СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как анализировать эпизод литературного произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План анализа эпизода

Просмотр содержимого документа
«Как анализировать эпизод литературного произведения»

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.

Определить границы эпизода2, дать ему название.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они?

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: автора;

персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

Охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

друг к другу;

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).





Анализ эпизода

План:

1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.

2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде).

2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:

из поступков героев;

из речи персонажей (их интонация, слова, котроые они употребляют и др.);

из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т.д.).

3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею).

4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей, особенно если это эпизод-диалог. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

  1. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

    1. их отношение к событию;

    2. к вопросу (проблеме);

    3. друг к другу;

    4. кратко проанализировать речь участников диалога;

    5. сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

    6. выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

    7. определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  2. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  3. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  4. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  5. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  6. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  7. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).






План  анализа эпизода

  1. Место и роль эпизода в композиции произведении.

2.  Тема эпизода.

3.  Герои.

4.  Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5.  Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

–    через обстоятельства;

–    через конфликт;

–    через описания;

–    через монолог;

–    через диалог;

–    через поступки и психологию героев.

6.  Манера повествования, стиль писателя.

7.  Ключевые слова.

8.  Особенности языка.

9.  Средства художественной выразительности.

10.   Средства создания подтекста.

11.   Образ автора, авторская позиция.

  1. Оценочная позиция автора сочинения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!