СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изготовление игрушек пальчикового театра в условиях объединения «кукольный театр»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка предназначена для студентов, воспитателей детских садов, педагогов начальной школы и их родителей. Тема «Изготовление игрушек пальчикового театра» входит отдельной серией занятий программы «Кукольный театр». 

Материал, представленный в методической разработке, может быть использован студентами и руководителями кружков и студий при организации работы с детьми дошкольного и школьного возрастов.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление игрушек пальчикового театра в условиях объединения «кукольный театр»»

МБУДО «Центр внешкольной работы» Московского района г. Казани







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА В УСЛОВИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»













ПДО Алексеева С.Е.
























2017





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Абсолютно все малыши и детки постарше любят играть и смотреть представления пальчикового кукольного театра. Выходить на специальные представления с ребенком у родителей не всегда есть возможность. В таких случаях вы можете самостоятельно связать пальчиковый театр крючком, или сделать куклы из бумаги и картона, сшить из фетра или вискозных салфеток используя в работе подходящие нитки и материалы.

Настоящая методическая разработка предназначена для студентов, воспитателей детских садов, педагогов начальной школы и их родителей. Тема «Изготовление игрушек пальчикового театра» входит отдельной серией занятий программы «Кукольный театр».

Материал, представленный в методической разработке, может быть использован студентами и руководителями кружков и студий при организации работы с детьми дошкольного и школьного возрастов.


Основная цель: облегчить работу педагогам в подборке материала данной темы.

Задачи:

-освоить приемы изготовления кукол;

-сформировать практические навыки шитья и декорирования кукол;

-разработать практические рекомендации по использованию пальчикового театра в работе с обучающимися объединения.

При разработке тематического плана использованы принципы логической последовательности подачи материала. Работа над куклой усложняется по мере усвоения нового материала. Вначале предлагается сделать куклы в технике оригами, плоскостные игрушки, затем склеить конусные, усложняя курс - сшить куклу - персонаж по готовым лекалам из фетра или вискозных салфеток. И, самое сложное – связать куклы.


ВВЕДЕНИЕ


История возникновения пальчиковых игрушек уходит своими корнями в очень далекие времена. Наши предки понятия не имели о мелкой моторике, мышечном тонусе и прочих премудростях неврологии, однако интуитивно делали своим детям правильные пальчиковые игрушки. Как только младенец начинал интересоваться своими руками, для него мастерили пальчикового зайку.

Квадратный лоскуток ткани сворачивали жгутиком по диагонали, сгибали и обматывали узкой полоской ткани. В образованное кольцо просовывался палец руки, играя роль головы зайки, а свисающие концы лоскутка становились ушками. Получившийся пальчиковый зайчик, надетый на мизинец, был не только забавной игрушкой, но и обладал сильным терапевтическим эффектом, не позволяя малышу сжать руку в кулачок неправильно.

  Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.  С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности.

Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития:  игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.

Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы, "оживая" на пальце не дадут вам соскучиться, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.  Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы, сделанные с душой несут, в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

Куклы пальчикового театра надеваются на пальцы руки. Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Игрушка, изготовленная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Тем более, не просто игрушка, а персонаж сказки.


СОДЕРЖАНИЕ


Способы изготовления пальчиковых кукол:

Игрушки в технике «Оригами»

Из бумаги и картона (конусные игрушки);

Из бумаги (плоские игрушки)

Из бумаги (папье-маше);

Из фетра или вискозных салфеток;

Вязаные игрушки.


Технология изготовления кукол пальчикового театра:


Игрушки в технике «Оригами»

Материалы и инструменты: Бумага в форме квадрата

Порядок изготовления:

1) Сложите по схеме основу куклы. ( смотрите приложение Рис. № 1)

2)Вырежьте и приклейте фигурке ушки, рожки, хвостик и т.д. (в зависимости от персонажа).

3)Раскрасьте и нарисуйте мордочку (или сделайте глазки и носик из цветной бумаги).

Игрушка готова. (Смотрите приложение Рис. №2)


Куклы из бумаги и картона (конусные игрушки) (смотрите приложение Рис.№3 )

Материалы и инструменты: Цветная бумага, картон, ножницы, клей-карандаш

Порядок изготовления:

1)Вырежьте детали игрушки по контуру

2)Склейте конус-туловище

3)Приклейте на конус-туловище остальные детали в соответствии с номером. Игрушка готова

Плоские фигурки выполняются из картона.

Материалы и инструменты: Цветная бумага, картон, хлопчатобумажная ткань, кусочки меха, пакля для волос и бороды, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА.

А) 1)На картон переведите контур персонажа и вырежьте.

2)С изнаночной стороны фигурки наклейте ткань (продублируйте) для прочности и приклейте колечко из картона для пальца (колечко тоже оклейте тканью).

3)Лицевую сторону персонажа оформите аппликацией из лоскутков ткани, кусочков меха, ниток, выделяя наиболее выразительные детали персонажа ( у кота в сапогах - шляпу с пером, сапоги; у Бармалея- лохматую бороду).


Б) «Танцующие пальцы» (ходилки). (Смотрите приложение №4)

Материалы и инструменты: Лист картона, краски.

Порядок работы:

1)нарисуйте на листе картона фигурку.

2)Сделайте два отверстия для пальцев.

3)Вырежьте фигурку и, вставив пальцы в отверстия, «научите» её танцевать.


Куклы из бумаги (папье-маше) (Смотрите приложение Рис. №5)

Материалы и инструменты: листы газеты, пластилин, клейстер, канцелярский нож, марля, краски, кисточка

Порядок работы:

  1. Из пластилина вылепить заготовку будущей игрушки так, чтобы она надевалась на палец.

  2. Сверху нанести слой кусочков газеты, смоченные водой.

  3. Обклеить слои газеты с клейстером, чередуя слой белой бумаги, слой газетных листочков.

  4. После высыхания заготовки, её разрезать. Вынуть пластилин и склеить обе половинки заготовки будущей игрушки.

  5. «Промарлевать» игрушку для крепкости.

  6. Заготовку прогрунтовать и расписать. Игрушка готова.

Пальчиковые куклы из фетра или вискозных салфеток. (смотрите приложение

Рис №6)

Материалы и инструменты: цветной фетр или вискозные салфетки, нитки, иголки, ножницы,.крупный бисер или мелкие бусинки для глаз или можно просто глазки вышить, а на светлом фетре проставить точки водостойким маркером.

Порядок работы:

  1. По выкройке раскроим тело и костюм куклы.

  2. Сошьём по контуру тело и руки, костюм куклы швом «Вперёд иголка». Концы цилиндров-ручек соберем иголкой с ниткой швом «Через край». Один конец ручки пришьём к телу куклы около шеи, в другой - вставим ладошку, изготовленную в узелковой технике и закрепим иголкой с ниткой.

  3. Декорируем лицо или мордочку игрушки бисером, или просто можно вышить.


Вязанные игрушки. (Смотрите приложение Рис. №7)

Материалы и инструменты: пряжа для вязания (акриловая или хлопковая) различных цветов и оттенков; вязальный крючок (подбирается под толщину выбранной нитки);наполнитель для сказочного персонажа (обрезки синтепона, холлофайбера, силикона); глазки или бусинки для куклы;нитки и иголка для скрепления всех деталей.

Порядок работы:

Все игрушки вяжутся по одной схеме, отличаются только костюмы игрушек.

  1. Свяжите колпачок, который будет надеваться на палец. В зависимости от выбранного персонажа подберите необходимые по цвету и фактуре пряжу.

  2. Переходите к вязанию головы персонажа. Непосредственно перед сужением не забудьте наполнить полость синтепоном или холлофайбером. После завершения двенадцатого ряда постепенно начинайте убавлять вязание до трех петель, затем уберите вязальный крючок, затяните и закрепите. Концы нитей не обрезайте, они вам еще понадобятся для дальнейшего крепления.

  3. Вывязывайте уши разных цветов. Затем попарно сшейте две детали, формируйте персонажа.

  4. Костюм вывязывайте в зависимости от характера персонажа. Декорируйте.


Элементы декорации изготавливаются из картона и раскрашиваются гуашью, затем покрываются лаком. Устанавливаются на столе с помощью подставок из картона (как рамки для фотографий).

Сделав куклы и изготовив декорации мы приступаем к репетициям, отрабатывая формируя диалогическую, эмоционально насыщенную речь. Обучающиеся лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

  Умения перевоплощаться формируются у детей в диалоге при использовании ими пальчиковых кукол. При проведении такой работы осуществляется активизация словаря, закрепляется правильное произношение звуков в свободной речи, отрабатывается возможность произвольно менять темп речи. Высоту, силу и модуляцию голоса, использовать различные виды интонации для того, чтобы как можно более точно передать характер своего персонажа. Таким образом, дети постепенно готовятся к участию в театральных постановках.

Театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.













ПРИЛОЖЕНИЕ


Рис.1 Рис 2.







Рис. 3 Рис. 4















Рис. 5

Рис.6














Рис.7
















ЛИТЕРАТУРА


1.Войдинова Н.М. Куклы в доме. Профиздат.Москва.2011.

2.Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, серия «Вместе с детьми», 2004

3.Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003

4.Кузьмина М., Кузьмина Н. Такие разные куклы. Эксмо. Москва. 2012.

5.Офицерова С.В. Вязаные игрушки. Москва. «Аст Пресс». 2011

6.журнал Вязаные игрушки. 2/2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!