Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимоновская средняя общеобразовательная школа c углубленным изучением отдельных предметов
Мастер-класс «Изучение фразеологии в начальной школе».
учителя начальных классов
Фертак Светланы Николаевны
А.В.ПОЛЯКОВА
А.В.ПОЛЯКОВА
А.В.ПОЛЯКОВА
А.В.ПОЛЯКОВА
Методика изучения фразеологии в начальной школе
- Развивающая система Л.В. Занкова
- Учебники русского языка 1-4 А.В.Полякова
- Еремина О.А.«От макушечки до пят»
- Еремина О.А.«Всякому мила родная сторона»
Методика изучения фразеологии в начальной школе
Цели:
- обогащение словаря учащихся, формирование образности речи;
- расширение кругозора учащихся, накопление внеязыковой информации;
- нравственное воспитание в процессе учебной деятельности на уроках русского языка при изучении фразеологизмов.
Задача:
- формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы
деятельности в любой сфере человеческой
культуры
Методика изучения фразеологии в начальной школе
Актуальность.
Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы... Это душа языка, в которой выражаются дух и своеобразие нации.
Фразеология как раздел школьного курса русского языка
- содержит образовательный, развивающий, воспитательный потенциал;
- усиливает выразительность эмоциональность фразы;
- придает речи особую яркость, меткость, образность.
Схема исследования фразеологизма:
- Иллюстрирование фразеологизма в рисунке.
- Значение фразеологизма.
- Этимологическая справка.
- Фразеологизмы – синонимы.
- Фразеологизмы – антонимы.
- Использование фразеологизмов в литературе.
- Мое творчество:
- составление предложений и текстов с данным фразеологизмом;
- придумывание своих собственных фразеологизмов;
- проекты.
Исследование
Как работает слово
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры здесь можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода» .
О смелом мы вправе сказать наперед:
-Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет .
А гуси и утки сухие всегда.
Заметили люди : как с гуся вода .
Случалось с тобою – ты правил не знал,
Молчал при опросе : воды в рот набрал .
Сказать болтуну мы порою не прочь:
- Довольно, мол, воду-то в ступе толочь .
Исследование
- пройти сквозь огонь и воду
- как с гуся вода
- воды в рот набрать
- толочь воду в ступе
Фразеологизм
(фразеологический
оборот) – устойчивое,
неделимое
словосочетание.
Иллюстрирование фразеологизма
воду в ступе толочь
как с гуся вода
Значение фразеологизмов «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова:
- заниматься ненужным бесполезным делом, зря тратить время.
- кому-либо что-либо абсолютно безразлично, все нипочем; что-либо решительно не действует на кого-либо.
Этимологическая справка Школьный этимологический словарь:
- это не простая поговорка, а часть заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «заговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, так с нашего Коленьки худоба» (т.е. болезнь). И верили, что всякие неприятности сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.
- в средние века это выражение было популярным, оно связывается с одним из видов наказания провинившихся монахов в монастырях.
Ступа - деревянный или
металлический сосуд, в котором что-либо толкут.
Толочь - дробить,
измельчать.
Фразеологизмы-синонимы
- как о стенку горох
- из пустого в порожнее,
мартышкин труд, в лес дрова возить, Сизифов труд
- не покладая рук, от зари до зари
- по пальцам пересчитать
- раз, два и обчелся
Фразеологизмы-антонимы
– до глубины души
– свернуть горы
– слушать в пол-уха
– верста коломенская
- куры не клюют
- олух царя небесного
Практикум
Найди фразеологизмы.
Жили два брата, по профессии они были строители. Один брат был очень талантливым, трудился в поте лица, мог горы свернуть. Словом, был мастером на все руки. А второй брат возьмется за дело, старается не ударить в грязь лицом, но не тут – то было. Не получается у него так хорошо, как у старшего. Он очень старается, из кожи вон лезет, в результате – мартышкин труд. Махнет он рукой и пойдет восвояси. А первый брат берется за дело с чувством, с толком, с расстановкой. Не успеет глазом моргнуть – как дело в шляпе. А младшего успокаивает: «Не сразу Москва строилась», терпенье и труд все перетрут.
Практикум
Проверь себя
Жили два брата, по профессии они были строители. Один брат был очень талантливым, трудился в поте лица , мог горы свернуть . Словом, был мастером на все руки . А второй брат возьмется за дело , старается не ударить в грязь лицом, но не тут – то было . Не получается у него так хорошо, как у старшего. Он очень старается, из кожи вон лезет , в результате – мартышкин труд . Махнет он рукой и пойдет восвояси . А первый брат берется за дело с чувством, с толком, с расстановкой . Не успеет глазом моргнуть – как дело в шляпе . А младшего успокаивает: « не сразу Москва строилась », терпенье и труд все перетрут .
Практикум
Исправь ошибку в письме иностранного мальчика.
- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
- Мы дружно работали сложа руки.
- Маша и Марина толкли воду ступой.
Проверь себя!
- Вася не красиво, как курица лапой, написал заглавие.
- Котенок был очень красивым , глаз не оторвать.
- Мы дружно работали не покладая рук .
- Маша и Марина толкли воду в ступе .
Практикум
Употреби фразеологизмы в предложениях.
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
- Кирилл целый день бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас обманывает.
- Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Слова для справок:
повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря,
бить баклуши, ловить ворон
Практикум
Проверь себя
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя ловил ворон .
- Ира узнала, что поездка откладывается, и повесила нос .
- Кирилл целый день бил баклуши .
- Мы догадывались, что он нас водит за нос .
- Первого сентября Уля проснулась ни свет ни заря .
Практикум
Угадай слово
- Его вешают, приходя в уныние;
- его задирают, зазнаваясь;
- его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
- Не цветы, а вянут;
- не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
- не бельё, а их развешивают очень любопытные.
- Он в голове у легкомысленного человека;
- его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез;
- на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
нос
ветер
уши
Проекты
Вылетело из головы
За семью замками
Держать себя
в руках
Ушки на макушке
Фразеологизм - неологизм
Развесистая клюква.
«Почему так говорят» под редакцией О.Д. Ушаковой:
выражение развесистая клюква пошло «от описания России, в котором поверхностный автор-француз пишет, что сидел под тенью величественной клюквы».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Удачи, профессиональных успехов
и творчества в Новом году!