Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ», Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089, с учетом программы для общеобразовательных учреждений по биологии, разработанной Г.М.Пальдяевой - Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие - М.: Дрофа, 2012г., Федерального перечня учебников, утвержденный МО РФ от 31 марта 2014 г. № 253, Основной образовательной программы МОБУ СОШ д. Савалеево, утвержденной приказом № 79/3 от 30.08.2013 г, Учебного плана на 2015-2016 учебный год. Реализуется в учебниках биология (человек), созданных коллективом авторов под руководством Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева - М.:Дрофа,2014г.
Учебный предмет биология входит в образовательную область естествознание.
Сроки реализации программы 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Дается определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни.
Задачи обучения: овладения учащимися знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Цели:
Обучающие цели:
Усвоение учащимися знаний о человеке как биосоциальном существе;
Формирование учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
Развитие знаний об основных методах биологической науки;
Овладение умениями применять биологические знания для обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за своим организмом.
Развивающие цели:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Привитие к учащимся интереса к познанию своего организма и к профессиям, связанным с медициной.
Воспитательные цели:
Воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
Развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОБУ СОШ д. Савалеево. Общее число учебных часов в 8 классе - 70 часов (2ч в неделю).
Содержание тем учебного курса
Раздел | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Происхождение человека | 1 |
3 | Строение организма | 5 |
4 | Опорно-двигательный аппарат | 11 |
5 | Внутренняя среда организма | 3 |
6 | Кровеносная и лимфатическая системы | 9 |
7 | Дыхание | 5 |
8 | Пищеварение | 7 |
9 | Обмен веществ и энергии | 3 |
10 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4 |
11 | Нервная система. | 5 |
12 | Анализаторы. Органы чувств. | 6 |
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Эндокринная система. | 7 |
Глава 1. Введение (4часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Глава 2. Происхождение человека (1 час)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Глава 3. Строение организма (5 часов)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа 1. Рассматривание клеток и тканей в микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной , соединительной, мышечной и нервной тканей. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные работы. 2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. 3. Коленный рефлекс.
Глава 4. Опорно-двигательная система (11 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы
4. Микроскопическое строение костей.
5. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
6. Утомление при статической работе.
7. Выявление нарушений осанки
8. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
9. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки
Глава 5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа
10. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы (9 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы
11. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
12. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
13. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа
14. Опыты, выясняющие природу пульса.
15. Функциональная проба :реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Глава 7. Дыхательная система (5 часов)
Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование.
Демонстрация модели гортани, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы
16. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
17. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе
Глава 8. Пищеварительная система (7 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа
18. Действие ферментов на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.
Глава 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пиши.
Лабораторные работы. 19. Установление зависимости между уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
20. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Глава 10. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Самонаблюдения: рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки, определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки.
Глава 11. Нервная система (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы
21. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка.
22. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы.
Глава 12. Анализаторы. Органы чувств (6 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации моделей глаза; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа
23. Опыты, выявляющие иллюзии, связанная с бинокулярным зрением.
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Эндокринная система. (7 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.
Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы
24. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.
25. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела
Знать:
систематическое положение человека и его происхождение,
особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,
об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,
правила гигиены, сохраняющих здоровье,
факторы, разрушающие здоровье человека,
Уметь:
распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физического труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,
оказывать первую помощь при несчастных случаях,
соблюдать правила личной и общественной гигиены,
пользоваться микроскопом, ставить опыты,
работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | примечание |
Глава 1. Введение. (4 часа) |
1 | Инструктаж по ТБ. Введение. Место человека в системе органического мира. | | | |
2 | Черты сходства человека и животных, отличие от них. | | | |
3 | Происхождение и эволюция человека. | | | |
4 | Расы человека, их происхождение и единство. | | | Население РБ. |
Глава 2. Происхождение человека (1 час) |
5 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | | | |
Глава 3. Строение организма (5 часов) |
6 | Общий обзор организма. | | | |
7 | Клеточное строение организма. | | | |
8 | Ткани. | | | |
9 | Рефлекторная регуляция. | | | |
Глава 4. Опорно-двигательный аппарат (11 часов) |
10 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. | | | |
11 | Инструктаж по ТБ. ЛР №1 по теме: Микроскопическое строение кости. | | | |
12 | Скелет человека. Осевой скелет. | | | |
13 | Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. | | | |
14 | Строение мышц. | | | |
15 | Инструктаж по ТБ. ЛР №2 по теме: Мышцы человеческого тела. | | | |
16 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | | | |
17 | Инструктаж по ТБ. ЛР №3 по теме: Утомление при статической работе. | | | |
18 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | | | |
19 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | | | |
20 | Контрольная работа по теме: Опорно-двигательный аппарат | | | |
Глава 5. Внутренняя среда организма (3 часа) |
21 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | | | |
22 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | | | |
23 | Иммунология на службе здоровья. | | | Уфимский иммунопрепарат. |
Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы (9 часов) |
24 | Транспортные системы организма. | | | |
25 | Круги кровообращения. | | | |
26 | Инструктаж по ТБ. ЛР № 4 по теме: Изучение особенностей кровообращения. | | | |
27 | Строение и работа сердца. | | | |
28 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | | | |
29 | Контрольная работа по теме: Кровеносная и лимфатическая системы | | | |
30 | Инструктаж по ТБ. ЛР №5 по теме: Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. | | | |
31 | Первая помощь при кровотечениях. | | | |
32 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. | | | |
Глава 7. Дыхание (5 часов ) |
33 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | | | |
34 | Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях. | | | |
35 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. | | | |
36 | Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. | | | |
37 | Инструктаж по ТБ. ЛР № 6 по теме: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. | | | |
Глава 8. Пищеварение (7 часов) |
38 | Питание и пищеварение | | | |
39 | Пищеварение в ротовой полости. | | | |
40 | Пищеварение в желудке. | | | |
41 | Всасывание. | | | |
42 | Регуляция пищеварения. | | | |
43 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | | | |
44 | Контрольная работа по теме: Дыхание. Пищеварение. | | | |
Глава 9. Обмен веществ и энергии (3 часа) |
45 | Обмен веществ и энергии | | | |
46 | Витамины. | | | |
47 | Энерготраты человека и пищевой рацион. | | | |
Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа) |
48 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | | | Заболевания сердечнососудистой системы в РБ |
49 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | | | |
50 | Терморегуляция организма. Закаливание. | | | |
51 | Выделение. | | | |
Глава 11. Нервная система (5 часов) |
52 | Значение нервной системы. | | | |
53 | Спинной мозг. | | | |
54 | Строение головного мозга. | | | |
55 | Передний мозг. Большие полушария головного мозга. | | | |
56 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. | | | |
Глава 12. Анализаторы. Органы чувств (6 часов) |
57 | Анализаторы. | | | |
58 | Зрительный анализатор. | | | |
59 | Инструктаж по ТБ. ЛР №7 по теме: Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением. | | | |
60 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | | | |
61 | Слуховой анализатор. | | | |
62 | Орган равновесия. | | | |
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Эндокринная система (7 часов) |
63 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. Поведение. | | | |
64 | Сон и сноведения. Речь и сознание. Воля, эмоции, внимание. | | | |
65 | Эндокринная система. | | | |
66 | Контрольная работа по теме: Высшая нервная деятельность. Поведение. Эндокринная система. | | | |
67 | Размножение. Половая система. | | | |
68 | Развитие зародыша и плода. | | | |
69 | Наследственность. | | | |
70 | Высшая нервная деятельность. | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для проведения уроков биологии имеется кабинет биологии.
Оснащение процесса обучения биологии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
Нормативные документы: рабочая программа основного общего образования по биологии, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по биологии, стандарт основного общего образования, Федеральный государственный стандарт основного общего образования (проект).
рабочая программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.
Учебник по биологии для 8 класса.
Учебные пособия: рабочая тетрадь, дидактические материалы, сборники контрольных работ по биологии для 8 класса.
Справочные пособия (словари, энциклопедии, справочники по биологии).
Методические пособия для учителя.
2 Печатные пособия:
· Таблицы
Строение тела человека.
Портреты для кабинета биологии
3 Информационные средства:
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Инструментальная среда по биологии.
4 Технические средства обучения:
Персональный компьютер (ноутбук) - рабочее место учителя
Экран
проектор
Столик для проектора
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования
Стенды
5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Доска
Весы с разновесами
Лупа
Микроскоп учебный
Спиртовка лабораторная
Термометр лабораторный
Капельница с пипеткой
Ложка для сжигания вещества
Мензурка
Палочка стеклянная
Пробирка стеклянная
Стекло покровное Стекло предметное
Фильтровальная бумага
Цилиндр мерный с носиком
Штатив для пробирок
Штатив универсальны
Модели
Скелет человека
Модель сердца
Набор микропрепаратов
по анатомии и физиологии человека 8 класс
Модель – аппликации
Генетика групп крови
Строение спинного мозга
Ухо человека
Пищеварительный тракт
Мочевыделительная система
Расположение органов грудной и брюшной полостей по отношению к скелету
Строение сердца
Строение глаза
Строение легких
Основная литература:
Учебник: Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология «Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.
Рабочая программа Пальдяева Г.М. – Биология.5-9 классы: учебно-методическое пособие –М.: Дрофа,2014
Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, - М.Дрофа, 2014г.
И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко, Д.В. Москвичев- Биология. Пособие-репетитор.- Ростов н/Д.: Феникс,2014-598 с.
А.А. Кириленко.ЕГЭ.Биология. Сборник задач по генетике.
Тесты по биологии. ФИПИ. ЕГЭ-2015. Биология. М.: Интеллект-Центр.
Ресурсы интернета:
http://www.floranimal.ru/ Портал человек
http://www.plant.geoman.ru/
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
18