Тема: Изготовление новогодних масок для карнавала.
Цель урока: Сформировать представление о назначении маски и технологии изготовления маски.
Задачи:
Дать учащимся представление о театральной, карнавальной, обрядовой маске, существующей в разных странах.
Развивать потребность детей в творчестве.
Развивать эмоционально-целостное отношение к искусству.
Создать условия для творческого самовыражения в создании карнавальной маски.
Осуществлять межпредметные связи (изо, технология, чтение).
Оснащение урока:
различные варианты масок;
слайды, фотографии масок;
работы учащихся;
музыкальный ряд: песня Игоря Саруханова «Маскарад»
Ход урока
Организационный момент.
Мы будем на уроке думать?
А может, будем спать?
Мы будем рисовать?
А в облаках летать?
Друг другу помогать?
Ребята, глазами нужно проверить, все ли готово у вас к уроку: краски, баночки с водой, кисточки, ножницы, простой карандаш..
2. Самоопределение к деятельности
Слайд 1
Ребята, какой самый веселый праздник зимой?
Новый Год, Рождество!
Сверкание елочных огней и фейерверков!
Круговорот масок и плащей, зверюшек и сказочных персонажей! Карнавал!
Я загадаю загадку и вы сразу догадаетесь какая тема нашего урока.
Наденешь её - и тебя не узнать,
Ты - рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь - вновь станешь собой.
Слайд 2
ТЕМА нашего урока: Карнавальные новогодние маски
3. Актуализация знаний
Когда ты играешь в какую-нибудь игру, ты всегда становишься кем-то. То разбойником или пиратом, то феей-колдуньей или принцессой С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.
Слайд 3
Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.
Потом маски стали надевать на разных праздниках карнавалах. Венецианский Карнавал Масок - самый известный и самый старинный карнавал в мире.
Слайд 4
Карнавал (франц. carnaval, итал. carnevale, вероятно, от лат. carrus navalis — потешная колесница, корабль праздничных процессий), вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.
Он известен с 1094 года. Именно из Венеции этот вид празднества с веками распространился по всему миру. Однако лишь венецианскому карнавалу присущи таинственность и магия, мистика и колдовство.
В прошлом карнавал в Венеции длился полгода, и в маске ходили повсюду: на рынок, в гости, по делам и даже на судебные заседания! К маскам привыкали настолько, что рассматривали их как предмет повседневной одежды. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд.
Слайд 5
И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в эти костюмы и маски, а потому так и назывались - ряжеными.
На Рождество и в святочные дни в России по дворам, по домам с весёлыми песнями-колядками ходят колядовщики, переодетые в разные костюмы и маски, среди них есть обязательно Медведь, Коза, Конь, Журавль, другие персонажи. Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.
В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами и маскарадами.
Слайды: 6,7,8
Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц.
Здесь вы видите примеры разных масок, которые можно сделать самому.
Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Карнавальную полумаску разрисовывают, украшают узорами, блестками, лентами.
Слайд 9
4.Физминутка
А сейчас посмотрите на доску. Что вам навевает эта картинка?
Ой, немного мы замерзли. Давайте погреемся!
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем
5. Работа по теме урока.
Слайд 10
Сегодня на уроке вы изготовите новогодние карнавальные маски.
У вас на столе лежат шаблоны масок, обведите и аккуратно вырежьте. Придумайте образ своей маски, кому сложно придумать, обратите внимание на доску, здесь представлены разнообразные маски.
Правила работы с ножницами
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути,
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Во время работы включаю песни: Игоря Саруханова «Маскарад»
6. Рефлексия.
Сегодня на уроке я ... (Сегодня на уроке я представлял себя художником.)
Сегодня на уроке я узнал:(какие бывают маски,
с помощью чего достигается выразительность… и т.д. )
Что вызвало у вас трудности?
Ребята, вы довольны результатом своего труда?
Что получилось лучше всего?
7. Конкурс рисунков.
Ребята, все отложили кисточки. Давайте посмотрим на ваши маски. (По окончании урока проводится выставка готовых работ учащихся)
- Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Спасибо
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи,
Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери.