Из опыта работы классного руководителя
по патриотическому воспитанию школьников СКОУ
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся.
А цель педагога помочь становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение.
Я работаю в школе 30 лет. Мой стаж работы в должности классного руководителя - 30 год. В настоящее время являюсь классным руководителем 4, 5, 7 класса. В моем классе 5 учеников: 4 мальчика и 1 девочка.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
· Не запрещать, а направлять;
· Не управлять, а соуправлять;
· Не принуждать, а убеждать;
· Не командовать, а организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое,
- духовно-нравственное,
- спортивно-оздоровительное,
- культурно-эстетическое,
- учебно-познавательное,
- общественно-полезная деятельность,
- индивидуальная работа с учащимися,
- проектная деятельность.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, воспитательной программой «Я - гражданин».
Цели работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Основные принципы:
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания обучающихся у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.
В 2021-2022 учебном году (5 класс) я так определила одну из важнейших задач воспитания классного коллектива: способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции.
Огромное воспитательное значение имел открытый классный час «Государственные символы России»», а также классные часы на тему:
78-летию Победы посвящается;
4 ноября – День народного единства;
Права ребенка;
Бурятия в годы Великой Отечественной войны;
«Я шлю тебе письмо из 41-го» (город Закаменск в годы войны).
В 2022-2023 учебном году реализация обозначенной воспитательной задачи была продолжена. Вызвали большой интерес школьников классные часы и общешкольные мероприятия на тему:
Страницы истории средних школ Закаменского района (90 - летие основания района).
День защитника Отечества
Трагедия в Японии
Гагарин-первый космонавт России
Насилие и закон
Героями не рождаются, героями становятся (Подвиг детей - пионеров)
Дорога в космос
Чернобыль: это не должно повториться!
Урок успеха «Знаешь – научи»
В текущем учебном году одной из воспитательных задач является развитие внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование нравственной культуры, гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие.
Особое внимание в работе с детьми сейчас уделяю воспитанию толерантности – умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Это особенно важно в условиях участившихся актов насилия, терроризма, обострения межрелигиозных и межнациональных конфликтов.
16 ноября 2022 года (в мире отмечается день толерантности) я провела в классе урок-презентацию «Мы очень разные, но мы вместе». В ходе беседы мы искали ответ на вопрос: Как жить в мире, где столько разных людей? Ребята вывели правила толерантного общения:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Не оценивай людей, а цени их.
Мы пришли к выводу: наш класс- это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
Ежегодно класс принимает активное участие в Днях защиты детей.
Традиционно в канун 9 мая в школе проходят акции, посвященный годовщине Победы: «Георгиевская лента», «Окна Победы», «Бессмертный полк», «Бессмертный автополк». В прошлом учебном году я с детьми подготовила композицию «Поклонимся великим тем годам», которая сопровождалась видео-презентацией. Мои ученики класса возложили цветы к памятнику, погибшим в той войне.
Вот в таких делах и формируется коллектив, и воспитываются патриоты.
Каждый ученик класса ведет свое портфолио, накапливая в нем все свои достижения. А еще все вместе мы пишем летопись класса, где отмечаем каждое значимое событие в классной жизни.
В прошлом учебном году мы стали членами детской организации «Патриоты Закамны», действующей в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Изучаем историю родного края, творим «добрые дела»: убираем территорию у памятника выпускникам школы, помогаем ветеранам труда (ШСЦ), оказываем посильную помощь инвалидам и ветеранам нашей школы (БНН) – участвуем в операции «По зову сердца».
При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты. Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
Проводя анкетирование учащихся, а также диагностику воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки. Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, а иногда просто учу и их. На родительских собраниях обсуждались такие важные вопросы, как:
Взаимоотношение в семье, как его добиться (ноябрь 2021 г.)
Родителям о воспитании толерантности у детей (октябрь 2022 г)
Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм? (февраль 2023 г.)
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “за всё”, и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь интернет-ресурсами.
Я используюопыт представленный на сайтах:
http://www.proshkolu.ru/
http://www.openklass.ru/
http://www.ucoz.com/
Имею свой сайт
https://multiurok.ru/soktoyevam/
Здесь я размещаю материал, который может быть полезен другим учителям и классным руководителям.
Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.