Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основании программно-методического комплекса:
Обществознание. Рабочая программа: Поурочные разработки: 11 класс: учеб. пособие для образоват. Организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.]. – М.: «Просвещение», 2020. С. 9-21.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области».
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Ивановаи др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 334 с.
Учебно-методические материалы:
Обществознание. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. 11 класс. М.: Просвещение. 2018.
Демоверсия-2022. Обществознание. ЕГЭ. 11 класс.
Алексеев Д.Ю. Краткий справочник по обществознанию. ООО Издательство «Питер», 2016. – 100 с.
Баранов П.А. ЕГЭ-2021. Обществознание. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. М.: 2018. – 103 с.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: 2021 - 542 с.
Медиаресурсы:
- Презентации по темам курса «Обществознание» (ИКТ)
Федеральные информационно-образовательные порталы
Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Обществознание: https://soc-еge.sdamgia.ru/
Федеральный портал «Российское образование»: http: // www. edu. ru.Российский общеобразовательный портал: http: // www. school. edu. ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»: http: // www. ict. edu. ru
Министерство образования и науки РФ: http: // mon. gov. Ru
Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http: // school-collection. edu. ru. / Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http: // www. km. Ru
Средства массовой информации образовательной направленности
Учительская газета: http://www.ug.ru/
Газета «Первое сентября»: http://ps.1september.ru/
Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО: http://rizon.pro/support/?yclid=5281512085483166262
Журнал «Вестник образования России»: http://vestniknews.ru/
Развивающая система обучения Л. Занкова: http://fb.ru/article/222705/leonid-vladimirovich-zankov-sistema-razvivayuschego-obucheniya
Газета «Здоровье детей»: http://window.edu.ru/resource/595/32595
Журнал: «Право и образование»: http://naukaplus.ru/?yclid=5281592880335688578
Журнал: «Наука и образование»: http://no.ysn.ru/index.php?lang=ru
Издательства учебной литературы:
Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru/
Издательская фирма «Сентябрь»: http://www.september.ru/
Образовательные каталоги:
http://edu-top.ru/katalog/?cat=1
На изучение обществознания в 11 классе отводится 68 часов, 2 учебных часа в неделю.
Распределение часов по разделам программы. Программа курса «Обществознание в 11-м классе» рассчитана на 105 часов. Но на изучение обществознания в 11-м классе на базовом уровне в школе отводится 68 ч. Поэтому программа скорректирована следующим образом. На изучение раздела «Экономическая жизнь общества» отводится 26 ч, вместо 32 ч; на раздел «Социальная сфера» 18 ч, вместо 20 ч, на раздел «Политическая жизнь общества» 24 ч, вместо 28 ч. Не считая дополнительных 28 часов в расширенной программе.
Раздел курса | Количество часов |
Экономическая жизнь общества | 26 |
Социальная сфера | 18 |
Политическая жизнь общества | 24 |
Итого | 68 |
Изучение обществознания в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической, правовой и экономической культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об обществе, его сферах, о различных видах деятельности людей, моральном и правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способовпознавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
совершенствование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Планируемые результаты освоения программы по обществознанию в 11-м классе.
Личностными результатами выпускников старшей школы при изучении курса обществознания являются:
осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;
мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требованиях права, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мир.
Метапредметные результаты изучения обществознания в старшей школе проявляются в:
умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;
умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности, члена общественного объединения) и т. п.;
способности анализировать с опорой на полученные знания об общественных отношениях конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
ключевых навыках работы с информацией, её поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определенного профиля;
ключевых компетентностях, сформированные в курсе и имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками социальной информации.
Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются:
понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития, умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления окружающей социальной действительности;
опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);
умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать ее, соотносить со знаниями,полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и, в ближайшем будущем, активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;
умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.
Изучение курса призвано помочь выпускникам школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Изучение предмета «Обществознание» завершается промежуточной аттестацией, которая проводится в соответствии с календарным учебным графиком.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11-м КЛАССЕ (68 часов).
№ урока | Дата по КТП | Дата фактического проведения урока | Тема урока | Примечание |
| | | Тема I. Экономическая жизнь общества (26 ч) | |
| | | Уроки 1-2. Роль экономики в жизни общества (2 ч) | |
1 | | 2.09 | Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. | |
2 | | 7.09 | Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. | |
| | | Уроки 3-4. Экономика: наука и хозяйство (2 ч) | |
3 | | 9.09 | Что изучает экономическая наука. | |
4 | | 14.09 | Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. | |
| | | Уроки 5-6. Экономический рост и развитие (2 ч) | |
5 | | | Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы и темпы экономического роста. | |
6 | | | Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики. | |
| | | Уроки 7-8. Рыночные отношения в экономике (2 ч) | |
7 | | | Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Как действует «невидимая рука» рынка. Законы спроса и предложения. | |
8 | | | Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система. | |
| | | Уроки 9-10. Фирма в экономике (2 ч) | |
9 | | | Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. | |
10 | | | Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | |
| | | Уроки 11-12. Финансовый рынок (2 ч) | |
11 | | | Функции финансового рынка. Финансовые институты. Защита прав потребителей финансовых услуг. | |
12 | | | Фондовый рынок, его инструменты и участники. Основные источники финансирования бизнеса. | |
| | | Уроки 13-14. Слагаемые успеха в бизнесе (2 ч) | |
13 | | | Источники финансирования бизнеса. | |
14 | | | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | |
| | | Уроки 15-16. Экономика и государство (2 ч) | |
15 | | | Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент регулирования экономики выбрать. | |
16 | | | Налоговая система РФ. Нужна ли рынку помощь государства? Тенденции экономического развития России. | |
| | | Уроки 17-18. Финансовая политика государства (2 ч) | |
17 | | | Типы финансовой политики. Основы денежно-кредитной политики государства. Влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику. | |
18 | | | Бюджетная политика. Инфляция: виды, причины и последствия. | |
| | | Уроки 19-20. Занятость и безработица (2 ч) | |
19 | | | Рынок труда. Причины и виды безработицы. | |
20 | | | Государственная политика в области занятости. | |
| | | Уроки 21-22. Мировая экономика (2 ч) | |
21 | | | Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. | |
22 | | | Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического развития. | |
| | | Уроки 23-24. Экономическая культура (2 ч) | |
23 | | | Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. | |
24 | | | Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности. | |
25 | | | Урок представления результатов проектной деятельности по теме I «Экономическая жизнь общества». | |
26 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме I «Экономическая жизнь общества». | |
| | | Тема II. Социальная сфера (18 ч) | |
| | | Уроки 27-28. Социальная структура общества (2 ч) | |
27 | | | Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. | |
28 | | | Социальная мобильность. Социальные интересы. | |
| | | Уроки 29-30. Социальные нормы и отклоняющееся поведение (2 ч) | |
29 | | | Социальные нормы. Социальный контроль. | |
30 | | | Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность. | |
| | | Уроки 31-33. Нации и межнациональные отношения (3 ч) | |
31 | | | Что объединяет людей в нацию. Россия — многонациональное общество и единый народ. | |
32 | | | Межнациональные конфликты и пути их преодоления. | |
33 | | | Пути межнационального сближения. Национальная политика в России. | |
| | | Уроки 34-35. Семья и брак (2 ч) | |
34 | | | Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. | |
35 | | | Бытовые отношения. Дом, в котором мы живём. | |
| | | Уроки 36-37. Гендер — социальный пол (2 ч) | |
36 | | | Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. | |
37 | | | Гендерные отношения в современном обществе. | |
| | | Уроки 38-39. Молодёжь в современном обществе (2 ч) | |
38 | | | Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. | |
39 | | | Молодёжная субкультура. | |
| | | Уроки 40-42. Демографическая ситуация в современной России (3 ч) | |
40 | | | Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. | |
41 | | | Рождаемость и смертность. | |
42 | | | Миграция. | |
43 | | | Урок представления результатов проектной деятельности по теме II «Социальная сфера». | |
44 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме II «Социальная сфера». | |
| | | Тема III. Политическая жизнь общества (24 ч) | |
| | | Уроки 45-46. Политика и власть (2 ч) | |
45 | | | Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. | |
46 | | | Политические отношения. Политическая власть. | |
| | | Уроки 47-48. Политическая система (2 ч) | |
47 | | | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. | |
48 | | | Демократические перемены в России. | |
| | | Уроки 49-50. Гражданское общество и правовое государство (2 ч) | |
49 | | | Сущность правового государства. Гражданское общество. | |
50 | | | Местное самоуправление. | |
| | | Уроки 50-51. Демократические выборы (2 ч) | |
51 | | | Избирательные системы. Типы избирательных систем. | |
52 | | | Избирательная кампания. | |
| | | Уроки 52-53. Политические партии и партийные системы (2 ч) | |
53 | | | Понятия политической партии и движения. Классификация общественно-политических движений. | |
54 | | | Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. | |
| | | Уроки 54-55. Политическая элита и политическое лидерство (2 ч) | |
55 | | | Политическая элита. Политическое лидерство. | |
56 | | | Роль политического лидера. Типы лидерства. | |
| | | Уроки 57-59. Политическое сознание (2 ч) | |
57 | | | Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. | |
58 | | | Политическая психология. Средства массовой коммуникации и политическое сознание. | |
59 | | | Контрольный тест на промежуточной аттестации | |
| | | Уроки 60-61. Политическое поведение (2 ч) | |
60 | | | Многообразие форм политического поведения. | |
61 | | | Политический терроризм. Регулирование политического поведения. | |
| | | Уроки 62-64. Политический процесс и культура политического участия (3 ч) | |
62 | | | Сущность и этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России. | |
63 | | | Политическое участие. | |
64 | | | Политическая культура. | |
65 | | | Урок представления результатов проектной деятельности по теме III «Политическая жизнь общества». | |
66 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме III «Политическая жизнь общества». | |
| | | Уроки 67-68. Заключение. Взгляд в будущее (2 ч) | |
67 | | | Взгляд в будущее. | |
68 | | | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. | |