СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как развить УУД с помощью дидактических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Присутствие игры как средства первоначальной организации учебного процесса, метода и приема обучения  и воспитания, формы организации других видов детской деятельности, средства профилактики и коррекции тех или иных трудностей в детском развитии правомерно и необходимо в педагогическом процессе начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Как развить УУД с помощью дидактических игр»

Как развить УУД

с помощью дидактических игр


Присутствие игры как средства первоначальной организации учебного процесса, метода и приема обучения и воспитания, формы организации других видов детской деятельности, средства профилактики и коррекции тех или иных трудностей в детском развитии правомерно и необходимо в педагогическом процессе начальной школы.

Перейдем к определению понятия '' дидактическая игра''.

Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерности процесса обучения, то есть общие законы обучения всем предметам. Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

Содержание дидактической игры - это всегда осуществление какой-либо умственной задачи. Выполнение правил способствует воспитанию мышления, воображения, памяти.

Известный педагог А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

1. Игры - путешествия. Призваны усилить впечатления, обратить внимание на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задачи, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задачи.

2. Игры - поручения. По содержанию проще и по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

3. Игры - предположения (" что было бы... "). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

4. Игры - загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

5. Игры - беседы. В основе их лежит общение. Оно воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Он определяется темой и содержанием игры.

Необходимость использования данных видов дидактических игр как средства обучения детей младшего школьного возраста определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Можно согласиться с Л. С. Выготским, который писал, что «…в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие вообще не знают, что такое «учиться»).

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, памяти, преобладанием наглядно - образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым приходит ребенок в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить. Дидактическая игра способствует разрешению данной проблемы.

Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект, ведь задача в игре скрыта от детей. Цель дидактической игры - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

В дидактической или познавательной игре ребенок, выражаясь обыденным языком, превращается весь в глаза и уши: он смотрит, слушает, стремится воспринять и понять. В таких играх на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого класса следует адресовать ту или иную игру.

Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей.

Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой.

Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями,  к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников обще-учебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий.

Проблемы методов обучения в связи с реформой образования и переходом к ФГОС второго поколения сегодня приобретают всё большее значение. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках.

Дидактическая игра является эффективным методом обучения, обеспечивающим полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста и формирование у младшего школьника познавательных УДД.

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», т.е. формирование у них обще-учебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!