2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности (2– 3мин.) | Слайд №1 Сейчас вы прослушаете стихотворение и попробуете сказать какова тема нашего урока, о чём мы будем говорить, что нового мы узнаем. Стихотворение В.Жака. Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок! Анализ стихотворения по вопросам: Какова главная мысль стихотворения? Можем ли мы из прочитанного сформулировать тему сегодняшнего урока? Слайд№ 2 Правильно, сегодня тема нашего урока «Виды корней и типы корневых систем». Запишем тему урока в тетрадь. Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? ( лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске) | Фронтальная Фронтальная Учащиеся отвечают на вопросы. (Корни необходимы растениям для жизнедеятельности. «Виды корней и типы корневых систем». Познакомиться с видами корней, корневых систем и их функциями) |
3.Изучение нового материала (25 мин.) | Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете? Как мы должны относиться к природе в частности к растениям? (ответы учеников) Можем ли мы предположить, какие функции выполняют корни? Слайд № 3 Для формирования знаний о функции корня, найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф 19 стр. 95, пункт 1), познакомьтесь с функциями корня. Заполните таблицу в тетради. Слайд№ 4 «Функции корня» 1-я функция опорная. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. 2-я функция минеральное питание растения. Вы знаете, что комнатные растения или растения на грядках, клумбах необходимо поливать и иногда подкармливать. Вода и питательные вещества поступают в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества. 3-я функция запасает вещества. Вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества. Что же такое корень? (дайте определение) Слайд № 5 Все корни растения образуют корневую систему. Запишем определение в тетрадь. Где вы ещё могли слышать слово “корень”? Русский язык: корень – основная часть слова. Математика: корень уравнения. Биология: часть волоса, зуба, ногтя. Слайд № 6. Как вы понимаете выражение: “Смотреть в корень”, “Уезжать нам некуда, наши корни здесь!” Теперь мы должны разобрать, какие же бывают корни. Слайд № 7. Для формирования знаний о видах корней найдите в тексте учебника об этом статью (параграф19, стр95, пункт 2), познакомьтесь с разновидностями корня. Зарисуйте в тетради и подпишите виды корней. Сформулируйте вывод, какие существуют 3 вида корней, объясните, из каких органов они развиваются. Слайд№ 8 Виды корней Виды корней Главные корни - развиваются из зародышевого корешка. Придаточные корни - образуются на стеблях. Боковые корни - отходят от главного и придаточного. Сейчас мы выполним лабораторную работу, которая называется “Типы корневых систем ”. Слайд№ 9 Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”. Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами. Ход работы Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются? Прочитайте в учебнике (параграф19, пункт 3), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми. 3. Отберите растения со стержневой корневой системой. 4. Отберите растения с мочковатой корневой системой 6. Заполните таблицу. 7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем. 8. Заполните схему в тетради: Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы | | | | Сделайте вывод. Какие типы корневых систем различают? Чем они отличаются? Чем схожи? Слайд №10-12 стержневая корневая система, мочковатая корневая система, виды корневых систем. Слайд 13 | Фронтальная Учащиеся отвечают на вопрос: Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов. Корни поглощают из почвы минеральные соли, растворённые в воде; удерживают растение в вертикальном положении. Проблемно – поисковая деятельность учащихся. Учащиеся заполняют таблицу (индивидуальная работа) Фронтальная. Корень – это подземная часть растения! Анализ, сравнение, вывод. Фронтальная. Проблемно – поисковая деятельность учащихся. Проблемно – поисковая деятельность учащихся. Учащиеся зарисовывают виды корней (индивидуальная работа) Фронтальная. Учащиеся отвечают на вопрос (Главные развиваются из зародышевого корешка; придаточные образуются на стеблях; боковые отходят от главного и придаточного) Самостоятельная практическая деятельность учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков. Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 2 вида корневых систем: стержневая и мочковатая. Стержневая – корневая система с хорошо выраженным главным корнем. Мочковатая– корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень недостаточно развит или рано отмирает. Работа с гербарными растениями. Учащиеся заполняют схему (индивидуальная работа, работа с учебником) |