СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Избранные вопросы русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительный час русского языка для учащихся 11-го класса.

Просмотр содержимого документа
«Избранные вопросы русского языка»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку (дополнительный час)

«Избранные вопросы русского языка»

11 класс



Пояснительная записка.


Статус документа


Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:


1. Программы по русскому языку для 10-11 классов средней школы под редакцией И.В.Гусаровой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 8 июля 2002г. № 2783.

3. Годовой календарный учебный график муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Альметьевска Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год.


.Планирование ориентировано на учебник .В.Гусаровой. Русский язык. 11 класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф,2013.


Общая характеристика предмета

Настоящая рабочая программа по русскому языку для Х -ХI классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) и авторской программы И. В. Гусаровой «Русский язык: 10-11 классы: профильный уровень: рабочая программа для общеобразовательных учреждений». – М: Вентана – Граф, 2013.


Приоритетным направлением языкового образования в 10 - 11 классах на профильном уровне является углубленно – обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном аспектах.

Углубленное изучение предполагает:

  1. более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;

  2. введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;

  3. рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;

  4. расширение круга сведений линговедческого, этнокультуроведческого содержания;

  5. усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;

  6. моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного, интегрального качества личности.

Этим определяется объем формального образования.

Курс углубленно-обобщающего изучения русского языка в 10 - 11 классах призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделим следующие:

1) формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;

2) формирование культуроведческой компетенции учащихся;

3) формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правил их соединения, умение пользоваться ими в речи.

Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных ее понятий, а также определенные представления об ученых-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.

Культуроведческая компетенция предполагает в первую очередь осознание языка как формы выражения национальной культуры.

Понятие «коммуникативная компетенция» включает в себя:

  • наличие определенных теоретических сведений о языке;

  • наличие определенных знаний языка (орфоэпических, лексических, грамматических умений и навыков);

  • наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями

общения;

  • наличие знаний и умений организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения.

Таким образом, коммуникативная компетенция, являясь высшей ступенью в иерархии компетенций, представляет собой их нерасторжимое единство, расширяет и углубляет языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

При обучении русскому языку как средству общения в 10 - 11 классах предполагается использовать коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:

  • обучение средствам языка;

  • обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);

  • обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных - аудировании и чтении, продуктивных - говорении и письме);

  • обучение умениям и навыкам общения на языке.

Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

 развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и

социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего гуманитарного образования;

 углубление знаний о лингвистике как науке; русском языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

 овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

На основании требований государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования для учащихся 11 класса, изучающих русский язык на профильном уровне,

предполагается реализовать следующие задачи обучения:

 углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

 овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

 совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;

 совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными способами информационной переработки текста;

 освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.



Требования к уровню подготовки учащихся

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе среднего (полного) общего образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении будет осуществляться входе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков, использование технологий проблемного обучения и тестовых форм контроля. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Обучающиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении).



В результате изучения русского языка ученик должен

знать / понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различны

  • х жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории. Языка и культуры русского языка и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов. Справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • владеть основными приемами информационной переработки текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего образования;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самоооценке через наблюдение за собственной речью;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



Количество часов:


Всего 34 часа; в неделю 1 час


Используемая литература


Гусарова И. В. Русский язык и литература. Русский язык: 11 класс: базовый и углублённый уровни:учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф, 2014


Современные развивающие технологии, применяемые на уроках русского языка


1. Технология проблемного обучения.

2.  Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

3.   Технология «Творческая мастерская»

4.Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.

Информационные технологии в работе учителя: возможности компьютерного набора и размножения материала. Информационные ресурсы Интернета. Полезные ссылки в Интернете. Возможности компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся. Обучающие программы по русскому языку. Информационные ресурсы по литературе.

5.Здоровьесберегающие технологии.

6.Обучение в сотрудничестве( командная, групповая работа)

7.Разноуровневое обучение.

8. Технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах).






Средства обучения на уроках русского языка


Оборудование и приборы

ПК, мультимедийный проектор, презентации.

1.Таблицы

2.Опорные конспекты по русскому языку Ю.С.Меженко.М.Новая школа

3.Компьютерные диски – тренажеры

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.

  • Полный мультимедийный курс по русскому языку для 9-11 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

  • Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.


Использование образовательных сайтов.

Для учителя:

1.Методический кабинет

2.Открытый класс

3.Современные технологии в образовании

4.Образовательные ресурсы сети Интернет

5.Методическая копилка

6.РroШколу.ru

7.Русский язык и литература. Российский общеобразовательный портал.

8.ИТ для учителей литературы.

9.Учительский портал

10.Открытый урок и т.д.

11.Лингвист.ru

12.Культура письменной речи.


Для учащихся

« Сайты ресурсов».

  • Сервер информационной поддержки "ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

www.ege.ru

  • Справочно-информационный портал "ГРАМОТА" www.gramota.ru

  • Классика. Стихи. Проза. www.klassika.ru www.stihi.ru www.proza.ru

  • Российский образовательный портал . www.school.edu.ru









Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 11 класс


№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведе

ния

Дата проведе

ния

1

Трудные случаи правописания НЕ со словами разных частей речи

1



2

Правильность, богатство, чистота, точность, логичность, уместность речи.

1



3

Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры речи.

1



4

Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод.

1



5

Отличие служебных частей речи от соответствующих существительных, местоимений, наречий с непроизводными предлогами и частицами.

1



6

Вводные компоненты и знаки препинания при них.

1



7

Вставные конструкции и знаки препинания при них.

1



8

Словообразование имен существительных. Переход слов других частей речи в имена существительные.

1



9

Обучение заполнения бланков ЕГЭ.

1



10

Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод.

1



11

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1



12

Полная и краткая форма качественных имен прилагательных. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных..

1



13

Особенности употребления форм имен числительных.

1



14

Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод.

1



15

Обособленные уточняющие дополнения

1



16

Разряды местоимений по значению. Особенности склонения местоимений.

1



17

Знаки препинания при сравнительных оборотах и др. конструкциях с союзом КАК.

1



18

Синтаксические функции глаголов.

1



19

Речевой практикум. Лингвистический анализ текста. Тестирование в формате ЕГЭ.

1



20

Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод.

1



21

Знаки препинания при обособленных приложениях.

1



22

Н-/-НН- в суффиксах страдательных причастий , кратких прилагательных и наречий.

1



23

Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов

1



24

Знаки препинания при согласованных и несогласованных определениях.

1



25

Особенности употребления форм деепричастных оборотов.

1



26

Синтаксические функции деепричастий. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

1



27

Переход наречий в разряд слов других частей речи. Слова категории состояния.

1



28

Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод.

1



29

Речевой практикум. Лингвистический анализ текста. Тестирование в формате ЕГЭ.

1



30

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и наречных сочетаний.

1



31

Особенности употребления форм наречий. Трудности постановки ударения в наречиях.

1



32

Уточняющие обособленные члены предложения и знаки препинания при них.

1



33

Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод.

1



34

Обобщение и систематизация изученного материала

1

















8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!