МБОУ Аглобинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО ___________/Сардарова Э.П./ « » августа 202 год | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________Тагиров С.Т./ «» августа 202 год | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ АСОШ ___________/ А. Х. Хасанов/ « » августа 202 год |
Рабочая программа
и календарно – тематическое планирование
Изобразительное искусство
(на основе примерной программы)
3 класс «Б»
(ФГОС)
учитель начальных классов
Сардарова Э.П.
2020 - 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основании следующих документов:
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
образовательная программа начального общего образования МБОУ Купавинской СОШ № 22на 2020-2021 учебный год;
учебный план МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2020-2021 учебный год;
календарный учебный график МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2020-2021 учебный год;
сборник примерных рабочих программБ.М. Неменского,Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой и др. «Избразительное искусство, 1-4 классы», предметная линия учебниковпод редакцией Б.М. Неменского. - М: «Просвещение», 2020;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованиюв общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.
Учебник: «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас»,3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / [Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских, Г.Е. Гуров, Н.А. Лепская, М.Т. Ломоносова, О.В. Островская], - М.: «Просвещение», 2016 год.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Планируемые результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального образования:
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Обучающиеся получат возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
способам решения проблем творческого и поискового характера;
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
различным способам поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Обучающиеся получат возможность научиться:
слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства.
Обучающиеся получат возможность научиться:
основам художественной культуры: представление о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
развивать образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформировать основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально - ценностное отношение к миру, художественный вкус;
способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно- продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится сознание уважение и принятие традиций, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполняется конкретным содержание понятие «Отечество», «родная земля», «моя земля и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.
Учебно – тематический план курса «Изобразительное искусство» - 3 класс».
№ раздела | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Раздел 1 | Искусство в твоём доме | 9 ч. |
Раздел2 | Искусство на улицах твоего города | 7 ч. |
Раздел3 | Художник и зрелище | 10 ч. |
Раздел4 | Художник и музей | 8 ч. |
| Итого: | 34 часа |
Краткое содержание тем учебного курса «Изобразительное искусство» - 3 класс».
Раздел 1. «Искусство в твоём доме» (9 часов)
Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги. Образное содержание конструкции и украшения предмета. Создание выразительной пластической формы игрушки. Эстетическая оценка разных видов игрушек, материалов, из которых они сделаны. Единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).
Связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения. Создание выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке.
Роль цвета и декора в создании образа комнаты.
Роль художника и этапы его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Создание эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
Разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Постройка (композиция), украшение (характер декора), изображение (стилизация) в процессе создания образа платка. Создание эскиза росписи платка (фрагмента), выражение его назначения (для мамы, бабушки, платка позиций задуманного образа).
Роль художника и Братьев - Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Проект детской книжки- игрушки.
Роль художника и Братьев - Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создание открытки к определенному событию или декоративной закладки (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Лаконичное выразительное изображение. Важная роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Раздел 2. «Искусство на улицах твоего города» (7 часов)
Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение.
Архитектурный образ, образ городской среды. Эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Особенности архитектурного образа города. Памятники архитектуры — достояние народа. Изображение архитектуры своих родных мест, выстраивание композиции листа, передача в рисунке неповторимого своеобразия и ритмической упорядоченности архитектурных форм.
Парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, пар к- мемориал и др.). Парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создание образа парка в технике коллажа, гуаши или выстраивание объемно- пространственной композиции из бумаги.
Эстетическая оценка чугунных оград в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, их роль в украшении города. Сравнение ажурных оград и других объектов (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.). Проект (эскиз) ажурной решетки. Использование ажурной решетки в общей композиции с изображением парка или сквера, их роль в украшении города.
Создание нарядных обликов фонарей. Изображение необычных фонарей, используя графические средства, создание необычных конструктивных формы фонарей, работа с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).
Витрина как украшение улицы города и своеобразная реклама товара. Связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Творческий проект оформления витрины магазина. Композиционные и оформительские навыки в процессе создания образа витрины.
Образ в облике машины, их разные украшение. Связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Создание образов фантастических машин.
Конструирование из бумаги. Важная и нужная работа художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.
Раздел 3. «Художник и зрелище» (10 часов)
Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. Важная роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Создание красочных выразительных рисунков или аппликаций на тему циркового представления, передача в них движения, характеров, взаимоотношений между персонажами. Изображение яркого, веселого, подвижного.
Объекты, элементы театрально- сценического мира. Интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Роль театрального художника в создании спектакля. «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Разные виды кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Создание выразительной куклы (характерная головка куклы, характерные 10 детали костюма, соответствующие сказочному персонажу). Работа с пластилином, бумагой, нитками, кусками ткани. Кукла для игры в кукольный спектакль.
Характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Роль маски в театре и на празднике. Конструирование выразительных и острохарактерных маски к театральному представлению или празднику.
Назначение театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). определение в афишах- плакатах изображение, украшение и постройки. Создание эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению. Образное единство изображения и текста.
Лаконичное, декоративно- обобщенное изображение (в процессе создания афиши или плаката).
Работа художника по созданию облика праздничного города. Украшение города к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Создание в рисунке проекта оформления праздника.
Раздел 4. «Художник и музей» (8 ч.)
Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира. Роль художественного музея. Великие произведения искусства - национальное достояние.
Самые значительные музеи искусств России — Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Разные виды музеев и роль художника в создании их экспозиций. Картина — особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Творческая работа зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Картины - пейзажи. Настроение и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Имена крупнейших русских художников- пейзажистов. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. Выражение настроения в пейзаже цветом.
Изобразительный жанр — портрет и нескольких известных картин-портретов. Изображенный на портрете человек (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
Картина-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Важная роль в натюрморте настроения, которое художник передает цветом. Изображение натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Имена художников, работавших в жанре натюрморта.
Картины исторического и бытового жанра. Наиболее понравившиеся (любимые) картины, их сюжет и настроение. Изображение сцены из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивание сюжетной композиции. Изображение в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
Эстетическое отношение к произведению скульптуры, объяснение значения окружающего пространства для восприятия скульптуры. Роль скульптурных памятников. Знакомые памятники и их авторы, Рассуждение о созданных образах. Виды скульптуры (скульптура в 11 музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура. Материалы, которыми работает скульптор. Лепка фигуры человека или животного, передача выразительной пластики движения.
Выставка детского художественного творчества.
Роль художника в жизни каждого человека.
Виды и формы контроля
Выставка работ учащихся.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.А. Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Н.А. Лепская, М.Т.Ломоносова, О.В. Островская. Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016
Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. 1-4 классы./Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2020
Поурочные разработки по изобразительному искусству. М.А. Давыдова, 3 класс. – М.: ВАКО, 2018
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Календарно-тематическое планирование
Рабочих недель – 34
Часов – 34 (1 час в неделю)
№ урока | Дата | Тема урока |
Поплану | Корректировка (если необходимо) |
I четверть (9 часов) |
Раздел №1. «Искусство в твоём доме» (9 часов) |
1 | 01.09.2020-04.09.2020 | | Вводное занятие. Твои игрушки |
2 | 07.09.2020-11.09.2020 | | Посуда у тебя дома. |
3 | 14.09.2020-18.09.2020 | | Обои и шторы у тебя дома. |
4 | 21.09.2020-25.09.2020 | | Мамин платок. |
5 | 28.09.2020-02.10.2020 | | Твои книжки. |
6 | 05.10.2020-09.10.2020 | | Твои книжки (завершение темы). |
7 | 12.10.2020-16.10.2020 | | Открытки. |
8 | 19.10.2020-23.10.2020 | | Труд художника для твоего дома. |
9 | 26.10.2020-30.10.2020 | | Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. |
II четверть (7 часов) |
Раздел №2. «Искусство на улицах твоего города» (7 часов) |
10 | 09.11.2020-13.11.2020 | | Памятники архитектуры. |
11 | 09.11.2020-13.11.2020 | | Парки, скверы, бульвары. |
12 | 23.11.2020-27.11.2020 | | Ажурные ограды. |
13 | 30.11.2020-04.12.2020 | | Волшебные фонари. |
14 | 07.12.2020-11.12.2020 | | Витрины. |
15 | 14.12.2020-18.12.2020 | | Удивительный транспорт. |
16 | 21.12.2020-25.12.2020 | | Труд художника на улицах твоего города (села). Обобщение темы. |
III четверть (10 часов) |
Раздел №3. «Художник и зрелище» (10 часов) |
17 | 11.01.2021-15.01.2021 | | Художник в цирке. |
18 | 18.01.2021-22.01.2021 | | Художник в цирке. |
19 | 25.01.2021-29.01.2021 | | Художник в театре. |
20 | 01.02.2021-05.02.2021 | | Художник в театре. |
21 | 08.02.2021-12.02.2021 | | Театр кукол. |
22 | 15.02.2021-19.02.2021 | | Мы художники кукольного театра. |
23 | 22.02.2021-26.02.2021 | | Конструирование сувенирной куклы. |
24 | 01.03.2021-05.03.2021 | | Театральные маски. |
25 | 08.03.2021-12.03.2021 | | Афиша и плакат. |
26 | 15.03.2021-19.03.2021 | | Праздник в городе. Обобщение темы. |
IV четверть (8 часов) |
Раздел№4. «Художник и музей» (8 часов) |
27 | 29.03.2021-02.04.2021 | | Музей в жизни города. |
28 | 05.04.2021-09.04.2021 | | Картина - особый мир. |
29 | 12.04.2021-16.04.2021 | | Картина-пейзаж. |
30 | 19.04.2021-23.04.2021 | | Картина-портрет. |
31 | 26.04.2021-30.04.2021 | | Картина-портрет. |
32 | 03.05.2021-07.05.2021 | | Картина-натюрморт. |
33 | 10.05.2021-14.05.2021 | | Картины исторические и бытовые. |
34 | 17.05.2021-25(27).05.2021 | | Скульптура в музее и на улице.Обобщение темы. |
ИТОГО:34 часа. |