СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение фразеологии на уроках русского языка в начальной школе. Презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание семантики и стилистической принадлежности фразеологизмов, наличие их в активном словаре придает речи особую яркость, меткость, образность.

Просмотр содержимого документа
«Изучение фразеологии на уроках русского языка в начальной школе. Презентация.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  Тимоновская средняя общеобразовательная школа  c углубленным изучением отдельных предметов  Мастер-класс «Изучение  фразеологии в начальной школе».   учителя начальных классов  Фертак Светланы Николаевны

Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимоновская средняя общеобразовательная школа c углубленным изучением отдельных предметов

Мастер-класс «Изучение фразеологии в начальной школе».

учителя начальных классов

Фертак Светланы Николаевны

А.В.ПОЛЯКОВА А.В.ПОЛЯКОВА А.В.ПОЛЯКОВА А.В.ПОЛЯКОВА Методика изучения фразеологии  в начальной школе  Развивающая система Л.В. Занкова  Учебники русского языка 1-4 А.В.Полякова Еремина О.А.«От макушечки до пят» Еремина О.А.«Всякому мила родная сторона»

А.В.ПОЛЯКОВА

А.В.ПОЛЯКОВА

А.В.ПОЛЯКОВА

А.В.ПОЛЯКОВА

Методика изучения фразеологии в начальной школе

  • Развивающая система Л.В. Занкова
  • Учебники русского языка 1-4 А.В.Полякова
  • Еремина О.А.«От макушечки до пят»
  • Еремина О.А.«Всякому мила родная сторона»

Методика изучения фразеологии  в начальной школе Цели: обогащение словаря учащихся, формирование образности речи; расширение кругозора учащихся, накопление внеязыковой информации; нравственное воспитание в процессе учебной деятельности на уроках русского языка при изучении фразеологизмов. Задача: формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы  деятельности в любой сфере человеческой  культуры

Методика изучения фразеологии в начальной школе

Цели:

  • обогащение словаря учащихся, формирование образности речи;
  • расширение кругозора учащихся, накопление внеязыковой информации;
  • нравственное воспитание в процессе учебной деятельности на уроках русского языка при изучении фразеологизмов.

Задача:

  • формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы

деятельности в любой сфере человеческой

культуры

Методика изучения фразеологии  в начальной школе Актуальность.   Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы... Это душа языка, в которой выражаются дух и своеобразие нации.   Фразеология как раздел школьного курса русского языка  содержит образовательный, развивающий, воспитательный потенциал; усиливает выразительность эмоциональность фразы; придает речи особую яркость, меткость, образность.

Методика изучения фразеологии в начальной школе

Актуальность.

Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы... Это душа языка, в которой выражаются дух и своеобразие нации.

Фразеология как раздел школьного курса русского языка

  • содержит образовательный, развивающий, воспитательный потенциал;
  • усиливает выразительность эмоциональность фразы;
  • придает речи особую яркость, меткость, образность.
 Схема исследования фразеологизма:   Иллюстрирование фразеологизма в рисунке. Значение фразеологизма. Этимологическая справка. Фразеологизмы – синонимы. Фразеологизмы – антонимы. Использование фразеологизмов в литературе. Мое творчество: составление предложений и текстов с данным фразеологизмом; придумывание своих собственных фразеологизмов; проекты.

Схема исследования фразеологизма:

  • Иллюстрирование фразеологизма в рисунке.
  • Значение фразеологизма.
  • Этимологическая справка.
  • Фразеологизмы – синонимы.
  • Фразеологизмы – антонимы.
  • Использование фразеологизмов в литературе.
  • Мое творчество:
  • составление предложений и текстов с данным фразеологизмом;
  • придумывание своих собственных фразеологизмов;
  • проекты.

Исследование Как работает слово  Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры здесь можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода» . О смелом мы вправе сказать наперед: -Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет . А гуси и утки сухие всегда. Заметили люди : как с гуся вода . Случалось с тобою – ты правил не знал, Молчал при опросе : воды в рот набрал . Сказать болтуну мы порою не прочь: - Довольно, мол, воду-то в ступе толочь .

Исследование

Как работает слово

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры здесь можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода» .

О смелом мы вправе сказать наперед:

-Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет .

А гуси и утки сухие всегда.

Заметили люди : как с гуся вода .

Случалось с тобою – ты правил не знал,

Молчал при опросе : воды в рот набрал .

Сказать болтуну мы порою не прочь:

- Довольно, мол, воду-то в ступе толочь .

Исследование пройти сквозь огонь и воду как с гуся вода воды в рот набрать толочь воду в ступе Фразеологизм (фразеологический оборот) – устойчивое, неделимое словосочетание.

Исследование

  • пройти сквозь огонь и воду
  • как с гуся вода
  • воды в рот набрать
  • толочь воду в ступе

Фразеологизм

(фразеологический

оборот) – устойчивое,

неделимое

словосочетание.

Иллюстрирование фразеологизма воду в ступе толочь как с гуся вода

Иллюстрирование фразеологизма

воду в ступе толочь

как с гуся вода

  Значение фразеологизмов   «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова:  Толочь в ступе воду  Как с гуся вода   - заниматься ненужным бесполезным делом, зря тратить время. -  кому-либо что-либо абсолютно безразлично, все нипочем; что-либо решительно не действует на кого-либо.

Значение фразеологизмов «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова:

  • Толочь в ступе воду
  • Как с гуся вода

- заниматься ненужным бесполезным делом, зря тратить время.

- кому-либо что-либо абсолютно безразлично, все нипочем; что-либо решительно не действует на кого-либо.

Этимологическая справка  Школьный этимологический словарь:    Как с гуся вода  Толочь в ступе воду  - это не простая поговорка, а часть заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «заговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, так с нашего Коленьки худоба» (т.е. болезнь). И верили, что всякие неприятности сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.  - в средние века это выражение было популярным, оно связывается с одним из видов наказания провинившихся монахов в монастырях.  Ступа - деревянный или  металлический сосуд, в котором что-либо толкут.  Толочь - дробить,  измельчать.

Этимологическая справка Школьный этимологический словарь:

  • Как с гуся вода
  • Толочь в ступе воду

- это не простая поговорка, а часть заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «заговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, так с нашего Коленьки худоба» (т.е. болезнь). И верили, что всякие неприятности сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.

- в средние века это выражение было популярным, оно связывается с одним из видов наказания провинившихся монахов в монастырях.

Ступа - деревянный или

металлический сосуд, в котором что-либо толкут.

Толочь - дробить,

измельчать.

Фразеологизмы-синонимы    Как с гуся вода  - как о стенку горох  - из пустого в порожнее,  мартышкин труд, в лес дрова возить, Сизифов труд   Толочь в ступе воду  В поте лица - не покладая рук, от зари до зари   - по пальцам пересчитать  Кот наплакал - раз, два и обчелся  С гулькин нос

Фразеологизмы-синонимы

  • Как с гуся вода

- как о стенку горох

- из пустого в порожнее,

мартышкин труд, в лес дрова возить, Сизифов труд

  • Толочь в ступе воду
  • В поте лица

- не покладая рук, от зари до зари

- по пальцам пересчитать

  • Кот наплакал

- раз, два и обчелся

  • С гулькин нос
Фразеологизмы-антонимы – до глубины души  Как с гуся вода – свернуть горы  Толочь воду в ступе  Держать ухо востро –  слушать в пол-уха  – верста коломенская   От горшка два вершка - куры не клюют  Кот наплакал - олух царя небесного  Семи пядей во лбу

Фразеологизмы-антонимы

до глубины души

  • Как с гуся вода

свернуть горы

  • Толочь воду в ступе
  • Держать ухо востро

слушать в пол-уха

верста коломенская

  • От горшка два вершка

- куры не клюют

  • Кот наплакал

- олух царя небесного

  • Семи пядей во лбу
Практикум  Найди фразеологизмы.  Жили два брата, по профессии они были строители. Один брат был очень талантливым, трудился в поте лица, мог горы свернуть. Словом, был мастером на все руки. А второй брат возьмется за дело, старается не ударить в грязь лицом, но не тут – то было. Не получается у него так хорошо, как у старшего. Он очень старается, из кожи вон лезет, в результате – мартышкин труд. Махнет он рукой и пойдет восвояси. А первый брат берется за дело с чувством, с толком, с расстановкой. Не успеет глазом моргнуть – как дело в шляпе. А младшего успокаивает: «Не сразу Москва строилась», терпенье и труд все перетрут.

Практикум

Найди фразеологизмы.

Жили два брата, по профессии они были строители. Один брат был очень талантливым, трудился в поте лица, мог горы свернуть. Словом, был мастером на все руки. А второй брат возьмется за дело, старается не ударить в грязь лицом, но не тут – то было. Не получается у него так хорошо, как у старшего. Он очень старается, из кожи вон лезет, в результате – мартышкин труд. Махнет он рукой и пойдет восвояси. А первый брат берется за дело с чувством, с толком, с расстановкой. Не успеет глазом моргнуть – как дело в шляпе. А младшего успокаивает: «Не сразу Москва строилась», терпенье и труд все перетрут.

Практикум Проверь себя  Жили два брата, по профессии они были строители. Один брат был очень талантливым, трудился в поте лица , мог  горы свернуть . Словом, был мастером на все руки . А второй брат возьмется за дело , старается не ударить в грязь лицом, но не тут – то было . Не получается у него так хорошо, как у старшего. Он очень старается, из кожи вон лезет , в результате – мартышкин труд . Махнет он рукой и пойдет восвояси . А первый брат берется за дело с чувством, с толком, с расстановкой . Не успеет глазом моргнуть – как дело в шляпе . А младшего успокаивает: « не сразу Москва строилась », терпенье и труд все перетрут .

Практикум

Проверь себя

Жили два брата, по профессии они были строители. Один брат был очень талантливым, трудился в поте лица , мог горы свернуть . Словом, был мастером на все руки . А второй брат возьмется за дело , старается не ударить в грязь лицом, но не тут – то было . Не получается у него так хорошо, как у старшего. Он очень старается, из кожи вон лезет , в результате – мартышкин труд . Махнет он рукой и пойдет восвояси . А первый брат берется за дело с чувством, с толком, с расстановкой . Не успеет глазом моргнуть – как дело в шляпе . А младшего успокаивает: « не сразу Москва строилась », терпенье и труд все перетрут .

Практикум Исправь ошибку в письме иностранного мальчика. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.  Мы дружно работали сложа руки. Маша и Марина толкли воду ступой.  Проверь себя! Вася не красиво, как курица лапой, написал заглавие. Котенок был очень красивым , глаз не оторвать. Мы дружно работали не покладая рук . Маша и Марина толкли воду в ступе .

Практикум

Исправь ошибку в письме иностранного мальчика.

  • Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
  • Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
  • Мы дружно работали сложа руки.
  • Маша и Марина толкли воду ступой.

Проверь себя!

  • Вася не красиво, как курица лапой, написал заглавие.
  • Котенок был очень красивым , глаз не оторвать.
  • Мы дружно работали не покладая рук .
  • Маша и Марина толкли воду в ступе .

Практикум Употреби фразеологизмы в предложениях. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.  Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.  Кирилл целый день бездельничал.  Мы догадывались, что он нас обманывает.  Первого сентября Уля проснулась очень рано. Слова для справок:   повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, ловить ворон

Практикум

Употреби фразеологизмы в предложениях.

  • Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
  • Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
  • Кирилл целый день бездельничал.
  • Мы догадывались, что он нас обманывает.
  • Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Слова для справок:

повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря,

бить баклуши, ловить ворон

Практикум Проверь себя Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя ловил ворон .  Ира узнала, что поездка откладывается, и повесила нос .  Кирилл целый день бил баклуши .  Мы догадывались, что он нас водит за нос .  Первого сентября Уля проснулась ни свет ни заря .

Практикум

Проверь себя

  • Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя ловил ворон .
  • Ира узнала, что поездка откладывается, и повесила нос .
  • Кирилл целый день бил баклуши .
  • Мы догадывались, что он нас водит за нос .
  • Первого сентября Уля проснулась ни свет ни заря .
Практикум  Угадай слово  Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают очень любопытные. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. нос ветер уши

Практикум

Угадай слово

  • Его вешают, приходя в уныние;
  • его задирают, зазнаваясь;
  • его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
  • Не цветы, а вянут;
  • не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
  • не бельё, а их развешивают очень любопытные.
  • Он в голове у легкомысленного человека;
  • его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез;
  • на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

нос

ветер

уши

Проекты  Вылетело из головы  За семью замками Держать себя в руках  Ушки на макушке

Проекты

Вылетело из головы

За семью замками

Держать себя

в руках

Ушки на макушке

Фразеологизм - неологизм Развесистая клюква. «Почему так говорят» под редакцией О.Д. Ушаковой:  выражение развесистая клюква пошло «от описания России, в котором поверхностный автор-француз пишет, что сидел под тенью величественной клюквы».

Фразеологизм - неологизм

Развесистая клюква.

«Почему так говорят» под редакцией О.Д. Ушаковой:

выражение развесистая клюква пошло «от описания России, в котором поверхностный автор-француз пишет, что сидел под тенью величественной клюквы».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!     Удачи, профессиональных успехов  и творчества в Новом году!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Удачи, профессиональных успехов

и творчества в Новом году!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!