7
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №12»
Номинация: «Психологическое здоровье школьников/студентов»
Областной конкурс методических разработок классных часов среди педагогических работников «Формула здоровья»:
Как решать конфликт или на пути создания службы медиации.
Разработала:
Гришанина Н. В.,
педагог – психолог
I квалификационной категории.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12»
607220, Нижегородская область,
городской округ город Арзамас,
улица М.Горького, дом 56
Тел/факс: (83147) 9-01-98
E-mail [email protected]
Арзамас, 2016
Актуальность. Конфликты являются частью повседневной жизни. Каждый день средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.
Но конфликты имеют не только отрицательные функции, связанные с опасностью их разрастания, переходом к насильственным формам разрешения и т.п., но и положительные. Используя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому "общество без конфликтов это мертвое общество".
Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты.
Цель урегулирования (управления) конфликтами заключается не в том, чтобы ликвидировать или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.
В качестве адекватных методов профилактики и разрешения конфликтов наиболее часто различными авторами упоминаются следующие:
- ранняя диагностика конфликта и выявление его причин с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания;
- "выплескивание", "разрядка" негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие заметного вреда оппоненту;
- изменение характера восприятия участников конфликта;
- метод последовательных взаимных уступок;
- переговоры участников конфликта;
- обращение к арбитру;
- обращение к посреднику.
Целю занятия является предоставление возможности участникам получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций с помощью третей стороны.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать теоретические знания о конфликте;
Учить все задействованные в конфликте стороны избегать конфликтных ситуаций и своевременно решать их;
Формировать представления о различных вариантах человеческого общения.
Развивающие:
Способствовать развитию у волонтеров - медиаторов:
Самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;
Навыков коллективной и индивидуальной работы;
Умений принимать решения, отстаивать свои позиции в группе;
Формированию социально одобряемых форм поведения.
Воспитательные:
Формировать активную жизненную: ответственность, готовность к сотрудничеству, выдержку;
Содействовать развитию интереса к школьной службе медиации и творческой инициативы.
Знания: источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Умения: осмысление конфликтной ситуации и способы выхода из нее; развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора; разрешение внутриличностных противоречий.
Категория участников: актив 6-8 классов
Тип – урока: урок – практикум
Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран
Учебно-методическое оснащение: презентация, раздаточный материал, видео-ситуации.
Методы: дискуссия, беседа, тестирование, интерактивный метод (работа в малых группах).
Этапы проведения занятия:
I. Подготовка к занятию
Подбор и анализ нормативных правовых и информационно-методических документов, психолого - педагогической литературы.
Подготовка ситуаций для анализа.
Подготовка видео материала для участников занятия
Подготовка упражнений для обдумывания.
II. Проведение занятия. Основная часть.
Заходя в класс, дети делятся на 3 группы.
Приветствие. Игра – активатор. Игра «Печатная машинка» (7 мин).
Слова ведущего: Можем ли мы слаженно работать в группе? Давайте проверим. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной вам песни или стихотворения. Например: «Буря мглою небо кроет…». Каждый по очереди произносит по одной букве слова («Б-У-Р-Я»). В конце слова – все встают, на знак препинания – топают ногой, а конце строки – хлопают в ладоши. Еще одно условие игры: кто ошибается – выходит из игры, покидает кресло, становится у доски. Начинаем по кругу. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. Начали!
Слова ведущего: Ну, а сейчас можно оценить, кто у нас вышел в победители. Ведущий, вам слово! Ответьте на вопросы: «Тяжело ли вам, было?», «Получилось ли с первого раза?».
Спасибо, на этом игра закончена.
На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятиями конфликт, конфликтная ситуация, инцидент.
Игра «Ассоциации» (3 мин.) С чем у вас ассоциируется слово конфликт.
Ответы детей.
Теоритический блок (15 мин):
Слова ведущего: Как вы думаете, можно ли успешно разрешить конфликт, что бы каждый участник его остался в плюсе? Ответы детей.
Слово ведущего: Для разрешения конфликта конструктивным способом существует 3 вида, выслушайте их и давайте подумаем, а какой способ будет самый эффективный для конфликтующих сторон.
Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон как сам процесс, так и его результат.
Медиация
При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.
Арбитраж
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители или педагоги.
Слова ведущего: Рассмотрим видео – ситуации(15 мин). Обсудим их с точки зрения 3х способов урегулирования конфликта. 1 команда вы рассмотрите все плюсы и минусы данных ситуаций с помощью метода «Переговоров», 2 команда – метода «Медиации», 3- метода «Арбитраж».
Ответы детей.
Как вы считаете, какой способ эффективен в применение для школы? (Подвести детей к методу «Медиации»)
III. Подведение итогов. Рефлексия. Плакат «Я против конфликта» (5 мин). Просим ребят приклеить на плакат «Я против конфликтов» руки цвета своего настроения. Синяя – занятие не понравилось, красная – я всем доволен, желтая – сомневаюсь.
Заключение. Тема конфликтов и их решения, в образовательном учреждении всегда оставалась и остается актуальной. Очень часто дети и педагоги не знают как решить тот или иной конфликт, предложенную разработку можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятия.
Список литературы:
Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М: Трикста, 2005
Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. –М.:, 2007.
Материалы газеты «Школьный психолог», 2007г.