Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 50»
Рассмотрено на заседании МО | | Утверждаю |
учителей_____________________________ | | Директор МБОУ СОШ № 50 _____________И.Н.Черкасова |
Протокол № 1 от «29» августа 2022 г | | Приказ от «31» августа 2022г.№118/6-В |
| | |
| | |
| |
| |
| |
Согласовано | |
На заседании методического совета | |
Протокол №1 | |
от «30 » августа 2022 г. | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
( базовый уровень )
Предмет | химия |
Учебный год | 2022 - 2023 |
Класс | 10 |
Количество часов в год | 36 |
Количество часов в неделю | 1 |
Учитель(я) | Еранова Л.Н. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Календарно тематическое планирование составлено на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, 10—11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, — М.: Дрофа, 2019.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение химии в объёме 1 час в неделю, всего 36 часов.
Учебник Габриелян О.С., М. Дрофа, 2019 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2018г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Количество контрольных работ за год – 3
Количество практических работ за год – 2
Количество лабораторных опытов за год - 15
Критерии контроля.
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
· дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
· материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,
· ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
· дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
· материал изложен в определенной последовательности,
· допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка «3»:
· дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка «2»:
· ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла
· допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
· отсутствие ответа.
Оценка умений решать задачи
Отметка «5»:
· в логическом рассуждении и решении нет ошибок
· задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
· в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,
· допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
· в логическом рассуждении нет существенных ошибок,
· допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
· имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
· отсутствие ответа на задание.
Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)
Оценку ставят тем уч-ся, за которыми было организовано наблюдение.
Отметка «5»:
· работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,
· эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с
веществами и приборами,
· проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
· работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
Отметка «3»:
· ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.
Отметка «2»:
· допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.
· работа не выполнена,
· полное отсутствие экспериментальных умений.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.
Отметка «5»:
· план решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
· план решения составлен правильно,
· осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.
· допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).
Отметка «3»:
· план решения составлен правильно,
· осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.
· допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
· допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и
оборудования, в объяснении и выводах).
· задача не решена.
Оценка за письменную контрольную работу
При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям.
Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка «5»:
· дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
· допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
· работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.
Отметка «2»:
· работа выполнена меньше чем наполовину,
· имеется несколько существенных ошибок.
· работа не выполнена.
Тематическое планирование.
№№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них | Дата |
практ. работы | контр. работы |
1 | Введение | 1 | - | - | |
2 | Тема 1. Теория строения органических соединений | 7 | - | К.р.№1 | 07.09- 24.10 |
3 | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 8 | - | К.р.№2 | 26.10- 26.12 |
4 | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 10 | - | К.р.№3 | 11.01- 20.03 |
5 | Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 6 | Пр.р.№1 | - | 31.03- 15.05 |
6 | Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения | 3 | Пр.р.№2 | - | 17.05- 09.06 |
7 | Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии | 1 | - | - | |
| Итого | 36 | 2 | 3 | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов и тем. | Эксперимент: Л - лабораторный | Домашнее задание |
Введение (1 час). |
1. | 02.09 - 05.09 | Введение. Вводный инструктаж. | | § 1. Упр. 5,6 |
Теория химического строения А.М.Бутлерова (7 часов). |
2. | 07.09 – 12.09 | Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. | | § 2. Упр.3 |
3. | 14.09 – 19.09 | Классификация органических веществ. ИКТ | | по тетради |
4. | 21.09 – 26.09 | Основы номенклатуры. | | по тетради |
5. | 28.09 – 03.10 | Изомерия, её виды. ИКТ | | с.18 – 20 |
6. | 05.10 – 09.10 | Гомологи. Гомологический ряд. ИКТ | | с. 17 |
7. | 12.10 – 16.10 | Типы химических реакций в органической химии. | | по тетради. |
8. | 19.10 – 24.10 | Контрольная работа № 1. «Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова». | | § 1-2 |
Углеводороды и их природные источники (8 часов). |
9. | 26.10 – 31.10 | Природные источники углеводородов. | Л 1. Изготовление моделей органических соединений. | § 3. Упр.2,6 |
10. | 09.11 – 14.11 | Алканы. ИКТ | | § 3. Упр.4 |
11. | 16.11 – 21.11 | Алкены. Этилен. ИКТ | Л 2. Определение элементного состава органических соединен. | § 4 |
12. | 23.11 -28.11 | Алкадиены. Каучуки. ИКТ | | § 5. Упр.3,4 |
13. | 30.11 – 05.12 | Алкины. Ацетилен. | Л 3. Получение и свойства ацетилена. | § 6. Упр.6,7 |
14. | 07.12 – 12.12 | Арены. Бензол. ИКТ | | § 7. Упр.5,6 |
15. | 14.12 – 19.12 | Нефть, способы её переработки. ИКТ | Л 4. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. Л 5. Коллекция «Нефть и продукты переработки». | § 8. Упр.2,3 |
16. | 21.12 – 26.12 | Контрольная работа № 2. «Углеводороды». | | |
Кислородсодержащие соединения (10 часов). |
17. | 11.01-16.01.21г. | Спирты. ИКТ | Л 6. Свойства этилового спирта. | §9. Упр.3,5. |
18. | 18.01- 23.01 | Многоатомные спирты. | Л 7. Свойства глицерина. | § 9. Упр.4,6 |
19. | 25.01- 30.01 | Фенол. ИКТ | | § 10. Упр.5,7 |
20. | 01.02- 06.02 | Альдегиды и кетоны. | Л 8. Качественная реакция на альдегиды. | § 11. Упр.4,5 |
21. | 08.02- 13.02 | Карбоновые кислоты. ИКТ | Л 9. Свойства уксусной кислоты. | § 12. Упр.3 |
22. | 15.02- 20.02 | Сложные эфиры. Жиры. ИКТ | Л 10. Свойства жиров. | § 13. Упр.2,4 |
23. | 22.02- 27.02 | Сложные эфиры. Мыла. ИКТ | Л 11. Сравнение свойств р-ов мыла и стирального порошка. | § 13. Упр.3 |
24. | 0103- 06.03 | Углеводы. Моносахариды. | Л 12. Свойства глюкозы. | § 14. Упр.1,2 |
25. | 08.03-13.03 | Дисахариды и полисахариды. | Л 13. Свойства крахмала. | § 15. Упр.4,5 |
26. | 15.03- 20.03 | Контрольная работа № 3. «Кислородсодержащие соединения». | | §9 - 15 |
Азотсодержащие соединения (6 часов). |
27. | 31.03- 03.04 | Амины. Анилин. | | § 16. Упр.3 |
28. | 05.04- 10.04 | Аминокислоты. Белки. ИКТ | Л 14. Свойства белков. | § 17. Упр.5 |
29. | 12.04- 17.04 | Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач. | | § 16-17 |
30. | 19.04- 24.04 | Нуклеиновые кислоты. Промежуточная аттестация. Тест. | | § 18. Упр.2 |
31. | 26.04- 01.05 | Ферменты. | | § 19. Упр.3 |
32. | 03.05- 08.05 | Витамины, гормоны. ИКТ | | § 20. Упр.2,3 |
33. | 10.05- 15.05 | Лекарства. | | § 20. Упр.5,7 |
Искусственные и синтетические полимеры (3 часа). |
34. | 17.05- 22.05 | Полимеры искусственные и синтетические. | Л 15. Коллекция волокон и пластмасс. | § 21-22 |
35. | 24.05- 29.05 | Практическая работа № 2. Определение пластмасс и волокон. | | |
36. | 31.06- 09.06 | Химия в нашей жизни. ИКТ | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен:
знать:
факт существования важнейших веществ и материалов: метана, этилена, ацетилена, бензола, этанола, жиров, мыла, глюкозы, сахарозы, крахмала, клетчатки, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы для учителя:
Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2019.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2018.
Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2018.
Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, 2019.
Список литературы для учащихся:
Химия. 10 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян- 6-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2019.
Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2019.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2016.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2018.
Интернет–ресурсы:
1. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
2. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
3. Мир химии: интересные материалы и факты Музей сайта "Мир химии": хроника химии, нобелевские премии по химии, происхождение названий элементов, истории из жизни великих ученых, любопытные факты и т.д.
http://www.chemworld.narod.ru/museum/index.html
4. Обучающая энциклопедия: химия. Теоретические основы общей, неорганической и органической химии, тесты, справочные материалы. http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html