СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кабденова Гаухар Еркиновна

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Стили речи

Цели урока:

  1. Образовательные:
    • познакомить учащихся с понятием «стили речи»;
    • актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
    • 2. Развивающие:
  2. сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
  3. закрепить умение определять стиль речи.
  4. Воспитательные:
    • воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование: на доске схема - «Кластер»,  раздаточный материал (опорная схема),

 План урока:

  1. Орг момент
  2. Опрос домашнего задания
  3. Вступительное слово учителя.
  4. Изучение нового материала о стилях речи.
  5. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.
  6. Выводы, обобщение.

Ход урока

  1. орг момент
  2. Опрос по домашнему заданию

   - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие существуют типы речи, и научимся составлять их. В этой работе нам поможет наш друг – светофор.

- Сколько существует типов речи?

-А сколько цветов используется в светофоре? Давайте отметим каждый из типов речи определенным цветом.

Зелёный                            жёлтый                                     красный

  •  
  •  
  •  

Основной вопрос:

  •  

Что происходил?, что происходит, что будет происходить,

Что? Почему? Как?

Основная часть речи:

Прилагательное, существительное

Глагол, существительное

Существительное,

  •  

                     Представление предмета ð признаки.

 

Вступление(экспозиция) ð завязка  ð развитие сюжета ð   кульминация  ð  развязка.

Тезис ð доказательства ð вывод.

Формы стилей:

Описывается в форме любого стиля

 

 

 

Рисунок опиши  любой.

      Ответив на вопрос « какой?»

      А чтобы не было возни,

      Ты прилагательных возьми.

 

Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей.

 

 

 

О чем – то хочешь рассказать?

      Глаголов нужно больше взять,

      Что происходит ,описать,

      Картинок множество создать.

           

 

Текст- рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей.

 

 

Все происходит почему,

         Тебе известно одному.

         Чтобы другим все объяснить,

         Точнее нужно разъяснить,

         Логично нужно доказать

         Рисунка ведь нельзя создать.

       

3. Вступительное слово учителя:

Хорошо ребята! Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять.

Учитель: Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

4. Изучение нового материала о стилях речи.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Характерные стилевые черты:

 

 

                   
 

Непринужденность, непоследовательность

   

Образность, эксперссивность, эмоциональность

 

Призывность, собирательность, оценочность

 

Стандартизированность, отсутствие экспрессивности

 

Точность, логичность, строгость

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых квадратах записываются эти слова).

Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?

Ученики: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.

Учитель: Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите, к какому стилю речи относится текст стихотворения, спроецированного на экран. При выполнении этого задания используйте опорную схему (у каждого ученика на столе лежит опорная схема):

1.      Сфера употребления стиля.

2.      Цель употребления стиля.

3.      Лексические особенности стиля.

4.      Характерные черты стиля.

5. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

На доске стихотворения № 1 «Давай посплетничаем»:

Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я тут скучаю. Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать - ох, это мука! Сплетен хватит до утра!»

Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).

После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы, которая нарисована на доске. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.

Итак, внимание на доску!

Прочитайте стихотворение № 2, представляющее собой коллаж. Аналогичное задание– определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления:

Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели - воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, стих «На сердце раздумье легло» - это олицетворение, а строка «Твой мир – навек моя обитель» - это развёрнутая метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Учитель: Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.

Обратимся к стихотворению № 3. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный, В нём – прямое слов значенье. Применять нам эффективно В описании явленья.

Образности в стиле нет, Тропы – не в участии. В центре не один предмет, А общее понятие.

Можем мы всегда узнать Стиль сухой, немного скучный. «Термин!» - стоит лишь сказать, - Перед нами стиль -..

Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Учитель: Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.

Какие слова в тексте № 5 являются профессионализмами?

Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.

В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.

Ученики: Профессионализмами в этом являются такие слова, как бактерии, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, жгутик.

Учитель: Вы правильно определили в тексте профессиональные слова.

Ребята, обратимся к газетной статье (текст № 6). Подумайте, какую задачу ставит автор статьи?

Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата в невиновности подсудимого, призвать к справедливому решению.

Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи?

Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.

Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.

Ребята, перед вами текст № 7:

Документ в законную силу вступает. В установленном порядке оформлен кредит. Банк гарантию предоставляет. Приговор обжалованию не подлежит.

Учитель: Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).

Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.

Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.

6. Выводы, обобщение.

Учитель: Молодцы, ребята! Итак, кластер «Стили речи» заполнен!

Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.

На протяжении всего урока вы говорили о стилях речи, учитывая два блока признаков, которые лежат в основе характеристики функциональных стилей: внеязыковые признаки (экстралингвистические) и собственно языковые признаки.

Постарайтесь назвать, какие из рассмотренных признаков можно отнести к внеязыковым.

Ученики: Задача речи, обстановка, адресат.

Учитель: Наверное, вы вспомнили, что перечисленные вами внеязыковые признаки составляют понятие «речевая ситуация». Её можно изобразить схематично:

А какие признаки, по вашему мнению, составляют перечень собственно языковых примет? Ученики: Лексика, синтаксис, морфология.

Учитель: Молодцы, ребята. На уроке мы  научились определять характерные признаки стилей на основе текстов. Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности, используя приобретённые на уроке умения и навыки.

А сейчас мы ещё раз убедимся в том , насколько вы усвоили сегодняшний материал . Поэтому вам предстоит оформить рисунками стили речи по вашему усмотрению, понятию.

  1. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа.(тестовые задания)

  1. Определите,  какая  характеристика соответствует публицистическому стилю:

А) общение в быту                                В) радио, газеты, телевидение

С) статьи, рефераты                               Д) доверенность, расписка

                            Е) романы, повести

2. Стиль, в котором слово воздействует на читателя с помощью художественных образов.

А) разговорный                                       В) публицистический

С) официально- деловой                        Д) художественный

                             Е) разговорный

3. В бытовой устной речи употребляются:

А) термины                                             В) стандартизированные выражения

С) разговорная лексика                          Д) специальные слова

                             Е) общественно – политические слова

4. Определите тип данного текста:

В старой землянке нашли временное убежище пятеро наших солдат возвращавшихся в свою часть из медсанбата. Здесь они укрылись от яростной бомбежки.

А) рассуждение                                       В) описание

С) повествование                                    Д) повествование с рассуждением

                                  Е) описание с повествованием

                                Е) официально – деловой

 

 

Ключ: 1-В;   2- Д;   3-С;    4-С;

  1. Подведение итогов.
  2. Постановка домашнего задания.

Выучить правила; выполнить тестовые задания 

 

Просмотр содержимого документа
«Кабденова Гаухар Еркиновна»

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока:

1. Формирование знаний учащихся по теме, научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте, правильно задавать к ним вопросы.

2. Развивать речь учащихся, совершенствовать основные ЗУН в изучении имени существительного.

3. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, чувство патриотизма.

Тип урока: усвоение новых знаний

Вид урока: урок - игра.

Оборудование: доска, смайлики , картинки, кластеры,

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Пожелаем успехов глазами,

Будем дружно работать мы с вами.

II. Психологический настрой урока.

Улыбнитесь друг другу, закройте глаза и повторяйте за мной: я в школе на уроке, сейчас я начну учиться, я радуюсь этому, внимание моё растёт, память моя крепка, голова мыслит ясно.

III. Вхождение в урок.

 - Ребята, посмотрите на эти картины.

 - Что вы видите на этой картине?

 - Что ещё вы видите?

 -Кого вы видите?

 - Ребята, я задавала вам много вопросов, но ключевыми были только два: кто? что?

К

Имя существительное



акая часть речи отвечает на эти вопросы? Давайте посмотрим на доску и проанализируем кластеры – смотрите

солнце



мальчик

девочка

книга

карандаш

школа

ученики

деревья

облако

стул





Маша

медведь

радуга

резинка

ручка

ножницы

цветы

зеркало

блокнот

заяц

бабочка



- Ребята, все слова являются существительными так ведь? Но одни отвечают на вопрос «кто?» - это одушевлённые существительные, а другие на вопрос «что?» - это неодушевлённые имена существительные. Это и есть тема нашего урока, откройте тетради и запишите число и тему.

IV. Работа с учебником

 - Откройте учебник на стр104, прочтите материал так, чтобы могли объяснить соседу по парте.

В русском языке всех живых существ ( то, что движется, ползет, ходит, летает, бегает, скачет, плавает) отвечает на вопрос КТО? Даже маленький муравей, бабочка, паук отвечают на вопрос КТО? и являются одушевленными существительными. А в казахском языке на вопрос КІМ? отвечают только существительные, называющие людей.

Неодушевленные существительные обозначают неживые предметы. Например, стол, телевизор, доска. Итак мы узнали, что существительные бывают одушевленными и неодушевленными



 - Теперь, когда вы готовы, поиграем в игру

V. Игра «Следопыт»

Задание: распределить карточки на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.

VI. «Мозговая атака»

Задание: выполнить упражнение 241, стр 107 Прочитайте рассказ из упражнении 240 выразительным чтением, выпишите из рассказа в один столбик одушевленные существительные, в другой - неодушевленные

Имя существительные





Одушевленные (Жанды)



Кто? (Кім?)

Дочка, папа, рыба, человек, осел

Неодушевленные (Жансыз)



Что? (Не?)

Шкаф, стул, стол, автомобиль, верёвка, облако, школа












VII.Физминутка.

 - Я буду называть только одушевлённые существительные, но если ошибусь, то вы хлопните в ладоши 2 раза.

Прилетели птицы: голуби, синицы, самолёты и стрижи

 - Что неправильно? (самолёты)

Прилетели птицы: голуби, синицы, книжные страницы.

Прилетели птицы: голуби, шкафы, воробьи, чижи.

Прилетели птицы: трактора, синицы, чибисы, волнушки, галки и кукушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы , чижи, аисты, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

 - Ну а теперь мы продолжим работу.


VII. Актуализация знаний.

 

 

Одушевленные

Неодушевленные

Вопрос

КТО?

ЧТО?

Что обозначает

ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ



ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формула

В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Листочки с этой формулой лежат перед вами на столах. Это уже готовые для вас карточки определения одушевленности-неодушевленности. С их помощью вы всегда безошибочно сможете определить одушевленность-неодушевленность имен существительных.

Задание к тексту.

Разделите все имена существительные из этого текста на две группы: одуш. и неодуш. ( задание выполняется самостоятельно: один ученик у доски, остальные – в тетрадях, затем коллективно проверка).



Игра «Собери льдинку»(пазлы)

 

VIII. Закрепление изученного.

Игра «Кто это?»(задание: по определению назвать животное)

Косой

Серый

Колючий все они какие? (одушевлённые)

Ргатый

Косолапый

хитрая

IX. Итог урока.

Давайте подведем итоги. Что такое одушевленные и неодушевленные существительные?

(Предполагаемые ответы учащихся: одуш. существительные обозначают «живых существ» и отвечают на вопрос кто?, а неодуш. – «предметы неживой природы» и отвечают на вопрос что?. Однако деление на живое и неживое  в языке не всегда совпадает с  делением на «живое» и «неживое» в реальной жизни. Поэтому существует схема(таблица) для определения одушевленности-неодушевленности у существительных. Если совпадают формы мн.ч.  И.п. и В. п. –это пример неодушевленного слова; совпадают формы мн. ч. Р. п. и В.п – это пример одушевленного слова

2. Комментирование оценок за урок.

3. Домашнее задание: упр 242

X. Рефлексия

 - Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята прислушайтесь к своему сердцу, вспомните свой дом и самые тёплые слова, которые согревают ваши сердца. У вас на партах лежат сердечки, напишите на них добрые пожелания, подарите их друг другу и нашим гостям.
























.



Тема урока:  Имена существительные одушевленные и неодушевленные

 Цели урока:  повторить морфологические признаки имени существительного;

вырабатывать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;

развивать учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся;

воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира;

пробуждать в обучающихся стремление к успеху, способность к самостоятельной оценке своей работы, формировать

 умение общаться и взаимодействовать с другими детьми.

Учитель

Ученик

Действие

  1. В такой прекрасный день весенний

Я очень рада видеть вас,

Давайте дружно скажем громко

Мы самый лучший в мире класс

На слайде появляются слова

 Молодцы. Садитесь. В течение урока мы докажем, что мы самый лучший в мире класс.  Откройте тетради, запишите число, классная работа

Записывают число, классная работа


  1.    Мобилизующий этап

Лингвистический портрет

  1. По морфологическим признакам определить часть речи

 Имя существительное


  1.  Тема урока

Определив признак существительного, который отсутствует в портрете, вы назовете тему нашего урока

 Называют «Одушевленность и неодушевленность»


 Значит, тема сегодняшнего урока «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»


 Тема урока на слайде

  1. Беседа с классом

Как можно определить одушевленность и неодушевленность имен существительных?

  1. Создание проблемной ситуации

Определите, какие из приведенных существительных являются одушевленными, а какие неодушевленными?

Если есть ошибки: Ребята, в ваших ответах есть ошибки, но я их не исправлю, дам вам возможность самим исправить после изучения новой темы.

Если нет ошибок: Обратите внимание на слово «матрешка».  На какой вопрос он отвечает?  Почему вы  определили его как одуш. сущ.?

 Одуш. отвечают на вопрос кто?  и обозначают живые предметы

 Неодуш. отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы

 Определяют

На слайде: верба, весна, русалка,  грачи, капель, матрешка, заяц,  лесник.

  1. Вопросы для целеполагания

Сформулируйте перед собой учебную цель, продолжив слова

 Знать, какие сущ. являются одуш., а какие – неодуш.?

 Уметь определять одушевленность и неодушевленность сущ.

 Узнать…

 Научиться…

  1.  Изучение новой темы

  1. Работа с источниками по группам

1 группа -  прочитать текст, выбрать информацию об одуш. сущ. и заполнить таблицу.

2 группа -  прочитать текст, выбрать информацию о неодуш. сущ. и заполнить таблицу.

3 группа -  прочитать дополнительный материал с интернет-ресурсов, определить, какие категории сущ. относятся к одуш. и неодуш и выписать.

 Работа 1 и 2 группы с текстом из энциклопедии для детей «Языкознание для всех» (Свертывание  информации в таблицу)

 Работа 3 группы с материалами интернет-ресурсов

 Выполняют проект на копмьютере

На доске монтаж проекта

  1. Защита проектов

Выступление детей с проектами

 На слайде

Вывод: Ребята, сделайте вывод, как верно определить одуш-ть и неодуш-ть имен сущ?

 

Как можно этот вывод преобразовать в формулу?

Добавить маркером на ватман

 Отвечают: у одуш сущ форма В.п.  мн.ч совпадает с формой Р.п.  мн.ч, а у неодуш суш   форма В.п. мн.ч – с формой И.п. мн.ч.



 Одуш: В.п. = Р.п. (мн.ч.)

 Неодуш: В.п. = И.п. (мн.ч.)

 На слайде

  1. Давайте докажем формулу.  

 Руководствуясь этим правилом, проверьте, действительно существительное  «народ» с точки зрения грамматики является неодуш,  а «снеговик»  - одуш.  Оформите свои записи как таблицу

Проверить

 Выполняют

 Ученики проговаривают

 На слайде

 На слайде

  1.  Проверить и исправить ошибки  в задании  



  1. Закрепление

  1. Проверочная работа

  Заполнить квадрат  буквами О-Н, указывая  одуш-ть и неодуш-ть сущ.

 

Ключ НОННОННОО

 Взамооценка

0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-5 баллов – 3 балла

выполняют

 

На слайде:

  1. Компьютер

  2. перепелка

  3. стая

  4. ромашка

  5. пешка

  6. батальон

  7. шпроты

  8. медведь

  9. домовой

  1. Работа с текстом

Подготовьте выразительное чтение текста

Определите тему текста

 Часто в художественных текстах неодушевленные  предметы изображаются  как живые существа.

 Как называется такой прием?

 Выпишите примеры олицетворения из текста.

Самопроверка

0 ошибок – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки – 3 балла

Читают выразительно

Отвечают: Весна

 Олицетворение

 

 На слайде ответы

 Рефлексия

-  Вернемся к целям урока.  Достигнуты ли они?

 Что для меня самым полезным было на уроке?

 Что для меня на уроке было самым  интересным?

  Что на уроке для меня было трудным?



 Оценивание

15 – 14 баллов – 5

13 – 11 баллов – 4

10 – 8 баллов – 3



 Итоговая рефлексия

Определите свое участие в течение урока:

Если вы были активным участником выберите красную звездочку, если вы были только наблюдателем – зеленую звездочку и положите на чашу весов.



 Вы доказали, что вы – самый лучший в мире класс!



















Тема урока:  Имена существительные одушевленные и неодушевленные

 Цели урока:  повторить морфологические признаки имени существительного;

вырабатывать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;

развивать учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся;

воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира;

пробуждать в обучающихся стремление к успеху, способность к самостоятельной оценке своей работы, формировать

 умение общаться и взаимодействовать с другими детьми.

Скачать:




 urok_imena_sushchestvitelnye_odushevlennye_i_neodushevlennye.docx

19.19 КБ


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Имена существительные одушевленные и неодушевленные

 Цели урока:  повторить морфологические признаки имени существительного;

вырабатывать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;

развивать учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся;

воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира;

пробуждать в обучающихся стремление к успеху, способность к самостоятельной оценке своей работы, формировать

 умение общаться и взаимодействовать с другими детьми.

Учитель

Ученик

Действие

  1. В такой прекрасный день весенний

Я очень рада видеть вас,

Давайте дружно скажем громко

Мы самый лучший в мире класс

На слайде появляются слова

 Молодцы. Садитесь. В течение урока мы докажем, что мы самый лучший в мире класс.  Откройте тетради, запишите число, классная работа

Записывают число, классная работа


  1.    Мобилизующий этап

Лингвистический портрет

  1. По морфологическим признакам определить часть речи

 Имя существительное


  1.  Тема урока

Определив признак существительного, который отсутствует в портрете, вы назовете тему нашего урока

 Называют «Одушевленность и неодушевленность»


 Значит, тема сегодняшнего урока «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»


 Тема урока на слайде

  1. Беседа с классом

Как можно определить одушевленность и неодушевленность имен существительных?

  1. Создание проблемной ситуации

Определите, какие из приведенных существительных являются одушевленными, а какие неодушевленными?

Если есть ошибки: Ребята, в ваших ответах есть ошибки, но я их не исправлю, дам вам возможность самим исправить после изучения новой темы.

Если нет ошибок: Обратите внимание на слово «матрешка».  На какой вопрос он отвечает?  Почему вы  определили его как одуш. сущ.?

 Одуш. отвечают на вопрос кто?  и обозначают живые предметы

 Неодуш. отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы

 Определяют

На слайде: верба, весна, русалка,  грачи, капель, матрешка, заяц,  лесник.

  1. Вопросы для целеполагания

Сформулируйте перед собой учебную цель, продолжив слова

 Знать, какие сущ. являются одуш., а какие – неодуш.?

 Уметь определять одушевленность и неодушевленность сущ.

 Узнать…

 Научиться…

  1.  Изучение новой темы

  1. Работа с источниками по группам

1 группа -  прочитать текст, выбрать информацию об одуш. сущ. и заполнить таблицу.

2 группа -  прочитать текст, выбрать информацию о неодуш. сущ. и заполнить таблицу.

3 группа -  прочитать дополнительный материал с интернет-ресурсов, определить, какие категории сущ. относятся к одуш. и неодуш и выписать.

 Работа 1 и 2 группы с текстом из энциклопедии для детей «Языкознание для всех» (Свертывание  информации в таблицу)

 Работа 3 группы с материалами интернет-ресурсов

 Выполняют проект на копмьютере

На доске монтаж проекта

  1. Защита проектов

Выступление детей с проектами

 На слайде

Вывод: Ребята, сделайте вывод, как верно определить одуш-ть и неодуш-ть имен сущ?

 

Как можно этот вывод преобразовать в формулу?

Добавить маркером на ватман

 Отвечают: у одуш сущ форма В.п.  мн.ч совпадает с формой Р.п.  мн.ч, а у неодуш суш   форма В.п. мн.ч – с формой И.п. мн.ч.



 Одуш: В.п. = Р.п. (мн.ч.)

 Неодуш: В.п. = И.п. (мн.ч.)

 На слайде

  1. Давайте докажем формулу.  

 Руководствуясь этим правилом, проверьте, действительно существительное  «народ» с точки зрения грамматики является неодуш,  а «снеговик»  - одуш.  Оформите свои записи как таблицу

Проверить

 Выполняют

 Ученики проговаривают

 На слайде

 На слайде

  1.  Проверить и исправить ошибки  в задании  



  1. Закрепление

  1. Проверочная работа

  Заполнить квадрат  буквами О-Н, указывая  одуш-ть и неодуш-ть сущ.

 

Ключ НОННОННОО

 Взамооценка

0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-5 баллов – 3 балла

выполняют

 

На слайде:

  1. Компьютер

  2. перепелка

  3. стая

  4. ромашка

  5. пешка

  6. батальон

  7. шпроты

  8. медведь

  9. домовой

  1. Работа с текстом

Подготовьте выразительное чтение текста

Определите тему текста

 Часто в художественных текстах неодушевленные  предметы изображаются  как живые существа.

 Как называется такой прием?

 Выпишите примеры олицетворения из текста.

Самопроверка

0 ошибок – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки – 3 балла

Читают выразительно

Отвечают: Весна

 Олицетворение

 

 На слайде ответы

 Рефлексия

-  Вернемся к целям урока.  Достигнуты ли они?

 Что для меня самым полезным было на уроке?

 Что для меня на уроке было самым  интересным?

  Что на уроке для меня было трудным?



 Оценивание

15 – 14 баллов – 5

13 – 11 баллов – 4

10 – 8 баллов – 3



 Итоговая рефлексия

Определите свое участие в течение урока:

Если вы были активным участником выберите красную звездочку, если вы были только наблюдателем – зеленую звездочку и положите на чашу весов.



 Вы доказали, что вы – самый лучший в мире класс!







Форма: комбинированный урок.

Цели для учителя:

  • повторить знания учащихся об имени существительном, полученные в начальных классах;

  • познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности;

  • закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

  • способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка.

Цели для учащихся:

  • знать о существительных одушевленных и неодушевленных;

  • уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: таблицы, тест, текст, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Актуализация

Повторение материала прошлых уроков.

Мини-тест

1. Выберите приставку:

Несколько дней стреляли бе..прерывно.

А. Бес-                       Б. Без-

2. Выберите приставку:

Наутро решили ра..бить крепость.

А. Рас-                       Б. Раз-

3. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:

А. Пишется буква з                 Б. Пишется буква с

4. Выберите пропущенную букву:

Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе

А. О                            Б. Ё

5. Определите последовательность пропущенных гласных:

Возр..ст, пор..сль, отр..сль, Р..стислав

А. А – а – о – о                         Б. А – о – а – о

6. Определите последовательность пропущенных гласных:

Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение, пол..жение

А. А – а – о – о                          Б. А – о – о – а

7. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:

А. И                            Б. Ы

8. Какая буква пишется в словах:

Позиц..я, акац..я, ситуац..я

А. И                            Б. Ы

III. Объяснение нового материала

Рассмотрим рисунок. Перечислите живые существа (мальчик, девочка, мишка, собака – названия игрушек) и вещи (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.), изображенные на рисунке. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Существительные, которые отвечают на вопрос Кто?, называются одушевленными.Существительные, которые отвечают на вопрос Что?, называются неодушевленными.
Рассмотрим таблицу «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». По ней мы видим, какие существительные относятся к одушевленным, какие - к неодушевленным.

Таблица

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевлённые имена существительные

Неодушевлённые имена существительные

Названия предметов живой природы

Названия предметов неживой природы

 

Названия растений

Названия богов

Названия планет по имени богов

Названия мифических существ

 

Названия фигур в играх

 

Названия игрушек, механизмов, изображений человека

 

мертвец, покойник

труп

Из этой таблицы видно, что деление на «одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на «живое» и «неживое», например игрушки неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но одушевленное существительное. В этом и заключается уникальность русского языка, что он богат исключительно противоречиями, исключениями. Скоро мы в этом убедимся, но до этого рассмотрим таблицу и запишем формулу определения одушевленности / неодушевленности существительных (в тетрадях записывается число, классная работа, тема).

 

Одушевленные

Неодушевленные

Вопрос

КТО?

ЧТО?

Что обозначает

ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формула

В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим о несовпадениях в русском языке (заполнение таблицы).

Слова

И.п., мн.ч.

Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.

Одуш. или неодуш. сущ.

Кукла

куклы

кукол

кукол

одуш.

Народ

народы

народов

народы

неодуш.

Труп

трупы

трупов

трупы

неодуш.

Мертвец

мертвецы

мертвецов

мертвецов

одуш.


    Учащимися делается вывод, что есть слова в русском языке, которые не относятся к «живой» природе, но обладают одушевленностью.

IV. Закрепление темы. Работа с текстом

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

(По Д.Зуеву.)

Вопросы и задания к тексту:

Стиль, тип речи (Художественный, описание).

Словарная работа:

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.

ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п. 
в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.

V. Работа с перфокартами

Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное

Мичман (О)      Ветеран (О)         Трамвай (Н)
Гирлянда (Н)    Дуб (О)                Шофер (О)
Плакат (Н)        Аппарат (Н)         Ровесник (О)
Катер (Н)          Почтальон (О)     Диспетчер (О)
Пиджак (Н)       Клоун (О)            Медведь (О)
Гроза (Н)          Сестра (О)            Мороз (Н)
Петух (О)          Юноша (О)          Ромашка (Н)
Народ (Н)         Ворона (О)           Метель (Н)

VI. Домашнее задание: §91, сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Пример сказки:

Такое удивительное Имя Существительное

В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились и  животные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие.
Но вернемся  к улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена. 
Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я  – будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением. 
Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало.
Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.

VI. Подведение итога урока. Выставление оценок

– Что мы прошли с вами на уроке?
– Какие выводы вы сделали?
– Спасибо за урок. До свидания.



Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Задачи:

  1. образовательная – дать представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;

  2. воспитательная – связана с формированием личности: норм поведения, черт характера;

  3. развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи, способностей.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Постановка учебной задачи.

Работа в группах.

- Прочитайте слова. По какому признаку одни слова объединены в первый столбик, а другие – во второй столбик? Продолжите устно цепочку на одно слово.

банка         лисица
мороз        Катя
ягода         котик
машина     мальчик

- По какому признаку одни слова объединены в первый столбик?

- Кого обозначают имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

Вывод: Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? называют одушевлёнными.

- По какому признаку другие слова объединены во второй столбик?

- А как назвать имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что?

- Какова будет тема урока?

- Сделайте вывод. (Работа в группах. Ученики заполняют карточку.)

 

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос_______________, а неодушевлённые – на вопрос____________________.

- А зачем вам надо знать, какие имена существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые?

- Приведите примеры одушевлённых имен существительных.

- Неодушевлённых.

3. Словарная работа.

- Найдите слово, где количество звуков и букв не совпадает.

ЯГОДА

- На какой вопрос отвечает существительное ягода?

- Дайте лексическое значение слова.

Ягода – небольшой сочный плод кустарников, полукустарников, кустарничков и травянистых растений.

- Прочитайте слово. Запишите слово ягода. Поставьте ударение.

- А теперь произнесите это слово. Написание какой буквы не совпадает? Подчеркните опасную букву.

- Подберите к слову ягода однокоренные слова. Выясни умело линию родства, однокоренные подбери слова. (Работа в группах.)

- Сколько веток «выросло» на вашем дереве?

- Прочитайте записанные слова. Определите: одушевлённым или неодушевлённым является названное вами слово. (Работа на доске. Выставляются карточки со словами.)

Ягода, ягодка, ягодина, ягодник, ягодный, ягодниковый, ягодочка, ягодковый.

- Что объединяет эти слова? (Смысл, заключённый в корне ягода.)

4. Физминутка.

- Я буду называть предметы, если имя существительное одушевлённое – поднимите глаза вверх, если неодушевлённое – посмотрите вниз.

5. Первичное закрепление. Работа в группах. (Ученики работают по карточке)

- Образуйте однокоренные одушевлённые имена существительные. Запишите слова в тетрадь.

Запись делайте так: сила (неодуш.) – силач (одуш.)

РАБОТА, ГРИБ, ЛЫЖИ, ФУТБОЛ, ПОЖАР, ЛЕС.

Проверка.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе по карточке.

- Найдите «лишнее» слово. Подчеркните его.

1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода
2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.
4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.
5) Поход, турист, дорога, костёр, палатка.
6) Ученик, ученица, школа, директор, школьник.

Проверка.

7. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 36. Упражнение 49. Прочитайте слова.

- По какому признаку можно разделить эти слова в два столбика?

- Запишите одушевлённые имена существительные в первый столбик, а неодушевлённые имена существительные - во второй столбик.

- Запись оформите так:

Одуш. Неодуш.

8. Письмо по памяти.

Рассыпает солнце стрелы,
сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая?

9. Рефлексия. Подведение итога урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Найдите правильное определение.

А) Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевлённые – на вопрос кто?
Б) Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?

Поделиться страницей:

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;

  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.




метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение,



Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД

I. Орг. момент. Сообщение темы и задач урока.

Какую тему мы изучаем в течение нескольких уроков русского языка?

Что мы узнали об имени существительном. Расскажите, используя буклет.

Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.



Запись даты.

Проверка осанки.

Мы изучаем имя существительное - как часть речи.




Познавательные УУД:

понимать заданный вопрос истроить сообщение в устной форме;


II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Какие существительные называются одушевлёнными?

д\з Выпишите из орфографического словарика одушевлённые существительные на тему «Школа».

Докажи.













1 ученик у доски индивидуальная работа

Прочитай предложения. Выпиши имена существительные.

Врач лечит. Играют дети. Скачет лягушка. Едет автомобиль. Светится луна. Воет ветер.



Работа в парах. ВСЕ ученики

Игра «Найди лишнее»

Прочитайте слова всех групп. Что заметили? Что общего? (это имена сущ-е, отвечают на вопрос кто?, одушевлённые сущ-е)

1.корова

снегирь

коза

заяц

2. медведь

жук

гусь

олень

3. охота

охотиться

звери

охотник




Слайд презентации

Дежурный, класс, пенал, ребята, ученик, ученица, учитель, учительница.

Эти существительные обозначают живой предмет. Обозначают людей и животных. (Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот)

Самопроверка.





индивидуальная работа у доски

  1. коза – проверяемая безударная гласная (существенный признак)

снегирь – это птица, остальные – звери

  1. олень – нет парного согласного

жук - на конце твёрдый согласный

  1. звери – не однокоренное

или охотиться – глагол\. Остальные одуш. Сущ-е

































Проверка индивидуальной работы. Вывод об одуш. сущ-х.

- находить имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение,

-распознавать одушевленные существительные ;




ПознавательныеУУДинформационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале





III. Объяснение нового материала.


Создание проблемной ситуации.

-Прочитайте слова.

врач автомобиль

дети луна

лягушка ветер

-Назовите их одним словом. Докажите.

-Что общего у слов каждой группы? По какому признаку сгруппированы слова? Обсудите этот вопрос в парах.

На какой вопрос отвечают? Что обозначают?





Как они могут назваться?

В русском языке принято такие сущ-е называть неодушевлёнными.



- Кто сформулирует тему нашего урока?



- Какие новые знания мы уже открыли на уроке?

Дайте определение, какие существительные называются одушевлёнными, какие неодушевлёнными?













А теперь откроем учебник на странице 50, прочитаем определение, данное в нем.

- Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали полное определение.


Это имена сущ-е, т.к. эти слова обозначают… и отвечают на вопросы кто? И что?







Обсуждение.

Это сущ-е.

В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначают людей и животных, это одуш сущ-е,

во втором - на вопрос: что? Не обозначают людей и животных Они обозначают неживой предмет





Одушевленные и неодушевленные





Что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные.



Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют людей и животных.

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? и не обозначают людей и животных.

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя



Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет,самостоятельное определение темы урока.



Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;



знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.


IV.Применение нового знания.


- Вспомните, какие слова называются синонимами?

-Поберите к этим существительным синонимы, пользуйтесь словарём синонимов с. 140 и запишем их.

-Ребята, почему существительные первого столбика отвечают на вопрос: кто? Что они обозначают?

На какой вопрос второго столбика отвечают существительные? Что они обозначают?

Подписываем название и вопрос группы



Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.



1 ученик у доски, пользуясь словарём синонимов с. 140 и записывает по 2 слова в каждую группу.

Докажи, что ты верно выполнил задание.



  1. Создание проблемной ситуации.

Давайте поиграем в игру «Хлопай, топай» Если сущ-е одушевлённое, то хлопните в ладоши, если неодуш. . то топните.

Одежда, лисица, корова, тарелка, малина, осина, яблоня, девочка, город, земляника.



Как вы думаете, в какую группу сущ-х мы отнесём растения?

Растения относятся к неодушевлённым сущ-м, т.к. в языке не воспринимаются живыми существами, не способны сами передвигаться.


Доктор машина

Ребята месяц

Квакушка буря



Взаимопроверка.





Проверка.





































Что обозначают данные сущ –е? (растения)

Рассуждения детей.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить

к общему решению

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуации неуспеха;






V. Проверка знаний. Коррекция.

Интерактивная игра «Помоги лосям спуститься на землю»

Группировка существительных по признаку одушевлённости.

Оцените работу товарища. -Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Если нет ошибок, то пусть загорится солнышко, если 1 -2 ошибки, то нарисуйте облачко, а если не получилось, не расстраивайтесь, скоро загорится солнышко.


Самостоятельная работа.











Взаимопроверка.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;



знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.

Регулятивные УУД:

Саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль)


Рефлексия

Продолжите предложение.

Я узнал ….

Я научился…

Мне было легко …

Я затруднялся….


Рефлексия:

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;


Домашнее задание.

Упр. 78

Объяснение. Выберите любые две группы слов и выполните задания.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!