СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение народных традиций и ремесел на уроках художественного труда и кружковых занятиях через индивидуальный подход в обучении

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта.

Просмотр содержимого документа
«Изучение народных традиций и ремесел на уроках художественного труда и кружковых занятиях через индивидуальный подход в обучении»















В условиях развития суверенитета Республики Казахстан, роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, обычаев, языка и религии возрастает объективная потребность в людях с творческим отношением к действительности. Поэтому возникает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями народов Казахстана, с их национальным прикладным искусством, в потенциале которого заложено нравственное начало. В этой связи большое значение для развития творческих способностей человека, приобретают знания различных видов декоративно-прикладного искусства.

Важнейшая задача, стоящая перед казахстанцами, - воплощение в жизнь общенациональной идеи «Маңгілік Ел», фундамент которой должен быть заложен в школе.

В рамках реализации этой идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную и общеобразовательную работу в школе. Изучение предметов должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей.

Преподавание декоративно-прикладного искусства в школьных учреждениях продиктовано жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека. Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений.

Большинство современных детей мало интересуются историей и культурой своей страны и традициями. Возникает необходимость в системном подходе в приобщении обучающихся к народным истокам в искусстве и творчестве, создании условий для творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций, ремесел. Уникальность предмета «Художественный труд» состоит в том, что в рамках данного предмета можно соединить историю и современность, приобщить к народному искусству и получить трудовые навыки, провести интеграцию с другими предметами «преломляясь» в сторону народной культуры.

В основе опыта работы лежит теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, технология индивидуализации обучения В.Д.Шадрикова, личностно-ориентированная технология Ш.А.Амонашвили.

Использование технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения И. С. Якиманской, а также технологии индивидуализации обучения, где учитываются индивидуальные возможности и способности обучающихся и создаются условия их развития через создание ситуации «успешности» создаёт благоприятную творческую атмосферу и активизирует практическую деятельность.

Учет индивидуальных возможностей обучающихся позволяет продумать индивидуальную траекторию по изучению той или иной темы, поддерживать интерес к творчеству, развивать коммуникативные навыки.

Разноуровневые практические задания, выполнение изделий разной направленности и сложности (обучающие задания; вещи для индивидуального использования; элементы народного костюма; макеты кукол в народном костюме; изделия декоративно-прикладного характера), разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности позволяют обучающимся не только овладеть навыками трудовой деятельности, но и почувствовать значимость своего труда.

На основе изученного теоретического материала подготовлен собственный дидактический материал, наглядные пособия, пересмотрена технология практических заданий, разработаны уроки, мероприятия, лекции, программы дополнительного образования кружка «Мозаика» и факультатива «Истоки

Для включения учащихся в учебную деятельность необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу), исходя из решенных ранее задач, выделить область изучаемого материала, создать ориентировочную основу действий (могу).

Учебная деятельность – это особая форма активности личности, направленная на преодоление собственной некомпетентности, на саморазвитие и самосовершенствование. Деятельность учащихся в учебном процессе направлена на то, чтобы учиться, приобретать знания, умения, навыки, овладевать основами наук, искусства, культуры, готовить себя к полезной деятельности в обществе.

Создав определенные условия в процессе обучения, при которых у каждого обучающегося возникло бы желание включаться активно в творческую практическую и исследовательскую деятельность, обучающиеся могут совершенствовать свои умения и навыки в освоении приемов декоративно-

прикладного творчества.

В педагогической практике используются различные способы вовлечения обучающихся в учебную деятельность, разнообразные формы, методы, средства обучения, различные сочетания которых, стимулируют активность и

самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях по художественному труду и кружковых занятия дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- заниматься обучением отстающих;

- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи

(проблемы);

- создавать ситуации самопроверки, взаимопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

Работа по индивидуальному плану, учет интересов и склонностей каждого ученика, активное участие в процессе обучения, поддержка слабых учеников, совместная деятельность ученика и учителя способствуют развитию познавательной и творческой активности обучающихся.

Исходя из специфики курса «Художественный труд», кружка ДПИ большее количество времени уделяется практической деятельности учащихся на уроке. По любому разделу ученик имеет право выбора объекта труда в рамках темы согласно своим индивидуальным склонностям, уровню обученности, творческим возможностям, проявленному интересу. Отсюда вытекает безусловная успешность в выполнении практической работы и как следствие поддержание интереса к дальнейшей учебной деятельности. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и помогает каждому обучаемому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику.

Методика изучения основ народных традиций и ремесел на уроках хужожественного труда и кружковых занятиях.

Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры нужно обращать внимание на то, чтобы работа учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.



Методы

практические наглядные

словесные

Словесные: беседа и рассказ о разных видах народного искусства, истории возникновения промысла, художественных традициях, произведениях известных мастеров.

Наглядные: просмотр репродукций, журналов, книг, образцов изделий, элементов.

Практические: упражнения, выполнение зарисовок, эскизов, изготовление изделий, образцов, макетов.

Также использую следующие методы:

- метод самостоятельной работы с источниками информации (найти информа

цию, как использовались мастерами природные материалы (камни, ракушки, когти, и др.) в украшениях разных народов, о обычаях предков определенного века, о видах ремесел народов, проживающих в Казахстане – это и рефераты, сообщения );

- частично метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций);

- метод проектов;

- методы дифференцированного обучения (практические задания, выполнение изделий разной направленности и сложности)

- групповые методы( мозговой штурм, презентация);

- использование информационных технологий обучения на уроке;

- решение кроссвордов и ребусов;

Тема урока: Знакомство с ювелирным искусством казахского народа.

1.Начало урока.

Организационный момент.

Вызов на тему: чтение стихотворения

Под щедрым солнцем золотым,
Под ясным небом голубым,
В дыму костра, в пыли ветров,
Идет работа мастеров.
Зергер — народ их в старину назвал.
Их труд, уменье — почитал.
Кипит металл, стучат щипцы
— Вот серьги — дивной красоты!
Браслеты, кольца, капсырма
Блестят, звенят, из серебра.
Весь мир степей, родные дали
Работы мастеров вобрали!
Так, из глубин веков, до нас,
Без всяких разных приукрас,
Дошли украшения старинные,
Всеми девушками любимые!

О каком искусстве говорится в данном стихотворении? (ювелирное искусство)

Одним из условий является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональным стержнем урока, его смысловой основой.

Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей

практической деятельности.

Из содержания беседы к урокам изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:

а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;

б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;

в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;

г) о связи народной культуры с современностью.

Важно помнить, что целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а из их серии. Основное, на что следует обратить внимание детей : народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией.



2.Середина урока.

Беседа «Ювелирное искусство казахского народа».

Рассмотрите фотографии изделий ювелирного искусства.

Вопросы для обсуждения:

1.Чем они отличаются друг от друга?

2.Где и для чего ювелирные изделия могут применяться?

3. Из каких материалов и как изготавливаются ювелирные изделия?

4. Какие особенности имеет данный вид искусства?

В ходе беседы дополняю ответы учащихся, знакомлю с основными особенностями, главными направлениями казахского ювелирного искусства.

Просмотр видеофильм о ювелирных изделиях и технологии изготовления.

Чтобы помочь детям разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти мотивы являются общими для целого ряда различных ремесел. Например, использование орнамента «мүйіз» встречается в вышивке, ковроткачестве, в резьбе по дереву, художественной обработке металла, кожи.

Рассматривая образцы, учащиеся непосредственно ощущают это дыхание времени, видят бережное, уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков. Дети убеждаются, что многие сюжеты, мотивы украшений на изделиях отражали тесную связь с окружающей природой.

Если говорить о практической работе на уроках труда при знакомстве с народной культурой, то здесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующей самого пристального внимания к материалу.

Прежде всего, всегда возможно и необходимо включать в урок разумное соотношение интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки на учащихся.

В процессе урока ребёнок должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность.

С первых же шагов детям предлагается анализировать и размышлять.

В качестве практических ручных умений нужно осваивать различные операции, которые необходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и на то, чтобы дети не выполняли практические действия и механически под диктовку учителя.



Тема урока: Разработка эскиза ювелирного изделия. Выбор материалов и инструментов.

Середина урока.

Проведение «Мозгового штурма» с вопросами открытого характера:

-Какие виды узоров и орнаментов вы знаете?

-Какие законы композиции существуют?

-Какие материалы применяются для изготовления ювелирных изделий?

-Какие драгоценные камни можно использовать и какую пользу это дает

организму человека?

-Из каких подручных материалов ты можешь изготовить ювелирное изделие?

Обсуждение этапов создания изделия:

  1. Разработка эскиза (идеи).

  2. Подбор материала.

  3. Создание изделия.

  4. Декорирование изделия.

Просмотр видеоматериала «Серьги из скрепок», «Колье своими руками».

Постановка проблемы (задания).

Вам предлагается разработать мини-проект «Украшение в подарок». Вы должны придумать дизайн и изготовить в подарок украшение для близкого человека (мамы, сестры, подруги) с учетом их вкуса и стиля.

Ювелирное украшение должно быть:

  • красиво оформлено

  • оригинально

Поиск путей разрешения проблемы.

Для решения этой проблемы необходимо провести анализ тех факторов, которые будут учитываться в ходе разработки мини-проекта. Посмотрите на схемы, которые лежат у вас на столе, они помогут в решении проблемы.



Анализируя изученную информацию, на основе экспериментов с материалом и просмотренного видеоматериала учащиеся выполняют несколько вариантов эскиза. В процессе разработки эскиза учащиеся учитывают материалы, которые они выбрали для изготовления: фольга, разные виды проволок, картон, разноцветные камни, бисер, нити разных видов т.д. Во время выполнения задания необходимо уделить внимание национальному колориту. Каждый учащийся разрабатывает план реализации проекта эскиза.

Взаимооценивание. Стратегия «Две звезды и одно пожелание». Учащиеся в парах проверяют и комментируют работу друг друга, указывая на 2 положительных момента и на один момент, который нужно доработать.


Культурные народные традиции - это невостребованный сегодня общественным сознанием духовно-нравственный капитал и опыт предшествующих поколений:

"Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем" (Ч. Айтматов).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!