№ | Тема урока | Кол-во уроков | Вид урока | Элементы содержания | Формируемые УУД | | | | | |
Познаватель- ные | Коммуника- тивные и регулятив- ные | Личностные | Форма контроля | Дата по плану | Дата фактически | Домаш нее задание | Приме ча ние |
| Истоки родного искусства (8 часов) | | | | | | | | |
1 | Вводное занятие. Пейзаж родной земли | 1 | Урок рефлексии | Участвовать в беседе о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками | Знать характерные черты родного пейзажа. Знание художников, изображаю щих природу. Умение нарисовать пейзаж по памяти | Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решений различных художественно-творческих задач. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Индивидуальный конт роль. | 05.09 | | Знать правила создания Синк вейна | |
2 | Пейзаж родной земли (окончание темы) | 1 | Урок рефлексии | Индивидуальный конт роль | 12.09 | | Синквейн «Море» | |
3 | Деревня – деревян ный мир | 1 | Урок введения новых знаний | Воспринимать и эстетически оценивать красотурусского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений | Участвовать в совместной творческой деятельности привыполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности | Индивидуальный конт роль | 19.09 | | Обдумай те компози циюпано | |
4 | Деревня – деревян ный мир (окончание темы) | 1 | Урок закрепления новых знаний | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы. | Тестирование | 26.09 | | Подго товьтесообще ние о музее зодчества | |
5 | Красота человека | 1 | Урок введения новых знаний | Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. | Знание традиционной национальной одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников. | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. | Индивидуальный конт роль | 03.10 | | Беседа о художниках портретистах Принести портрет краса вицы и расска зать о нем | |
6 | Красота человека (окончание темы) | 1 | Урок закрепления новых знаний | Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма | Знать характер сельского труда. Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда. Умение изобразить сцены труда из крестьянской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека. | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. | Индивидуальный конт роль | 10.10 | | Нарисо вать портрет друга | |
7 | Народные праздники | 1 | Урок введения новых знаний | Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. | Знать несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными основами композиции. Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Индивидуальный конт роль | 17.10 | | Подгото вить рассказ о народном промысле | |
8 | Народные праздники (окончание темы). Обобщение темы | 1 | Урок обобщения | Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно. | Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. | Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Отчетная выставка творческих работ | 24.10 | | Сочинить синквейнна тему «Ярмарка» | |
| Древние города нашей Земли (7 часов) | | | | | | | | |
9 | Родной угол | 1 | Урок экскурсия | Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. | Знание понятия «макет»,как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города.Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом. | Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Индивидуальный конт роль | 07.11 | | Покра- ситьпластико- вые бутылки и принести их | |
10 | Древние соборы | 1 | Урок экскурсия | Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. | Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма. Умение выполнять группповую работу по постройке древнего города. | Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Индивидуальный конт роль | 14.11 | | Завер- шить создание макета Принести фотогра- фии соборов | |
11 | Города Русской земли | 1 | Урок путешествие | Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. | Знать организацию внутреннего пространства кремля.Уметь написать пейзаж с церковью,передавать настроение композиции, составлять композицию, последовательно её выполнять. | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. | Испытывать чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Демонстра циягото выхработ | 21.11 | | Найти информа- цию о древне-русскихгородах | |
12 | Древнерусские воины-защитники | 1 | Урок введения новых знаний | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину) | Знание, как жили князь и его люди, как одевались. Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками изображения фигуры человека. | Уметь создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами, использовать правила рисования фигуры человека. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Индивидуальный конт роль | 28.11 | | Сделать набросок война – защит- ника | |
13 | Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва | 1 | Урок путешествие | Участвовать в беседе о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры. Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города | Знать основные структурные части города. Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города. Участвовать в коллектив-ной работе по созданию макета древнего города с его жителями. | Искать нужную информацию, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Испытывать эстетические чувства, развивать в себе художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазию. | Демонстра циягото вых работ | 05.12 | | Подгото-вить презента-циюдревнерус-ского города | |
14 | Узорочье теремов | 1 | Урок введения новых знаний | Познакомиться с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат. | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема. | Уметь создавать элементарные композиции на заданную тему, использовать правила передачи пространства на плоскости в изображении внутреннего убранства палат. | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом | Индивидуальный конт роль | 12.12 | | Создать синквейн на тему «Терем» | |
15 | Пир в теремных палатах Обобщение темы | 1 | Урок обобщения | Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Создавать изображения на тему праздничного пира. | Знать картины русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Уметь создавать многофигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир» | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. Уметь находить справочно-информационный материал по теме | Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Отчет ная выставка творческих работ | 19.12 | | Подгото-вить свои работы к классной выставке | |
| Каждый народ – художник (11 часов) | | | | | | | | |
16 | Страна восходящего солнца | 1 | Урок введения новых знаний | Беседа о многообразии представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка | Обрести знания о необычной художественной культуре Японии, особенности легких конструкций, построек в Японии.Уметь изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. | Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. | Индивидуальный конт роль | 26.12 | | Подгото-вить презента-цию о Японии | |
17 | Страна восходящего солнца (окончание темы) | 1 | Урок закрепления новых знаний | Познакомиться с традиционными представлениями о красоте японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме. | Уметь создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Приобрести новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные и композиционные навыки | Приобрести новые конструктивные и композиционные навыки. Освоить новые эстетические представления о поэтической красоте мира | Воспринимать уважительно культуру и искусство других народов. Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности. | Демонстра циягото вых работ | 09.01 | | Нарисовать цветущую сакуру | |
18 | Народы гор и степей | 1 | Урок введения новых знаний | Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение жизни людей в степи и горах. | Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов | Индивидуальный конт роль | 16.01 | | Рассказ по теме | |
19 | Народы гор и степей (окончание темы) | 1 | Урок закрепления новых знаний | Демонстра циягото вых работ | 23.01 | | Синквейн на тему «Иглу» | |
20 | Города в пустыне | 1 | Урок путешествие | Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации. | Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города Умение выполнить объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Индивидуальный конт роль | 30.01 | | Подгото-вить индивидуальныесообще-ния по теме | |
21 | Древняя Эллада | 1 | Урок путешествие | Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов. | Знание искусства Древней Греции, архитектуры Акрополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма.Умение моделировать из бумаги конструкции греческих храмов | Умение рационально строить свою творческую деятельность, стремиться к освоению новых знаний и умений. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Индивидуальный конт роль | 06.02 | | Подгото-вить рассказ-презента-цию о культуре Древней Греции | |
22 | Древняя Эллада (продолжение темы) | 1 | урок введения новых знаний | Беседа о конструктивности в греческом понимании красоты мира. Красота построения человеческого тела - «архитектура» тела, воспетая греками. | Знание искусства древнегреческой вазописи, знание скульпторов, изображающих богов. Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия,(фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе. | Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников; овладение умением вести диалог при составлении плана работы над панно. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Индивидуальный конт роль | 13.02 | | Закончить роспись вазы | |
23 | Древняя Эллада (окончание темы) | 1 | Урок закрепления новых знаний | Демонстра циягото вых работ | 20.02 | | Сочинить синквейн на тему «Эллада» | |
24 | Европейские города Средневевековья | 1 | Урок путешествие | Беседа об образе готических городов средневековой Европы: величие и устремлённость вверх готического храма, готические витражи и впечатление от них, портал храма, ратуша, центральная площадь. Создавать коллективное панно. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. Умение рационально организовывать рабочее место. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Индивидуальный конт роль | 27.02 | | Индивиду-альныесообще-ния по теме | |
25 | Европейские города Средневековья (окончание темы) | 1 | Урок закрепления новых знаний | Беседа о средневековых готических костюмах, их вертикальных линиях, удлиненных пропорциях, о единстве форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. | Знание сословий разделения людей, средневековых готических костюмов (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Иметь представление о традиционной европейской одежде средневековья. Развитие навыков изображения человека. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Демонстра ция работ | 06.03 | | Знать понятия «готика» «витраж» сообще-ния по теме | |
26 | Многообразие художественных культур в мире Обобщение темы | 1 | Урок обобщения | Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти. | Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Отчет ная выставка творческих работ | 13.03 | | Рассказ о художественном музее | |
| Искусство объединяет народы (8 часов) | | | | | | | | |
27 | Материнство | 1 | Урок введение новых знаний | Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту материнства.Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя. | Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. Развивать навыки композиционного изображения. | Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Умение давать оценку своей работе по заданным критериям. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Индивидуальный конт роль | 20.03 | | Подоб-ратьпослови-ци о маме. Найти рисунок по теме | |
28 | Материнство (окончание темы) | 1 | Урок закрепление новых знаний | Демонстра циягото вых работ | 03.04 | | Присмот-рется к лицам пожилых людей | |
29 | Мудрость старости | 1 | Урок введения новых знаний | Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека | Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства. | Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Индивидуальный конт роль | 10.04 | | Сочинить синквейн на тему «Опти-мизм» | |
30 | Сопереживание | 1 | Урок введения новых знаний | Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | Знание, художников и полотен, раскрывающих тему сопереживания. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом | Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Индивидуальный конт роль | 17.04 | | Расска зать о литературном герое вызываю-щемсочувст-вие | |
31 | Герои-защитники | 1 | Урок введения новых знаний | Беседовать о героях-за-щитниках. Анализировать памятники героям-защитникам.Приобретать собственный опыт в создании героического образа. Выполнение памятника героям войны в графике. | Знание памятников героям Отечества. Умение выполнить памятник в графике. | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Демонстра циягото вых работ | 24.04 | | Принести портрет героя и подгото-вить о нем рассказ | |
32 | Юность и надежды | 1 | Урок введения новых знаний | Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии. | Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников. Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами владения графическими материалами. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Индивидуальный конт роль | 15.05 | | Расска-зать о своей мечте | |
33 | Искусство объединяет народы Обобщение темы | 1 | Урок обобщения | Обобщить знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов. | Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж, | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Отчет ная выставка творческих работ | 22.05 | | Индиви-дуальныесообще-ния об искусстве народов мира | |
34 | Каждый народ – художник Обобщение темы учебного года | 1 | Урок-игра | Творческие отчёты. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. | Создавать отчёт или сообщение по выбранной теме. | Умение давать оценку своей работе и работам одноклассников по заданным критериям. | Уважительно относиться к другому мнению. Высказыванию. | Индивидуальный конт роль | 29.05 | | Синквейн на тему «Творчес-тво» | |