СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование к адаптированной образовательной программе по истории 7 класс на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено на основании программно-методического комплекса:

  1. Бгажнокова И. М. Мир истории. История Отечества. Методические рекомендации. 6–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И. М. Бгажнокова, И. В. Карелина. – М.: Просвещение, 2020. — 158 с. (с. 91-93, 105-112, 128-133).
  2. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области».

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование к адаптированной образовательной программе по истории 7 класс на 2022-2023 учебный год»

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основании программно-методического комплекса:

  1. Бгажнокова И. М. Мир истории. История Отечества. Методические рекомендации. 6–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И. М. Бгажнокова, И. В. Карелина. – М.: Просвещение, 2020. — 158 с. (с. 91-93, 105-112, 128-133).

  2. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области».

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник

Бгажнокова И. М. История Отечества. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /

И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 233 с.: ил.

Учебно-методические материалы:

  1. Арнольдов М. А., Константинова Л. П. Самостоятельная работа учащихся вспомогательной школы на уроках истории // Дефектология. – 1971. – № 2. – С. 34–37.

  2. Бгажнокова И. М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 1995. – № 1. – С. 37–41

  3. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1987.

  4. Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В. История Отечества. Рабочая тетрадь. 7 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

  5. Бгажнокова И. М. Реабилитация средствами образования лиц с умственной отсталостью // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. – М., 1996.

  6. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории // Под ред. А. Г. Колоскова. – М.: Просвещение 1990.

  7. Ворожейкина Н. И., Соловьев В. М., Студеникин М. Т. Рассказы по родной истории: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1998.

  8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т.5. – М.: Педагогика, 1982.

  9. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2001.

  10. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М. Просвещение, 1988.

  11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.

  12. Донской Г. М. «Целый мир уложить на странице...» Учебник истории – от замысла до издания и дальше... Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992.

  13. Зорина О. Г. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1992. – № 1. – С. 38–43.

  14. К проблеме обучения детей с нарушениями интеллекта: материалы научно-практической конференции, посвящённой 100-летию Л. С. Выготского / Под ред. Л. В. Смирновой. – Армавир, 1998.

  15. Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2009.

  16. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей. – М.: Владос, 1999.

  17. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Особенности усвоения исторического и обществоведческого материала учащимися VI–VIII классов вспомогательной школы // Дефектология. – 1986. – № 1. – С. 52–56.

  18. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 3–10.

  19. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л. Институт коррекционной педагогике РАО: наука – практике на рубеже веков. –alldef.ru/ru/articles/almanah-1/institut-korrekcionnoj-pedagogiki-rao-nauka.

  20. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – минобрнауки.рф/проекты/419/файл/7245/ВК–452_07%20от%2011.03.2016.pdf.

  21. Мозговой В. М., Пузанов Б. П. Опыт правового воспитания и обучения учащихся // Воспитательная работа в специальных школах. – М., 1977.

  22. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969.

  23. Никитина Л. В., Бгажнокова И. М. К проблеме обучения истории детей с недостатками интеллекта // Дефектология. – 1997. – № 5. – С. 33–35.

  24. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Владос, 2011.

  25. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Отв. ред. С. В. Алёхина, Е. Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.

  26. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. – М.: Просвещение, 1965.

  27. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М.: Академия, 2014.

  28. Серов Б. Н., Гаркуша Л. М. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Вако, 2001.

  29. Синёв В. Н., Капустин А. И. Изучение причинно-следственных связей между историческими событиями в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1976. – № 1. С. 52–57.

  30. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

  31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – минобрнауки.рф/документы/5132/файл/4068/Prikaz_№_1598_ot_19.12.2014.pdf.

  32. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – минобрнауки.рф/документы/5133/файл/4069/Prikaz_№_1599_ot_19.12.2014.pdf.

  33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/ 12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf.

  34. Энциклопедический словарь юного историка: Отечественная история / Сост. В. Б. Перхавко. М.: Педагогика-Пресс, 1997.

Медиаресурсы:

- Презентации по темам курса «История России» (7класс), «История в лицах» (1500-1800гг.) (ИКТ)

Федеральные информационно-образовательные порталы

Федеральный портал «Российское образование»: http: // www. edu. ru. Российский общеобразовательный портал: http: // www. school. edu. ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»: http: // www. ict. edu. ru

Министерство образования и науки РФ: http: // mon. gov. Ru

Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http: // school-collection. edu. ru. / Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http: // www. km. Ru

Средства массовой информации образовательной направленности

Учительская газета: http://www.ug.ru/

Газета «Первое сентября»: http://ps.1september.ru/

Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО: http://rizon.pro/support/?yclid=5281512085483166262

Журнал «Вестник образования России»: http://vestniknews.ru/

Развивающая система обучения Л. Занкова: http://fb.ru/article/222705/leonid-vladimirovich-zankov-sistema-razvivayuschego-obucheniya

Газета «Здоровье детей»: http://window.edu.ru/resource/595/32595

Издательства учебной литературы:

Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru/

Издательская фирма «Сентябрь»: http://www.september.ru/

Образовательные каталоги:

http://edu-top.ru/katalog/?cat=1

На изучение истории в 7 классе по адаптированной программе отводится 68 часов, 2 учебных часа в неделю.

Распределение часов по разделам адаптированной программы

История Отечества 68 часов

п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Древняя Русь

38

2

Русь в борьбе с завоевателями

14

3

Единое Московское государство

16


Всего

68








Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы по истории в 7-м классе.

Личностные результаты:

● проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;

● уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;

● уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;

● уметь объяснять значение новых понятий и слов;

● уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;

● уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

● объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;

● устанавливать (по вопросам учителя) причины:

– возникновения языческих верований;

– возникновения разнообразных видов труда;

– возвышения среди племён отдельных личностей;

– объединения племён;

– возникновения государства;

– крещения Руси;

– распада Киевской Руси;

● знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;

● знать исторические имена (3–5 имён);

● знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы.

Достаточный уровень:

● объяснять значение словарных слов и понятий;

● устанавливать причины:

– возникновения языческих верований и обрядов;

– развития ремёсел, торговых отношений, культуры;

– возникновения государства, его структуры, функций;

– развития православия, смены языческой культуры на христианскую;

– распада Киевской Руси;

– возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX–XVII вв.);

– захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;

– освободительных войн между государствами;

– возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;

– смутного времени и народных волнений;

– возникновения и укрепления сословий в Российском государстве;

● описывать:

– образ жизни восточных славян, места расселения;

– отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др);

● знать названия древних городов Руси (3–6 названий);

● знать основные события периодов:

– IX в. – первое Древнерусское государство;

– X в. – крещение Руси;

– XI в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;

– XI–XIII вв. – расцвет культуры древней Руси;

– XI–XV вв. – раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;

– XVI–XVII вв. – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV, смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений.

Изучение предмета «История» завершается промежуточной аттестацией, которая проводится в соответствии с календарным учебным графиком.

7 класс. История Отечества

Раздел I. Древняя Русь

Происхождение славян

Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III–II тыс. до н. э. в северной части Европы от Рейна до Днепра. Ветви славян н славянских языков.

Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обобщение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар.

Славяне-воины, борьба славян со степными кочевниками, походы на Византию.

Славяне и соседние народы

Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племён.

Соседская территориальная община – вервь, племена, союзы племён. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать – князья, старейшины, их опора – дружина. Положение женщин в общине. Вече – общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.

Облик славян и черты их характера

Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян.

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, oxoтa, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.

Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремёсел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.

Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».

Возникновение городов – центров ремёсел, торговли, административного управления. Киев и Новгород – развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути.


Культура и верования восточных славян

Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) – бог солнца; Род – бог плодородия. Археологические находки предметов культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.

Создание Древнерусского государства

Происхождение слова Русь (научные представления).

Первое Древнерусское государство как результат ожесточённой борьбы князей – Киевская Русь (IX в.).

Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума – совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь её членов.

Вотчина – крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля – главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян – смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».

Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).

Развитие древних городов Руси: Киева, Переславля, Чернигова, Смоленска, Новгорода и др.

Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными пародами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны по пути в Индию.

Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племён.

Крещение Руси, истоки христианской веры

Повторение. Истоки христианской веры. Религии к X–XI вв.

Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам). Хазарский каганат (иудаизм), католический Запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для её дальнейшего исторического развития: укрепления государственной власти, расширения внешних связей, укрепления международного авторитета, развития культуры.

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев – один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.

Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда – свод древнерусского феодального права.

Феодальная раздробленность Руси (XI – XV вв.)

Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племён. Шаги Владимира Мономаха (1053–1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей – шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I – великого князя киевского (1076–1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).

Новгород – крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.

Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).

Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и в Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, Церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и др.

Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери – символ Руси. Развитие русской иконописной школы.

Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями

Образование монгольского государства

Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племён. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска от кочевников.

Покорение монголами Волжской Болгарии, земель Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Создание нового государства – Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, ярлыки. Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь – преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.

Объединение русских земель против Золотой Орды

Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трёхполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, десятина. Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита – московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, её значение для победы над Ордой.

Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума – совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель в борьбе с монголо-татарским игом. Личность Сергия Радонежского и его влияние на самосознание русского народа.

Раздел III. Единое Московское государство

Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный

Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV Грозного. Личность царя. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы Новгорода. Причины возникновения опричнины. Церковь – крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.

Смутное время. Воцарение династии Романовых

Причины кризиса российского общества на рубеже XVI–XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель па берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина – заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.

Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.

Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).

Культура в Российском государстве XVI – XVII вв.

Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском.

Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве.

Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Фёдоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке Ивана Грозного.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ К ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

В 7-М КЛАССЕ (68 часов).

урока

Дата по КТП

Дата

фактического

проведения

урока


Тема урока

Примечание




Тема 1. Древняя Русь (38 часов)


1



Происхождение славян.


2



Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада.



3



Славяне и соседние народы.


4



Соседская территориальная община – вервь, племена, союзы племён.


5



Облик славян и черты их характера.


6



Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова.


7



Гостеприимство, трудолюбие славян.


8



Хозяйство и уклад жизни восточных славян.


9



Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях.



10



Быт восточных славян.


11



Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян.



12



Культура и верования восточных славян.


13



Истоки славянского язычества.


14



Обряды восточных славян; культ предков.


15



Повторительно- обобщающий урок по теме: Древняя Русь.


16



Создание Древнерусского государства.


17



Первое Древнерусское государство как результат ожесточённой борьбы князей – Киевская Русь (IX в.).



18



Вотчина – крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси.



19



Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).


20



Развитие древних городов Руси:


21



Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир.



22



Крещение Руси, истоки христианской веры.


23



Повторительно- обобщающий урок по теме: Истоки христианской веры. Религии к X–XI вв.



24



Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Великий князь киевский Владимир.



25



Значение принятия Русью христианства для её дальнейшего исторического развития: укрепления государственной власти, расширения внешних связей, укрепления международного авторитета, развития культуры.



26



Расцвет русского государства при Ярославе Мудром.


27



Киев – один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения.


28



Наречение князя царем.


29



Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.



30



Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда – свод древнерусского феодального права.



31



Феодальная раздробленность Руси (XI–XV вв.). Русь после смерти Ярослава Мудрого. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племён.



32



Шаги Владимира Мономаха (1053–1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей – шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха.



33



Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет».



34



Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и в Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, Церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и др.



35



Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери – символ Руси. Развитие русской иконописной школы.



36



Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I – великого князя киевского (1076–1132).



37



Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке). Новгород – крупный культурный и торговый центр. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).



38



Повторительно- обобщающий урок по теме: Феодальная раздробленность Руси (XI–XV вв.).






Тема 2. Русь в борьбе с завоевателями (14 часов)


39



Образование монгольского государства.


40



Покорение монголами Волжской Болгарии, земель Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь.



41



Новгородский князь Александр Невский.


42



Создание нового государства – Золотая Орда, его территория на карте истории.



43



Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, ярлыки.



44



Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь – преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами.



45



Объединение русских земель против Золотой Орды.


46



Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трёхполья, использование орудий труда.



47



Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства.



48



Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, десятина. Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.).



49



Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача.


50



Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства Иван III. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды.



51



Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума – совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497).



52



Повторительно- обобщающий урок по теме: Русь в борьбе с завоевателями.






Тема 3. Единое Московское государство (16 часов).


53



Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный.


54



Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV Грозного.



55



Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви.



56



Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.



57



Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.



58



Смутное время. Воцарение династии Романовых.


59



Причины кризиса российского общества на рубеже XVI–XVII вв.


60



Контрольный тест на промежуточной аттестации


61



Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель па берегах Балтики. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия.


62



Народные волнения и восстания. Семибоярщина – заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю.


63



Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.



64



Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).



65



Культура в Российском государстве XVI – XVII вв. Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском.



66



Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве.



67



Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Фёдоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке Ивана Грозного.



68



Повторительно- обобщающий урок по теме: Единое Московское государство.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!