СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изготовление "Кукла Берегиня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать к развитию интереса к изучению народных ремёсел России.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление "Кукла Берегиня"»

Конспект

Мастер-класса «Изготовление куклы – оберега Берегиня».

Цель: Способствовать развитию интереса к изучению народных ремёсел

России.

Задачи:

Образовательная:

Знакомство с многообразием традиционных народных кукол; ознакомление с техникой изготовления народной куклы-оберега ;

расширять кругозор, формировать интерес к традиционной русской культуре;

воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории;

Развивающая:

  • развивать творческую активность, умение работать в группах, мелкую моторику рук;

  • Воспитательная:

  • воспитывать эстетический вкус при оформлении куклы;

  • воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Методы: репродуктивный, наглядный, словесный.

Материал: ткань, нитки, тесьма, синтепон, атласные ленты.

Раздаточный материал: технологические карты.

Оборудование:  компьютер, проектор.

Тип занятия: комбинированный  

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Добрый день! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы на занятии отправимся в удивительную страну, которой нет на карте мира, это страна «Творчество». Сегодня мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приёмы работы по изготовлению куклы-оберега.

Куколка народная – чудо из чудес! 
Нет тебя пригожее и милее нет. 
Мама дочке делала, всё тепло вложив… 
Лоскуток к лоскутику примотав, не шив. 
Чтоб уколов не было от судьбы лихой. 
Чтоб счастливой доченька выросла большой. 
Чтоб была подруженькой кукла ей всегда, 
И беду и радости с ней всегда деля. 
Пусть живут традиции на Руси моей! 
Пусть играют в куколки доченьки детей!

Просмотр видеоролика «Вкусные истории» (Видеоролик).

Педагог: Ребята, вы догадались, что мы сегодня будем делать на занятии.

Что такое оберег?

Оберег – это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который наговорено заклинание и, которое носят в качестве талисмана. Уж так устроен человек, что даже у самых заядлых атеистов есть капелька суеверия.

А вы, верите в приметы? Ответы (черная кошка, пустые ведра, цифра 13 и т.д.)

Педагог:

Обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо три раза. Видимо, срабатывают многовековые привычки, передающиеся из поколения в поколение. Возможно, по этой причине человек нуждается в самых разных амулетах и талисманах.

Что такое кукла Берегиня?

Берегиня - защитница дома от злого духа и сглаза, приносит в дом достаток. Она несет в дом энергию солнца и плодородия, способна противостоять негативным мыслям, очищают пространство в доме. Вешается над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом.

Берегиня – особая мотанка. Нередко она защищала не одного человека, а всю семью. Поэтому к созданию этой куклы нужно подходить очень ответственно. Запрещается работать над амулетом во время болезни и в плохом настроении (слайд).



Что такое винегрет?

Педагог: Чем отличается салат от винегрета?

Введение в тему:

  • Значение и история появления куклы Берегини (слайд).

Названия практически всех славянских традиционных мотанок говорят о том, для чего она использовалась. Значение куклы Берегини тоже можно понять по ее имени. Эту куклу-оберег делали, чтобы уберечь семейное гнездо от склок, бед и безденежья.

Изготавливали Берегинь, как и других тряпичных куколок, только женщины. Мужчинам не разрешали помогать и не давали наблюдать за процессом. Считалось, что присутствие мужской энергии может негативно сказаться на обереге, развеет сплетение женских эмоций и мыслей, вложенных в талисман.

Матери делали тканевых защитниц для новорожденных, чтобы защитить малышей от злых духов. Такой оберег клался в люльку. Мотанка отвлекала внимание темных сил от ребенка, забирая весь негатив на себя и служила ему первой игрушкой.

Когда дети подрастали, женщины передавали им умение мотать Берегиню. Но учили этому только девочек. Достигнув 12 лет, девочки делали свою первую куклу. Если она хорошо получалась, ее прятали в сундучок вместе с остальным приданным.

Нередко этих лялек передавали по наследству. Впитавшая в себя любовь матери, такая кукла становилась мощным оберегом для ее детей и для всех последующих поколений. От этих кукол избавлялись только в самом крайнем случае – когда они совсем уже разваливались от старости.

Кукла мотанка Берегиня еще называлась Столбушкой. Связано это с особенностью изготовления оберега. Обычно ляльку делали большого формата.

Потому её нужно было укреплять, чтобы фигурка держала равновесие и не падала. Опорой куколке служил специальный рулончик из ткани.

Столб, служащий основой для мотанки, скрывал в себе особое значение – мужскую силу. А вот юбка, как и сарафан, олицетворяла женскую энергию и, обвиваясь вокруг мужской, заботилась о ней и оберегала. Таким образом Берегиня символизировала единство двух противоположностей.

По традиции Берегиню мотали из старой одежды. Для этого брали одежку, которую уже никто не будет носить. Ткани старались выбирать по ярче, чтобы кукла не вышла бледной и неказистой. Готовую мотанку украшали ленточками,

бусинами и нитями, чтобы она получилась нарядной, радующей не только своих хозяев, но и их гостей.

Наши предки делали обереги на разные случаи – были среди них защитные вещи, а также те, что приносили удачу. Некоторые помогали исполнять желания и даже притягивали в жизнь своего обладателя любовь.

Ляльки, подвески, браслеты и различные фигурки – это лишь малая часть из того, что мастерили славяне с целью привлечь благо или отпугнуть несчастья. Одни вещи было принято прятать от посторонних, другие – выставлять напоказ.

Согласно традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя было пользоваться ножницами и иглами: ткань лишь рвалась и связывалась. Также нельзя было рисовать лицо кукле (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух) (слайд).

Виды кукол (слайд)

Кукла «Травница» – эту куклу набивали лекарственными травами, чтобы она берегла здоровье. Часто её подвешивали у колыбели младенца. Куклу надо помять в руках и по комнате развеется травяной дух, который отгонит духов болезни.

Целительная кукла «На здоровье»

делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими

природными свойствами очень экологичен и забирая болезнь на себя,

помогает человеку поправиться.

Кукла «Коляда» - с этой куклой проходили все рождественские колядки. Эта кукла символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дороднуюженщину, одетое во всё новое и нарядное. От её имени колядующие желали счастья и благополучия. В мешочках лежит хлеб и соль. За поясом веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.


Берегиня – особая мотанка. Нередко она защищала не одного человека, а всю семью. Поэтому к созданию этой куклы нужно подходить очень ответственно. Запрещается работать над амулетом во время болезни и в плохом настроении.

КУКЛУ



Основная часть:

Педагог: Нам понадобится следующий материал.

Для куклы ростом 23 см нам потребуется:

  • 1. Плотная ткань для основы 20 х 55 см (у меня двунитка).

  • 2. Льняная или хлопчатобумажная ткань для лица и рук 30 х 30 см.

  • 3. Ткань на нижнюю юбку (ситец, бязь, шитьё, широкое кружево) 14 х 36 см.

  • 4. Ткань цветная на верхнюю юбку 15 х 38 см.

  • 5. Два квадрата из ткани что и для верхней юбки 9 х 9 см.

  • 6. Атласная лента 1, 5 - 2 см шириной и узкое кружево на очельник длина 12 см.

  • 7. Две узкие атласные ленточки для лямочек у сарафана 13 см. Можно не делать лямочки.

  • 8. Лоскут ткани для передника 7 х 14 см.

  • 9. Нитки красные натуральные.

  • 10. Треугольник ткани для косынки, по длинной стороне 23 см, высота 10 см.

  • 11. Вата для объема головы.

Технология изготовления куклы.

Педагог:

  • Берём ткань для основы и по короткой стороне закручиваем в плотный валик. Заканчивая закрутку, не забываем край подогнуть внутрь. Перевязываем получившийся столбик нитью в трёх местах.

  • На один из концов накручиваем вату, формируя таким образом объём головы.

  • Кладём заготовку на квадрат ткани для головы и рук таким образом, чтобы голова была по центру, а другой конец лежал на уголке. И перегибаем ткань по диагонали, накрывая столбик-основу.

  • Опускаем свободные концы квадрата вниз и перевязываем чуть ниже головы, попутно расправляя морщинки, убираем их с лица. Если лицо получается плоским, прежде чем перевязать добавьте на лицо ваты.

  • Свободные концы ткани выправляем в стороны. Кончики уголков и срезы заправляем внутрь (примерно на 1,5 см).

  • Формируем куколке ладони. Отступив от края уголка 1,5-2 см, перевязываем нитью. Руки готовы. Перевязываем основу по линии груди (ровно под руками) и по туловищу двумя крестами. Далее будем надевать на куклу нижнюю юбку. Берём ткань (у меня шитьё), кладём лицевой стороной вверх, по центру, лицом вниз кладём куклу. Нижний край ткани на 1, 5 см ниже линии груди.

  •  Оборачиваем ткань вокруг куклы, приподняв вверх руки. Края ткани накладываем друг на дуга. По линии груди приматываем ткань к туловищу.

  • Расправляем юбку вниз. Одеваем на куколку сарафанчик таким же способом как и нижнюю юбку. Расправим юбку вниз и привяжем передник. Кладём лоскут ткани для передника на лицо куклы изнанкой вверх и привязываем передник под грудью ткань расправляем вниз.

  • Наденем Берегинюшке на голову очельник. Вначале расположим по линии лба кружево, сверху ленточку, так, чтобы край кружева выглядывал. Оборачиваем вокруг головы и на затылке завяжем узелком.

  • Повяжем голову куклы платочком, узелок завяжем сзади.

  • Вот и готова кукла Берегиня — хранительница домашнего очага (слайд).

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше - выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали (слайд).


Правила техники безопасности.

Правила работы с ножницами.

  • Не держи ножницы лезвиями вверх.

  • Не оставляй ножницы в открытом виде.

  • При работе следи за пальцами своей руки.

  • Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.

  • Не играйте ножницами, не подносите их к лицу.

  • Используйте ножницы по назначению.

  • Ножницы кладите кольцами к себе (слайд).


Схема последовательного изготовления.














(слайд)

Педагог: А сейчас мы с вами изготовим куклу Берегиню, которая называется «Мотанка».

Ребята выполняют практическую часть занятия. В процессе работы педагог следит за техникой безопасности, оказывает индивидуальную помощь.

Педагог:  Вот наши куклы готовы. Теперь можно их украсить.

Педагог: Давайте украсим.

Заключительная часть:

Педагог: 

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Мы с вами приложили старания и умения и у нас получились красивые куклы.

А теперь мы подведем итоги. Чем мы занимались на занятии? Сегодня на нашем занятии мы проделали очень большую работу. Мы научились делать куклы Мотанки . Из каких материалов выполняли куклы обереги?

  • Почему на обереговых куколках не рисовали лицо?

  • Для чего служили куклы обереги?

  • Из каких материалов выполняли одежду?

  • Какой оберег изготавливали для колыбели ребёнка?

  • Какой символ заключается в обереге «Куклы Мотанки»?

  • Как бы вы оценили работу по внешнему виду?

  • Что вам понравилась сегодня на занятии?

  • Что вы запомнили важного и главного для себя?

  • Что вам могло бы пригодиться в жизни?

Педагог: А теперь давайте произнесём заговор.

«Кукла-мотанка, лялька-Берегинюшка, защищай наш дом от зла, завистников и разлучниц. Приноси в наш дом процветание, приводи в наш дом счастье, чтоб жили мы без бед и несчастий». (слайд).

Всем спасибо, занятие закончено

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Сегодня мы познакомились с небольшим количеством народных русских кукол-оберегов. Может показаться, что все они разные, но можно выделить несколько общих моментов.

Вопрос: Что общего вы заметили между куклами-оберегами?

Ответы.

Педагог:

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Существовали правила при изготовлении кукол:

  • нельзя использовать колющие и режущие предметы. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было рвать руками.

  • Безликость куклы. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.







Спасибо всем за внимание, доброжелательное отношение. А какое настроение у вас после нашей встречи? Предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о занятии, выбрав цветочек и украсить им сарафан нашей русской красавицы.

Цветок красного цвета – понравилось все, синий – хочу узнать больше, желтый – заинтересовал

Цель сегодняшнего мастер-класса выполнена. Я думаю, что каждый из вас вложил в изготовление куклы тепло своих рук и добрые мысли. Пусть кукла-берегиня станет желанным подарком вам или близким вам людям!

- Спасибо за ваше старание. Мне свами было приятно работать.





Сейчас много существует игрушек. Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та игрушка, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

Я предлагаю продемонстрировать свою куклу (каждый встает со своего места и показывает свою куклу) (выставка-обсуждение)

- Оцените выполненную вами работу (впечатления ).





Рефлексия.

Спасибо всем за внимание, доброжелательное отношение. А какое настроение у вас после нашей встречи? Предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о занятии, выбрав цветочек и украсить им сарафан нашей русской красавицы.

Цветок красного цвета – понравилось все, синий – хочу узнать больше, желтый – заинтересовал

Цель сегодняшнего мастер-класса выполнена. Я думаю, что каждый из вас вложил в изготовление куклы тепло своих рук и добрые мысли. Пусть кукла-берегиня станет желанным подарком вам или близким вам людям!

- Спасибо за ваше старание. Мне свами было приятно работать.

До свидания!
























Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»

(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)

















Конспект – занятие

На тему: « Приготовление блюда Винегрет и его украшение».






Инструктора по труду

Азарьянц Натальи Ивановны














Самоанализ занятия

«Приготовление винегрета и его украшение».

Инструктор по труду: Азарьянц Н. И.

Тема занятия соответствует перспективному планированию по программе Основы Ведения Домашнего хозяйства. На занятии присутствовало 6 детей среднего разновозрастного школьного возраста. У воспитанниц разный уровень знаний.

Тема занятия была выбрана по плану. Содержание соответствует возрастным

особенностям детей. На занятии были учтены возрастные и

психологические особенности.

Объём программного содержания соответствует нормам и уровню развития детей данной возрастной группы. Данная тема актуальная для детей статуса нашего учреждения, так как дети воспитываются в детском доме, вне семьи, практически знаний, умений и навыков о ведении домашнего хозяйства отсутствует, поэтому с помощью занятий дети знакомятся с приготовлением различных блюд, их составом, эти знания и умения им пригодятся в самостоятельной жизни.

Цель данного занятия: Ознакомить воспитанников с приготовлением блюд из сырых и варёных овощей, правилами первичной обработки способами и формой нарезки овощей и украшением.

В процессе занятия решались следующие задачи:

Образовательная:

  • закреплять знания названия овощей, определение вида по внешним признакам;

  • формировать знания, умения по приготовлению винегрета из варёных овощей;

  • ознакомить с правилами первичной обработки, способами, формами нарезки овощей, их украшением;

  • формировать знания об условиях обеспечивающее максимальное сохранение витаминов и минеральных солей при обработке овощей,

  • приучать учащихся соблюдению правил безопасности и санитарно – гигиенических требований.

Развивающая:

  • развивать творческую активность, умение работать в группах, мелкую моторику рук.

Воспитательная:

  • воспитывать эстетический вкус при оформлении готового блюда; аккуратность, организованность, доброжелательность, уважение друг к другу, повышать познавательный интерес к предмету;

  • воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Была проведена предварительная работа с детьми: разучивание новой физминутки.

Структура занятия была выстроена стандартно: I часть – вводная часть, организационный момент и введение в тему, II часть – основная часть, III часть – заключительная часть, обратная связь и итог занятия.

Вводную часть занятия был включён организационный момент, чтение стихотворения, просмотр видео ролика «Вкусные истории». Это позволило получить детям хороший психологический настрой на предстоящую работу на занятии.

В основной части решались все поставленные задачи путём использования наглядных, словесных и практических методов, ТСО презентация.

Применялись такие приёмы как:

Беседа, вопросы, которые позволили определить информированность детей по данной теме, активизировать их знания, развивать коммуникативную функцию речи.

Особый аспект на занятии имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, провела физминутку, следила за осанкой детей, смена видов деятельности способствовала предупреждению перегрузки детей.

Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культуры общения, рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

На протяжении всего занятии была хорошая психологическая атмосфера, располагающая девочек к общению, были активны, внимательны, работоспособны.

В конце занятия была проведена обратная связь, где девочки ответили на вопросы.

Итог позволил выявить знания детей, которые получили на занятии.

Считаю, что время, отведённое на все этапы занятия было распределено правильно. Использовались в работе с детьми вопросы и ответы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление.

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей: умение выслушивать ответы других. Внимательно слушать задания.

В процессе занятия дети узнали новое, закрепили полученные знания, подвели итог. Цель и задачи, которые я ставила перед собой, были выполнены.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!