г. Новосибирска
от «__» августа 20 г. протокол № от «___» августа 2015г.№
№ урока | Дата проведения | Тема урока, тип урока | Планируемые результаты Личностные, метапредметные (УУД), предметные | Деятельность обучающихся |
план | факт |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч.) |
1 | | | Введение. Живой организм. Изучение нового материала | Личностные: будет сформирована любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствие с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для одноклассников и учителя высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: называть основные свойства живых организмов, признаки по которым живые организмы отличаются от неживых, давать определение понятию «биология», объяснять роль и значение биологических знаний в повседневной жизни. Будет знать: основные признаки живых организмов. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, высказывают своё мнение, формулируют предположения. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях (обмен веществ и энергии; питание; дыхание; выделение; рост и развитие; раздражимость). Заполняют таблицу, используя текс учебника, информацию, предложенную учителем. Выполняет тестирование, осуществляет самоанализ своей деятельности. Профилактика утомляемости |
2 | | | Наука о живой природе. Л.Р.№ 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения; познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение предмета; Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствие с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; выполнять л.р. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно; Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для одноклассников и учителя высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам своей работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; определять основные методы биологических исследований. Будет знать: основные свойства живых организмов, признаки по которым живые организмы отличаются от неживых; правила техники безопасности при выполнении л.р. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные одноклассникам и учителю. Осуществляют анализ объектов изучения, устанавливают причинно – следственные связи. Заполняют таблицу, используя текс учебника, информацию, предложенную учителем. Формулируют выводы по результатам исследования. Профилактика утомляемости |
3 | | | Методы изучения природы Л.Р.№ 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений в целях конкретизации знаний о методах изучения природы» Комбинированный | Личностные: будет сформированы навыки обучения; познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение предмета; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствие с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно; Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. Получит возможность научиться: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные Научится: определять основные методы биологических исследований, характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с биологическим оборудованием в кабинете биологии. Будет знать: понятия «опыт», «наблюдение», «гипотеза» | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные одноклассникам и учителю. Осуществляют анализ объектов изучения, устанавливают причинно – следственные связи. Заполняют таблицу, используя текс учебника, информацию, предложенную учителем. Используют простые измерительные приборы Формулируют выводы по результатам исследования. Выполняют лабораторную работу. Профилактика утомляемости |
4 | | | Увеличительные приборы Л.Р.№3 «Устройство светового микроскопа» Комбинированный | Личностные: будет сформированы навыки обучения; познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение предмета; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к природе, понимание необходимости защиты окружающей среды. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствие с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; выполнять л.р. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно; Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. Получит возможность научиться: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные Научится: узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, соблюдать правила поведения и работы с биологическим оборудованием в кабинете биологии. Будет знать: строение живой клетки (главные части), строение и функции органоидов клетки, устройство светового микроскопа. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные одноклассникам и учителю. Осуществляют анализ объектов изучения, устанавливают причинно – следственные связи. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Осуществляют самоанализ деятельности. Обобщают и систематизируют знания, формулируют выводы к л.р. Профилактика утомляемости |
5 | | | Живые клетки Л.Р.№4 «Строение клеток кожицы чешуи лука» Комбинированный | Личностные: будет сформированы навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно – этического отношения усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности. Регулятивные УУД Научится: отвечать на поставленные вопросы; Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно; Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, работать в парах. Получит возможность научиться: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные Научится: готовить микропрепараты, рассматривать их под микроскопом, находить основные части клеток. Определять увеличение микроскопа. Будет знать: основные части клеток (ядро, оболочка, цитоплазма). | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные одноклассникам и учителю. Осуществляют анализ объектов изучения, описывают свойства различных веществ, устанавливают причинно – следственные связи. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Выполняют лабораторную работу. Оформляют результаты лабораторной работы в тетради. Профилактика утомляемости |
6 | | | Химический состав клетки. Л.Р.№5 «Определение состава семян. Определение физических свойств белков, жиров и углеводов» Комбинированный | Личностные: будет сформированы навыки обучения; познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение предмета; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к природе, понимание необходимости защиты окружающей среды. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствие с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; выполнять л.р. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно; Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. Получит возможность научиться: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные Научится: объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке, Будет знать: основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; функцию воды, минеральных солей, белков, жиров, углеводов в клетке и в организмах. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные одноклассникам и учителю. Осуществляют анализ объектов изучения, устанавливают причинно – следственные связи. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Высказывают предположение, анализируют диаграммы. Осуществляют самоанализ деятельности. Обобщают и систематизируют знания, формулируют выводы к л.р. Выполняют тест. Профилактика утомляемости |
7 | | | Великие естествоиспытатели Комбинированный | Личностные: будет сформированы навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно – этического отношения усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам. Регулятивные УУД Научится: отвечать на поставленные вопросы; Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно; Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. Получит возможность научиться: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с нормами родного языка. Предметные Научится: объяснять роль естествоиспытателей и их открытий в биологии. Будет знать: имена великих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные одноклассникам и учителю. Осуществляют анализ объектов изучения, устанавливают причинно – следственные связи. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Высказывают предположения. Осуществляют самоанализ деятельности. Обобщают и систематизируют знания, Профилактика утомляемости |
8 | | | Живой организм. К.Р. №1 Контроль знаний | Предметные Научится: называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живой организм отличается от неживого; давать определение понятию «биология»; объяснять роль биологических знаний и значение биологических знаний в повседневной жизни; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам лабораторных работ; характеризовать основные методы биологических исследований; соблюдение правил работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени; узнавать на таблицах и в микропрепаратах основные органоиды клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях; различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки; приводить примеры простых и сложных веществ; объяснять роль естествоиспытателей и их открытия в биологии. Будет знать: основные признаки живой природы; основные свойства живых организмов; признаки, по которым живой организм отличается от неживого; правила ТБ при проведении лабораторных работ; понятия «опыт», «наблюдение», «гипотеза»; строение живой клетки (главные части), строение и функции органоидов клетки; устройство светового микроскопа; основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; функции воды, минеральных и органических веществ в клетке; элементарное определение молекул, атомов; роль великих естествоиспытателей в изучении природы. | Демонстрируют собранность и внимательность. Ставят своей целью написание контрольной работы. Выполняют задания контрольной работы |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч.) + 1ч. из резервного времени |
1 (9) | | | Как развивалась жизнь на Земле Изучение нового материала. | Личностные: коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем; Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: искать и отбирать источники необходимой информации. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, сравнивать разные точки зрения. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для одноклассников и учителя высказывания, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Предметные Научится: проводить простейшую квалификацию живых организмов по царствам живой природы; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Будет знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы; этапы формирования жизни на Земле; гипотезы возникновения Земли. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Осуществляют анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Осуществляют работу с учебником и другими источниками информации (справочники, научно – популярная литература, электронные приложения) Фиксируют в тетрадях новые понятия и термины. Называют основные этапы развития жизни на Земле. Устанавливают причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Заполняют таблицу. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Формулируют выводы и обобщения. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Профилактика утомляемости |
2 (10) | | | Разнообразие живых организмов. Комбинированный | Личностные: интеллектуальные и творческие способности; ответственное отношение к природе; понимание необходимости защиты окружающей среды; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации; систематизировать информацию. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для одноклассников и учителя высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные Научится: определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; различать изученные объекты в природе; приводить примеры тел живой и неживой природы; делать зарисовки животных. Будет знать: признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; основные признаки представителей царств живой природы. | Представляю сообщения, подготовленные дома; осуществляют анализ ответов одноклассников. Осуществляют анализ объекта, сравнивают. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Устанавливают причинно – следственные связи. Работают с текстом учебника и другими источниками информации. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели (алгоритм, модель). Выдвигают предположения, высказывают мнения. Осуществляют обобщение и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей. Сравнивают представителей царств живой природы, делают выводы на основе сравнения. Участвуют в коллективной беседе; обмениваются мнениями, приводят примеры. Профилактика утомляемости |
3 (11) | | | Бактерии Изучение нового материала | Личностные: Будут сформированы: навыки обучения; доброжелательное отношение к мнению другого человека; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе; ценности здорового и безопасного образа жизни. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации; систематизировать информацию. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; умение и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки различных видов бактерий; устанавливать признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей бактерий в природе и жизни человека. Будет знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, значение бактерий в природе и жизни человека | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Выдвигают предположения о мерах профилактики заболеваемости, вызванных бактериями Осуществляют первичное закрепление и систематизацию знаний. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение. Профилактика утомляемости |
4 (12) | | | Грибы Комбинированный | Личностные: коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации; систематизировать информацию. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; умение и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: определять принадлежность изучаемых объектов к грибам, устанавливать черты сходства и различия у представителей царств грибов; различать изучаемые объекты в природе и на таблицах; делать зарисовки грибов; устанавливать черты приспособленности живых организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств грибов в природе и жизни человека Будет знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов, признаки представителей царства грибов, значение грибов в природе и жизни человека. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осуществляют первичное закрепление и систематизацию знаний. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение. Профилактика утомляемости |
5 (13) | | | Растения. Водоросли Комбинированный | Личностные: Будут сформированы навыки обучения, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причнинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; составлять простой план текста, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать полученную информацию. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; умение и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: определять принадлежность изучаемых объектов к водорослям, устанавливать черты сходства и различия у представителей водорослей; различать изучаемые объекты в природе и на таблицах; делать зарисовки водорослей; устанавливать черты приспособленности живых организмов к среде обитания; объяснять роль водорослей в природе и жизни человека Будет знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей в природе и жизни человека. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют схему деления зелёных растений на две группы. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осуществляют первичное закрепление и систематизацию знаний. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение. Профилактика утомляемости |
6 (14) | | | Мхи Комбинированный | Личностные: ответственное отношение к обучению; социальные нормы поведения в классе и школе. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; составлять простой план текста, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе групп, использовать в общении привила вежливости Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректно вести диалог и участие в дискуссии. Предметные Научится: использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к мхам ; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания, объяснять роль мхов в природе и жизни человека. Будет знать: существенные признаки мхов, значение мхов в природе и жизни человека. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Работают в группах. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осуществляют первичное закрепление и систематизацию знаний. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение Профилактика утомляемости |
7 (15) | | | Папоротники Комбинированный | Личностные: ответственное отношение к обучению; социальные нормы поведения в классе и школе; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе групп, использовать в общении привила вежливости Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректно вести диалог и участие в дискуссии. Предметные Научится: использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к папоротникам; устанавливать черты сходства и различия представителей мхов и папоротников; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания, объяснять роль папоротников в природе и жизни человека. Будет знать: существенные признаки папоротников, значение папоротников в природе и жизни человека. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Работают в группах. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осуществляют первичное закрепление и систематизацию знаний. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение Профилактика утомляемости |
8 (16) | | | Голосеменные растения Комбинированный | Личностные: навыки обучения, нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к голосеменным, устанавливать черты сходства и различия у представителей голосеменных; различать изученные объекты в природе , на таблицах; делать зарисовки растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей голосеменных растений в природе и жизни человека. Будет знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности представителей голосеменных растений; значение голосеменных растений в природе и жизни человека. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осуществляют первичное закрепление и систематизацию знаний. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение Профилактика утомляемости |
9 (17) | | | Покрытосеменные (цветковые) растения Комбинированный | Личностные: ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; ответственное отношение к обучению; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к покрытосеменным, устанавливать черты сходства и различия у представителей покрытосеменных; различать изученные объекты в природе , на таблицах; делать зарисовки растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Будет знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений; значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Просматривают презентации одноклассников, подготовленные к уроку. Выполняют тестирование. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осуществляют первичное закрепление и систематизацию знаний. Записывают в тетрадь названия представителей цветковых растений, относящихся к деревьям, травам, кустарникам. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение Профилактика утомляемости |
10 (18) | | | Значение растений в природе и жизни человека Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения, нравственно – этическое оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; уважительное отношение к младшим и старшим товарищам. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости Получит возможность научиться: применять опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Будет знать: значение растений в природе и жизни человека | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника. Просматривают презентации одноклассников, подготовленные к уроку. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Оценивают представителей живой природы с этической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изученных организмов. Называют дикорастущие и культурные растения своей местности. Проговаривают вслух значение растений в жизни человека. Говорят о космической роли растений, роли растений в природе и жизни организмов. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение Профилактика утомляемости |
11 (19) | | | Животные. Простейшие Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения, нравственно – этическое оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; уважительное отношение к младшим и старшим товарищам. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; применять опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность изучаемых объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей простейших; различать изученные объекты на таблицах; делать зарисовки простейших; устанавливать черты приспособленности простейших к среде обитания; объяснять роль простейших в природе и жизни человека; Будет знать: существенные признаки представителей простейших; значение простейших в природе и жизни человека. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изученных организмов. Представляют результат работы в группе. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение Профилактика утомляемости |
12 (20) | | | Беспозвоночные Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программного материала; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группы; использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: проводить простейшую классификацию беспозвоночных животных; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к типу беспозвоночные животные; устанавливать черты сходства и различия у представителей беспозвоночных животных; устанавливать черты приспособленности к среде обитания; объяснять роль представителей беспозвоночных в природе и жизни человека. Будет знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; основные признаки представителей беспозвоночных; значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изученных организмов. .Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение Профилактика утомляемости |
13 (21) | | | Позвоночные Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам; интеллектуальные и творческие способности. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами; использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: проводить простейшую классификацию позвоночных животных по отдельным классам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; устанавливать черты сходства и различия представителей позвоночных; различать изученных животных в природе и на таблицах; делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности животных к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; Будет знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности позвоночных; основные признаки представителей позвоночных; значение позвоночных в природе и жизни человека | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе и в работе группами: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изученных организмов. Озвучивают характеристики групп позвоночных животных.Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение Профилактика утомляемости |
14 (22) | | | Значение животных в природе и жизни человека Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами; использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: различать изученные объекты в природе и на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; приводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; Будет знать: значение животных в природе и жизни человека | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Работают с материалами учебника. Фиксируют в тетрадях новые понятия и термины. Заполняют таблицу «Значение животных». Осуществляют взаимоконтроль по заполнению таблицы. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе и в работе группами: обмениваются мнениями, выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изученных организмов. Озвучивают характеристики групп позвоночных животных. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. Формулируют выводы, высказывают своё мнение Профилактика утомляемости |
15 (23) | | | Многообразие живых организмов. К.Р.№ 2 Контроль знаний | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, систематизировать изученный материал Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами; использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: различать изученные объекты в природе и на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; приводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; значение животных в природе и жизни человека Будет знать: существенные признаки изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы; этапы формирования жизни на Земле; признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; основные признаки представителей царств живой природы; значение животных в природе и жизни человека | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Строят высказывания, понятные для учителя и одноклассников. Выполняют задания контрольной работы. Демонстрируют внимательность, сосредоточенность, умение составлять причинно – следственные связи между известным и тем, что нужно найти. Осуществляют контроль знаний и их коррекцию. Профилактика утомляемости |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч.) |
1 (24) | | | Три среды обитания живых организмов Изучение нового материала | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, систематизировать изученный материал Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию, выделять в тексте смысловые части. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами; использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: определять основные среды обитания живых организмов. Различать среды обитания в природе и на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к различным средам обитания. Будет знать: основные среды обитания живых организмов. Черты приспособленности живых организмов к средам обитания. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Работают с материалами учебника. Заполняют таблицу «Среда обитания». Формулируют выводы. Профилактика утомляемости |
2 (25) | | | Жизнь на разных материках | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. Получит возможность научиться: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные Научится: приводить примеры животных и растений, обитающих на разных материках. Характеризовать условия обитания на разных материках. Выявлять приспособленность организмов к жизни в различных условиях. Будет знать: обитателей материков, эндемиков. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе Профилактика утомляемости |
3 (26) | | | Природные зоны Земли Изучение нового материала | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. Получит возможность научиться: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные Научится: сравнивать условия обитания организмов в различных природных зонах. Выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям. Наблюдать за живыми организмами. Будет знать: природные зоны Земли. Существенные признаки каждой зоны Земли и ее обитателей. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Устанавливают причинно-следственные связи (влияние условий среды в каждой зоне на строение растений и животных). Высказывают предположения, аргументируют свой ответ. Формулируют выводы Профилактика утомляемости |
4 (27) | | | Жизнь в морях и океанах Изучение нового материала | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. Получит возможность научиться: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные Научится: приводить примеры животных и растений, обитающих в морях и океанах; характеризовать условия жизни в водной среде; выявлять черты приспособленности организмов к водной среде. Будет знать: существенные признаки строения организмов, связанные с водной средой обитания. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Устанавливают причинно – следственные связи, отбирают и систематизируют информацию. Участвуют в коллективной беседе. Высказывают предположения, аргументируют свой ответ. Формулируют выводы Профилактика утомляемости |
5 (28) | | | Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания, знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; умение и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: приводить примеры живых организмов, обитающих в разных средах, пользуясь гербарными материалами, таблицами; обсуждать экологические проблемы местности; предлагать пути решения экологических проблем. Будет знать: существенные признаки строения растений и животных, связанные со средой обитания; экологические проблемы местности | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Выполняют практическую работу. Устанавливают причинно-следственные связи (зависимость строения растений и животных от окружающей среды). Формулируют выводы. Профилактика утомляемости |
6 (29) | | | Среда обитания живых организмов КР Контроль знаний | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. Регулятивные УУД Научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, систематизировать изученный материал. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем. Получит возможность научиться: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные Научится: приводить примеры живых организмов, обитающих в разных средах, пользуясь гербарными материалами, таблицами; Выявлять приспособленность организмов к жизни в различных условиях. Будет знать: основные среды обитания живых организмов. Черты приспособленности живых организмов к средам обитания; обитателей материков, Существенные признаки каждой зоны Земли и ее обитателей. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Профилактика утомляемости |
Раздел 4. Человек на Земле (5ч.) |
1 (30) | | | Как человек появился на Земле Изучение нового материала | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, систематизировать изученный материал Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Научится: систематизировать информацию, выделять главное в тексте, устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами; использовать в общении правила вежливости Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию; строить понятные для одноклассников высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные Научится: определять основные этапы антропогенеза. Будет знать: предков человека, их характерные черты, образ жизни. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Высказывают предположения о том, как человек появился на Земле. Работают в группах, составляют план текста параграфа. Устанавливают причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Воспринимают оценку своей деятельности. Обобщают материал и формулируют выводы. Профилактика утомляемости |
2 (31) | | | Как человек изменил Землю Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Научится: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, составлять простой план. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; умение и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: определять значимость каждого абиотического фактора для живых организмов. Будет знать: классификацию экологических факторов. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Составляют опорную схему. Осуществляют работу с учебником и другими источниками информации. Высказывают предположения о том, каким образом человек влияет на Землю. Устанавливают причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Воспринимают оценку своей деятельности. Профилактика утомляемости |
3 (32) | | | Жизнь под угрозой Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Научится: структурировать учебный материал, составлять сложный план текста, грамотно формулировать вопросы. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; умение и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы. Будет знать: основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Высказывают свое мнение относительно современных экологических проблем. Предлагают свое решение данных проблем. Аргументируют свою точку зрения. Обобщают и систематизируют знания, формулируют выводы Профилактика утомляемости |
4 (33) | | | Не станет ли земля пустыней Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе групп, использовать в общении привила вежливости Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; умение и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: Приводить доказательства необходимости охраны окружающей природы, объяснять роль растений и животных в жизни человека. Будет знать: основные правила поведения в природе. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Осуществляют работу с учебником и другими источниками информации. Составляют вопросы к тексту учебника. Устанавливают причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Делают выводы по изученному материалу. Профилактика утомляемости |
5 (34) | | | Здоровье человека и безопасность жизни Комбинированный | Личностные: будут сформированы навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук Регулятивные УУД Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации. Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные УУД Научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости Получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; умение и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Предметные Научится: различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных. Вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками. Будет знать: правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др. | Отвечают на вопросы учителя, слушают мнение одноклассников, делают анализ ответов одноклассников. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Осуществляют работу с учебником и другими источниками информации. Готовят сообщения. Анализируют выступления одноклассников. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Формулируют выводы. Профилактика утомляемости |
35 | | Защита проектных работ |