Тема: Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение.
Цель: обучение изложению.
Задачи:
1). Развивать письменную речь учащихся.
2). Формировать умение воспроизводить содержание текста с сохранением стилистического единства и авторских выразительных средств.
3). Воспитывать любовь к животным; сочувствие, отзывчивость.
Оборудование:
Оформление доски:
Изложение.
Хитрый заяц.
I. «На охоту за зайцами». Отправился, на охоту, встал и жду.
II. « Заяц пропал» гоняют, по вырубке, выбегает, девался.
III «Не выдавай меня!». Вышел, посмотрел и замер, притаился.
Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»
IV «Экзамен на хитрость сдан». Стыдно стало убивать, опустил, отозвал,
пошли искать, этот экзамен сдал.
За доской:
Лесная вырубка - место в лесу, где вырублен, повален лес.
На маленькой доске: Тема: Заяц. Основная мысль: Хитрость зайца.
Ход.
Вступительное слово учителя:
Рассказ, который вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий. Всё, о чём писатель рассказывает, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, любил наблюдать за животными.
В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей, и ему очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным.
Сообщение цели и темы урока:
Мы сегодня напишем изложение по тексту Г.А.Скребицкого, которое будем изучать в 5 классе.
С какой целью мы пишем изложения? ( Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь.)
Первичное знакомство с текстом.
Внимательно послушайте рассказ и скажите:
Выразительное чтение текста учителем.
Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я встал я на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался?
Подождал, подождал и пошёл на поляну посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину поляны и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц. Глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня!»
Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пусть живёт, зайчат уму-разуму учит.
(По Г.А.Скребицкому)
( на доске таблички : тема: Заяц. Основная мысль: Хитрость зайца.)
Как можно озаглавить текст? ( Хитрый заяц)
От чьего лица ведётся повествование?
Как автор относится к зайцу? Какие слова помогают понять его отношения к зайцу?
( Используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: глазёнки, зверька)
Работа по частям. Составление плана.
I часть. « На охоту за зайцами».
Чтение 1 части.
Раз отправился я на охоту за зайцами. Встал я на дорожке и жду.
Куда отправился рассказчик? За кем?
Как вы думаете, чего он ждал?
Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.
Пересказ 1 части.
Оформление доски:
I. «На охоту за зайцами». отправился, на охоту, встал и жду.
гоняют, по вырубке, выбегает, девался.
II часть. « Заяц пропал»
Чтение 2 части.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался?
Что делают собаки? (Гоняют зайца)
Где? ( По лесной вырубке)
Что это такое? ( Место в лесу, где вырублен, повален лес.)
А что делает заяц? ( Не выбегает).
Кто думает так: «Куда же он девался?»
Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова
Пересказ части.
Оформление доски:
II. « Заяц пропал» гоняют, по вырубке, выбегает, девался.
III часть. «Не выдавай меня!».
Чтение части.
Вышел я на середину поляны. Посмотрел в сторону и замер. На верхушке пня притаился заяц. Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»
Куда вышел рассказчик? (На середину поляны).
Что он сделал? ( Посмотрел в сторону и замер)
Как вы понимаете слово замер?
Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два..»
Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер? (Увидел зайца)
Где притаился заяц?
Какие слова, близкие по смыслу можно подобрать к слову притаился?
(притих, спрятался)
Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.
Пересказ 3 части.
Оформление доски:
III «Не выдавай меня!». Вышел, посмотрел и замер, притаился.
Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»
IV часть. «Экзамен на хитрость сдан».
Чтение части:
Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал собак. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал.
Какое чувство испытал рассказчик? (Чувство стыда)
Что сделал рассказчик? ( Опустил ружьё и отозвал собак)
Как продолжилась охота? (Пошли искать других зайцев)
Какую оценку дал рассказчик зайцу? ( Заяц сдал экзамен на хитрость)
Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц? (этот)
Пересказ 4 части.
Оформление доски:
IV «Экзамен на хитрость сдан». Стыдно стало убивать, опустил, отозвал,
пошли искать, этот экзамен сдал.
Пересказ всего текста.
Орфографическая подготовка.
Дорожке, собаки, по лесной, вырубке, заяц, середину, поляны, верхушке, глазёнки, зверька, ружьё.
Самостоятельная работа учащихся.
Чтение изложений учащимися.
Итог: Чему на уроке мы сегодня научились? Что нового вы узнали?