Как составить исторический портрет личности.
Художники, обладающие мастерством, способны с помощью краски или карандаша передать на бумаге достоверный портрет, неотличимый от своего настоящего прототипа. В действительности, если приложить усилия, вы тоже сможете нарисовать словом реалистичный портрет – для этого нужно иметь некоторые представления о том, как это сделать.
Описание исторического портрета есть в заданиях ЕГЭ по истории. Исторический портрет личности обычно составляется на какого-то известного деятеля, оставившего свой след в истории. Такая работа требует глубоких знаний не только исторических событий, но и о самой личности.
Итак, начинаем писать характеристику исторической личности. Первое, обозначаем годы жизни, но, если Вы этого не помните, что естественно, достаточно указать исторический период, в который жил этот человек (правил или вёл активную деятельность).
Далее следует перечислить исторические события, происходившие в стране или в мире, здесь же нужно описать деятельность этой самой личности. Не стоит забывать и о ранней биографии исторического деятеля. Хорошо было бы добавить информацию о его происхождении (если это важно!), убеждениях, особенностях характера и пр. Можно добавить интересные факты.
Обязательно нужно порассуждать (поразмышлять) о том, какими методами, средствами он достиг успеха или претерпел неудачу. Чего хотел добиться, к чему стремился. Далее делаем вывод о результатах его действий. Здесь приветствуется и свое отношение к исторической личности, и, безусловно, хорошее знание биографии.
Таким образом под историческим портретом мы понимаем воплощение определенной личности в истории, т.е. её жизнь и деятельность, роль в государственном или мировом масштабе. Для того, чтобы грамотно составить исторический портрет, нужно придерживаться определенной последовательности.
Во-первых, нужно рассказать, как происходило формирование личности исторического деятеля. Начать нужно с простых биографических сведений:
- дата и место рождения этого человека;
- кто были его родители;
- где и в каких условиях он жил, воспитывался и учился;
- как и под воздействием чего складывались его взгляды и убеждения.
После этого переходим к личным качествам и чертам характера этого человека. Здесь нужно упомянуть о том, какие личные качества или черты характера влияли на его деятельность. И обязательно указать свое отношение, какие из его личных качеств и черт характера вам импонируют, а какие нет.
Теперь переходим к делам и свершениям исторического лица. Во-первых, нужно рассказать об основных делах его жизни, успехах и поражениях. Рассказать о средствах и методах осуществления его деятельности. Упомянуть о том, кто и почему поддерживал его, а кто нет. Во-вторых, нужно упомянуть о его друзьях, соратниках и врагах, объяснить, почему именно эти люди были его друзьями и врагами. В-третьих, рассказать о результатах и значении его деятельности для современников и потомков. Каков его вклад в историю, за что люди помнят этого человека.
И в заключение, расскажите о своем личном отношении к данному историческому персонажу, дайте оценку его деятельности. Но, давая оценку историческим деятелям, нужно помнить о том, что каждый из них жил и работал в свою эпоху, в которой существовали определенные исторические условия. Объективную оценку и характеристику личности можно дать, только правильно поняв и оценив историческую ситуацию того времени.
Критерии оценивания исторического сочинения.
Учтите, что оценивать написанный исторический портрет будут по нескольким критериям, и постарайтесь на них ориентироваться. Прежде всего, по возможности указывайте точные даты событий. Если вы напишете только лишь век, этого может оказаться недостаточно.
Старайтесь не допускать фактических ошибок, когда описываете события и результаты деятельности исторической личности. Вы можете писать в свободной форме, однако, при построении текста придерживайтесь строгой логики и будьте последовательны в своих умозаключениях. Характеризуя направления деятельности личности, приводите аргументы, подтверждающие ваши слова. Доказательства в виде личного мнения или взгляда на тот или иной вопрос историков не так сильны, как конкретные факты. Не забывайте, что тезисы без аргументов легко подвергаются критике.
Укажите всю информацию, которую вы помните, поскольку в этом типе задания большой объем написанного обеспечит вам большее количество баллов. Поэтому выберите ту историческую личность, о жизни которой вы больше всего помните, чтобы проявить по максимуму свою эрудицию. Указывайте имена, даты, события, характеристики, различные дискуссионные мнения, аргументы и противоречия, факты и предположения, примеры и цитаты.
При написании используйте черновик, так вам будет проще совершенствовать содержание текста исторического сочинения. В конце сочинения обязательно напишите вывод, оцените результаты деятельности выбранной вами исторической личности. Обратите особое внимание на вступительную и заключительную части текста. В начале исторического портрета укажите ключевые моменты, связанные с жизнью деятеля, а в заключении обобщите информацию. Подумайте, какую роль сыграла эта историческая личность в истории, каково значение ее деятельности и какое влияние она оказала на дальнейшее развитие событий в стране.