СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение литературного наследия Г.Р. Державина ( из опыта работы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение литературного наследия Г.Р. Державина. Из опыта работы. 

Просмотр содержимого документа
«Изучение литературного наследия Г.Р. Державина ( из опыта работы)»

Изучение литературного наследия. (Из опыта работы).

Воспитание духовных ценностей у школьников на основе поэтического наследия Г.Р.Державина и поэтов-классиков.

В связи с бурным развитием капиталистических отношений в нашей стране в конце 20-начале 21 века утрачиваются нравственные и духовные ценности, а на первый план выдвигаются ценности материальные. Громогласно, без возражений пропагандируется герой нашего времени, который имеет власть, деньги, известность, которому дозволено все и который берет от жизни все.

На этом фоне деятельность учителя-словесника в школе, владеющего поэтическим наследием классиков, богатейшим материалом для воспитания нравственных и духовных качеств личности, выглядит очень скромно и незаметно. Но атмосфера поэтических уроков, вечеров, наполненных любовью к миру, жизни, людям, Богу, остается в душе ребенка.

В нашей гимназии №1 стали традиционными общешкольные, классные поэтические вечера, литературные салоны в духе 19 века, которые сопровождаются вальсами, менуэтами, романсами. Это необычно и празднично, возвышенно и взволнованно. Поэтическое живое слово, прочитанное учителем, переносит детей в мир высокой поэзии. Но главное – обращает внимание на то, как прекрасен мир и как удивительна жизнь вокруг нас, которую надо ценить. Потому что «жизнь есть небес мгновенный дар».

Вспоминается урок по любовной лирике А.С.Пушкина. Прочитав вслух наизусть стихотворение «Я вас любил», после небольшой паузы, в полной тишине я продолжила: «А теперь проанализируем это стихотворение». И получила ответ, который никогда не забуду: «Ну вот, все испортили». Всем хотелось продлить завораживающее очарование поэзии. Это те мгновения, ради которых стоит и жить, и работать. С душой происходит что-то необыкновенное. Но по программе мы должны учить анализировать стихотворение, и я не могла этим пренебречь. Хотя полностью согласна с ученицей: душа искала прекрасного и доброго, высокого и торжественного и находила это в поэзии А.С.Пушкина.

В словаре Ожегова одно из значений слова дух – «это сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, деятельности, начало, определяющее поведение, действия».

Поэтическое наследие поэтов-классиков и несет в себе огромный заряд духовной силы, способной противостоять злу, утверждая добро.

Вся русская литература проникнута духом гуманности, веры в Человека, любви к Всевышнему. Именно поэтому она учит жить в мире и согласии со своей совестью и при расставании с любимой желать любви, а значит, и счастья ей: «Как дай Вам Бог любимой быть другим!» В разговоре с ребятами поднимаю вопрос о том, а как мы ведем себя, когда нас отвергают. Ведь чаще злобствуем и проклинаем. Преодолевать себя – ведь это самая трудная борьба с самим собою. Онегин предупреждает Татьяну: «Умейте властвовать собою, не всякий вас как я поймет: к беде неопытность ведет.» Такие беседы, разговоры на животрепещущие темы детям необходимы: ведь им это близко и переживается уже многими.

Творчеству своего великого земляка Г.Державина, который «в гроб сходя, благословил Пушкина», уделяем особое внимание как на уроках (один из которых провели в Краеведческом музее Лаишевского края, в выставочном зале «Река времен»), так и во внеклассной работе. Это и литературные спектакли: «Страницы жизни и творчества Г. Державина в Казани», «Страницы жизни и творчества Н.А.Некрасова. Любовь в жизни поэта», «Лицейское братство в жизни А.С. Пушкина - «Друзья мои, прекрасен наш союз», и литературно-музыкальный салон «Божественный дар поэта», и поэтические вечера: «А слава тех не умирает, кто за отечество умрет…», «И правотой сердца пленить», юбилейный «Л.Н.Толстой и его эпоха», есенинский праздник «В саду горит костер рябины красной», проведенный совместно с музыкальной школой.

Общешкольные вечера, проводимые в октябре, во время месячника русского языка и литературы, мы назвали пушкинскими. Совместно со своими учителями – словесниками учащиеся готовят любимые стихи, в которых отражается тема природы, пушкинской осени не только в стихах А.Пушкина, но и Ф.Тютчева, А.Фета, Н. Некрасова и других поэтов. Пишут сами стихи, сочинения-этюды, оформляя их в форме разноцветных кленовых листьев. После прочтения расцветает символическое поэтическое дерево с листьями-сочинениями и собственными стихами. Звучат романсы, исполняются вальсы. Дети выступают в красивых нарядных платьях и костюмах. Участвуют все, кто желает; нет разделения на детей, умеющих и не умеющих читать стихи. Это праздник для души, а не для показательного выступления. Привлекаем родителей, бывших выпускников – студентов музыкальных факультетов педучилища и университета. Стараемся создать обстановку камерности, непринужденности. Приглашаем родителей, бабушек, родственников. Гости тоже принимают участие, создавая музыкальное сопровождение. Такие праздники пробуждают творческую инициативу учащихся, воспитывают интерес к поэзии, развивают духовные потребности личности. Потому что в стихах отражается красота природы, человека, мира, земного и небесного, наполненного Божиим величием. Все это важно для осознания себя как личности. Кто я? Что я несу в этот мир? Как воспринимаю окружающих меня людей?

На державинских поэтических вечерах мы открывает мир прекрасного в обыденном, простом и незаметном взору. Видим яркость всего земного, что создал Бог. Поэт прославляет его деяния. Живописны стихи, с которых можно писать пейзажи, натюрморты; они открывают красоту в неприметном. Поэт чувствует радость и восхищение и от полета «милосизой» ласточки, реющей как молния, но видящей всю вселенную, как будто с высот на ковре; и всю прелесть природы: «зришь лета роскошного храм»; и от величественного вида водопада; и от млеющего изобилием яств живописного стола, на котором «багряна ветчина, зелены щи с желтком, румяно-желт пирог, сыр белы, раки красны, что смоль , янтарь - икра, и с голубым пером там щука пестрая прекрасны!» В любом стихотворении поэта мы чувствуем, что все совершается по милости Божией. Недаром первое слово, сказанное поэтом, - слово Бог.

Поэт нравоучителен. В программном стихотворении «Властителям и судиям» он убеждает в том, что власть, какая бы она ни была, должна служить народу, а не отдельным лицам, что должна быть «человечной»: помогать бедным и «несчастливым», должна быть ответственной за свои деяния. Обращаем внимание на ключевые слова «долг, сохранять законы», спасать от бед невинных», то есть делать то, что необходимо сейчас. Власть должна быть человечной. Просветительские нравоучения Державина имеют огромный духовный потенциал – измениться к лучшему, делая благо, а не зло, жить по Божьим законам, а не с покрытыми «мздою очесами». Он понимает, что неправедная деятельность человека возмущает Бога и что по делам своим каждый получит возмездие на небесах.

Наше время – это и время перемен в сознании, быту, в душе. Время веры, возвращения утраченных духовных ценностей. Поэтому стихотворение звучит современно. Каждый из нас должен задуматься: как он живет, что несет в этот мир.

Сам Державин отличался честностью и неподкупностью. Как в государственной деятельности, так и на поэтическом поприще старался дойти во всем до сути, жил в согласии со своей совестью и при любых обстоятельствах сохранял честь и достоинство. Вскрывая всевозможные махинации и преступления, он утверждал благонравие и порядок.

В докладах и сообщениях о жизни и творчестве поэта учащиеся обращают внимание на него как честного и порядочного человека, поэта – гражданина, патриота своего Отечества.

Раскрывается это и на поэтических вечерах. «Духовное начало – деятельное осознание того, к чему ты должен стремиться, в понимании своего поведения, преодолении своих недостатков».

Вот крохотное стихотворение « Птичка»:

Поймали птичку голосисту,

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свиста,

А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»

В иносказательной форме Державин раскрывает свой духовный потенциал – служить народу, отстаивать свободу и самостоятельность жизненного выбора. В связи с этим вспоминается тот факт, что ему намекали быть придворным пиитом, продолжить воспевать деяния Екатерины II в духе Фелицы. « Он ей обещал и несколько раз принимался, но ничего написать не мог, не будучи возбужден каким – либо патриотическим славным подвигом». В представлении Державина Екатерина II утрачивает черты исключительности, перестает быть неземным существом». (О.Г.Левенштейн, «Г.Р.Державин. Государственная деятельность 1784-1796г.» стр.15).

Стремление к высокому предназначению вельможи, призванного служить государю и Отечеству находим мы в стихотворениях «Вельможа», «Эпистола Шувалову», которые прозвучали в поэтическом спектакле «Страницы жизни и творчества Г.Державина в Казани». В нем принимали участие ученики 5 – 10 классов. Были прочитаны стихи, написанные поэтом в Казани, в родных местах о природе, Родине, любви. В них отразились впечатления о смерти родителей, похороненных в с.Егорьево Лаишевского уезда. За них он заказал молебен священнику церкви, чтобы поминать «елико можно в вечность». Поэт заботился о помине душ своих близких, что еще раз свидетельствует о его духовности.

Державин не принимал в людях притворства и фальши – как в службе государственной, так и обычной жизни - и горько иронизировал над современным «модным остроумием»:

Любить по прибыли, по случаю дружиться.

Душою подличать, а внешностью гордиться;

Казаться богачом, а жить за счет других;

С осанкой важничать в безделицах самих;

Для острого словца шутить и над законом;

Не уважать отцом, ни матерью, ни троном…

(«На модное остроумие 1780 года»)

Духовность поэта выражается и в отношении Державина – патриота к Отчизне, ее историческим заслугам, которые очень верно высказал А.Пушкин: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». Малодушие никогда не было свойственно Державину. В его стихах выразились важнейшие для дворянина понятия о долге и чести, служении царю и Отечеству:

Хранящий муж честные нравы,

Творяй свой долг, свои дела

Царю приносит больше славы,

Чем всех пиитов похвала.

Отсюда – важнейшие темы историко–патриотической, гражданской поэзии Г.Державина – Бог, Россия и русская военная слава. Он гордится мужеством и победами соотечественников, осознает национальное величие:

О, сколько храбрости российской

Примеров видел уже свет!

Европа и предел азийский

Тому свидетельства дает.

(«На переход Альпийских гор»)

На школьных поэтических праздниках звучит тема славы россов, великих полководцев, как А.Суворов («Снигирь», «На переход Альпийских гор»). Читая патриотические стихи поэта, которые звучат одически торжественно, дети испытывают пиитический восторг, гордость за свою Родину, свой народ («Русские стяжали право быть непобедимыми»). Им нравится читать стихи Державина, которые на первый взгляд кажутся непонятными, необычными. После словарной работы над поэтическим текстом они словно постигают какую-то тайну, которой и хотят поделиться.

Поэты 19 века: А.Пушкин, М.Лермонтов,- продолжая традиции Державина, в своих стихах передают высокой духовной накал. Мы видим активную потребность в полезной деятельности: «Глаголом жги сердца людей», голос поэта должен звучать «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных», отмечаем наполненность поэзии светом истины, любви, блага. Примечательны в этом плане стихотворения Г.Державина «Арфа», у М.Лермонтова - «Когда волнуется желтеющая нива». Исследователи творчества Державина и Лермонтова, в частности Г.Б. Буянова г.Тамбов ( «Державин и Лермонтов: связь времен и поколений»,стр.53) отмечают созвучность тем и традиций в их поэтическом наследии. Связующей нитью поэтического наследия русских классиков является духовная составляющая – любовь, вера, служение Родине.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что те духовные ценности, которые впитала поэзия Державина и поэтов – классиков, необходимо понимать, принимать, передавать детям. Чтобы воспитать духовную личность. Чтобы понять : нет духовности там, где царит меркантильность, что сами поэты - высоконравственные личности. Они наша гордость, наша неувядающая слава.



Тезисы доклада «Воспитание духовных ценностей у школьников на основе поэтического наследия Г.Р.Державина и поэтов-классиков».

Ключевые слова: духовные ценности, любовь, добро, вера, мир поэзии, прекрасное и доброе, поэтические вечера, развитие личности, деятельное осознание поведения, патриотизм, служение Отчизне.



1. В связи с развитием капитализма в России духовные ценности подменяются материальными. Пропагандируется герой нашего времени, добившийся в жизни всего и берущий от жизни все.

2. Учитель-словесник в школе, владеющий наследием поэтов-классиков, противостоит миру наживы и антигероям.

3. В стихах поэтов - классиков утверждаются общечеловеческие ценности, бесценность человеческой жизни.

4. Уроки литературы должны развивать, прежде всего, духовные качества школьника.

5. Поэтическое слово способно противостоять злу, утверждая добро.

6. Поэзия А.Пушкина наполнена любовью к человеку. Поэт преподает урок гуманности сегодняшним учащимся.

7. Школьные поэтические праздники и спектакли создают особое настроение в жизни детей. Это импульс для творческого самовыражения личности.

8. Поэзия Г.Державина, поэтов - классиков учит ценить жизнь людей, природу; видеть прекрасное в малом, незаметном.

9. Просветительская направленность стихов Державина несет духовный потенциал – измениться к лучшему, быть полезным людям, стране.

10. Наше время – это время изменения сознания, возвращения утраченных духовных ценностей, веры в Бога. Поэтому стихи поэтов – классиков звучат современно.

11. Личностные черты Г.Державина проявляются в его стихах. Духовное начало – деятельное осознание того, к чему ты должен стремиться, чтобы быть нужным себе и людям.

12. Поэт Державин отстаивает свободу и самостоятельность жизненного выбора. Стихотворение «Птичка».

13. Поэтический спектакль «Страницы жизни и творчества Державина» - отражение времени, проведенного поэтом в Казани, и поэтического наследия, созданного им. Заслуживает внимание благоговейное отношение поэта к памяти своих родителей.

14. В поэтических произведениях поэта выразились важнейшие для дворянина понятия о долге и чести, служении царю и Отечеству.

15. В стихах историко – патриотического направления отразились важнейшие темы – Бог, Родина, русская воинская слава («На переход Альпийских гор», «Снигирь»).

16. Патриотические стихи Державина вызывают трепет и восторг. Отражают какую- то тайну, с которой дети хотят поделиться на поэтических вечерах.

17. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов – продолжатели поэтических традиций Г.Р.Державина. Наполненность поэзии светом истины, любви, блага и есть духовная составляющая в поэтическом наследии поэтов - классиков.

Примечания:

1.БуяноваГ.Б. Державин и Лермонтов, связь времен и поколений. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 265-летию со дня рождения Г.Р.Державина (Лаишево.2008г.), стр.53-62.

2. Державин Г.Р. Сочинения.М., Славянский дом, 2002г.

3. Левенштейн О.Г. Г.Р.Державин. Государственная деятельность 1784-1796г.

4. Лермонтов М. Ю. Сочинения в двух томах.М., «Правда»,1990г.

5. Пушкин А. С. Сочинения в трех томах. М, «Художественная литература», 1985г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!