РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку (дополнительный час)
«Избранные вопросы русского языка»
11 класс
Пояснительная записка.
Статус документа
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Программы по русскому языку для 10-11 классов средней школы под редакцией И.В.Гусаровой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 8 июля 2002г. № 2783.
3. Годовой календарный учебный график муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Альметьевска Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год.
.Планирование ориентировано на учебник .В.Гусаровой. Русский язык. 11 класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф,2013.
Общая характеристика предмета
Настоящая рабочая программа по русскому языку для Х -ХI классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) и авторской программы И. В. Гусаровой «Русский язык: 10-11 классы: профильный уровень: рабочая программа для общеобразовательных учреждений». – М: Вентана – Граф, 2013.
Приоритетным направлением языкового образования в 10 - 11 классах на профильном уровне является углубленно – обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном аспектах.
Углубленное изучение предполагает:
более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;
введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;
рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;
расширение круга сведений линговедческого, этнокультуроведческого содержания;
усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;
моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного, интегрального качества личности.
Этим определяется объем формального образования.
Курс углубленно-обобщающего изучения русского языка в 10 - 11 классах призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделим следующие:
1) формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;
2) формирование культуроведческой компетенции учащихся;
3) формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правил их соединения, умение пользоваться ими в речи.
Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных ее понятий, а также определенные представления об ученых-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.
Культуроведческая компетенция предполагает в первую очередь осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Понятие «коммуникативная компетенция» включает в себя:
наличие определенных теоретических сведений о языке;
наличие определенных знаний языка (орфоэпических, лексических, грамматических умений и навыков);
наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями
общения;
Таким образом, коммуникативная компетенция, являясь высшей ступенью в иерархии компетенций, представляет собой их нерасторжимое единство, расширяет и углубляет языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
При обучении русскому языку как средству общения в 10 - 11 классах предполагается использовать коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:
обучение средствам языка;
обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);
обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных - аудировании и чтении, продуктивных - говорении и письме);
обучение умениям и навыкам общения на языке.
Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; русском языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования для учащихся 11 класса, изучающих русский язык на профильном уровне,
предполагается реализовать следующие задачи обучения:
углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;
совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными способами информационной переработки текста;
освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе среднего (полного) общего образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении будет осуществляться входе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков, использование технологий проблемного обучения и тестовых форм контроля. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Обучающиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать / понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различны
х жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории. Языка и культуры русского языка и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов. Справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самоооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 час
Используемая литература
Гусарова И. В. Русский язык и литература. Русский язык: 11 класс: базовый и углублённый уровни:учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф, 2014
Современные развивающие технологии, применяемые на уроках русского языка
1. Технология проблемного обучения.
2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
3. Технология «Творческая мастерская»
4.Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.
Информационные технологии в работе учителя: возможности компьютерного набора и размножения материала. Информационные ресурсы Интернета. Полезные ссылки в Интернете. Возможности компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся. Обучающие программы по русскому языку. Информационные ресурсы по литературе.
5.Здоровьесберегающие технологии.
6.Обучение в сотрудничестве( командная, групповая работа)
7.Разноуровневое обучение.
8. Технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах).
Средства обучения на уроках русского языка
Оборудование и приборы
ПК, мультимедийный проектор, презентации.
1.Таблицы
2.Опорные конспекты по русскому языку Ю.С.Меженко.М.Новая школа
3.Компьютерные диски – тренажеры
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 9-11 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Использование образовательных сайтов.
Для учителя:
1.Методический кабинет
2.Открытый класс
3.Современные технологии в образовании
4.Образовательные ресурсы сети Интернет
5.Методическая копилка
6.РroШколу.ru
7.Русский язык и литература. Российский общеобразовательный портал.
8.ИТ для учителей литературы.
9.Учительский портал
10.Открытый урок и т.д.
11.Лингвист.ru
12.Культура письменной речи.
Для учащихся
« Сайты ресурсов».
www.ege.ru
Справочно-информационный портал "ГРАМОТА" www.gramota.ru
Классика. Стихи. Проза. www.klassika.ru www.stihi.ru www.proza.ru
Российский образовательный портал . www.school.edu.ru
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки проведе ния | Дата проведе ния |
1 | Трудные случаи правописания НЕ со словами разных частей речи | 1 | | |
2 | Правильность, богатство, чистота, точность, логичность, уместность речи. | 1 | | |
3 | Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры речи. | 1 | | |
4 | Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод. | 1 | | |
5 | Отличие служебных частей речи от соответствующих существительных, местоимений, наречий с непроизводными предлогами и частицами. | 1 | | |
6 | Вводные компоненты и знаки препинания при них. | 1 | | |
7 | Вставные конструкции и знаки препинания при них. | 1 | | |
8 | Словообразование имен существительных. Переход слов других частей речи в имена существительные. | 1 | | |
9 | Обучение заполнения бланков ЕГЭ. | 1 | | |
10 | Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод. | 1 | | |
11 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | | |
12 | Полная и краткая форма качественных имен прилагательных. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных.. | 1 | | |
13 | Особенности употребления форм имен числительных. | 1 | | |
14 | Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод. | 1 | | |
15 | Обособленные уточняющие дополнения | 1 | | |
16 | Разряды местоимений по значению. Особенности склонения местоимений. | 1 | | |
17 | Знаки препинания при сравнительных оборотах и др. конструкциях с союзом КАК. | 1 | | |
18 | Синтаксические функции глаголов. | 1 | | |
19 | Речевой практикум. Лингвистический анализ текста. Тестирование в формате ЕГЭ. | 1 | | |
20 | Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод. | 1 | | |
21 | Знаки препинания при обособленных приложениях. | 1 | | |
22 | Н-/-НН- в суффиксах страдательных причастий , кратких прилагательных и наречий. | 1 | | |
23 | Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов | 1 | | |
24 | Знаки препинания при согласованных и несогласованных определениях. | 1 | | |
25 | Особенности употребления форм деепричастных оборотов. | 1 | | |
26 | Синтаксические функции деепричастий. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | 1 | | |
27 | Переход наречий в разряд слов других частей речи. Слова категории состояния. | 1 | | |
28 | Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод. | 1 | | |
29 | Речевой практикум. Лингвистический анализ текста. Тестирование в формате ЕГЭ. | 1 | | |
30 | Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и наречных сочетаний. | 1 | | |
31 | Особенности употребления форм наречий. Трудности постановки ударения в наречиях. | 1 | | |
32 | Уточняющие обособленные члены предложения и знаки препинания при них. | 1 | | |
33 | Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения; формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация и вывод. | 1 | | |
34 | Обобщение и систематизация изученного материала | 1 | | |
8