Пояснительная записка
Рабочая программа по физике основного общего образования для 8 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по физике Перышкин А.В., Филонович Н.В., Гутник Е.М. «Физика,8 класс»,- М.: Дрофа,2013 г.
Сроки реализации рабочей программы-2018-2019учебный год.
Место учебного предмета «Физика» в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту предмет Физика представлен в обязательной части учебной программы МОУ- СОШ №13. Согласно учебному плану школы он относится к предметной области «Естественно – научные предметы».
Учебный план МОУ-СОШ №13 предусматривает изучение физики в 8-м классе в количестве 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю), из них 5 –ь контрольных работ, 10 –ть лабораторных работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
предметные:
формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния технических устройств на окружающую среду;
осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.
осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание учебного предмета
I. Тепловые явления (24 часа)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
II. Электрические явления и электромагнитные явления (34часа)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применения. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Фронтальные лабораторные работы.
1.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
2.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
3.Регулирование силы тока реостатом.
4.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
5.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
6. Сборка электромагнита и испытание его действия.
7. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
III. Световые явления. (10 часов)
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Получение изображения при помощи линзы.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе |
Лабораторные работы | Контрольные работы |
1. | Тепловые явления | 12 | 2 | 1 |
2. | Изменение агрегатных состояний вещества | 12 | - | 1 |
3. | Электрические явления | 28 | 5 | 1 |
4. | Электромагнитные явления | 6 | 2 | 1 |
5. | Световые явления. | 10 | 1 | 1 |
Итого | | 68 | 10 | 5 |
| | | | |
Тематическое планирование
По плану | По факту | № | Раздел, Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание (решаемые проблемы) | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты |
Предметные | УУД: Познавательные Регулятивные Коммуникативные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.Тема: «Тепловые явления» (24 часа) |
1.1.Тепловые явления (12 ч) |
| | 1 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия .Техника безопасности в кабинете физики | 1 | Примеры тепловых и электрических явлений. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах. Внутренняя энергия тела. | Объясняют тепловые явления, характеризуют тепловое явление, анализируют зависимость температуры тела от скорости движения его молекул. Наблюдают и исследуют превращение энергии тела в механических процессах. Приводят примеры превращения энергии при подъеме тела, его падении. Дают определение внутренней энергии тела как суммы кинетической энергии движения его частиц и потенциальной энергии их взаимодействия | Понимание и способность объяснить свойства вещества на основе МКТ. Умение давать определение теплового движения и объяснять причину. | - Формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы. -Составляют план и определяют последовательность действий в соответствии с познавательной целью. - Планируют общие способы работы. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; знание основных принципов и правил отношения к природе |
| | 2 | Способы изменения внутренней энергии | 2 | Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним или ее уменьшение при совершении работы телом. Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи. | Объясняют изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу. Перечисляют способы изменения внутренней энергии. Приводят примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи. Проводят опыты по изменению внутренней энергии. | Понимание и способность объяснить физический смысл температуры, «средняя скорость теплового движения», «Тепловое равновесие» | - Выделяют обобщенный смысл задачи, устанавливают причинно-следственные связи, заменяют термины определениями. - Составляют план и определяют последовательность действий, сличают свой способ с эталоном. - Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно практической или иной деятельности. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества |
| | 3 | Виды теплопередачи Теплопроводность. | 3 | Теплопроводность — один из видов теплопередачи. Различие теплопроводностей различных веществ. | Объясняют тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории. Приводят примеры теплопередачи путем теплопроводности. Проводят исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делают выводы. | Понимание и способность объяснить, что все тела обладают внутренней энергией и привести примеры способов изменения внутренней энергии из жизни. | - Выражают смысл ситуации различными средствами; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. - Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. - Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
| | 4 | Конвекция. Излучение. | 4 | Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение конвекции. Передача энергии излучением. Конвекция и излучение — виды теплопередачи. Особенности видов теплопередачи | Приводят примеры теплопередачи путем конвекции и излучения. Объясняют механизм передачи энергии путем конвекции и излучения. Анализируют, как на практике учитываются различные виды теплопередачи. Сравнивают виды теплопередачи. | Понимание и способность объяснить явление теплопроводности, причины хорошей и плохой теплопроводности и их применение на практике. | - Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру. - Составляют план и определяют последовательность действий. - Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества |
| | 5 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | 5 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | Дают определение «количество теплоты» Находят связь между единицами, в которых выражают количество теплоты Дж, кДж, кал, ккал. Самостоятельно работают с текстом учебника. | Понимание и способность объяснить механизм конвекции, привести примеры использования в жизни. | - Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру. - Составляют план и определяют последовательность действий. - Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
| | 6 | Удельная теплоемкость | 6 | Удельная теплоемкость вещества, ее физический смысл. Единица удельной теплоемкости. Анализ таблицы 1 учебника. Измерение теплоемкости твердого тела | Объясняют физический смысл удельной теплоемкости веществ. Анализируют табличные данные. Приводят примеры, применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ. | Понимание и способность объяснить физический смысл удельной теплоемкости, умение пользоваться таблицей. | - Выражают структуру задачи разными средствами; выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. - Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. - Работают в группе, устаналивают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
| | 7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | 7 | Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | Рассчитывают количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении. | Способность отличать друг от друга виды теплопередачи, приводить примеры использования в природе и технике. | - Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру. - Составляют план и определяют последовательность действий. - Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
| | 8 | Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температу-ры» | 8 | Расчет количеств теплоты при смешивании горячей и холодной воды и их сравнение. | Разрабатывают план выполнения работы. Определяют и сравнивают количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене. Объясняют полученные результаты, представляют их в табличной форме, анализируют причины погрешностей. | владение экспериментальными методами исследования: рассчитывать получаемое и отдаваемое количество теплоты. Умение делать выводы, объяснять полученный результат. | -Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи; осуществляют поиск и выделение необходимой информации. - Составляют план и определяют последовательность действий, оценивают достигнутый результат. - Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Развивать представления о правилах безопасного поведения в кабинете физики. Уяснить практическое применение явления агрегатных состояний веществ |
| |
| | | | | | | |
| | 9 | Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 9 | Выполнение эксперимента по определению удельной теплоемкости металлического цилиндра. | Разрабатывают план выполнения работы. Определяют экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивают ее с табличным значением. Объясняют полученные результаты, представляют их в табличной форме, анализируют причины погрешностей. | владение экспериментальными методами исследования: определять удельную теплоемкость вещества, сравнивать с эталоном в таблице. Делать выводы о причинах погрешности измерения. Умение делать выводы, объяснять полученный результат. | - Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); --выбирают наиболее эффективные способы решения. - Составляют план и определяют последовательность действий, оценивают достигнутый результат. - Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | . Развивать представления о правилах безопасного поведения в кабинете физики. Уяснить практическое применение явления агрегатных состояний веществ |
| | 10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | 10 | Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Анализ таблицы 2 учебника. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Решение задач. | Объясняют физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывают ее. Приводят примеры экологически чистого топлива. Приобретают навыки при работе с оборудованием. Умеют делать выводы, объяснять полученный результат. | Понимание и способность объяснить механизм горения, физический смысл удельной теплоты сгорания, пользоваться таблицей. | - Выделяют «формальную структуру задачи. умеют заменять термины определениями; устанавливают причин- но - следственные связи. - Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. - Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Уметь рассчитывать количество запасов топлива |
| | 11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 11 | Закон сохранения механической энергии. Превращение механической энергии во внутреннюю. Превращение внутренней энергии в механическую энергию. Сохранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения и превращения энергии в природе | Приводят примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому. Формулируют закон сохранения механической энергии и приводят примеры из жизни, подтверждающие этот закон. Систематизируют и обобщают знания закона сохранения и превращения энергии на тепловые процессы. Применяют полученные знания | Понимание и способность объяснить закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и его проявления и применение в жизни. | - Структурируют знания; определяют основную и второстепенную информацию; выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. - Осознают качество и уровень усвоения, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. - Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть моно- логической и диалогической формами речи. | Осознание процессов взаимного превращения видов энергии |
| | 12 | Контрольная работа по теме «Тепловые явления» | 12 | Контрольная работа по теме «Тепловые явления» | Применяют полученные знания при решении задач | Описывают содержание совершаемых действий. Трасформация теоретических знаний в практические умения. | - Выбирают наиболее эффективные способы решения задач; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. - Оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения. - Описывают содержание совершаемых действий. | |
1.2.Изменение агрегатных состояний вещества (12 ч) |
| | 13 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация твёрдых тел. | 1 | Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Температура плавления. Анализ таблицы 3 учебника. | Приводят примеры агрегатных состояний вещества. Отличают агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Используют межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества. Отличают процессы плавления тела от кристаллизации и приводят примеры этих процессов. Извлекают информацию, делают выводы. | Понимание и способность объяснить с точки зрения МКТ плавление и кристаллизацию, физический смысл удельной теплоты парообразования. Умение пользоваться таблицей. | - Выделяют и формулируют познавательную цель, выбирают знаково-символические средства для построения модели. - Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. - Участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Умение объяснять нагревание задней панели холодильника |
| | 14 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | 2 | Удельная теплота плавления, ее физический смысл и единица. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Анализ таблицы 4 учебника. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяющегося при его кристаллизации | Проводят исследовательский эксперимент по изучению удельной теплоты плавления, делают отчет и объясняют результаты эксперимента. Анализируют табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания. Рассчитывают количество теплоты, выделившееся при кристаллизации. Объясняют процессы плавления и отвердевания тела на основе МКТ. | Умение читать и строить графики тепловых процессов, применять знания в решении задач. | - Строят логические цепи рассуждений; устанавливают причинно-следственные связи; выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. - Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. - С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Научиться держать темп вычислений при работе с большим количеством задач, сохранять дисциплину и самодисциплину |
| | 15 | Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». | 3 | Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». Кратковременная контрольная работа по теме «Нагревание и плавление тел» | Определяют по формуле количество теплоты, необходимое для плавления и выделяющееся при кристаллизации тела. Получают необходимые данные из таблиц. Применяют теоретические знания при решении задач. | Понимание и способность объяснить механизм испарения и конденсации, физический смысл удельной теплоты парообразования. Владение способами анализа тепловых процессов, построение графиков, выполнения расчетов. Умение пользоваться таблицей. | -Выражают структуру за- дачи разными средствами; строят логические цепи рас- суждений; выполняют операции со знаками и символами. - Ставят учебную задачу на. основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. - Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
| | 16 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара | 4 | Парообразование и испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Особенности процессов испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | Объясняют понижение температуры жидкости при испарении. Приводят примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Выполняют исследовательское задание по изучению испарения и конденсации, анализируют его результаты и делают выводы. | Понимание и способность объяснить механизм испарения и конденсации, физический смысл удельной теплоты парообразования. Умение пользоваться таблицей и применять знания в решении задач. | - Строят логические цепи рассуждений; устанавливают причинно-следственные связи; выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. - Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. - С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Развить представления об атмосфере, облаках, осадках |
| | 17 | Кипение Удельная теплота парообразования и конденсации | 5 | Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Анализ таблицы 6 учебника. Решение задач. | Работают с таблицей 6 учебника. Приводят примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара. Рассчитывают количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы. Самостоятельно проводят эксперимент по изучению кипения воды, анализируют его результаты, делают выводы. | Понимание и способность объяснить механизм кипения, физический смысл удельной теплоты парообразования. Умение строить графики, пользоваться таблицей и применять знания в решении задач. | - Строят логические цепи рассуждений; умеют заменять термины определениями; осуществляют поиск и выделение необходимой информации. - Самостоятельно формулируют познавательную цель и осуществляют действия в соответствии с ней. - Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Научиться объяснять, почему для закипания воды необходимо некоторое время |
| | 18 | Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании). | 6 | Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании) | Находят в таблице необходимые данные. Рассчитывают количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования | владение способами анализа тепловых процессов, построение графиков, выполнения расчетов в задачах на тему «Изменение агрегатных состояний вещества» | -Выражают структуру задачи разными средствами; строят логические цепи рас- суждений; выполняют операции со знаками и символами. - Ставят учебную задачу на. основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. - Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; знание основных принципов и правил отношения к природе |
| | 19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. «Измерение влажности» | 7 | Лабораторная работа № 3. Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Гигрометры: конденсационный и волосной. Психрометр. | Приводят примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека. Определяют влажность воздуха в классе. Извлекают информацию, делают выводы, запоминают. | Понимание и способность объяснять назначение, устройство и принцип действия приборов для определения влажности воздуха, измерять влажность воздуха в классной комнате. | -Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. - Сличают свой способ действия с эталоном, осознают качество и уровень усвоения. - Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. | отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; экологическое сознание |
| | 20 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания | 8 | Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Экологические проблемы при использовании ДВС. | Объясняют назначение, устройство и принцип действия ДВС. Извлекают информацию, делают выводы, запоминают. | Понимание и способность объяснить назначение, устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания. | - Выражают смысл ситуа-ции различными средствами (рисунки, сим-волы, схемы, знаки); анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. - Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. - Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию, обмениваются знаниями. | самостоятельность в приобретении новых знаний |
| | 21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя (§ 23, 24). | 9 | Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания КПД теплового двигателя.Решение задач | Рассказывают назначении, устройстве, принципе действия и о применении паровой турбины в технике. Сравнивают КПД различных машин и механизмов. Применяют полученные знания при решении задач | Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД теплового двигателя. Решение задач. | -Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. - Сличают свой способ действия с эталоном, осознают качество и уровень усвоения. - Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. | Расширить базовые знания расчетных приемов |
| | 22 | Контрольная работа «Агрегатные состояния вещества» | 10 | Контрольная работа «Агрегатные состояния вещества» | Применяют полученные знания при решении задач | Контрольная работа по теме: «Агрегатные состояния вещества» | - выбирают наиболее эффективные способы решения задач, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. - Осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат. - Описывают содержание совершаемых действий. | При выполнении работы не отвлекаться на второстепенные задачи, концентрировать внимание на главных целях работы |
| | 23 | Решение задач | 11 | Решение задач а расчет количеств теплоты при различных процессах | Применяют полученные знания при решении задач | Решение задач на тему: «Тепловые явления» | - восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной информации. - Сличают свой способ действия с эталоном, осознают качество и уровень усвоения. - Планируют общие способы работы; определяют цели и функции участников. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
| | 24 | Комплексная проверка знаний по теме «Тепловые явления» | 12 | Обобщающий урок по теме «Тепловые явления» | -щадящий опрос с анализом ответов -физический диктант, самопроверка; -заполнение обобщающей таблицы; -тест | Зачет «Тепловые явления» | - Выбирают основания для сравнения, классификации объектов; составляют целое из частей, достраивая недостающие компоненты. -Осознают качество и уровень усвоения, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий - Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | Применять знания к решению задач |
2.Тема «Электрические и магнитные явления (34 часа) |
1.1.Электрические явления (28 ч) |
| | 25 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. | Объясняют взаимодействие заряженных тел и существование двух родов зарядов. Наблюдают, делают выводы, запоминают. | Панимание и умение объяснить причину электризации. Умение давать определение: электрический заряд, электризация тел, два рода зарядов. Приводить собственные примеры. | - Выделяют и формулируют познавательную цель, устанавливают причинно-следственные связи. - Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют процесс выполнения учебных действий. - Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Формирование навыков анализа эксперимента |
| | 26 | Электроскоп. Электрическое поле. Проводники и непроводники электричества | 2 | Устройство электроскопа. Понятия об электрическом поле. Поле как особый вид материи. | Обнаруживают наэлектризованные тела, электрическое поле. Называют основные свойства электрического поля. Пользуются электроскопом, описывают принцип действия прибора. Приводят примеры применения проводников и диэлектриков в технике. | Понимание и умение объяснить устройство, назначение и принцип действия электроскопа. | - Устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений. - Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного. - Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно -практической деятельности. | Умение использовать знания в повседневной жизни (экология, быт, окружающая среда, техника безопасности) |
| | 27 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома | 3 | Делимость электрического заряда. Электрон — частица с наименьшим электрическим зарядом. Единица электрического заряда. Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Модели атомов водорода, гелия, лития. Ионы. | Объясняют опыт Иоффе —Милликена. Доказывают существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд. Объясняют образование положительных и отрицательных ионов. Применяют межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома. | Понимание и способность объяснить делимость заряда. знать понятия: электрический заряд, электрон. Уметь изображать строение атома водорода, гелия, лития. | - Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки; выбирают вид графической модели. - Самостоятельно формулируют цель и строят действия в соответствии с ней. - Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно-практической деятельности. | Умение использовать знания в повседневной жизни (экология, быт, окружающая среда, техника безопасности) |
| | 28 | Объяснение электрических явлений | 4 | Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому. Закон сохранения электрического заряда. | Объясняют электризацию тел при соприкосновении. Устанавливают зависимость заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении. Формулируют закон сохранения электрического заряда. Применяют полученные знания при решении качественных задач. | Понимание и способность объяснить электризацию гильзы от положительной и отрицательной палочки, принцип действия электроскопа. Уметь проверять знак заряда на теле с помощью электроскопа. | - Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; осуществляют поиск и выделение необходимой информации. - Осознают качество и уровень усвоения; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. - Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений, развивают способность брать на себя инициативу в организации совместного действия. | Стремиться расширить диапазон своих знаний и умений |
| | 29 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества | 5 | Деление веществ по способности проводить электрический ток на проводники, полупроводники и диэлектрики. Характерная особенность полупроводников. | Объясняют принцип действия электроскопа, электризацию гильзы от положительной и отрицательной палочки, определяют знак любого заряженного тела с помощью электроскопа. | Понимание и способность объяснить объяснять электризацию тел на основе электронных представлений | - Умеют заменять термины определениями, устанавливают причинно-следственные связи. - Составляют план и определяют последовательность действий. - Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Находить примеры проводников, полупроводников и диэлектриков в ближайшем окружении |
| | 30 | Электрический ток. Источники электрического тока | 6 | Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока. Кратковременная контрольная работа по теме «Электризация тел. Строение атома». | Объясняют устройство сухого гальванического элемента. Приводят примеры источников электрического тока, объясняют их назначение. Делают выводы, запоминают. | Понимание и способность объяснить понятие «электрический ток», назначение, устройство и принцип действия источников тока | - Выделяют и формулируют проблему, строят логические цепи рассуждений. - Составляют план и определяют последовательность действий. - Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Уметь зарядить сотовый телефон в экстремальной ситуации с помощью лимона или другого кислого фрукта |
| | 31 | Электрическая цепь и ее составные части. | 7 | Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей | Объясняют особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи. Различают замкнутую и разомкнутую электрические цепи. Работают с рисунками учебника. Извлекают информацию, делают выводы, запоминают. | Понимание и способность объяснить назначение эл.цепи, принцип ее сборки по схеме . | - Выполняют операции со знаками и символами, выделяют процессы с точки зрения целого и частей. - Сличают свой способ действия с эталоном. - Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Научиться рационально распределять время на уроке за счет четкого выполнения своих функций. Выработать умение переключаться на другой вид деятельности |
| | 32 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока | 8 | Природа электрического тока в металлах. Скорость распространения электрического тока в проводнике. Действия электрического тока. Превращение энергии электрического тока в другие виды энергии. Направление электрического тока. | Приводят примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике. Показывают магнитное действие тока. Извлекают информацию, делают выводы, запоминают. | Понимание и способность объяснить механизм проводимости в металлах, электролитах и сопровождаемые действия при прохождении тока. Умение изображать направление тока в схемах. | - Определяют основную и второстепенную информацию; выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. - Ставят учебную задачу на основу соотнесения известного и неизвестного. - Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыкв выполнения творческого задания |
| | 33 | Сила тока. Измерение силы тока. Единицы силы тока. | 9 | Сила тока. Интенсивность электрического тока. Формула для определения силы тока. Единицы силы тока. Решение задач. | Дают определение силы тока, единиц измерения. Объясняют правила включения амперметра в цепь. Определяют направление силы тока. Рассчитывают по формуле силу тока. | Понимание и способность объяснить физический смысл силы тока. Знание формулы и единиц измерения. Умение включения амперметра в цепь. | - Выражают смысл ситуации различными средствами. - Сличают свой способ действия с эталоном, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. - Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Уметь применять знания в повседневной жизни |
| | 34 | Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | 10 | Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | Включают амперметр в цепь. Определяют цену деления амперметра и гальванометра. Измеряют силу тока на различных участках цепи. Чертят схемы электрической цепи. Производят измерения, делают расчёты и выводы. | владение экспериментальными методами исследования: собирать цепь, измерять силу тока, записывать результат с учетом погрешности. Приобретение навыков при работе с оборудованием | -- Умеют заменять термины определениями, устанавливают причинно-следственные связи. - Составляют план и определяют последовательность действий. - Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. | Формирование устойчивой мотивации к проблемно – поисковой деятельности |
| | 35 | Электричес-кое напряжение. Единицы напряжения | 11 | Электрическое напряжение, единица напряжения. Формула для определения напряжения. Анализ таблицы 7 учебника. Решение задач | Дают определение напряжения, раскрывают его физический смысл. Выражают напряжение в кВ, мВ. Анализируют табличные данные. Рассчитывают напряжение по формуле. Извлекают информацию, делают выводы, запоминают. | Понимание и способность объяснить физический смысл снапряжения. Знание формулы и единиц измерения. Умение включения вольтметр в цепь и снимать показания с учетом погрешности измерения. | - Выражают смысл ситуации различны - средствами (рисунки, символы, схемы, знаки. - Сличают свой способ действия с эталоном, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. - Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Знать величину напряжения в бытовой сети, на рабочем месте в кабинете физики |
| | 36 | Вольтметр. Лабораторная работа « Измерение напряжения на различных участках цепи» | 12 | Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения на различных участках цепи и на источнике тока. Решение задач. Измерение напряжения вольтметром. | Определяют цену деления вольтметра, подключают его в цепь, измеряют напряжение. Чертят схемы электрической цепи. Производят измерения, делают расчёты и выводы. | владение экспериментальными методами исследования: собирать цепь, измерять напряжение, записывать результат с учетом погрешности, делать вывод. | -- Умеют заменять термины определениями, устанавливают причинно-следственные связи. - Составляют план и определяют последовательность действий. - Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Формирование устойчивой мотивации к проблемно – поисковой деятельности |
| | 37 | Электрическое сопротивле-ние. Удельное сопротивле-ние. | 13 | Электрическое сопротивление. Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление проводника. Анализ таблицы 8 учебника. Формула для расчета сопротивления проводника. Природа электрического сопротивления. | Устанавливают соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Определяют удельное сопротивление проводника. Устанавливают зависимость силы тока от сопротивления проводника. | Понимание и способность объяснить физический смысл сопротивления. Знание формулы и единиц измерения. Умение рассчитывать сопротивление. | - Определяют основную и второстепенную информацию; выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. - Ставят учебную задачу на основу соотнесения известного и неизвестного. - Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Формирование устойчивой мотивации к проблемно – поисковой деятельности |
| | 38 | Зависимость силы тока от напряжения Закон Ома для участка электрической цепи. | 14 | зависимости силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Природа электрического сопротивления. | Анализируют зависимость силы тока от напряжения и сопротивления. Записывают закон Ома в виде формулы. Используют межпредметные связи физики и математики для решения задач на закон Ома. Анализируют табличные данные. | Понимание и способность объяснить зависимость силы тока от напряжения, представлять ее графически. Формулировать закон Ома для участка электрической цепи, объяснять его физический смысл. | - Умеют заменять термины определениями, устанавливают причинно-следственные связи. - Составляют план и определяют последовательность действий. - Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. | Применять знания в бытовых ситуациях |
| | 39 | Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения | 15 | Решение задач по теме: «Законы постоянного тока» | Чертят схемы электрических цепей с включенным в цепь реостатом. Рассчитывают электрическое сопротивление, анализируют явления, происходящие в электрических цепях при изменении положения движка реостата. | владение способами анализа задачи, выполнения расчетов. | - Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи, выделяют объекты и процессы. - Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. - Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения |
| | 40 | Реостаты. Лабораторная работа «Регулирование силы тока с помощью реостата» | 16 | Принцип действия и назначение реостата. Подключение реостата в цепь. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом». | Пользуются реостатом для регулировки силы тока в цепи. Собирают электрическую цепь. Измерять силу тока с помощью амперметра, напряжение, с помощью вольтметра. Производят измерения, делают расчёты и выводы. | Понимание и умение объяснить назначение, устройство и принцип действия реостата. Владение экспериментальными методами исследования. | Определяют основную и второстепенную информацию, выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. - Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. - С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование устойчивой мотивации к проблемно – поисковой деятельности |
| | 41 | Лабораторная работа «Измерение сопротивле-ния проводника с помощью амперметра и вольтметра» | 17 | Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра» | Собирают электрическую цепь. Измеряют сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Анализируют результаты, делают расчёты и выводы, оформляют отчет. | владение экспериментальными методами исследования: собирать цепь по схеме, измерять силу тока и напряжение с учетом погрешностей, рассчитывать сопротивление. | - Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); выбирают наиболее эффективные способы решения. - Составляют план и определяют последователь-ность действий, оценивают достигнутый результат. - Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирование устойчивой мотивации к проблемно – поисковой деятельности |
| | 42 | Последова-тельное соединение проводников | 18 | Последовательное соединение проводников. Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи при последовательном соединении. Решение задач. | Применяют законы последовательного соединения в решении задач. Рассчитывают силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении. Приводят примеры использования последовательного соединения на практике. | Понимание и способность объяснить принцип последовательного соединения резисторов. Знание законов соединения. Умение решать задачи. | - Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера. - Сличают свой способ действия с эталоном. - Вступают в диалог, участвуют в обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Применять знания к решению задач |
| | 43 | Параллельное соединение проводников | 19 | Параллельное соединение проводников. Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи при параллельном соединении. Решение задач. | Рассчитывают силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении. Применяют законы при решении задач | Понимание и способность объяснить принцип параллельного соединения резисторов. Знание законов соединения. Умение решать задачи. | - Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. - Сличают свой способ действия с эталоном. -Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Формирование практической направленности процесса обучения |
| | 44 | Решение задач по теме Соединение проводников. Закон Ома. | 20 | Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи | Рассчитывают силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников. Применяют знания, полученные при изучении теоретического материала на все виды соединения проводников. | владение способами анализа задачи, выполнения расчетов в задачах на законы соединения проводников, закон Ома. | - Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи, выделяют объекты и процессы. - Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. - Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Развивать фантазию и воображение |
| | 45 | Контрольная работа «Сила тока, напряжение, сопротивление, соединение проводников, закон Ома» | 21 | Контрольная работа №3 «Сила тока, напряжение, сопротивление, соединение проводников, закон Ома» | Применяют полученные знания при решении задач. | Описывают содержание совершаемых действий. Трансформация теоретических знаний в практические умения | - Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. - Осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый. - Описывают содержание совершаемых действий | Развивать навыки самоанализа для ликвидации пробелов в знаниях |
| | 46 | Работа и мощность электрического тока Единицы работы электрического тока, применяемые на практике | 22 | Работа электрического тока. Формула для расчета работы тока. Единицы работы тока. Мощность электрического тока. Формула для расчета мощности электрического тока. Единицы мощности. Анализ таблицы 9 учебника. Прибор для определения мощности тока. Решение задач. | Применять полученные знания при решении задач | Понимание и способность объяснить физический смысл работы и мощности тока.. Знание формул и единиц измерения. Умение применять формулы в решении задач. | - поиск и выделение необходимой информации; определяют количественные характеристики объектов, заданные словами; анализируют объект, выделяя существенные. - Самостоятельно формулируют познавательную цель. - Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; обмениваются знаниями для принятия эффективных решений. | Формирование устойчивой мотивации к проблемно – поисковой деятельности |
| | 47 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца | 23 | Формула для расчета количества теплоты, выделяющегося в проводнике при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Решение задач. | Объясняют нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества. Рассчитывают количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца. Применяют полученные знания при решении задач. | Понимание и способность объяснить нагревание проводников током. Знание закона Джоуля-Ленца. Умение применять закон в решении задач жизненного характера. | - Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам строят логические цепи рассуждений. - Самостоятельно формулируют познавательную цель. - Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; обмениваются знаниями для принятия эффективных решений. | Углубить знания о работе бытовой техники |
| | 48 | Лабораторная работа «Измерение работы и мощности электрического тока» | 24 | Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности электрического тока» | Работают с оборудованием. Выражают работу тока в Вт ч.; кВт ч.. Определяют мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы. Оформляют отчет | владение экспериментальными методами исследования: сборка цепи, измерение силы тока и напряжения с учетом погрешности, расчет работы и мощности тока. Приобретение навыков в работе с оборудованием | - Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); выбирают наиболее эффективные способы решения. - Составляют план и определяют последовательность действий, оценивают достигнутый результат. - Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирование устойчивой мотивации к проблемно – поисковой деятельности |
| | 49 | Лампа накаливания. Электрические нагреватель-ные приборы. Короткое замыкание, предохранители. | 25 | Различные виды ламп, используемые в освещении. Устройство лампы накаливания. Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы. Причины перегрузки в цепи и короткого замыкания. Предохранители. | Различают по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах. | Понимание и способность объяснить принцип назначение, устройство и принцип действия лампы накаливания, электронагревательных приборов, причины и опасность короткого замыкания для жизни. | - Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественнее признаки; извлекают необходимую информацию из текста. - Принимают познавательную цель, сохраняют ее, регулируют процесс выполнения познавательной задачи. - Планируют общие способы работы; умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия | Развивать применение расчетных навыков в реальных практических задачах |
| | 50 | Повторение материала по теме: «Электрический ток» | 26 | Величины, характеризующие ток. Закон Ома. Виды соединений. Работа и мощность тока. Закон Джоуля –Ленца. | Применяют полученные знания при решении качественных и расчетных задач. | Трансформация теоретических знаний по теме «Электрический ток» на практике. | - Структурируют знания; выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. - Осознают качество и уровень усвоения. - Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. | Защита проектов |
| | 51 | Решение задач «Работа и мощность электрического тока, закон Джоуля – Ленца» | 27 | Решение задач на нахождение работы и мощности электрического тока | Применяют полученные знания при решении задач. | Владение способами анализа выполнения расчетов в комбинированных задачах на тему «Электрический ток» | - Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи, выделяют объекты и процессы. - Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. - Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | готовность к равноправному сотрудничеству |
| | 52 | Контрольная работа «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца, конденсатор» | 28 | Величины, характеризующие ток. Закон Ома. Виды соединений. Работа и мощность тока. Закон Джоуля –Ленца. | Применять полученные знания при решении задач | Описывают содержание совершаемых действий. Трансформация теоретических знаний в практические умения. | - Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. - Осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый. - Описывают содержание совершаемых действий | позитивная моральная самооценка |
2.2.Магнитное поле (6 часов) |
| | 53 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | 1 | Магнитное поле. Установление связи между электрическим током и магнитным полем. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. | Выявляют связь между электрическим током и магнитным полем. Показывают связь направления магнитных линий с направлением тока с помощью магнитных стрелок. Приводят примеры магнитных явлений. Извлекают информацию, делают выводы. | Понимание и способность объяснить понятия: магнитное поле, магнитные линии. Умение изображать магнитные линии и их направление. | - Выделяют и формулируют проблему, строят логические цепи рассуждений. - Самостоятельно формулируют познавательную цель. - Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Научиться изображать магнитные линии и получать их экспериментально при помощи магнитов и металлических опилок |
| | 54 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. | 2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. | Выявляют связь между электрическим током и магнитным полем. Показывают связь направления магнитных линий с направлением тока с помощью магнитных стрелок. Приводят примеры магнитных явлений. Перечисляют способы усиления магнитного действия катушки с током. Приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту. | Понимание и способность объяснить назначение, устройство, принцип действия и применение электромагнитов. | - Выполняют операции со знаками и символами; умеют заменять термины определениями; выделяют объекты и процессы с точки зрения. - Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. - Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Развить творческие способности |
| | 55 | Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 3 | Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | Работают с оборудованием. | Приобретение навыков работы с оборудованием: собирать электромагнит, объяснять назначение, устройство и принцип действия, зависимость магнитных свойств от силы тока и магнитных свойств среды, числа витков. | - Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); выбирают наиболее эффективные способы решения. - Составляют план и определяют последовательность действий, оценивают достигнутый результат. - Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирование устойчивой мотивации к проблемно – поисковой деятельности |
| | 56 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли | 4 | Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Магнитное поле Земли. Решение задач. | Объясняют возникновение магнитных бурь, намагничивание железа. Получают картину магнитного поля дугообразного магнита. Описывают опыты по намагничиванию веществ. | Понимание и способность объяснить механизм намагниченности, наличие магнитного поля Земли и его роль в защите от космического излучения. | - Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. - Составляют план и определяют последовательность действий. - Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Развить творческие способности |
| | 57 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели» | 5 | Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». | Объясняют назначение, устройство и принцип действия электродвигателя и области его применения. Перечисляют преимущества электродвигателей в сравнении с тепловыми. Знакомятся с историей изобретения электродвигателя. Собирают электрический двигатель постоянного тока (на модели). Определяют основные детали электрического двигателя постоянного тока (подвижные и неподвижные его части): якорь, индуктор, щетки, вогнутые пластины. | Понимание и способность объяснить назначение, устройство, принцип действия и применение электрического двигателя. владение экспериментальными методами исследования . Приобретение навыков работы с оборудованием. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); выбирают наиболее эффективные способы решения. - Составляют план и определяют последовательность действий, оценивают достигнутый результат. - Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества |
| | 58 | Контрольная работа «Электро-магнитные явления» | 6 | Магнитное поле, магнитные линии, магнитная индукция, направление магнитных линий. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Электродвигатель. | Применяют полученные знания при решении задач | Понимание и применение изученного материала. | - Применять полученные знания при решении задач -Критически относиться к собственным умениям - Оказывать взаимопомощь в решении задач | Развивать применение расчетных навыков в реальных практических задачах |
Световые явления (10 часов) |
| | 59 | Источники света. Распространение света | 1 | Источники света. Естественные и искусственные источники света. Точечный источник света и световой луч. Прямолинейное распространение света. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения | Формулируют закон прямолинейного распространения света. Объясняют образование тени и полутени. Проводят исследовательский эксперимент по получению тени и полутени. Извлекают информацию, делают выводы. | Понимание и способность объяснить прямолинейное распространение света. Приводить доказательства на примере солнечного и лунного затмений. | - Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). - Сличают свой способ действия с эталоном . - Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. | Развить представление об устройстве Солнечной системы, смене дня и ночи, времени года |
| | 60 | Отражение света. Закон отражения света | 2 | Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. | Формулируют закон отражения света. Проводят исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения от угла падения, работают с опорным конспектом. Извлекают информацию, делают выводы, запоминают. | Понимание и способность объяснить законы отражения света, примеры использования законов в жизни. Знание хода лучей в линзе. | - Умеют выбирать обобщенные стратегии. - Сличают способ своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения. - Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной работе. | Освоить практические навыки применения законов распространения света |
| | | | | | | | | |
| | 61 | Плоское зеркало | 3 | Построение изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Зеркальное и рассеянное отражение света. | Применяют законы отражения при построении изображения в плоском зеркале. Строят изображения в плоском зеркале и анализируют их. Оформляют ОК. | Умение строить изображения в плоском зеркале | - Обнаружит и формулировать учебную проблему совместно с учителем - Сопоставить характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов -Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем | Формирование навыков работы по алгоритму |
| | 62 | Преломление света. Закон преломления света | 4 | Оптическая плотность среды. Явление преломления света. Соотношение между углом падения и углом преломления. Закон преломления света. Показатель преломления двух сред. | Формулируют закон преломления света. Работают с текстом учебника, проводят исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делают выводы по результатам эксперимента. | Понимание и способность объяснить законы преломление света и примеры использования законов в жизни. | - Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). - Сличают свой способ действия с эталоном. - Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. | Формирование целевых установок учебной деятельности |
| | 63 | Линзы. Оптическая сила линзы Изображения, даваемые линзой | 5 | Линзы, их физические свойства и характеристики. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. Оптические приборы. | Различают линзы по внешнему виду. Определяют, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение. Проводят исследовательское задание по получению изображения с помощью линзы. Строят изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: F 2F; 2F | Понимание и способность объяснить законы построения изображений в линзах, применение линз. Умения строить изображения в линзах, используя закон прямолинейного распространения света. | - Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи, выражают структуру задачи разными средствами. - Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. - Придерживаются морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества | Формирование навыков работы по алгоритму |
| | 64 | Лабораторная работа «Получение изображений при помощи линзы» | 6 | Лабораторная работа № 11 «Получение изображений при помощи линзы» | Работают с оборудованием. Применяют знания о свойствах линз при построении графических изображений. Анализируют результаты, полученные при построении изображений, оформляют отчет о работе, делают выводы. | владение экспериментальными методами исследования: получение изображений с помощью линзы, умение определить фокусное расстояние и оптическую силу линзы. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); выбирают наиболее эффективные способы решения. - Составляют план и определяют последовательность действий, оценивают достигнутый результат. - Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Формирование навыков исследовательской работы |
| | 65 | Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз. Оптические приборы | 7 | Решение задач на законы отражения и преломления света, построение изображений, полученных с помощью плоского зеркала, собирающей и рассеивающей линз | Применяют теоретические знания при решении задач на построение изображений, даваемых линзой. Вырабатывают навыки построения чертежей и схем. Извлекают информацию, делают выводы, запоминают. | Понимание и способность объяснить назначение, устройство и принцип действия оптических приборов и их применение. | - Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи, выделяют объекты и процессы. - Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. - Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива |
| | 66 | Глаз и зрение | .8 | Строение глаза. Функции отдельных частей глаза. Формирование изображения на сетчатке глаза | Объясняют восприятие изображения глазом человека. Применяют межпредметные связи физики и биологии для объяснения восприятия изображений. | Понимание и способность объяснить строение глаза, механизм получения изображения, дефекты зрения и пути их преодоления с помощью линз. | - Структурируют знания; определяют, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи; выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. - Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. - Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Развитие представлений о физиологии человека и связи ее с законами физики |
| | 67 | Контрольная работа «Световые явления» | 9 | Контрольная работа № 5 по теме: «Световые явления» | Применяют полученные знания при решении задач. | Описывают содержание совершаемых действий. Трансформация теоретических знаний в практические умения. | -Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форм. - Осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат. - Описывают содержание совершаемых действий, используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. | Развивать применение расчетных навыков в реальных практических задачах |
| | 68 | Комплексная проверка знаний по теме «Световые явления» | 10 | Зачет по теме «Световые явления» | Формулируют законы преломления и отражения света. Приводят примеры проявления этих законов в жизни. Строят изображения в оптических приборах и дают характеристику изображениям. Объясняют причину недостатков зрения. Применяют полученные знания при решении задач. | Трансформация теоретических знаний в практические. Умение анализировать задачи, составлять алгоритм решения. Владение способами решения задач. | - Структурируют знания; определяют, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи; выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. - Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. - Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Защита проектов |
Приложение 1
Организация проектной и исследовательской деятельности
Примерные темы проектов и творческих работ в 8 классе
Артериальное давление.
Атмосферное давление - помощник человека.
Аэродинамика.
Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека.
Влияние блуждающего тока на коррозию металла.
Влияние внешних звуковых раздражителей на структуру воды.
Влияние звука на живые организмы.
Влияние звуков и шумов на организм человека.
Влияние магнитной активации на свойства воды.
Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат.
Воздействие магнитного поля на биологические объекты.
Выращивание кристаллов из растворов различными методами.
Выращивание кристаллов поваренной соли и сахара и изучение их формы.
Глаз. Дефект зрения.
Занимательные физические опыты у вас дома.
Звуковой резонанс.
Значение влажности в жизни человека.
Измерение плотности твердых тел разными способами.
Измерение силы тока в овощах и фруктах.
Измерение сопротивления и удельного сопротивления резистора с наибольшей точностью.
Измерение температуры на уроках физики.
Измерение ускорения свободного падения.
Измерение физических величин различными способами.
Изобретения Леонардо да Винчи, воплощенные в жизнь.
Изучение звуковых колебаний на примере музыкальных инструментов.
Изучение природы звука и необычные звуковые явления.
Изучение причин изменения влажности воздуха.
Изучение радиационной и экологической обстановки в нашем населённом пункте.
Изучение свойств электромагнитных волн.
Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.
Ионизация воздуха — путь к долголетию.
Испарение в природе и технике.
Испарение и влажность в жизни живых существ.
Испарение и конденсация в живой природе.
Использование энергии солнца на Земле.
Исследование движения капель жидкости в вязкой среде.
Исследование зависимости атмосферного давления и влажности воздуха от высоты контрольной точки.
Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от температуры.
Исследование и измерение температуры плавления жидких смесей.
Исследование искусственных источников света, применяемых в техникуме.
Исследование коэффициента трения обуви о различную поверхность.
Исследование механических свойств полиэтиленовых пакетов.
Исследование распространения ультразвука.
Исследование свойств канцелярской скрепки.
Исследование сравнительных характеристик коэффициента трения для различных материалов.
Исследование теплоизолирующих свойств различных материалов.
История лампочек.
История развития телефона.
Как управлять равновесием.
Какое небо голубое! Отчего оно такое?
Качество воды - качество жизни.
Какой термос лучше?
Конструирование теплоизолирующего устройства из подручных средств.
Кот как объект физических исследований.
Красивое, но страшное явление гроза.
Кристаллы в окружающем мире. Выращивание кристаллов.
Альтернативные виды топлива.
Механика сердечного пульса.
Мир нанотехнологий.
Миражи.
Молниеотвод.
Мыльные пузыри с точки зрения физики.
Невесомость.
Необыкновенная жизнь обыкновенной капли.
Об использовании энергии ветра.
Ода вращательному движению.
Определение вольт-амперных характеристик для различных проводников.
Определение постоянной Планка.
Определение условий нахождения тела в равновесии.
Определение центра тяжести математическими средствами.
Определение центра тяжести тел.
Оптические иллюзии в жизни.
Опытная проверка способов электризации тел.
Относительность движения.
Передача электроэнергии.
Плавание тел.
Плавление и отвердевание тел.
Плазма – четвертое состояние вещества.
Плотность и плавучесть тела.
Поверхностное натяжение воды.
Получение изображений в различных оптических системах.
Почему Луна не падает на Землю?
Почему реки не текут прямо, а изгибаются?
Прибор для измерения и регулирования солёности воды.
Применение закона сохранения энергии для человеческого организма.
Применение законов механики к исследованию физических возможностей человека.
Применение лазеров.
Применение ультразвука в медицине.
Применение целебного электричества в медицине.
Применение электролиза.
Проверка границ применимости закона Гука (сила упругости).
Прошлое, настоящее и будущее Солнца.
Реактивная тяга.
Реактивное движение в современном мире.
Реактивные двигатели.
Резонанс при механических колебаниях.
Роберт Гук и закон упругости.
Роль рычагов в жизни человека и его спортивных достижениях.
Сила поверхностной энергии.
Сила притяжения.
Сила трения в природе.
Сколько же воды наливать в чайник?
Современные средства связи. Сотовая связь.
Создание индикаторов течения воды, плотностью равных плотности воды.
Способы определения массы тела без весов.
Способы счёта времени. Календари.
Способы теплопередачи.
Способы утилизации отходов.
Тайны магнита.
Физика в моей будущей профессии.
Физика землетрясений и регистрирующая их аппаратура.
Физика и акустика помещений.
Физика и косметология.
Физика и проблемы загрязнения водоёмов.
Фотохимические явления.
Фотоэлектрические приборы.
Цунами. Причины возникновения и физика процессов.
Чаепитие на планетах Солнечной системы (При какой температуре кипит вода в условиях различный планет).
Экологические проблемы космоса.
Экспериментальные основания квантовой механики.
Электризация тел.
Электрические цепи.
Электрический ток и электробезопасность.
Электродинамика Фарадея и Максвелла. Вклад Эйнштейна в понимание электромагнитных явлений.
Электромобили. Исследование физических свойств камня.
Электротехническое сигнально-противопожарное устройство для бытовых помещений с предохранительной системой и электромагнитным дверным замком.
Энергетические затраты подростков и их восполнение.
Энергосберегающие лампы: за и против.