СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Качественные реакции на органические вещества

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к уроку химии в 11 классе и может использоваться при изучении качественных реакций на органические вещества. Работа представлена как бы пособием для подготовки к практической работе, где наглядно с помощью фото, поэтапно представлены реакции.

Просмотр содержимого документа
«Качественные реакции на органические вещества»

 Качественные реакции на органические вещества ( глюкоза, крахмал, глицерин, этанол, уксусная кислота ) Выполнила:  Семёнова Елена Сергеевна  КГУ «Школа-лицей № 4 акимата г. Рудного»

Качественные реакции на органические вещества

( глюкоза, крахмал, глицерин, этанол, уксусная кислота )

Выполнила: Семёнова Елена Сергеевна КГУ «Школа-лицей № 4 акимата

г. Рудного»

 Цель данной презентации:  1). Познакомить учащихся с качественными реакциями  на органические вещества. 2). Выучить эти реакции. 3). Научить применять качественные реакции на практике.

Цель данной презентации:

1). Познакомить учащихся с качественными реакциями

на органические вещества.

2). Выучить эти реакции.

3). Научить применять качественные реакции на практике.

 Цель: с помощью качественных реакций определить органические вещества в пронумерованных пробирках. Записать и выучить качественные реакции на глюкозу, крахмал, глицерин, этанол, уксусную кислоту. Оборудование: штатив с пробирками, нагревательный прибор, держатель для пробирок. Реактивы: КОН,CuSO 4 , медная проволока, раствор йода, универсальная индикаторная бумага.

Цель: с помощью качественных реакций определить органические вещества в пронумерованных пробирках. Записать и выучить качественные реакции на глюкозу, крахмал, глицерин, этанол, уксусную кислоту.

Оборудование: штатив с пробирками, нагревательный прибор, держатель для пробирок.

Реактивы: КОН,CuSO 4 , медная проволока, раствор йода, универсальная индикаторная бумага.

В пяти пронумерованных пробирках даны органические вещества: глюкоза, крахмал, глицерин, этанол, уксусная кислота.  Вспомним формулы веществ:   Глюкоза -  С 6 Н 12 О 6  Крахмал -  С 6 Н 10 О 5  Глицерин -  С 3 Н 5 (ОН) 3   Этанол -  С 2 Н 5 ОН  Уксусная кислота - СН 3 СООН

В пяти пронумерованных пробирках даны органические вещества: глюкоза, крахмал, глицерин, этанол, уксусная кислота.

Вспомним формулы веществ:

Глюкоза - С 6 Н 12 О 6

Крахмал - С 6 Н 10 О 5

Глицерин - С 3 Н 5 (ОН) 3

Этанол - С 2 Н 5 ОН

Уксусная кислота - СН 3 СООН

 Два вещества можно определить по  запаху: это этанол и уксусная кислота,  т.к. только они из предлагаемых  веществ обладают по своим  физическим свойствам  специфическим запахом.   Вспомним правило определения веществ по запаху. дальше

Два вещества можно определить по

запаху: это этанол и уксусная кислота,

т.к. только они из предлагаемых

веществ обладают по своим

физическим свойствам

специфическим запахом.

Вспомним правило определения веществ по запаху.

дальше

На каком рисунке показано, как правильно определять  запах веществ? дальше

На каком рисунке показано, как правильно определять запах веществ?

дальше

При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

По запаху определили, что уксусная кислота во 2 пробирке, поэтому действуем на неё универсальной индикаторной бумагой (у.и.б.)  у.и.б. окрасилась в бледно-  красный цвет, т.к. уксусная  кислота имеет кислую среду  из-за присутствия в ней  ионов водорода.  Запишем диссоциацию уксусной кислоты:   СН 3 СООН СН 3 СОО + Н – кислая среда  Следовательно в пробирке № 2 находится уксусная кислота.

По запаху определили, что уксусная кислота во 2 пробирке, поэтому действуем на неё универсальной индикаторной бумагой (у.и.б.)

у.и.б. окрасилась в бледно-

красный цвет, т.к. уксусная

кислота имеет кислую среду

из-за присутствия в ней

ионов водорода.

Запишем диссоциацию уксусной кислоты:

СН 3 СООН СН 3 СОО + Н – кислая среда

Следовательно в пробирке № 2 находится уксусная кислота.

По запаху определили, что этанол находится в 1 пробирке, подтверждаем качественной реакцией с помощью накалённой медной проволоки покрытой оксидом меди (II). Для получения оксида меди (II), медную проволоку накаливаем в пламени:  2Сu + O 2   2CuO

По запаху определили, что этанол находится в 1 пробирке, подтверждаем качественной реакцией с помощью накалённой медной проволоки покрытой оксидом меди (II).

Для получения оксида меди (II), медную проволоку накаливаем в пламени:

2Сu + O 2 2CuO

Накалённую медную проволоку покрытую оксидом меди (II) опускаем в исследуемый раствор:  Медь становится блестящей, т.к.  происходит восстановление  меди, появляется специфичес –  кий, неприятный запах  ацетальдегида:  O   СН 3 – СН 2 + CuO CH 3 – C + Cu + H 2 O  I H  OH ацетальдегид  этанол   Следовательно в пробирке № 1 находится этанол.

Накалённую медную проволоку покрытую оксидом меди (II) опускаем в исследуемый раствор:

Медь становится блестящей, т.к.

происходит восстановление

меди, появляется специфичес –

кий, неприятный запах

ацетальдегида:

O

СН 3 – СН 2 + CuO CH 3 – C + Cu + H 2 O

I H

OH ацетальдегид

этанол

Следовательно в пробирке № 1 находится этанол.

Качественной реакцией на крахмал является раствор йода (I 2 ), поэтому в оставшиеся 3 пробирки приливаем раствор йода, там где раствор окрасится в синий цвет, следовательно в той пробирке находится крахмал:  (С 6 Н 10 О 5 ) n + m I 2 (C 6 H 10 O 5 ) n · m I 2           Следовательно в пробирке № 5 находится крахмал.

Качественной реакцией на крахмал является раствор йода (I 2 ), поэтому в оставшиеся 3 пробирки приливаем раствор йода, там где раствор окрасится в синий цвет, следовательно в той пробирке находится крахмал:

6 Н 10 О 5 ) n + m I 2 (C 6 H 10 O 5 ) n · m I 2

Следовательно в пробирке № 5 находится крахмал.

В оставшиеся 2 пробирки приливаем гидроксид меди Cu(OH) 2 – нерастворимое основание.  Получаем Cu(OH) 2 :   CuSO 4 + 2KOH Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4         Cu(OH) 2 – осадок голубого цвета

В оставшиеся 2 пробирки приливаем гидроксид меди Cu(OH) 2 – нерастворимое основание.

Получаем Cu(OH) 2 :

CuSO 4 + 2KOH Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4

Cu(OH) 2 – осадок голубого цвета

При добавлении Cu(OH) 2 к двум оставшимся пробиркам, в пробирке № 3 голубой осадок Cu(OH) 2 растворился и раствор стал синего цвета, это является качественной реакцией на глицерин:  СН 2 – СН – СН 2 + Cu(OH) 2 ↓ CH 2 – CH – CH 2 + 2H 2 O  I I I I I I  OH OH OH O O ОН  глицерин   Cu  глицерат меди(II)    Следовательно в пробирке № 3 находится глицерин.

При добавлении Cu(OH) 2 к двум оставшимся пробиркам, в пробирке № 3 голубой осадок Cu(OH) 2 растворился и раствор стал синего цвета, это является качественной реакцией на глицерин:

СН 2 – СН – СН 2 + Cu(OH) 2 ↓ CH 2 – CH – CH 2 + 2H 2 O

I I I I I I

OH OH OH O O ОН

глицерин Cu

глицерат меди(II)

Следовательно в пробирке № 3 находится глицерин.

Оставшуюся пробирку с Cu(OH)2 и исследуемым раствором нагреваем, постепенно раствор становится кирпично – красного цвета из-за выпадения осадка оксида меди (I), это является качественной реакцией на глюкозу:  О t О С 5 Н 11 О 5 С + 2Cu(OH) 2 ↓ C 5 H 11 O 5 C + Cu 2 O↓ + 2H 2 O  Н OH  глюкоза  глюконовая  кислота Следовательно в пробирке № 4 находится глюкоза.

Оставшуюся пробирку с Cu(OH)2 и исследуемым раствором нагреваем, постепенно раствор становится кирпично – красного цвета из-за выпадения осадка оксида меди (I), это является качественной реакцией на глюкозу:

О t О

С 5 Н 11 О 5 С + 2Cu(OH) 2 ↓ C 5 H 11 O 5 C + Cu 2 O↓ + 2H 2 O

Н OH

глюкоза глюконовая

кислота

Следовательно в пробирке № 4 находится глюкоза.

 C помощью качественных реакций мы определили закодированные органические вещества:  1 – этанол  2 – уксусная кислота  3 – глицерин  4 – глюкоза  5 - крахмал

C помощью качественных реакций мы определили закодированные органические вещества:

1 – этанол

2 – уксусная кислота

3 – глицерин

4 – глюкоза

5 - крахмал

 Вопросы для повторения 1). Формула глюкозы – 2). Окраска универсальной индикаторной бумаги в  растворе уксусной кислоты – 3). При качественной реакции на этанол, что происходит  с медью? – 4). Реактив на определение крахмала – 5). Реактив на определение глюкозы и глицерина – 6). Цвет раствора при определении глюкозы – 7). Формула крахмала – 8). Нагревание используется при определении глюкозы  или глицерина? - С 6 Н 12 О 6 бледно - красная восстанавливается раствор йода Cu(OH) 2 оранжевый C 6 H 10 O 5 глюкозы

Вопросы для повторения

1). Формула глюкозы –

2). Окраска универсальной индикаторной бумаги в

растворе уксусной кислоты –

3). При качественной реакции на этанол, что происходит

с медью? –

4). Реактив на определение крахмала –

5). Реактив на определение глюкозы и глицерина –

6). Цвет раствора при определении глюкозы –

7). Формула крахмала –

8). Нагревание используется при определении глюкозы

или глицерина? -

С 6 Н 12 О 6

бледно - красная

восстанавливается

раствор йода

Cu(OH) 2

оранжевый

C 6 H 10 O 5

глюкозы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!