СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как решать конфликт или на пути создания службы медиации.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликты являются частью повседневной жизни. Каждый день средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.

Но конфликты имеют не только отрицательные функции, связанные с опасностью их разрастания, переходом к насильственным формам разрешения и т.п., но и положительные. Используя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому "общество без конфликтов это мертвое общество".

Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты.

Цель урегулирования (управления) конфликтами заключается не в том, чтобы ликвидировать или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

В качестве адекватных методов профилактики и разрешения конфликтов наиболее часто различными авторами упоминаются следующие:

- ранняя диагностика конфликта и выявление его причин с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания;

- "выплескивание", "разрядка" негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие заметного вреда оппоненту;

- изменение характера восприятия участников конфликта;

- метод последовательных взаимных уступок;

- переговоры участников конфликта;

- обращение к арбитру;

- обращение к посреднику. 

Просмотр содержимого документа
«Как решать конфликт или на пути создания службы медиации.»

7


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №12»



Номинация: «Психологическое здоровье школьников/студентов»








Областной конкурс методических разработок классных часов среди педагогических работников «Формула здоровья»:

Как решать конфликт или на пути создания службы медиации.





Разработала:

Гришанина Н. В.,

педагог – психолог

I квалификационной категории.


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12»

607220, Нижегородская область,

городской округ город Арзамас,

улица М.Горького, дом 56

Тел/факс: (83147) 9-01-98

E-mail [email protected]












Арзамас, 2016

Актуальность. Конфликты являются частью повседневной жизни. Каждый день средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.

Но конфликты имеют не только отрицательные функции, связанные с опасностью их разрастания, переходом к насильственным формам разрешения и т.п., но и положительные. Используя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому "общество без конфликтов это мертвое общество".

Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты.

Цель урегулирования (управления) конфликтами заключается не в том, чтобы ликвидировать или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

В качестве адекватных методов профилактики и разрешения конфликтов наиболее часто различными авторами упоминаются следующие:

- ранняя диагностика конфликта и выявление его причин с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания;

- "выплескивание", "разрядка" негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие заметного вреда оппоненту;

- изменение характера восприятия участников конфликта;

- метод последовательных взаимных уступок;

- переговоры участников конфликта;

- обращение к арбитру;

- обращение к посреднику.


Целю занятия является предоставление возможности участникам получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций с помощью третей стороны.


Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать теоретические знания о конфликте;

  • Учить все задействованные в конфликте стороны избегать конфликтных ситуаций и своевременно решать их;

  • Формировать представления о различных вариантах человеческого общения.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у волонтеров - медиаторов:

  • Самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;

  • Навыков коллективной и индивидуальной работы;

  • Умений принимать решения, отстаивать свои позиции в группе;

  • Формированию социально одобряемых форм поведения.


Воспитательные:

Формировать активную жизненную: ответственность, готовность к сотрудничеству, выдержку;

Содействовать развитию интереса к школьной службе медиации и творческой инициативы.


Знания: источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Умения: осмысление конфликтной ситуации и способы выхода из нее; развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора; разрешение внутриличностных противоречий.


Категория участников: актив 6-8 классов

Тип – урока: урок – практикум

Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран

Учебно-методическое оснащение: презентация, раздаточный материал, видео-ситуации.

Методы: дискуссия, беседа, тестирование, интерактивный метод (работа в малых группах).


Этапы проведения занятия:


I. Подготовка к занятию

  1. Подбор и анализ нормативных правовых и информационно-методических документов, психолого - педагогической литературы.

  2. Подготовка ситуаций для анализа.

  3. Подготовка видео материала для участников занятия

  4. Подготовка упражнений для обдумывания.


II. Проведение занятия. Основная часть.

Заходя в класс, дети делятся на 3 группы.

  1. Приветствие. Игра – активатор. Игра «Печатная машинка» (7 мин).

Слова ведущего: Можем ли мы слаженно работать в группе? Давайте проверим. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной вам песни или стихотворения. Например: «Буря мглою небо кроет…». Каждый по очереди произносит по одной букве слова («Б-У-Р-Я»). В конце слова – все встают, на знак препинания – топают ногой, а конце строки – хлопают в ладоши. Еще одно условие игры: кто ошибается – выходит из игры, покидает кресло, становится у доски. Начинаем по кругу. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. Начали!

Слова ведущего: Ну, а сейчас можно оценить, кто у нас вышел в победители. Ведущий, вам слово! Ответьте на вопросы: «Тяжело ли вам, было?», «Получилось ли с первого раза?».

Спасибо, на этом игра закончена.

На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятиями конфликт, конфликтная ситуация, инцидент.

  1. Игра «Ассоциации» (3 мин.) С чем у вас ассоциируется слово конфликт.

Ответы детей.

Теоритический блок (15 мин):

Слова ведущего: Как вы думаете, можно ли успешно разрешить конфликт, что бы каждый участник его остался в плюсе? Ответы детей.

Слово ведущего: Для разрешения конфликта конструктивным способом существует 3 вида, выслушайте их и давайте подумаем, а какой способ будет самый эффективный для конфликтующих сторон.

  1. Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон как сам процесс, так и его результат.

  1. Медиация
    При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.

  1. Арбитраж
    В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители или педагоги.


  1. Слова ведущего: Рассмотрим видео – ситуации(15 мин). Обсудим их с точки зрения 3х способов урегулирования конфликта. 1 команда вы рассмотрите все плюсы и минусы данных ситуаций с помощью метода «Переговоров», 2 команда – метода «Медиации», 3- метода «Арбитраж».

Ответы детей.

Как вы считаете, какой способ эффективен в применение для школы? (Подвести детей к методу «Медиации»)

III. Подведение итогов. Рефлексия. Плакат «Я против конфликта» (5 мин). Просим ребят приклеить на плакат «Я против конфликтов» руки цвета своего настроения. Синяя – занятие не понравилось, красная – я всем доволен, желтая – сомневаюсь.



Заключение. Тема конфликтов и их решения, в образовательном учреждении всегда оставалась и остается актуальной. Очень часто дети и педагоги не знают как решить тот или иной конфликт, предложенную разработку можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятия.

Список литературы:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М: Трикста, 2005

  2. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. –М.:, 2007.

  3. Материалы газеты «Школьный психолог», 2007г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!