№ п/п | Сроки выполнения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты |
План | Факт |
Введение (3 часа) |
1 | 07.09.16. | | Биология — наука о живых организмах. | Урок усвоения новых знаний | Определять предмет изучения биологии. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека |
2 | 14.09.16. | | Условия жизни организмов. | Комбинированный | Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека. Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере. |
3 | 21.09.16. | | Осенние явления в жизни растений родного края. | Комбинированный | Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края». Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
Раздел 1 Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов) |
4 | 28.09.16. | | Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии | Урок приобретения новых знаний | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере. |
5 | 05.10.16. | | Деление царств на группы. Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений». | Комбинированный | Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных |
6 | 12.10.16. | | Среда обитания. Экологические факторы. | Комбинированный | Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы |
7 | 19.10.16. | | Вода как среда жизни. Лабораторная работа №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». | Комбинированный | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений). |
8 | 26.10.16. | | Наземно-воздушная среда жизни. | Комбинированный | Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги. |
9 | 09.11.16. | | Свет в жизни растений и животных. | Комбинированный | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливать продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям. |
10 | 16.11.16. | | Почва как среда жизни. | Комбинированный | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв |
11 | 23.11.16 | | Организменная среда жизни. | Комбинированный | Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания. Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания. |
12 | 30.11.16. | | Сообщество живых организмов | Урок усвоения новых знаний | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных. |
13 | 07.12.16. | | Роль животных, грибов и бактерий. | Комбинированный | Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере |
14 | 14.12.16. | | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | Комбинированный | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества. |
15 | 21.12.16. | | Обобщающий. Контрольная работа №1 по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». | Комбинированный | Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе. |
Раздел 2 Клеточное строение живых организмов (8ч) |
16 | 11.01.16. | | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | Комбинированный | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории |
17 | 18.01.17. | | Устройство увеличительных приборов. | Комбинированный | Называть части лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении |
18 | 25.01.17. | | Состав и строение клеток. | Комбинированный | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма. Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
19 | 01.02.17. | | Строение бактериальной клетки. | Комбинированный | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека |
20 | 08.02.17 | | Строение растительной, животной и грибной клеток. | Урок приобретения новых знаний | Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы |
21 | 15.02.17. | | Строение клетки. | Урок приобретения новых знаний | Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
22 | 22.02.17. | | Образование новых клеток. | Урок приобретения новых знаний | Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма |
23 | 01.03.17. | | Одноклеточные растения, животные и грибы. | Комбинированный | Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Применять практические умения в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
Раздел 3 Ткани живых организмов (9 часов) |
24 | 15.03.17. | | Покровные ткани растений и животных. | Комбинированный Урок контроля и проверки знаний Проверочная работа | Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных |
25 | 22.03.17. | | Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа №3. Строение растительной клетки | | Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
26 | 05.04.17. | | Механические и проводящие ткани растений. | Комбинированный | Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями |
27 | 12.04.17. | | Основные и образовательные ткани растений. | Комбинированный | Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
28 | 19.04.17. | | Соединительные ткани животных. Лабораторная работа №4. Строение соединительных тканей животных | Урок приобретения новых знаний | Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. Проводить лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
29 | 26.04.17. | | Мышечная и нервная ткани животных. | Комбинированный | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
30 | 03.05.17 | | Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа №5 «Строение мышечных и нервной тканей животных». | Комбинированный |
31 | 10.05.17. | | Контрольная работа №2 по теме «Ткани живых организмов» | Урок контроля и проверки знаний | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями |
32 | 17.05.17. | | Экскурсия.Весенние явления в жизни растений родного края. | Комбинированный | Оформлять результаты наблюдений. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе |
33 | 24.05.17. | | Повторение и обобщение | Комбинированный | Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ. |
34 | | | Итоговый урок | Урок обобщения и систематизации знаний | |