СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изучаем сказку С.Я.Маршака "12 месяцев," используя вопросы и задания поисково-смыслового характера"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания поисково-смыслового характера позволяют ученикам в продуктивно анализировать текст, формируют положительную мотивацию к изучению произведения.

Просмотр содержимого документа
«"Изучаем сказку С.Я.Маршака "12 месяцев," используя вопросы и задания поисково-смыслового характера"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№12












Методическая разработка по литературе из опыта работы



"Изучаем сказку С.Я.Маршака "12 месяцев," используя вопросы и задания поисково-смыслового характера".









Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.





















г.Березники - 2018




Тема. Изучаем сказку С.Я.Маршака "12 месяцев". Внеклассное чтение.

Вопросы и задания по сказке С.Я.Маршака "12 месяцев"поисково-смыслового характера.



1. Работа в группах (4 - 5 человек). Все задания на "почему?"


1) Почему в сказке "12 месяцев" даны образы двух девочек? Только для сравнения?

2)Почему падчерицу знали все месяцы, а дочку мачехи никто не знал?

3) Почему месяцы полюбили падчерицу, а дочку мачехи нет? Справедливо

ли они поступили с дочкой мачехи?



2. Работа с текстовыми фрагментами. Работа по данному фрагменту предполагает несколько вариантов:

1) Работа в группах (устное обсуждение).

2) Индивидуальная работа (письменная).



1.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не так, как ни повернется - все не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.


1) Определите тему текста.

2) Определите основную мысль текста.

3) Почему мачеха охарактеризована как "злая и скупая женщина"?

4) Содержит ли данный фрагмент ответ на вопрос "Почему падчерицу хорошо знали все месяцы-братья"?

5) Объясните смысл фразеологизма " присесть некогда было".




2.

Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.



1) Что такое помощь?

2)Почему Февраль решил уступить своё место Марту?

3)Почему всем месяцам падчерица "своя"?






3.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник - и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет... Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.



1) Определите тему текста.

2) Определите основную мысль текста.

3) Какие черты характера девочки раскрываются в данном фрагменте?

4) Почему падчерица , набрав подснежники, не побежала сразу же домой?

5) Что такое благодарность?



3. Работа по таблице "Ты внимательный читатель?"

К именам существительным из 1 колонки подобрать предложения из 2 колонки. Одно предложение - лишнее.

п/п

Герои

Угадайте героя

1

Падчерица

1. Какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.


2

Мачеха

2. Злая и скупая женщина.

3

Дочка матери

3. Самый высокий, бородатый, бровастый.

4

Февраль

4. И пропадешь, так плакать о тебе никто не станет.

5

Март

5. Девочка закуталась в рваный платок.

6

Месяцы

6. Лохматый, с растрепанной бородой.



7. Самый молодой, веселый, в шубке на одном плече.






4. Объедините эти картинки по смысловой направленности. Объясните свой выбор. Озаглавьте эти картинки.

1

2


3


4

5

6

5. Литературный диктант.

1) Где жила мачеха с дочерью и падчерицей?

2) Назовите причину недоумения падчерицы: шутит мачеха или вправду посылает ее в лес?

3) Кому предназначались подснежники?

4) Смогла ли падчерица принести подснежники?

5) Почему сестра назвала падчерицу "дурой"?

6)Кто из месяцев сидит у самого костра, а кто и поодаль?

7) Смотрит девочка, а это уже не посох. А что?



Ответы.



1) В маленькой деревушке.

2) Мачеха посылает падчерицу в лес зимой за подснежниками.

3) Сестре, дочери мачехи.

4) Да.

5) Падчерица не попросила никаких гостинцев.

6) Молодые сидят у костра, а старые поодаль.

7) Это большая ветка, вся покрытая почками.



7 баллов - "5". 6 баллов - "4". 4 - 5 баллов - "3"

6. В мире вопросов "Мой выбор".



Вопросы на 3 балла


Вопросы на 4 балла

Вопросы на 5 баллов

1. Любит ли сестра падчерицу?

1. Почему сестра падчерицы не понравилась Январю?

1. "Нахмурился Январь-месяц". Почему?

2. Кто из месяцев в зелёном бархате?

2. Почему у старых месяцев в руках посох?


2. Почему падчерица послушная?

3. Вам жалко мачеху и её дочь?

3. Почему дочка мачехи не поклонилась, приветливого слова не сказала месяцам?

3. Почему месяцы кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.

4. Почему падчерица часто плачет?

4. Почему не сразу же принялась падчерица собирать подснежники?

4. Почему молодые месяцы сидят возле самого костра, а старые - поодаль?

5. Можно ли падчерицу назвать трудолюбивой?

5. Почему падчерица говорит месяцам о том, что она без подснежников домой не вернётся?

5. Заслужила ли падчерица своё счастье?





7. Вопросы.

Почему автор сказки дал имена месяцам, а героям - нет?

Какова роль природы? Почему не люди, а природа помогает падчерице и спасает её?

"У природы нет плохой погоды". Объясните смысл этой фразы.


8. Чему учит вас эта замечательная сказка? Что бы вы сказали друг другу?

О чём эта сказка? Определить роль последнего абзаца?


А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у нее, рассказывают, около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

- У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! - говорили люди.

Кто знает - может, так оно и было.  



9.  Д/З. Сказку "12 месяцев" Самуил Яковлевич Маршак написал в 1942 году. Сюжет сказки автор взял из чешской  сказки и переложил на русский язык. Так появился первый вариант сказки, который Вы прочитали. Чуть позже была написана пьеса «12 месяцев», на основе которой и был поставлен мультфильм. Название сказки и мультфильма одно, а сколько различий?  



Приложение

1. Работа в группах (4 - 5 человек). Все задания на "почему?"


1) Почему в сказке "12 месяцев" даны образы двух девочек? Только для сравнения?

ли они поступили с дочкой мачехи?

2)Почему падчерицу знали все месяцы, а дочку мачехи никто не знал?

3) Почему месяцы полюбили падчерицу, а дочку мачехи нет? Не жестоко




2. Работа с текстовыми фрагментами. Работа по данному фрагменту предполагает несколько вариантов:

1) Работа в группах (устное обсуждение).

2) Индивидуальная работа (письменная).

1.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не так, как ни повернется - все не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.


1) Определите тему текста.

2) Определите основную мысль текста.

3) Почему мачеха охарактеризована как "злая и скупая женщина"?

4) Содержит ли данный фрагмент ответ на вопрос "Почему падчерицу хорошо знали все месяцы-братья"?

5) Объясните смысл фразеологизма " присесть некогда было".


2.

Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.



1) Что такое помощь?

2)Почему Февраль решил уступить своё место Марту?

3)Почему всем месяцам падчерица "своя"?

3.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник - и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет... Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.



1) Определите тему текста.

2) Определите основную мысль текста.

3) Какие черты характера девочки раскрываются в данном фрагменте?

4) Почему падчерица , набрав подснежники, не побежала сразу же домой?

5) Что такое благодарность?

3. Работа по таблице "Ты внимательный читатель?"

п/п

Герои

Угадайте героя

1

Падчерица

1. Какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.


2

Мачеха

2. Злая и скупая женщина.

3

Дочка матери

3. Самый высокий, бородатый, бровастый

4

Февраль

4. И пропадешь, так плакать о тебе никто не станет.

5

Март

5. Девочка, закуталась в рваный платок.

6

Месяцы

6. Лохматый, с растрепанной бородой.



7. Самый молодой, веселый, в шубке на одном плече.



В мире вопросов "Мой выбор".



Вопросы на 3 балла


Вопросы на 4 балла

Вопросы на 5 баллов


1. Любит ли сестра падчерицу?


1. Почему сестра падчерицы не понравилась Январю?



1. "Нахмурился Январь-месяц". Почему?

2. Кто из месяцев в зелёном бархате?

2. Почему у старых месяцев в руках посох?


2. Почему падчерица послушная?

3. Вам жалко мачеху и её дочь?

3. Почему дочка мачехи не поклонилась, приветливого слова не сказала месяцам?


3. Почему месяцы кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.


4. Почему падчерица часто плачет?

4. Почему не сразу же принялась падчерица собирать подснежники?

4. Почему молодые месяцы сидят возле самого костра, а старые - поодаль?

5. Можно ли падчерицу назвать трудолюбивой?

5. Почему падчерица говорит месяцам о том, что она без подснежников домой не вернётся?

5. Заслужила ли падчерица своё счастье?











































Сказка С. Я. Маршака «12 месяцев»

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

 Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не так, как ни повернется - все не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

- Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

- Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Все равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек - будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. "Только бы, - думает, - огонек не погас!" А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем еще мальчики.

Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль.

И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно.

Спрашивает ее старик громко:

- Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

- Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

- Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

- Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

- Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

- В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:

- Братец Январь, уступи мне на час свое место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

- Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

- Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

- Ну, будь по-вашему, - сказал Январь.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

- Ну, теперь твой черед, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

- Теперь твой черед, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю.

Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке!

Под ногами у нее - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики.

Глядит девочка - наглядеться не может.

- Что же ты стоишь? - говорит ей Март. - Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник - и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет... Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

- Ну, что, - спросили ее мачеха и сестра, - уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку.

Мачеха и сестра так и ахнули:

- Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают - верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

- А больше тебе ничего месяцы не дали?

- Да я больше ничего и не просила.

- Вот дура так дура! - говорит сестра. - В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного - яблок да груш сладких, у другого - земляники спелой, у третьего - грибов беленьких, у четвертого - свежих огурчиков!

- Умница, доченька! - говорит мачеха. - Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

- Где им! - отвечает дочка, а сама - руки в рукава, платок на голову.

Мать ей вслед кричит:

- Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

Идет по сестриным следам, торопится. "Скорее бы, - думает, - до полянки добраться!"

Лес все гуще, все темней. Сугробы все выше, бурелом стеной стоит.

"Ох, - думает мачехина дочка, - и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в теплой постели, а теперь ходи да мерзни! Еще пропадешь тут!"

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонек - точно звездочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

- Ты кто такая? - спрашивает. - Откуда взялась?

- Из дому, - отвечает мачехина дочка. - Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам.

- Сестру твою мы знаем, - говорит Январь-месяц,- а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала.

- За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц - огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август - яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц - орехов спелых. А Октябрь...

- Погоди, - говорит Январь-месяц. - Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

- Ишь, какой сердитый! - говорит мачехина дочка. - Да я не к тебе и пришла - от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождешься. Мне летних месяцев надо.

Нахмурился Январь-месяц.

- Ищи лета зимой! - говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба - заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка.

- Перестань! - кричит. - Хватит! Да где там!

Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала - нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у нее, рассказывают, около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

- У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! - говорили люди.

Кто знает - может, так оно и было.  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей