СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как обеспечить безопасность ребёнка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для современного мира очень актуальна проблема: как обеспечить безопасность детей. Осознавая, что в современном мире процветают преступность и насилие по отношению к детям, многие родители воспитывают сыновей и дочерей по типу «попугая в клетке». Но тотальный контроль и откладывание расширения границ самостоятельности («станет постарше, будет больше понимать — тогда дадим свободу») часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным последствиям.  

Просмотр содержимого документа
«Как обеспечить безопасность ребёнка»

Как обеспечить безопасность ребёнка


Для современного мира очень актуальна проблема: как обеспечить безопасность детей. Осознавая, что в современном мире процветают преступность и насилие по отношению к детям, многие родители воспитывают сыновей и дочерей по типу «попугая в клетке». Но тотальный контроль и откладывание расширения границ самостоятельности («станет постарше, будет больше понимать — тогда дадим свободу») часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным последствиям.

Как научить безопасности
Начнём с общих установок.
1. При выборе форм, методов и материала для обучения необходимо руководствоваться возрастом ребенка, его интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью.

Для самых маленьких подойдут игры

Для детей постарше — разыгрывание соответствующих сценок; рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации; вопросы: «А как ты поступишь, если…»
Для детей в возрасте 4—8 лет подходит обучение на уровне рефлексов: нападают — бью, кричу, убегаю; красный свет — стою; незнакомый человек —молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону; незнакомец предлагает конфету, пытается погладить — рассказываю маме, папе и т. д.

2. Следует оберегать детей от информационного потока с реальными криминальными происшествиями, введя безапелляционный запрет на просмотр несовершеннолетними любого возраста телепередач, которые могут вселить в них ужас от происходящего. Да и самим мамам и папам нужно ограничивать свое стремление рассказывать в обучающих целях страшные истории, случившиеся с ровесниками их сына или дочери. Лучше сделать упор на навыках безопасного поведения, а не на опасностях, подстерегающих детей.

3. Судьбоносно важно любить детей и поддерживать с ними контакт. Отсутствие у ребенка эмоциональной связи с родителями, ощущение им своей ненужности значительно увеличивает уровень риска. Не перебивая, очень внимательно слушайте, когда он рассказывает о прожитом дне, анализируйте всё сказанное им, интересуйтесь книгами, которые он читает, смотрите фильмы, которые он смотрит, вместе «бродите» по Интернету и играйте в компьютерные игры. Необходимо совместно с ребёнком
решайте не только его проблемы, но и свои. Рассказывая ему о том, что вас волнует, как вы находите ответы на возникающие вопросы.

Родительские ошибки
- Кто из родителей не повторял набившую оскомину фразу: «Я тебе сколько раз говорил(а), так не делай», но ребёнок упорно допускает одну и ту же ошибку. Что это, непонятливость или дух противоречия? Ответ прост: это прежде всего действия самих взрослых, которые несовершеннолетний воспроизводит почти подсознательно.

- Очень часто при обучении детей правилам безопасности активно используется частица не: «не ходи», «не открывай», «не разговаривай», «не бери» и т. д. Однако до 6—8, а иногда и до 10 лет у несовершеннолетнего не сформирован понятийный аппарат частицы не, он просто не готов ещё её воспринимать. Кроме того, знание, как не надо делать, не помогает разрешить проблему. Важно учить на разрешительном фоне, демонстрируя, показывая и рассказывая, как можно и нужно делать.

Особый такт требуется от родителей при обучении навыкам безопасности, помогающим несовершеннолетнему избежать преступных посягательств на него, а также выбрать правильную стратегию поведения во время и после нападения. Красочное описание взрослыми страшных историй может привести к моральному травмированию ребёнка — и тогда в трудной ситуации его парализует страх, он станет уязвимым и будет не в состоянии что-либо предпринять самостоятельно. Поэтому, во-первых, внушайте ребенку уверенность в своих силах и в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, развивайте в нём такое качество, как готовность доверять своей интуиции и слушать внутренний голос. Однако не следует формировать у детей завышенное мнение о своих способностях (например, физических — это может привести к серьёзным бедам).
Таким образом, необходимо установить (особенно для младших школьников) следующие правила:
- обращаться за помощью (садиться в машину, впускать в квартиру) только к тем людям, которые принадлежат к заранее оговорённому кругу лиц;
- доверять внутреннему «сигналу тревоги» и применять доступные способы самозащиты, а в случае опасности — кричать, бежать и рассказывать взрослым о своих неприятностях;
- уклоняться от просьб незнакомцев помочь им в чём-либо;
- отказываться от любых подарков со стороны незнакомых (малознакомых) и сообщать о подобных предложениях взрослым;
- обязательно рассказывать родителям о попытках наладить интимный контакт (касание интимных мест несовершеннолетнего; принуждение ребёнка трогать различные части тела взрослого или целовать его и т. п.);
- во время прогулки постоянно держаться друзей, никуда одному не уходить;
- избегать заброшенных мест (пустырей, недостроенных домов, строительных площадок);
- не срезать дорогу в малознакомой местности.

С целью профилактики сексуальных преступлений в отношении ребёнка важно внушить ему мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и прикасаться к нему. Наибольшее, что допускается — улыбка, краткое приветствие. Всё, что выходит за рамки такого краткого общения, должно заставить ребёнка насторожиться. Важно объяснить детям, что такое безопасный и опасный секреты. Например, тайное изготовление подарка для мамы ко дню рождения — это безопасный секрет. А вот опасный секрет — это тот, который заставляет ребёнка испытывать чувство страха, стеснения, ощущение, что его нельзя никому рассказывать.
Родителям зачастую очень тяжело разговаривать с детьми, когда речь заходит о навыках безопасного поведения в случаях возможного сексуального насилия. В подобной ситуации вместо слов «сексуальное домогательство» используйте фразу «безопасное и небезопасное прикосновение», а вытирая ребёнка после душа, покажите ему, до каких мест нельзя прикасаться другим лицам.

Разъясняя ребенку правила безопасности, важно внушить ему, что преступного нападения очень часто можно избежать, если:
- доверять собственной интуиции и действовать в соответствии с нею;
- ходить по улицам уверенно, обращая внимание на всё, что происходит вокруг;
- не демонстрировать посторонним (например, в транспорте или на улице) крупные суммы денег или другое ценное имущество;
- не привлекать к себе внимание одеждой или манерой поведения.

Особого подхода требует обучение ребёнка правилам пользования лифтом. Расскажите несовершеннолетнему, что даже взрослым зачастую тяжело, не оскорбив другого человека, отказаться ехать с ним или выйти из кабины. Поэтому нужно установить строгое правило — ездить в лифте вместе с незнакомцем ни в коем случае нельзя. А если кто-то настойчиво приглашает войти в лифт, то можно сказать: «Спасибо, я ожидаю друзей (родственников), и они вот-вот должны появиться», «Извините, но родители разрешают мне ездить в лифте только в одиночку». Кроме этого, объясните несовершеннолетнему, что следует немедленно выбежать из лифта, если в него зашёл неизвестный. Может, это выглядит не очень красиво и не всегда оправдано, но лучше подождать несколько минут, чем подвергнуть опасности свою жизнь и здоровье.

Это только некоторые аспекты, которые необходимо учитывать при обеспечении безопасности детей. К сожалению, нет однозначного ответа на вопрос о том, в каком возрасте ребёнка можно одного отпускать на улицу, посылать в магазин или оставлять дома. В каждой конкретной ситуации следует принимать в расчёт здравомыслие сына или дочери, их способность применять навыки безопасности на практике, учитывать круг общения подростка и существующие в регионе опасности, ибо уровень допустимой свободы в одном окружении может быть совершенно неприемлем в другом.
Вместе с тем, бесспорно, что несовершеннолетнему необходима самостоятельность. Поэтому каждый родитель должен быть способным в любое
время суток завести разговор с ребёнком о его личной безопасности и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!