СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как вызвать интерес к изучению географии у студентов колледжа?

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как вызвать интерес к изучению географии у студентов колледжа?»

Как вызвать интерес к изучению географии у студентов колледжа?

География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у студентов познавательного интереса. Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

Главная задача преподавателя географии – дать студентам прочные знания. Реализуя эту задачу, каждый преподаватель опирается на свой опыт, возможности.

Современный студент получает огромное количество информации вне учебного заведения и интерес к учебному процессу со стороны некоторых студентов снижается. Становится необходимым искать пути решения данной проблемы. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед преподавателем, без активизации познавательной деятельности, внимания студентов, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Путей повышения интереса студентов к моему предмету множество: праздники природы, экологические классные часы, географические вечера, выставки, экскурсии. Но эти расширяющие кругозор и знания так называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым главным – уроком, на котором собственно, и начинается любой географический маршрут, открытие планеты Земля, открытие материков и океанов, открытие страны, в которой ты живёшь. Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако – это не значит, что урок – нечто застывшее и нерушимое.

Важнейшим требованием к уроку, является активная деятельность студента. Существуют большое количество разнообразных приёмов и методов активизации познавательной деятельности на уроках. Я стараюсь использовать их в своей работе на любом этапе урока. Подробнее остановлюсь на некоторых.

1. Первый урок, первая встреча с группой, с чего начать?

Можно прочитать студентам строки известного поэта (Р. Рождественского)

«Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вёл по жизни мои корабли,

Только в стёклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звёзды сползают ко фьордам всё ниже,

Как кипит за кормой белый снег атлантических пен.

И как ранней весной голубеют фиалки в Париже.»

Ещё не все слова знакомы ребятам, но мечта рождается – увидеть мир своими глазами.



2. Создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне «учитель – ученик», «ученик – ученик»



3. Работа с учебником – это пересказ текста учебника по вопросам, составление плана текста по параграфу,  заполнение таблиц, выписывание из текста географических явлений, чтение по цифровым показателям и диаграммам, поиски ответов и объяснений, сравнение различных географических объектов, выбор объектов, относящихся к той или иной группе явлений и процессов.

4.Технология опорных конспектов. Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках по теме «География населения мира», «География отраслей мирового хозяйства» и др., что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.


5. Создание проблемных ситуаций. Здесь могут быть любые задания, в которых студент осознаёт цель, но не знает способов её достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление, свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: какими видами природных ресурсов богат и беден регион Зарубежная Азия? Покажите схематически.


6. Игровые уроки. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы. Игра на уроке географии – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация, в которой «оживают» и «действуют» люди – участники данных событий. Главная цель такого занятия – это создание игрового состояния – специфического эмоционального отношения субъекта и географической действительности. Таким образом, ученики наполняют «безлюдную» географию персонажами, которые они сами изображают.

В деловой игре прослеживается два подвида.

Один из них – игра-обсуждение, в процессе которой воссоздаётся воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы учёных, круглые столы журналистов). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. Как правило, такие игры даже при определённой программной деятельности проводятся с большей долей импровизации ребят.

Другая форма деловой игры – это игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, газетную статью, научный доклад о том или ином географическом событии.

Игровые моменты использую на разных этапах урока.

«Согласен – не согласен». Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, в то же время дают возможность выявить пробелы у отдельных студентов и помочь им устранить эти пробелы.

Преподаватель зачитывает предложения, а студенты должны определить верно, ли это утверждение или нет, согласны или не согласны.

Утверждения по теме «Северная Америка»:

1.   Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.

2.   На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.

3.   Северная Америка самый жаркий материк.

4.   На западе материка расположены горы Анды.

5.   Самая большая река Северной Америки – Амазонка.

«Заморочки из бочки». Предлагаю студентам 10 бочонков из игры «Лото». С каким номером студент достанет бочонок, тот вопрос ему (или группе) достаётся. Например: «О какой стране идёт речь? Одно из древних названий этой страны – «Путь гор». Местные жители шутят, что у них в день бывает три землетрясения – на завтрак, обед и ужин. Нам она больше известна как «Страна Восходящего Солнца». (Япония)

«Угадай». Студенты по описанию определяют географический объект.

Например: Это удивительная и сказочная страна с необычной историй, оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство. (Китай).

«Кто это, что это?». Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому студенту называется слово, которое они должны пояснить. Например по теме «Страны Латинской Америки»:

Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба), гевея (дерево), мате (чай), Игуасу (водопад), лама (животное), Котопахи (вулкан), Веспуччи (путешественник), колибри (птица), метис (народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.

Туристическое агентство «По странам и континентам». Каждая группа студентов рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную информацию о ней.

1. Отсюда отправилось гулять по Европе страстное танго, здесь родился футбольный бог Диего Марадона и раскинулась Патагония, описанная Жюль Верном в «Детях

капитана Гранта». (Аргентина)

4. Знаменитый политический и государственный деятель Порфирио Диас как-то

высказался о своей стране: «Бедная …! Так далеко от Господа Бога и так близко от

Соединенных Штатов!» Какой стране сочувствовал Порфирио Диас? (Мексика)

5. Гигантские, устремленные ввысь сооружения-гробницы имели засекреченный вход.

До сих пор они поражают наше воображение и являются символом этой страны…

(Египет)

«Подбери пару». Слова по какой-либо теме записываются в два столбика. Необходимо подобрать пару и определить лишнее слово.

«Загадки». Данные загадки можно использовать при изучении темы «География населения мира»

1. Во многих странах существует собственный рецепт приготовления этого блюда:

индийские пури и немецкие фледле, мексиканские тортильи и эфиопские инджеры, -

однако по разнообразию их видов ни одна страна не может соперничать с Россией

(блины).

2. На Арабском Востоке среди основных блюд неизменно числится «мутаббаль»

(имеется более образное название «бабага-нуш»). А как эта «заморская» еда

называется у нас? (баклажанная икра)

3. В Грузии это популярнейшее мясное блюдо называют мцвади, в Армении – хоровац, в

Азербайджане – кебап. А как называют его русские? (шашлык)

Очень важно, что при выполнении подобных заданий, студенты превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся студент способен к саморазвитию.

7. Обучающие задачи. Обучающие задачи я могу давать на любом этапе урока, но лучше это делать при обобщении материала. Работу по решению обучающих задач провожу с учащимися в группах. У каждого из детей есть свой багаж знаний, здесь все свои знания они применяют. Например, после изучения раздела «Зарубежная Европа» я ограничиваю студентов в источниках информации (у них уже имеется достаточный объём знаний) и разрешаю пользоваться только атласами. Даю им задачи по конкретному региону. Обучающие задачи связаны с информацией о населении, ЭГП стран, природных ресурсах и др. В последнее время обучающие задачи я составляю сама. Мне очень важно, чтобы в задачах заострялось внимание на том, что детям даётся труднее всего. Допустим, учащиеся плохо запоминают материал о национальном составе населения страны, я включаю это в задачу (страна, где в основном проживают два народа: фламандцы и валлоны - это Бельгия). Есть у меня задача про Камбоджу, страну, которая вообще редко упоминается в программном материале, не говоря о том, что в ней сложная политическая обстановка, несколько раз за короткий период менялась форма правления. Учащиеся находят это в справочниках и, конечно же, лучше запоминают. Эта страна уже не кажется им такой далекой. В содержании своих задач я стараюсь охватить все уголки и регионы мира.

Следующий этап в работе с обучающими задачами – составление задач самими учащимися.

8. Творческие и практические работы. Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у студентов трудолюбия, развитию самостоятельности.

Сила влияния творческих работ обучающихся на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс ее выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил.

9. Работа с картой. Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности студентов. Среди заданий: характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий и многое другое. Работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Карта – есть второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более доступный восприятию студентов, нежели текст.

10. Кроссворды, ребусы. Студенты с удовольствием работают с кроссвордами и ребусами по различным темам курса «Социальная и экономическая география мира». Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Отвечая на вопросы кроссвордов студенты лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов развивают интерес к географии, активизируют познавательную деятельность. Ребусы и кроссворды можно использовать на уроке в группах.

11.Уроки-путешествия. Отличительная особенность уроков-путешествий - организация деятельности студентов. Отправляясь в воображаемое путешествие, студенты определяют способ передвижения в зависимости от природных особенностей (пеший, на лошадях, машинах, кораблях и т. д.), составляют дневники, отчеты, рисуют картосхемы. Атмосфера путешествия на уроке создаётся такой, чтобы студент смог представить себя в определённой роли, например, на научно-исследовательском судне, совершающем плавание к берегам Австралии с целью доказательства уникальности природы материка и убеждения во взаимосвязи всех компонентов природы.

12. Домашнее творческое задание. Этот прием подразумевает замену обычного домашнего задания творческой работой. Например, подготовить сообщение о «горячих точках нашей планеты», используя дополнительные источники информации.


Список использованной литературы:

1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2019. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2017. – 212 с.

4. Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии. География в школе №8.2017.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.: Педагогика, 2018.

5. Душина И.В., Летягин А.А., Беловолова Е.А. Практическая составляющая обучения географии - основа формирования компетенций школьников. География в школе №1.2019.

7. Витейко Т.В., Сдасюк Н.Н. Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке. География в школе №1-2.2018.

2. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2019 г.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!