СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как правильно обозначать орфограммы на письме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дается понятие орфограммы. Перечислены основные орфограммы, изучаемые в начальной школе. Обозначения данных орфограмм согласованы с учителями русского языка средней школы.

Просмотр содержимого документа
«"Как правильно обозначать орфограммы на письме"»

Как правильно обозначать орфограммы на письме. Составила: Садовская Ольга Павловна

Как правильно обозначать орфограммы на письме.

Составила: Садовская Ольга Павловна

 Цель изучения орфографии –  сформировать относительную орфографическую грамотность.   Понятие орфограммы  - это умение писать без ошибок, это, прежде всего, буквы, для написания которых нужно применить определённое правило (буква  е  в слове в е сна).

Цель изучения орфографии – сформировать относительную орфографическую грамотность.

  • Понятие орфограммы  -

это умение писать без ошибок, это, прежде всего, буквы, для написания которых нужно применить определённое правило (буква  е  в слове в е сна).

 Орфограмма  –  это ошибка, “опасное место”.   Орфограммы бывают буквенные и небуквенные. Буквенные   – безударные  и, е в корне слова; написание сомнительного согласного (лёгкий); большая и малая буквы ( З емля-планета,  з емля-грунт); написание непроизносимых согласных и т. д. Небуквенные :  слитное, раздельное, дефисное написание слов; перенос слова.

Орфограмма  – это ошибка, “опасное место”.

Орфограммы бывают буквенные и небуквенные.

  • Буквенные   – безударные и, е в корне слова; написание сомнительного согласного (лёгкий); большая и малая буквы ( З емля-планета, з емля-грунт); написание непроизносимых согласных и т. д.
  • Небуквенные :  слитное, раздельное, дефисное написание слов; перенос слова.
Орфографическое правило  – короткая чёткая рекомендация для правильного написания. Также существует  орфографический навык , который достигается длительными упражнениями. Эти упражнения направлены на формирование умения видеть орфограмму в слове (на развитие орфографической зоркости); на овладение операциями, обеспечивающими применение правил.
  • Орфографическое правило  –

короткая чёткая рекомендация для правильного написания. Также существует  орфографический навык , который достигается длительными упражнениями. Эти упражнения направлены на формирование умения видеть орфограмму в слове (на развитие орфографической зоркости); на овладение операциями, обеспечивающими применение правил.

Орфографически-правильное письмо предполагает: умение находить, узнавать явление языка (ударный, безударный слог, наличие словесной или иной орфограммы), так называемую орфографическую зоркость, чувство языка, которое помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

Орфографически-правильное письмо предполагает:

умение находить, узнавать явление языка (ударный, безударный слог, наличие словесной или иной орфограммы), так называемую орфографическую зоркость, чувство языка, которое помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

Орфографиеская зоркость -  умение пристально всматриваться в слово, сопоставлять произношение и написание, четко проговаривать слово, выделяя голосом все правописные трудности, сверять написание с образцом.

Орфографиеская зоркость -

умение пристально всматриваться в слово, сопоставлять произношение и написание, четко проговаривать слово, выделяя голосом все правописные трудности, сверять написание с образцом.

Оформление предложения на письме   Заглавная буква, точка в конце предложения: П ушистый снег покрыл землю .  Правописание имен собственных В аня, М осква, Р оссия, Н ева, Б арсик
  • Оформление предложения на письме

Заглавная буква, точка в конце предложения:

П ушистый снег покрыл землю .

  • Правописание имен собственных

В аня, М осква, Р оссия, Н ева, Б арсик

В начальном курсе грамматики основными являются следующие типы орфограмм: написание  жи, ши, ча, ща, чу, щу жи ла, чаща,  щу ка, употребление Ь на конце существительных после шипящих : печь (3 скл, ж.р.) калач (2 скл. м.р.) много задач (мн.ч.)
  • В начальном курсе грамматики основными являются следующие типы орфограмм:
  • написание  жи, ши, ча, ща, чу, щу

жи ла, чаща, щу ка,

  • употребление Ь на конце существительных

после шипящих :

печь (3 скл, ж.р.)

калач (2 скл. м.р.)

много задач (мн.ч.)

правописание слов с Ь и Ъ знаками: письмо ручьи объявление
  • правописание слов с Ь и Ъ знаками:

письмо

ручьи

объявление

Правописание слов с приставками и предлогами на листке - на (белом, каком?) листке  гл. побежали - что сделали? побежали(глагол)  гл. побежали - по( очень )бежали
  • Правописание слов с приставками и предлогами
  • на листке - на (белом, каком?) листке

гл.

  • побежали - что сделали? побежали(глагол)

гл.

  • побежали - по( очень )бежали
Корневые орфограммы Правописание безударных гласных:  травка – трава, дежурный Правописание парных согласных:  ду бы – ду б, ле го нечко - ле г ко Правописание непроизносимых согласных капус та – капус т ный, я се н - я сн о Правописание удвоенных согласных:  ва нн а, ра сс ада, весе нн ий
  • Корневые орфограммы
  • Правописание безударных гласных:

травка – трава, дежурный

  • Правописание парных согласных:

ду бы – ду б, ле го нечко - ле г ко

  • Правописание непроизносимых согласных

капус та – капус т ный, я се н - я сн о

  • Правописание удвоенных согласных:

ва нн а, ра сс ада, весе нн ий

Правописание безударных гласных в приставках: Приставка – это часть слова, стоит перед корнем. Проверить приставки нельзя, их надо запомнить. Неизменяемые приставки: Независимо от произношения в словах всегда пишутся приставки: С-, В- В приставках ОТ-, О-, ОБ- всегда пишется О; 3. В приставках ПРО-, ПО-, ДО-, ПОД- всегда пишется О;
  • Правописание безударных гласных

в приставках:

Приставка – это часть слова, стоит перед корнем. Проверить приставки нельзя, их надо запомнить.

  • Неизменяемые приставки:
  • Независимо от произношения в словах всегда пишутся приставки: С-, В-
  • В приставках ОТ-, О-, ОБ- всегда пишется О;

3. В приставках ПРО-, ПО-, ДО-, ПОД- всегда пишется О;

4. Независимо от произношения в приставках ПОД-, ОБ-, НАД- на конце всегда пишется звонкий согласный; 5. Независимо от произношения в приставке ОТ- на конце всегда пишется Т; 6. В приставках ЗА-, НА-, НАД- всегда пишется А;

4. Независимо от произношения в приставках ПОД-, ОБ-, НАД- на конце всегда пишется звонкий согласный;

5. Независимо от произношения в приставке ОТ- на конце всегда пишется Т;

6. В приставках ЗА-, НА-, НАД- всегда пишется А;

в суффиксах: Суффикс – часть слова, стоит после корня, служит для образования слов с новым значением. Суффиксы надо запоминать. 1.      Правописание суффиксов -ИК, -ЕК можно проверить.  Для этого надо изменить слово, поставив его в форму множественного числа. Если гласная при этом не выпадает, то в суффиксе надо писать букву И. Сад и к – сад и ки Если при изменении слова гласная выпадает, то в суффиксе пишется буква Е. Замоч е к – замочки

в суффиксах:

Суффикс – часть слова, стоит после корня, служит для образования слов с новым значением.

Суффиксы надо запоминать.

1.      Правописание суффиксов -ИК, -ЕК можно проверить.

Для этого надо изменить слово, поставив его в форму множественного числа. Если гласная при этом не выпадает, то в суффиксе надо писать букву И.

Сад и к – сад и ки

Если при изменении слова гласная выпадает, то в суффиксе пишется буква Е.

Замоч е к – замочки

в окончаниях:    имени прилагательного: в хвойном лесу ( в лесу каком?) по извилистой дорожке (по дорожке какой?) имени существительного: у речки (1 скл., Р.п.) с сыном (2 скл., Т.п.) в глуши (3 скл., П.п.)

в окончаниях:

имени прилагательного:

в хвойном лесу ( в лесу каком?)

по извилистой дорожке (по дорожке какой?)

имени существительного:

у речки (1 скл., Р.п.)

с сыном (2 скл., Т.п.)

в глуши (3 скл., П.п.)

в личных окончаниях глаголов: греет (греть - Iспр.) греет (греют - 3л.мн.ч.) в окончаниях глаголов прошедшего времени: солнце светило (прош.вр, ср.р.) ягода созрела (прош.вр., ж.р.)
  • в личных окончаниях глаголов:

греет (греть - Iспр.)

греет (греют - 3л.мн.ч.)

в окончаниях глаголов прошедшего времени:

солнце светило (прош.вр, ср.р.)

ягода созрела (прош.вр., ж.р.)

-тся и -ться в глаголах. купа ть ся - (что дела ть ?, гл.н.ф.) купается – (что делает?, 3-е л.)

-тся и -ться в глаголах.

  • купа ть ся - (что дела ть ?, гл.н.ф.)
  • купается – (что делает?, 3-е л.)
ь после шипящих у глаголов беречь (что делать?, н.ф.) двигаешься (что делаешь?, 2-е л, ед.ч.
  • ь после шипящих у глаголов
  • беречь (что делать?, н.ф.)
  • двигаешься (что делаешь?, 2-е л, ед.ч.
Источник информации: http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/orfogramma-74636.html https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/936-kak-podcherkivat-orfogrammy-podcherknut-bukvy.html https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/orfogramma-chto-ehto-takoe-russkom-yazyke-primery-slov.html Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 

Источник информации:

  • http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/orfogramma-74636.html
  • https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/936-kak-podcherkivat-orfogrammy-podcherknut-bukvy.html
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/orfogramma-chto-ehto-takoe-russkom-yazyke-primery-slov.html
  • Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 

"Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2 частях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!