Тема: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
ход урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила»
Учитель: на прошлом уроке вы узнали о природных и климатических условиях Древнего Египта, о том как возникло это государство.
- Давайте вспомним где находится Египет? (Египет находится на северо-востоке Африки).
- Какой климат и рельеф имеет страна? (В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются песчаные и каменистые пустыни).
- По территории страны протекает одна из самых больших рек в мире, назовите её. (Нил)
- Покажите на карте дельту, пороги, оазисы.
- Как называется растение, которое росло по берегам реки и из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус.)
- Назовите и покажите море, в которое впадает Нил. (Средиземное море)
- Назовите и покажите столицу Древнего Египта. (Мемфис)
2) Фронтальная беседа с классом
(бог Нила). Конечно же - это бог Нила – Хапи!
- Какие ещё занятия, кроме земледелия, существовали у жителей Египта? (Кроме земледелия развивалось ткачество, гончарное производство, ювелирное дело)
- Как назывался правитель Древнего Египта? (Фараон.)
- Почему корона царя Египта бело-красного цвета?
- Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н. э.)
III. Переход к новой теме
Учитель: Итак, ребята, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла. Таким образом, труд людей преображал долину Нила. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тыс. до н. э. превращался в густонаселенную страну.
Тема урока: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
План:
1) Жители Египта.
2) Труд земледельцев
3) В гостях у египтянина
4) Ремёсла и обмен
5) Сбор налогов.
III. Изучение новой темы
1 вопрос плана
Жители Египта
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Учитель: прочитайте п. 1 § 7 на стр. 37-38 (здесь и далее страницы указаны по учебнику Вигасина А.А.).
Ответьте на вопрос: на какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, писцы, воины, земледельцы, ремесленники.)
- Ребята, какая из этих групп населения Древнего Египта была самой многочисленной? (Большинство населения Египта составляли земледельцы и ремесленники).
- На чьих плечах лежала обязанность кормить своим трудом не только себя и свою семью, но и обеспечивать благосостояние других? (земледельцы и ремесленники) Что входило в их обязанность перед государством? (налоги)
Запись в тетради:
Налоги - это платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, сделанной продукцией) господину зависимым населением
или Налоги в Древнем Египте - это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона.
Запись в тетради:
ФА РАОН-властитель страны.
ВЕЛЬМОЖИ - знатные люди, царские советники, военачальники.
ПИСЦЫ - сборщики налогов, делопроизводители.
ВОИНЫ - охрана фараона и страны.
ЗЕМЛЕДЕЬЦЫ и РЕМЕСЛЕННИКИ — простые жители Египта, платившие налоги в казну фараона.
2 вопрос плана
Труд земледельцев
Учитель: ребята, мы с вами знаем, что природа Египта способствовала развитию земледелия. Река питала водой обширные территории в своей долине, однако, она неравномерно насыщала влагой землю. Чтоб задержать воду на поверхности земли и распределить ее по всей территории, необходимо было построить сеть сооружений для искусственного орошения. Для этого нужен был труд нескольких поколений египтян.
Одной семье было бы не под силу прорыть канал и насыпать дамбу. Египтяне выполняли эти работы целыми посёлками. Руководили этими работами вельможи. Каждый земледелец обязан был участвовать в работах своей общины, и за это он получал надел орошаемой земли.
Труд земледельцев очень тяжёлый.
Работа с иллюстрациями в учебнике
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 39
- Какую работу выполняют люди? (рыхлят землю плугом, бросают зёрна, серпами срезают колосья, собирают урожай винограда, выжимают сок)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 40
- Как называется изображённое устройство (шадуф)
- Опишите это устройство. Для чего он был придуман людьми?
Запись в тетрадь:
Шадуф - приспособление для доставания воды из колодца для орошения земли
3 вопрос плана
В гостях у египтянина
Учитель: После работы, земледелец приходит домой. Давайте с вами заглянем в дом к этому простому человеку.
Работа с иллюстрациями в учебнике
Рассмотрим рисунок на стр. 40 «Дом земледельца». Опишите дом (рассказ учащихся по рисунку).
Уч итель: да, простой египтянин живет в небольшом доме. Он сложен из тростника, обмазанного илом, крышей служит тростниковая циновка, поэтому здесь не бывает жарко. Двери в доме земледельца обычно не запирают. Как вы думаете, почему? (бедное жилище)
- Зайдём в дом. Центральное место в доме занимает кухня с очагом. Здесь жена главы семьи каждый день печет для всей семьи хлеб. Между прочим, египтяне первыми научились выпекать хлеб из кислого теста. Хлеб ели просто так, с зеленью, с луком, с рыбой, а по праздникам на столах появлялись мясо и виноградное вино. Кроме кухни в доме есть жилая комната и помещение, которое используется в качестве кладовки.
- А, теперь давайте познакомимся с хозяевами дома. Это люди, дни которых проходили в трудах и заботах. Посмотрите на рис. на стр. 39. Наши хозяева среди них. Давайте присмотримся к ним. Опишите их облик (что представляет собой их одежда?)
- Да, как мы видим одежда египтян была очень простой. Женщины носили платья на подобии сарафанов, а мужчины – набедренные повязки. Назывались они схенти. Обувью египтяне пользовались редко. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, или из кожи носили лишь фараон и его приближенные. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики ( из растительного волокна или овечьей шерсти)
- Египтяне любили всяческие украшения и амулеты.
Запись в тетрадь:
Амулет – мелкие предметы (просверленные камешки, раковины, бусы, фигурки), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.
4 вопрос плана
Ремёсла и обмен
Учитель: Древний Египет славился ремесленниками. Ремесленники трудились в ремесленных мастерских – «палате мастеров», которые принадлежали (по большей части) вельможам. Существовало разделение труда: над одним и тем же изделием на разных этапах трудилось несколько мастеров.
Труд ремесленников был не менее тяжелым, чем крестьянский
Запись в тетрадь видов ремесел Древнего Египта (скульптор, каменотёс, брадобрей, строитель, ткач, сандальщик).
Учитель: Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.
Были в Древнем Египте и другие мастера, например медники, гончары, ткачи, столяры, ювелиры, кожевники, кораблестроители. Египетские мастера создавали великолепные произведения искусства: оружие, посуду, статуэтки, украшения из золота и серебра. Из дерева изготавливали мебель. Из тростниковых стеблей изготавливали папирус – писчий материал, благодаря которому до нас дошли ценнейшие сведения о событиях, произошедших несколько тысяч лет тому назад.
Рассказ учителя о торговле в древнем Египте.
В Древнем Египте такое понятие, как продажа изделий, отсутствовало. Тем не менее на одной из росписей древнеегипетским художником представлена сцена с людьми, которые с какими-то маленькими коробочками, очевидно, направлялись за покупками. Возможно, емкости служили чем-то вроде мерила зерна для приобретения не только товаров, но даже оказанных услуг.
Работа с иллюстрациями в учебнике
Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 41 «Меновая торговля». Опишите рисунок (сидит женщина, перед ней глиняная посуда, рядом стоит египтянин, протягивает ей рыбу).
- Как вы думаете, что означает эта сцена? (мужчина предлагает женщине меняться)
Запись в тетрадь:
Обмен - это самый простой вид торговли. Денег в Древнем Египте не было, и меняли товар на товар. Такой вид обмена называется натуральным.
5 пункт плана
Сбор налогов
Как вы уже поняли, в Древнем Египте существовала ещё одна профессия – это писцы.
Работа с иллюстрациями в учебнике
- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 41
Вы уже знаете, что профессия писца одна их самых уважаемых, почитаемых и важных в государстве Египет.
- Каковы были главные орудия труда писца? (тростинка для письма, папирус).
- Чем же они занимались? Мы узнаем об этом, прочитав пункт 5 нашего параграфа.
Беседа по прочитанному:
- Чем занимались писцы? (сбор налогов, то есть продуктов и товаров в пользу фараонов)
- Фараоны часто подвергали писцов позорным наказаниям: отрезанию носа, ссылке на каторгу, битью палкой. Как вы думаете в чём причины наказаний, как могли провиниться писцы перед фараоном? (ошибки или обман в подсчёте, присвоение продуктов)
- Каковы были главные орудия труда писца? (тростинка для письма, папирус).
- Кто их боялся? (земледельцы и ремесленники)
Рассказ учителя:
Горе тому, кто не сможет собрать продукты для налога. Жизнь крестьянина и ремесленника была нелегкой, однако, им угрожала еще более горькая участь – стать рабами.
Запись в тетрадь:
Раб — это любое лицо, которое не имеет возможности по своей воле отказаться от работы, это человек, который находится в собственности у другого человека.
Учитель: сначала в Египте рабами были люди, захваченные на войне в плен. Затем в рабов стали превращать бедных египтян.
Часто нужда заставляла крестьянина или ремесленника просить у богача в долг зерно. И если бедняку нечем было отдавать долг в срок, то его и его семью могли продать в рабство. «Живые убитые» – так называли рабов в Древнем Египте. Подумайте почему? (Человек не умирал, но переставал быть хозяином своей жизни, его положение приравнивалось к личной вещи хозяина).
- Рабы не имели никакого имущества. Они сами принадлежали своему хозяину. Владелец имел право бить раба, продавать или обменивать его, мог даже убить. Все произведенное рабом принадлежало его владельцу.
Закрепление пройденного
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (О жителях Древнего Египта, о тяжёлой жизни ремесленников и земледельцев, о налогах и сборщиков налогов, о рабстве).
- На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы)
- Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т. д.)
- Что обозначает понятие «налог»? (Платеж чем-либо фараону или государству)
- Кто платил налоги? (Зависимые от знати категории населения: земледельцы и ремесленники)
- Как называли сборщиков налогов? (Писцы)
Домашнее задание:
1) § 7 читать, выучить новые понятия.