Из опыта наставнической работы в школе
В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.
В соответствии с целевыми показателями национального проекта «Образование», к концу 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и шефства, что позволит создать условия для формирования активной гражданской позиции у каждого обучающегося, а также достичь цели проекта в части воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В помощь педагогической общественности Министерством просвещения РФ разработаны «Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» (Письмо министерства просвещения «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» от 23.01. 2020 года № МР-42/02).
В методических рекомендациях, в частности, «наставничество» определяется как «универсальная технология передачи опыта, знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогощающее общение, основанное на доверии и партнерстве».
К рассмотрению и использованию в работе предлагаются пять форм наставничества, включающие всевозможные вариации наставничества, в зависимости от условий реализации программы наставничества:
- «ученик-ученик»;
- «учитель-учитель»;
- «студент-ученик»;
- «работодатель-ученик»;
- «работодатель-студент».
Каждая из перечисленных форм нацелена на решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества.
Мы рассматриваем форму наставничества «ученик-ученик». Над данной формой наставничества мы начали работать еще в 2020-2021 учебном году. Форма «ученик-ученик» стала ведущей в реализации социального проекта по самоуправлению «Лидер в тебе». Данный проект команда совета старшеклассников «Лидер» осуществляла в течение трех лет, и в прошлом учебном году был обобщен опыт по реализации модели наставничества «ученик-ученик» в рамках социального проекта «Лидер в тебе». Проект «Лидер в тебе» заявлен на областной фестиваль «Профессионалы Урала», который пройдет в декабре 2021 года. Мы считаем, что за три года работы проекта, ребята-наставники и ребята-наставляемые уже проработали свои лидерские качества, и они могут передать свои знания и опыт другим участникам проекта.
В 2021-2022 учебном году мы приступили к реализации социального проекта «Лидер для других», главной задачей которого является передача опыта ребят-наставников, более младшим ребятам, которые в перспективе смогут быть наставниками у кандидатов.
Для проекта «Лидер для других» были составлены 9 пар ребят-наставников и ребят-помощников. По результатам анкетирования в проекте пожелали участвовать 92 ученика. Все ребята-наставляемые были распределены на 9 групп, в этом учебном году по классам, т.к. сделать разновозрастные команды не позволяют правила обучения во время пандемии. Ребятами-наставниками был составлен календарный план проекта и установлены сроки реализации проекта.
№ | Наименование этапов, мероприятий | Сроки начала и окончания | Ожидаемые итоги |
1. | Отбор активистов для участия в проекте | Сентябрь 2021 | Набор в команду |
2. | Анкетирование обучающихся перед началом реализации проекта | Сентябрь 2021 | Выявление потребности у аудитории в данном проекте |
3. | Формирование команд, отбор и назначение кураторов, работа над календарным планом проекта | Октябрь 2021 | Освещение работы в медиа пространстве |
4. | Начало проекта и проведение первого конкурса среди команд «Видеовизитка» | Октябрь 2021 | Увеличение охвата аудитории контентом постов в соц. сетях |
5. | Подведение итогов первого конкурса «Видеовизитка» | Ноябрь 2021 | Размещение видеороликов команд в группе соц. сети ВКонтакте |
6. | Проведение второго конкурса «БЕЗопасность» | Ноябрь 2021 | Размещение статей в группе соц. сети ВКонтакте |
7. | Подведение итогов второго конкурса проекта «БЕЗопасность» | Ноябрь 2021 | Увеличение охвата аудитории контентом постов в соц. сетях |
8. | Начало и проведение третьего конкурса «Проведение мастер-классов» | Декабрь 2021 | Увеличение охвата аудитории контентом постов в соц. сетях |
9. | Подведение итогов третьего конкурса «Проведение мастер-классов» | Декабрь 2021 | Статьи, посты в социальных сетях и на сайте школы |
10. | Итоги конкурсов проекта. | Декабрь 2021 | Статьи, посты в социальных сетях и на сайте школы |
Ребята-наставники составили контент-план реализации социального проекта «Лидер для других» в социальных сетях и на сайте школы.
№ | Наименование СМИ | Форма изложения информации | Количество информаций |
1. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/YUjS7 Информационное сообщение о старте проекта «Лидер для других» и первом конкурсе проекта «Видеовизитка» | 1 (525 просмотров) |
2. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/Yg2Ea Информационное сообщение о видеоролике команды «Веселые ребята» | 1 (504 просмотра) |
3. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/Yg2Fo Информационное сообщение о видеоролике команды «Тоффифи» | 1 (401 просмотр) |
4. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/Yg2Hd Информационное сообщение о видеоролике команды «Привет» | 1 (386 просмотров) |
5. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/Yg2Ng Информационное сообщение о видеоролике команды «Забивные самолётики» | 1 (306 просмотров) |
6. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/Yg2Qt Информационное сообщение о видеоролике команды «Самоцветы Урала» | 1 (293 просмотра) |
7. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/YUjXQ Информационное сообщение о видеоролике команды «Поколение Butterfly» | 1 (312 просмотров) |
8. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/YUjWX Информационное сообщение о видеоролике команды «Фантазёры» | 1 (280 просмотров) |
9. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/YUjUs Информационное сообщение о видеоролике команды «Непоседы» | 1 (283 просмотра) |
10. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/YUjT8 Информационное сообщение о видеоролике команды «Лидеры» | 1 (268 просмотров) |
11. | Социальная сеть ВКонтакте, группа СС «Лидер» | https://clck.ru/Yg2ZB Информационное сообщение о подведении итогов первого конкурса «Видеовизитка» | 1 (397 просмотров) |
12. | Сайт МАОУ «Покровская СОШ» | https://pokrovkaschool.nubex.ru/4745/news/32177.html Размещение информационных материалов по продвижению проекта «Лидер для других» | 1 публикация |
| Социальная сеть ВК Всего: | Информационные сообщения | 11 публикаций (3955 просмотров) |
Здесь представлен контент-план по первому конкурсу проекта «Лидер для других» «Видеовизитка».
Критерии оценивания конкурса «Видеовизитка»
Видеовизитку команды независимо оценивают не менее двух человек из совета экспертов.
Критерий | Расшифровка | Оценивание |
Включенность | Каждый участник команды принял участие в визитке | 5 – все участники были в видео 0 – отсутствовали несколько участников |
Содержание | 1. Название команды 2. Почему именно человек участвует в конкурсе, и чем он будет полезен в команде (каждый участник рассказал) | 1. 2 – есть два пункта 2. 1 – есть 1 пункт |
Ораторское искусство | 1.Ясность речи, 2.логика, 3.дикция | Максимум 3 балла за каждый пункт |
Оригинальность | 1.Новизна, 2.необычность, 3.непредсказуемость | До 3-х баллов |
Длительность ролика до 2-х минут
Работу команд оценивала экспертная группа проекта:
Сомова Нина Александровна – учитель начальных классов
Шикшеева Ольга Николаевна – педагог-организатор.
Итоги подводились в двух возрастных группах: 3-6 классы и 7-9 классы.
В возрастной группе 3-6 классов места распределились:
I место - "Поколение Butterfly" (5б), "Привет" (6б), "Фантазеры" (6а)
II место - "Тоффифи" (5а)
III - место "Непоседы" (3а)
В возрастной группе 7-9 классов:
I место - "Веселые ребята" (8б)
II место - "Самоцветы Урала" (8а), "Лидеры" (9в)
III место - "Забивные самолётики" (7б)
По результатам голосований призы зрительских симпатий получили команды:
"Веселые ребята" (8б)
"Забивные самолётики" (7б)
"Самоцветы Урала" (8а)
"Лидеры" (9в)
Во 2 четверти ребята-наставники и их помощники приступят к реализации второго конкурса социального проекта «Лидер для других» «БЕЗопасность».