СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как сладкую песню Отчизны моей,люблю я Кавказ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Как сладкую песню Отчизны моей,люблю я Кавказ»

Цели урока:        

- углубить знания обучающихся о Кавказском периоде в жизни М.Ю.Лермонтова;

- закрепить навыки осознанного выразительного чтения;

- воспитание интереса к литературе и культуре; формирование духовности

Оборудование:

- выставка книг М.Ю.Лермонтова;

- выставка иллюстраций художников к произведениям М.Ю.Лермонтова;

- выставка детских рисунков к произведениям М.Ю.Лермонтова;

- портрет М.Ю.Лермонтова;

- мультимедийный проектор.

 

Ученик. Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

 

Учитель: Творчество М.Ю. Лермонтова особенно близко нам ,живущим на Кавказе. Вдохновенно воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетованной землей миллионов почитателей великого поэта. Но на всем Кавказе нет другого места, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографий поэта, как на Пятигорье. Вот почему всех “влечет к себе этот уголок земли”. Здесь многое напоминает о Лермонтове.

Поэт:

Неужели мы приходим в жизнь, чтобы исчезнуть без следа? Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала и ,верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необычайные.

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник.

Но только с русскою душой.

 

Учитель: Теперь перенесёмся в самое начало 19 века. Что нам известно о семье М.Ю.Лермонтова? Кто были его родители?(видеоролик)

 

Ученик: М.Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Родители будущего поэта, Лермонтов Юрий Петрович и Мария Михайловна Арсеньева, не смогли создать счастливой семьи. Вскоре после рождения мальчика произошёл разрыв между супругами.

 

Учитель: Воспитывался Мишель в пензенском имении Арсеньевых в Тарханах под бдительным надзором любящей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Там прошли его детские годы, там он дружил с деревенскими ребятами, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь. Вспоминая песни, которые ему певала мать, он написал “Казачью колыбельную песню”.

Ученик: Это стихотворение привлекало многих композиторов. Его ласковый задушевный тон как бы подсказывает мелодию. Один из романсов на эти стихи сочинил в1889г.А.Гречанинов. Звучит романс “Казачья колыбельная песня”

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный в колыбель свою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю.

Ученик: В феврале 1817 года, когда Мишелю было всего 2 с небольшим года, умирает его мать. Нежность Елизаветы Алексеевны, лишившейся единственной дочери, перенеслась вся на внука.

Ученик:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пением уложили

Он помнил, что над нею черный поп читал большую книгу, что кадили,

И прочее…

И что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчании

И что когда последнее лобзание

Ему велели матери отдать

То стал он громко плакать и кричать…

 

Учитель: Какое воспитание и образование получил будущий поэт?

Ученик: Тринадцати лет Мишу Лермонтова отвезли в Москву и отдали в лучший пансион. Тогда же он начал писать стихи. В шестнадцать лет Лермонтов был уже зрелым поэтом, но его стихи еще не печатали — сочинял он для себя, читал близким друзьям. Выбрав поэтическую дорогу, Лермонтов поступил на словесное отделение университета.

Ученик: Учебу в Московском университете он не закончил, а переехал в Петербург и поступил в военную школу, оттуда вышел в гвардейский кавалерийский полк. Военная служба лишила его спокойной жизни. Ему пришлось много ездить. 

Учитель: Отдельным этапом в жизни и в творчестве поэта стали встречи с Кавказом. Кавказ для поэта - символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо белоснежных вершин, буйно цветущих садов, гордых и вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией. Кавказ-это земля, прочными узами связанная с судьбой поэта.

Образ Кавказа проявляется в произведениях поэта разных лет. Он видел Кавказ глазами ребенка, путешественника, художника, воина….

 

 

 

Выступление учащегося (чтение стихотворения наизусть).

 Горные вершины спят во тьме ночной,

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы,

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

 

Слово учителя.

         До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка трижды возила внука на Кавказ-в нынешний Пятигорск. Поездка, предпринятая в 1825 году, произвела на него огромное впечатление. Величественная природа, необычное население, рассказы раненых и больных офицеров, лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленниках- все это оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика, будущего певца Кавказа

 

Ученик

    О первой встрече с Кавказом Лермонтов рассказывает так: «Кто мне поверит, - писал Лермонтов в автобиографической заметке, - что я знал уже любовь,имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я её видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату: она была тут и играла с кузиною в куклы: моё сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чём не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь...» Ученик.  

Теперь понятны написанные в 1830 году строки:

Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!

Учитель. Среди ранних романтических произведений Лермонтова большое место занимают стихотворения и поэмы, посвящённые Кавказу. Это «Черкесы», «Кавказский пленник», «Исмаил-Бей» и другие.

 

Ученик.

Тебе, Кавказ, суровый царь Земли,

Я посвящаю снова стих небрежный…

Еще ребенком робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников аллы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы.

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был товарищ их воздушный.

 

 

Выступление учащегося (чтение стихотворения наизусть).

 

С тех пор прошло тяжелых много лет,

И вновь меня меж скал своих ты встретил.

Как некогда ребенку твой привет

Изгнаннику был радостен и светел,

Он пролил в грудь мою забвенье

И дружески на дружный зов ответил.

Слово учителя.

    Ссылка на Кавказ под пули горцев последовала за  стихотворение «Смерть поэта». Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, радовался встрече с Кавказскими горами.

         Из письма М.Ю.Лермонтова: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад - пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше,  громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная нить снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле!

Выступление учащегося (чтение стихотворения наизусть).

 

Приветствую тебя, Кавказ мой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор

Все небо юга да утесы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы,

И вы, престолы, вечные природы.

 

Ученик. Когда Лермонтов В 1841 году отправился в последний раз в действующую армию на Кавказ. Его друг подарил ему книжечку с просьбой вернуть ее, всю исписанную стихами. Но Лермонтову не суждено было вернуться живым из этой поездки. В записной книжке осталось очень много чистых страниц. Всего несколько стихов успел записать в ней поэт. Они были написаны в маленьком домике под камышовой крышей у подножия Машука. Теперь там музей – заповедник «Домик Лермонтова».(видеоролик).  

 

 

 

Учитель Поэт погиб в Пятигорске, где все помнят его. Где все дышит его поэзией. У подножия Машука прозвучал роковой выстрел. Между Лермонтовым и Мартыновым из – за пустяковой ссоры состоялась дуэль. Лермонтов и не думал стрелять в своего приятеля. Он был весел, беззаботен и сам выстрелил в воздух. Но его противник не промахнулся. Вслед за выстрелом раздался страшный удар грома и разразилась яростная гроза. Поэту было 27 лет.

 

М. Ю. Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его творчество стало достоянием мировой поэзии. Ребята, любите свой край, читайте произведения М. Ю. Лермонтова.

 

 

 

Закончить наше мероприятие хотелось бы словами М.Ю.Лермонтова:

Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, Которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, Ветром, дождями нагнутое, Иль виноградник, шумящий в ущелье, И путь неизвестный над пропастью, Где, покрываяся пеной, Бежит безымянная речка, И выстрел нежданный, И страх после выстрела: Враг ли коварный иль просто охотник... Все, все в этом крае прекрасно.

 

Просмотр содержимого документа
««Как сладкую песню Отчизны моей,люблю я Кавказ»»

«Как сладкую песню Отчизны моей,люблю я Кавказ»

Цели урока:

- углубить знания обучающихся о Кавказском периоде в жизни М.Ю.Лермонтова;

- закрепить навыки осознанного выразительного чтения;

- воспитание интереса к литературе и культуре; формирование духовности

Оборудование:

- выставка книг М.Ю.Лермонтова;

- выставка иллюстраций художников к произведениям М.Ю.Лермонтова;

- выставка детских рисунков к произведениям М.Ю.Лермонтова;

- портрет М.Ю.Лермонтова;

- мультимедийный проектор.


Ученик.
Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.



Учитель: Творчество М.Ю. Лермонтова особенно близко нам ,живущим на Кавказе. Вдохновенно воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетованной землей миллионов почитателей великого поэта. Но на всем Кавказе нет другого места, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографий поэта, как на Пятигорье. Вот почему всех “влечет к себе этот уголок земли”. Здесь многое напоминает о Лермонтове.

Поэт:

Неужели мы приходим в жизнь, чтобы исчезнуть без следа? Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала и ,верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необычайные.

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник.

Но только с русскою душой.



Учитель: Теперь перенесёмся в самое начало 19 века. Что нам известно о семье М.Ю.Лермонтова? Кто были его родители?(видеоролик)



Ученик: М.Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Родители будущего поэта, Лермонтов Юрий Петрович и Мария Михайловна Арсеньева, не смогли создать счастливой семьи. Вскоре после рождения мальчика произошёл разрыв между супругами.



Учитель: Воспитывался Мишель в пензенском имении Арсеньевых в Тарханах под бдительным надзором любящей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Там прошли его детские годы, там он дружил с деревенскими ребятами, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь. Вспоминая песни, которые ему певала мать, он написал “Казачью колыбельную песню”.

Ученик: Это стихотворение привлекало многих композиторов. Его ласковый задушевный тон как бы подсказывает мелодию. Один из романсов на эти стихи сочинил в1889г.А.Гречанинов.
Звучит романс “Казачья колыбельная песня”

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель свою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Ученик: В феврале 1817 года, когда Мишелю было всего 2 с небольшим года, умирает его мать. Нежность Елизаветы Алексеевны, лишившейся единственной дочери, перенеслась вся на внука.

Ученик:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пением уложили

Он помнил, что над нею черный поп читал большую книгу, что кадили,

И прочее…

И что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчании

И что когда последнее лобзание

Ему велели матери отдать

То стал он громко плакать и кричать…



Учитель: Какое воспитание и образование получил будущий поэт?

Ученик: Тринадцати лет Мишу Лермонтова отвезли в Москву и отдали в лучший пансион. Тогда же он начал писать стихи. В шестнадцать лет Лермонтов был уже зрелым поэтом, но его стихи еще не печатали — сочинял он для себя, читал близким друзьям. Выбрав поэтическую дорогу, Лермонтов поступил на словесное отделение университета.

Ученик: Учебу в Московском университете он не закончил, а переехал в Петербург и поступил в военную школу, оттуда вышел в гвардейский кавалерийский полк. Военная служба лишила его спокойной жизни. Ему пришлось много ездить. 

Учитель: Отдельным этапом в жизни и в творчестве поэта стали встречи с Кавказом. Кавказ для поэта - символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо белоснежных вершин, буйно цветущих садов, гордых и вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией. Кавказ-это земля, прочными узами связанная с судьбой поэта.

Образ Кавказа проявляется в произведениях поэта разных лет. Он видел Кавказ глазами ребенка, путешественника, художника, воина….






Выступление учащегося (чтение стихотворения наизусть).

 Горные вершины спят во тьме ночной,

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы,

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.


Слово учителя.

         До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка трижды возила внука на Кавказ-в нынешний Пятигорск. Поездка, предпринятая в 1825 году, произвела на него огромное впечатление. Величественная природа, необычное население, рассказы раненых и больных офицеров, лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленниках- все это оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика, будущего певца Кавказа

 

Ученик

    О первой встрече с Кавказом Лермонтов рассказывает так: «Кто мне поверит, - писал Лермонтов в автобиографической заметке, - что я знал уже любовь,имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я её видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату: она была тут и играла с кузиною в куклы: моё сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чём не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь...»
Ученик.

Теперь понятны написанные в 1830 году строки:

Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!

Учитель.
Среди ранних романтических произведений Лермонтова большое место занимают стихотворения и поэмы, посвящённые Кавказу. Это «Черкесы», «Кавказский пленник», «Исмаил-Бей» и другие.


Ученик.

Тебе, Кавказ, суровый царь Земли,

Я посвящаю снова стих небрежный…

Еще ребенком робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников аллы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы.

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был товарищ их воздушный.



Выступление учащегося (чтение стихотворения наизусть).

 

С тех пор прошло тяжелых много лет,

И вновь меня меж скал своих ты встретил.

Как некогда ребенку твой привет

Изгнаннику был радостен и светел,

Он пролил в грудь мою забвенье

И дружески на дружный зов ответил.


Слово учителя.

    Ссылка на Кавказ под пули горцев последовала за стихотворение «Смерть поэта». Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, радовался встрече с Кавказскими горами.

         Из письма М.Ю.Лермонтова: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад - пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная нить снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле!

Выступление учащегося (чтение стихотворения наизусть).

 

Приветствую тебя, Кавказ мой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор

Все небо юга да утесы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы,

И вы, престолы, вечные природы.


Ученик. Когда Лермонтов В 1841 году отправился в последний раз в действующую армию на Кавказ. Его друг подарил ему книжечку с просьбой вернуть ее, всю исписанную стихами. Но Лермонтову не суждено было вернуться живым из этой поездки. В записной книжке осталось очень много чистых страниц. Всего несколько стихов успел записать в ней поэт. Они были написаны в маленьком домике под камышовой крышей у подножия Машука. Теперь там музей – заповедник «Домик Лермонтова».(видеоролик).








Учитель Поэт погиб в Пятигорске, где все помнят его. Где все дышит его поэзией. У подножия Машука прозвучал роковой выстрел. Между Лермонтовым и Мартыновым из – за пустяковой ссоры состоялась дуэль. Лермонтов и не думал стрелять в своего приятеля. Он был весел, беззаботен и сам выстрелил в воздух. Но его противник не промахнулся. Вслед за выстрелом раздался страшный удар грома и разразилась яростная гроза. Поэту было 27 лет.



М. Ю. Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его творчество стало достоянием мировой поэзии. Ребята, любите свой край, читайте произведения М. Ю. Лермонтова.







Закончить наше мероприятие хотелось бы словами М.Ю.Лермонтова:

Как я любил твои бури, Кавказ!
Те пустынные громкие бури,
Которым пещеры как стражи ночей отвечают!..
На гладком холме одинокое дерево,
Ветром, дождями нагнутое,
Иль виноградник, шумящий в ущелье,
И путь неизвестный над пропастью,
Где, покрываяся пеной,
Бежит безымянная речка,
И выстрел нежданный,
И страх после выстрела:
Враг ли коварный иль просто охотник...
Все, все в этом крае прекрасно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!