подборе, сами сочиняют стихи и загадки о природе.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной, предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений меж предметных связей. В работе с учащимися большое значение имеют дидактические игры «Кто, где живёт?», «У кого какой дом?», «Живое и неживое?» и другие. Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении ими экологических знаний. К ним относятся конкурсы – аукционы, марафон, викторина «Поле чудес». Используя в своей работе интересные экологические задачи. В ходе их решения дети находили правильные пути решения проблем. В начальной школе учитель практически все предметы ведет сам, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках.

Также я провожу игры – путешествия. Они способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Это «Путешествие в зимнюю страну», «Путешествие в мир растений», «Путешествие по родному краю», «Путешествие по Красной книге» и т.д. Сюжетная игра, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, на «Празднике птиц» ребята изображали зверей и птиц из рассказа Е.Чарушина «Кто, чем занят зимой?».

Дети большие любители и знатоки сказок. Окружающий мир они познают через сказку. Даже сны им порой снятся сказочные. В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий. Например, «Путешествие капельки», «Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево», «Как поспорили растения», «Сказка о том, как кузнечик бабочку не узнал» и т.д.

Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за неё.


Очень хорошей формой экологического воспитания стало участие в любом практическом природоохранном мероприятии. Примером этого может служить акция по очистке территории от мусора, посадка цветов на пришкольном участке, изготовление кормушек для птиц. Особое значение имеют трудовые десанты. Например, «Посади дерево», «Покорми птиц зимой», «Умелые руки не знают скуки», «Нам до всего есть дело». И если подобные мероприятия сопровождать соответствующей специальной информацией, воспитательная роль несомненна.

Ребята с огромным желанием готовят сообщения на определенные темы, выступают на ученических конференциях, ведут исследовательскую работу, читают и пересказывают книги, заучивают стихи наизусть.

При формировании экологической компетентности нужно учитывать, что ребёнок, как и любое живое существо, испытывает естественную потребность в общении с природой. Однако в наше время отчуждение человека от природы настолько усилилось, что эта потребность часто удовлетворяется лишь суррогатами (в основном, с помощью телевизора). В школе это отчуждение может быть лишь частично преодолено посредствам экологизации развивающейся предметной среды. Одной из главных задач, поставленных мной, является создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры и экологически грамотного поведения.

Для этого в своей работе я использую разнообразные формы и методы работы:

  • экологические занятия, экскурсии, походы;

  • уроки доброты и понимания;

  • кружковые занятия «Страна Цветоводия»;

  • конкурсы, КВН, викторины;

  • обсуждение и проигрывание ситуаций;

  • трудовой десант;

  • экологические игры, сказки, инсценировки, праздники;

  • экологические задачи;

  • задания по экологии, опыты, наблюдения

  • экологические олимпиады и конференции.

Главная особенность при формировании экологической компетентности младших школьников – смотреть на мир глазами ребёнка, чувствовать его интерес и понимать многочисленное «Почему?», системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникшие проблемы с ребёнком на равных.

Основная функция заданий – развитие интереса к природе, к людям, к поступкам, поведению, к изучению и осмысливанию связей между ними.

Занимаясь творчеством, человек освобождает себя от недуг, становится свободным. Всё узнанное, понятное и сделанное детьми формирует внутренний мир ребёнка, воспитывает в нём добрые чувства, трогательное отношение ко всему живому. Мы учимся понимать, что мир живой природы содержит в себе огромное разнообразие видов растений, грибов, животных, и это разнообразие видов можно классифицировать по существенным признакам, все они важны и нужны природе; сохранение многообразия растений и животных – главная задача человечества; связь здоровья природы и здоровья человека.


Человек – часть природы. Он способен чувствовать состояние природы, настроение другого человека. В этом залог его духовного и физического здоровья.


Подводя итог проделанной работе, я считаю необходимым и актуально обоснованным обучение и воспитание детей по пути экологизации.

Очень значимой в нашей школе является изучение аспектов гендерной социализации. В своей работе я предполагаю выйти на исследования этой проблемы через «Экологию личности». Этот раздел моей работы будет предполагать изучение личностных психологических особенностей, свойств и качеств моих учащихся с учётом гендерных ролей.






















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!