СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование (5-8 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно-тематическое планирование 5-8 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование (5-8 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Артёмовского городского округа



Рассмотрено

на заседании МО учителей

химии и биологии

протокол № 1 от 28.08 2020г.

руководитель МО___________.

Согласовано

зам. директора по УВР

Юхимец О.В___________


28.08.2020 г.

Утверждено

Директор школы

Самсонов А.Ф.___________


28.08.2020 г.







Рабочая программа

Факультативного курса «Животные вокруг нас»

для 7 класса



на 2020 – 2021 учебный год



Составила: Шалаева Н.В.,

учитель биологии






2020 год



Пояснительная записка


Факультативный курс «Животные вокруг нас» предназначен для учащихся 7 классов и носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на планете), с учетом регионального компонента.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.

Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Цели факультативного курса «Животные вокруг нас»

– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей животного мира нашей планеты, Приморского края

– формирование таких общеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения

Задачи данного факультативного курса:

– научить анализировать представленный видеоматериал и находить ответы на поставленные учителем вопросы

– научить правильно формулировать вопросы к видеосюжетам о животных

– научить составлять рассказ о животном, используя план-клише

– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов

– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся


Успешность освоения программы курса может быть оценена по следующим критериям:

Учащиеся должны знать:

• основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания

• основных представителей различных природных сообществ

• принципы составления цепей питания

Учащиеся должны уметь:

• анализировать видеофрагмент, текст о животном, выделяя главное

• определять черты приспособленности животных к среде обитания

• составлять цепи питания не менее чем из четырех звеньев

• составлять рассказы, о животном используя план-клише.


Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на планете).

Курс рассчитан на 34 часа и рекомендуется для изучения в течение учебного года.

Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная

Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка


Содержание рабочей программы факультативного курса «Животные вокруг нас» для 7 класса


Настоящая программа составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют обучающиеся 7 класса.


№ п/п

Тема



Количество часов на изучение темы

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

1

Введение

1

Учащиеся должны знать: предмет изучения экологии животных

2

Условия существования животных (8 часов)

8

Учащиеся должны знать: основные среды обитания животных

Учащиеся должны уметь: определять особенности среды обитания животного, черты приспособленности животного к среде обитания


3

Роль животных в природе (4 часа)

4

Учащиеся должны знать: об отношениях организмов в популяциях , видах взаимодействия животных и других организмов

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; объяснять роль животных в природе

4

Животный мир суши (3 часа)

3

Учащиеся должны знать:

– Представителей животного мира суши

— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экоси­стем;

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных суши к условиям среды обитания

5

Животный мир морей и рек (1 час)

1

Учащиеся должны знать:

– Представителей животного мира морей и океанов

— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экоси­стем;

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных морей и океанов к условиям среды обитания

6

Животный мир почвы (2 часа)

2

Учащиеся должны знать:

– Представителей животного мира почвы

— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экоси­стем;

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных почвы к условиям среды обитания

7

Сезонные изменения в жизни животных (2 часа)

2

Учащиеся должны знать: основные сезонные изменения в жизни животных региона

Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой, анализировать просмотренный видеоматериал

8

Взаимоотношения между животными (5 часов)

5

Учащиеся должны знать:

о типах взаимодействий организмов; разнообра­зии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяи­на; законы конкурентных отношений в природе; об отношениях организмов в популяциях

Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой

9

Численность животных (2 часа)

2

Учащиеся должны знать: причины изменения численности популяции и ее регуляция в природе;

Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой

10

Животные в природных сообществах (2 часа)


2

Учащиеся должны знать:

о месте человека в экосистеме Земли

Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой

11

Изменения в животном мире Земли (2 часа)

2

Учащиеся должны знать: влияние человека на изменения в животном мире Земли

Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой

12

Охрана животных (2 часа)

2

Учащиеся должны знать:

современные проблемы охраны природы (аспек­ты, принципы и правила охраны природы, правовые основы ох­раны природы);

Учащиеся должны уметь: обосновывать необходимость природоохранных мероприятий



Итого

34часа






Календарно тематическое планирование является приложением к программе факультативного курса «Животные вокруг нас» для обучающихся 7 класс, составлено с учетом использования учебника «Биология животных» В.В.Латюшин, В.А. Шапкин и

учебник Экология животных:: 7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др./ Под ред. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2008.

34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения



Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Животные вокруг нас» для 7 класса


урока

п/п

темы

№ урока

в теме

Тема урока

Количество часов

дата

теория

практика



1.


Введение (1 час)


1.


1.

Введение. Что изучает экология животных

0.5

0.5



2.


Условия существования животных (8 часов)


2.


1.

Условия обитания животных

0.5

0.5


3.


2.

Среда обитания и условия существования.

0.5

0.5


4.


3.

Пища животных. Способы добывания пищи.

0.5

0.5


5.


4.

Вода в жизни животных.

0.5

0.5


6.


5.

Воздух в жизни животных

0.5

0.5


7.


6.

Температура среды обитания.

0.5

0.5


8.


7.

Свет в жизни животных

0.5

0.5


9.


8.

Жилища животных. Растения – укрытия и жилища для животных.

0.5

0.5



3.


Роль животных в природе (4 часа)

10


1.

Влияние растительноядных животных на растения.

0.5

0.5


11.


2.

Роль животных в опылении и распространении растений.

0.5

0.5


12.


3.

Роль животных в образовании горных пород и почв

0.5

0.5


13.


4.

Влияние животных друг на друга.

0.5

0.5



4.


Животный мир суши (3 часа)


14.


1.

Животные тундры и лесов умеренной зоны.

0.5

0.5


15.


2.

Животные степей, саванн, прерий, пустынь.

0.5

0.5


16.


3.

Животные тропических лесов и горных областей.

0.5

0.5



5.


Животный мир морей и рек (1 час)


17.


1.

Водная среда обитания , взаимосвязи морских и пресноводных животных

0.5

0.5



6.


Животный мир почвы (2 часа)


18.


1.

Почва как среда обитания. Животные-землерои

0.5

0.5


19.


2.

Обобщающее занятие по теме: «Животный мир экологических сред»

0.5

0.5



7.


Сезонные изменения в жизни животных (2 часа)


20.


1.

Спячка и оцепенение

0.5

0.5


21.


2.

Миграции животных

0.5

0.5



8.


Взаимоотношения между животными (5 часов)


22.


1.

«Своя территория». Встреча будущих родителей

0.5

0.5


23.


2.

Взаимодействие между родителями и детенышами.

0.5

0.5


24.


3.

Групповой образ жизни. Иерархия.

0.5

0.5


25.


4.

Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-нахлебники.

0.5

0.5


26.


5.

Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными.

0.5

0.5



9.


Численность животных (2 часа)

27.


1.

Численность животных: популяции животных, изменение численности животных.

0.5

0.5


28.


2.

Причины изменения численности животных.

0.5

0.5



10


Животные в природных сообществах (2 часа)

29.


1.

Животные биоценозов Дальнего востока.

0.5

0.5


30.


2.

Животные биоценозов Приморского края

0.5

0.5



11.


Изменения в животном мире Земли (2 часа)

31.


1.

Редкие и исчезающие животные Приморского края

0.5

0.5


32.


2.

Животные, истребленные человеком

0.5

0.5



12.


Охрана животных (3 часа)

33.


1.

Красная книга. Охраняемые территории России

0.5

0.5


34. 2. Заповедные территории Дальнего востока, Приморского края. 1час

Урок конференция «Животные вокруг нас»
















Учебно-методическое обеспечение
Набор таблиц «Животные»


  1. Схема развития животного мира

  2. Тип простейшие

  3. Тип кишечнополостные (гидра)

  4. Тип кишечнополостные, морская звезда

  5. Морские губки

  6. Тип кольчатые черви (дождевой червяк)

  7. Тип плоские черви (бычий цепень) – класс ленточные

  8. Класс ресничные черви, класс сосальщики

  9. Печеночный сосальщик

  10. Бычий цепень

  11. Многообразие паразитических червей

  12. Класс двустворчатые

  13. Тип моллюски (многообразие)

  14. Развитие хордовых (ланцетник)

  15. Тип членистоногие

  16. Тип членистоногие (майский жук)

  17. Внешнее строение рыбы

  18. Внешнее строение лягушки

  19. Тип хордовые. Класс млекопитающие

11. Класс насекомые












Литература


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии.

  2. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2010.

  3. Галушкова Н. И. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: учитель, 2007.

  4. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2007.

  5. Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2007.

  6. Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология. 7 класс. Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.. Латюшина В.В., Шапкина В.А. и др. – М.: ВАКО, 2004.

  7. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.






















Содержание программы, 7 класс. Общее количество часов –9. 1


Тема 1 «Одноклеточные животные (Простейшие)».

Разнообразие одноклеточных организмов Приморского края. Морские корненожки (фораминиферы, лучевики /радиолярии). Значение простейших в биоценозах.

Одноклеточные организмы – возбудители заболеваний в крае. Роль одноклеточных для экологических и мониторинговых исследований в регионе.

Диагностическая работа «Что я знаю о животном мире Приморского края».

Практическая работа «Разнообразие одноклеточных организмов Приморского края».


Тема 2 «Тип Губки. Тип Кишечнополостные».

Губки – простейшие многоклеточные, их распространение, экологическое значение, типичные представители Приморского края.

Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидных медуз и Коралловых полипов. Представители кишечнополостных. Многообразие морских кишечнополостных ДВ морей, типичные представители, значение в природе и жизни человека. Меры предосторожности.


Практическая работа «Многообразие морских кишечнополостных Японского моря».

*Экскурсия в Приморский океанариум «Многообразие морских кишечнополостных Японского моря».


Тема 3 «Общая характеристика червей».

Общая характеристика червей Приморского края. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Гельминтозные заболевания в крае. Пути заражения человека и животных. Меры профилактики.

Класс многощетинковые кольчатые черви. Морские кольчатые черви, представители. Пиявки. Значение червей в биоценозах и жизни человека.


Метапредметный практикум «Гельминтозные заболевания в Приморском крае».


Тема 4 «Тип Моллюски».

Многообразие моллюсков Приморского края. Классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие, характеристика и типичные представители. Значение в природе, хозяйственное значение. Охраняемые виды.


Практическая работа «Моллюски Японского моря и их значение», таблица.

*Экскурсия «Моллюски Приморского края» в Приморском океанариуме.


Тема 5 «Тип Членистоногие».

Членистоногие животные Приморского края. Многообразие местных представителей различных классов членистоногих, их значение.

Класс Ракообразные. Многообразие местных представителей. Отряды: Десятиногие, Равноногие, Разноногие, Усоногие. Промысловые ракообразные. Значение ракообразных в природе, для человека. Охрана ракообразных

Ракообразные – промежуточные хозяева одноклеточных паразитов.


Практическая работа «Промысловые виды ракообразных Приморского края».


Тема 6 «Класс Паукообразные».

Многообразие паукообразных Приморского края. Клещи – вредители растений, меры борьбы с ними. Основные группы клещей в крае, имеющих медицинское и хозяйственное значение. Клещевой энцефалит. Роль Е.Н. Павловского в выяснении природы клещевого энцефалита.

Природно-очаговые заболевания Приморского края (клещевой энцефалит). Меры профилактики заболевания.

Практическая работа «Разнообразие паукообразных Приморского края».


Тема 7 «Класс Насекомые».

Разнообразие насекомых в Приморском крае, их роль в природе, для человека. Местные представители отрядов: Жёсткокрылые, Чешуекрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Двукрылые, Таракановые, Палочники. Редкие и охраняемые насекомые.

Типичные вредители сада, огорода, леса, полевых культур в крае. Методы защиты растений от вредителей.

Пчеловодство в Приморском крае.

Практическая работа по теме «Разнообразие отрядов насекомых Приморского края» (схема).


Тема 8 «Тип Иглокожие».

Иглокожие Приморского края. Среда обитания, строение и многообразие иглокожих Японского моря. Классы: Морские ежи, Морские звёзды, Голотурии, Офиуры. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека. Научное значение, охраняемые виды.


Практическая работа «Иглокожие Японского моря».

*Экскурсия «Разнообразие иглокожих Японского моря» в Приморском океанариуме.


Тема 9 «Тип Хордовые»2.

Разнообразие представителей типа хордовых в Приморском крае, среды обитания.

Подтип Личиночнохордовые. Класс Асцидии. Представители класса в фауне Японского моря. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и применение человеком, место оболочников в биоценозах.

Подтип Позвоночные. Класс Круглоротые. Своеобразие представителей класса и среда обитания.

Класс Рыбы. Видовой состав рыб бассейнов реки Уссури и озера Ханка. Своеобразие видового состава рыб рек Японского моря. Подклассы: Хрящевые, Костные.

Хозяйственное значение рыб и их промысел в крае. Важнейшие отряды представителей ценных промысловых рыб: Лососёвые, Камбалообразные, Сельдеобразные, Тресковые. Проходные, полупроходные, пресноводные. Рыба как пищевой продукт.

Охрана рыбных ресурсов. Мероприятия по восстановлению численности рыб в регионе. Рыборазводные заводы.

Класс Земноводные. Разнообразие представителей класса. Экологическое распределение земноводных. Типичные представители отрядов: Хвостатые, Бесхвостые. Эндемичные виды. Значение земноводных в биоценозах и для человека. Охрана земноводных. Исчезающие и редкие виды.

Класс Пресмыкающиеся. Разнообразие пресмыкающихся в Приморском крае. Типичные представители отрядов: Черепахи, Чешуйчатые (п/отряды Ящерицы, Змеи). Значение в природе и для человека. Редкие виды и их охрана.

Класс Птицы. Разнообразие птиц края. Экологические группы птиц Приморья – птицы парков, лесов, лугов, болот, морских побережий, водоёмов. Хищные птицы. Оседлые, кочующие, перелётные птицы региона. Типичные представители отрядов: Трубконосые, Аистообразные, Гусеобразные, Соколообразные, Куринные, Журавлеобразные, Совообразные, Ржанкообразные, Воробьинобразные, Врановые.

Редкие и исчезающие виды, охрана птиц. Птицеводство и местные породы домашних птиц.

Класс Млекопитающие. Разнообразие млекопитающих в Приморском крае. Экологические группы класса животных – обитатели леса, водоёмов и их побережий, почвенные, открытых пространств. Типичные представители отрядов, распространённых в крае: Насекомоядные, Рукокрылые, Зайцеобразные, Грызуны, Хищные, Парнокопытные, Китообразные, Ластоногие.

Роль животных в природе, хозяйственной деятельности человека. Сельскохозяйственные животные в крае. Эндемики, редкие и исчезающие виды млекопитающих, охрана. Мероприятия, направленные на регулирование численности.


Практическая работа «Экологические группы птиц Приморского края».

*Экскурсия в музей, в природу: «Экологические группы птиц Приморского края».

*Экскурсия в музей: «Многообразие млекопитающих Приморского края».

*Экскурсия в музей «Позвоночные и беспозвоночные животные Приморского края».

*Занятие «Многообразие рыб пресных водоемов Приморского края»; «Разнообразие рыб водоемов Приморского края»; «Млекопитающие Японского моря» в Приморском океанариуме;

*Экскурсия «Разнообразие рыб водоемов Приморского края» в Приморском океанариуме.

Метапредметный практикум «Позвоночные животные Приморского края».


Календарно-тематическое планирование, 7 класс


№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Плановые сроки

Формы/технологии обучения

1

Одноклеточные животные (Простейшие).

Разнообразие одноклеточных организмов Приморского края.

1

1 четверть

Рассказ с использованием презентации.

Диагностическая работа «Что я знаю о животном мире Приморского края».

Практическая работа «Разнообразие одноклеточных организмов Приморского края».

Контрольная работа по теме.

2

Тип Губки. Тип Кишечнополостные.

Типичные представители Приморского края.

1

1 четверть

Рассказ с использованием презентации. Практическая работа «Многообразие морских кишечнополостных ДВ морей».

Контрольная работа по теме.

3

Общая характеристика червей, черви Приморского края

1

2

четверть

Рассказ с использованием презентации. Метапредметный практикум «Гельминтозные заболевания в Приморском крае».

Контрольная работа по теме.

4

Тип Моллюски.

Многообразие моллюсков Приморского края

1

2

четверть

Рассказ с использованием презентации. Практическая работа «Моллюски Японского моря и их значение», таблица.

*Экскурсия «Моллюски Приморского края» в Приморском океанариуме.

Контрольная работа по теме.


5

Тип Членистоногие.

Членистоногие животные Приморского края.

1

2

четверть

Рассказ с использованием презентации. Практическая работа «Промысловые виды ракообразных Приморского края».

Тестирование по теме.



6

Класс Паукообразные.

Многообразие паукообразных Приморского края.

1

3 четверть

Рассказ с использованием презентации.

Практическая работа «Разнообразие паукообразных Приморского края».

Тестирование по теме.

7

Класс Насекомые.

Разнообразие насекомых в Приморском крае.

1

3 четверть

Рассказ с использованием презентации. Практическая работа по теме «Разнообразие отрядов насекомых Приморского края» (схема).

Тестирование по теме.




8

Тип Иглокожие.

Иглокожие Приморского края.

1

4 четверть

Рассказ с использованием презентации. Практическая работа «Иглокожие Японского моря».

*Экскурсия «Разнообразие иглокожих Японского моря» в Приморский океанариум.

Контрольная работа по теме.

9

Тип Хордовые.

Разнообразие представителей типа хордовых в Приморском крае.


4 четверть

Рассказ с использованием презентации. Практическая работа «Экологические группы птиц Приморского края».

*Экскурсия в музей, в природу: «Экологические группы птиц Приморского края».

*Экскурсия в музей: «Многообразие млекопитающих Приморского края».

*Экскурсия в музей «Позвоночные и беспозвоночные животные Приморского края».

*Занятие «Многообразие рыб пресных водоемов Приморского края»; «Разнообразие рыб водоемов Приморского края»; «Млекопитающие Японского моря» в Приморском океанариуме;

*Экскурсия «Разнообразие рыб водоемов Приморского края» в Приморском океанариуме.

Метапредметный практикум «Позвоночные животные Приморского края».

Тестирование по темам.

Итоговая контрольная работа.


Контроль знаний, 7 класс


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Диагностическая работа (ДР)

Контрольная работа (КР)

Тестирование (Т)

Метапредметный практикум (МП)

Практическая работа (ПР)

Оформление отчета по экскурсии (ЭО)

Итоговый проект (ИП)

Итоговая контрольная работа (ИКР)


ДР

ПР

МП

ЭО

ПР

ЭО

МП

КР


ПР

МП

ЭО

Т

КР


ЭО

ПР

МП

Т

ИКР

Итоговый (индивидуальный) проект/ исследовательская работа




Примерные темы проектных работ

  1. Птицы Приморского края.

  2. Земноводные Приморского края.

  3. Пресмыкающиеся Приморского края.

  4. Охраняемые животные Приморского края.

  5. Пчеловодство в Приморском крае.

  6. Сезонные явления в жизни животных.

  7. Практическое использование водных и прибрежных растений.


Учебное исследование


  1. Изучение гидр в естественном водоеме, изучение их строения, поведения, размножения.

  2. Содержание планарии в аквариуме, изучение их строения, поведения, способов размножения.

  3. Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей.

  4. Изучение внешнего строения, поведения и размножения прудовика обыкновенного.

  5. Изучение внешнего строения, поведения и развития:

– бабочки капустной белянки;

– жуков;

– перепончатокрылых: муравьев и др.;

– двукрылых: комаров и др.;

– ручейников;

– пауков (крестовика, серебрянки и др.).

  1. Изучение внешнего строения, поведения и развития рыб.

  2. Наблюдение за развитием и поведением: земноводными, пресмыкающимися, птицами, животными (в зоопарках, океанариумах, зоофермах).



ЛИТЕРАТУРА


  1. Акимушкин И. И. Мир животных. Млекопитающие или звери. – М.: Мысль, 1998.

  2. Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные ископаемые животные. – М.: Мысль, 1998.

  3. Акимушкин И. Мир животных. Рыбы. – М.: Мысль, 1998.

  4. Тихонов А.В. Жизнь океана. – М.: Издательство АСТ, 2016. – 221 с.

  5. Акимушкин И.И. Занимательная биология / И.И. Акимушкин. – Смоленск: Русич, 1999. – 336 с.

  6. Амфибии и рептилии Советского Дальнего Востока. Емельянов А.А. – ​Владивосток: Дальнаука. – 2018. – 416​ с. + 89 вкл.

  7. Аннотированный каталог насекомых Дальнего Востока России. Том II. Lepidoptera – Чешуекрылые. – Владивосток: Дальнаука, 2016. – 812 с.

  8. Арзамасцев И.С. Атлас промысловых морских беспозвоночных водорослей и трав Приморского края. – Владивосток: Изд-во «Арт-Пилот», 1997. – 52 с.

  9. Атлас «Приморский край». 2-е издание. – Владивосток, ООО «Паритет», 2013г.

  10. Берсенев Ю.И. Особо охраняемые природные территории Приморского края: существующие и проектируемые: монография. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. – 202 с.: ил.

  11. Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.И. Сивоглазов, Н.Ю. Сарычева, А.А. Каменский. – М.: Просвещение, 2019. – 176 с.: илл.

  12. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 288 с.: илл.

  13. Волошина И.В. Береговые тюлени Японского моря. – Владивосток: «Русский Остров», 2007. – 304 с.

  14. Животный мир Уссурийской тайги: полевой атлас-определитель / отв. ред. А.Э. Врищ. – 2-е изд. – Владивосток: Изд. Дом Дальневост. федер. ун-та, 2012. – 348 с.

  15. Какорина Г.А., Меделян Е.В. Экология: региональный компонент. – Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2007. – 164 с.

  16. Красная книга Приморского края: животные // Владивосток: АВК «Апельсин», 2005. – 448 с.

  17. Куренцов А.И. Животный мир Приамурья и Приморья. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1959. – 260 с.

  18. Кучеренко С. Звери Уссурийской тайги. – Хабаровск: изд. Дом «Приамурские ведомости», 2007. – 272 с.

  19. Ленков И.А. Редкие и охотничьи птицы Приморского края (краткий справочник охотника и натуралиста). – Владивосток: Дальнаука, 2003. – 80 с

  20. Лососи юга Дальнего Востока России: Учебно-методическое пособие с электронным приложением / Сост. А.Э. Врищ. – Владивосток: Издательство ПК ИРО, Фонд «Феникс», 2014. – 48с.

  21. Морские птицы и млекопитающие Дальнего Востока России. Артюхин Ю.Б., Бурканов В.Н. – Изд-во: М.: АСТ, 1999 г.

  22. Национально-региональный компонент гуманитарного и естественнонаучного образования: проблемы и перспективы (Коллективная монография) / Под общей ред. Н.А. Ознобихиной – Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2008. – 228 с.

  23. Определитель насекомых Дальнего Востока России. Дополнительный том. Анализ фауны и общий указатель названий. – Владивосток: Дальнаука, 2011. – 552 с.

  24. Птицы рядом с нами: учебные исследования орнитофауны Приморского края при выполнении итогового индивидуального проекта. Региональный компонент: Учебно-методическое пособие / Авторы-составители Н.М. Белоусова, М.Г. Иржевская. – ГАУ ДПО ПК ИРО, 2020. – 84 стр.

  25. Птицы Южного Приморья. – Новосибирск: Наука, 1973. – 376 с., 36 ил.

  26. Фадеева Н.П., Фадеев В.И. Полевой определитель беспозвоночных животных залива Петра Великого Японского моря. – Владивосток, 2002. – 16 с.

  27. Фауна национального парка «Зов тигра». Аннотированные списки видов. – Владивосток, 2011. – 132 с.

  28. Физическая география Приморского края 8 класс. Автор: Зонов Ю.Б., Морозова М.Е., Какорина Г.А. Москва, Русское слово – учебник, 2017 – 137 с.

  29. Чистяков Ю.А. Замечательные насекомые Уссурийской тайги (по страницам Красной книги). – Владивосток: 1998. – 48 с.: 96 ил.

  30. Шлотгауэр С.Д. Времена года: хрестоматия дальневосточной природы. – Хабаровск, 2002. – 256 с.

  31. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. – М.: Владос, 2002.



1 С учетом рекомендаций «Региональный компонент биологического образования Приморского края для основного и среднего полного общего образования», ПИППКРО, 2004.

2 Материал используется выборочно в разделе «Многообразие животного мира».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!