Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса физической культуры для 2 класса соответствует:
- Федеральному государственному общеобразовательному стандарту начального общего образования;
- учебному плану МБОУ СОШ №2 им. Героя России М.А. Мясникова на 2017-2018 уч. год;
и составлена на основе:
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010);
Программа рассчитана на базовый уровень преподавания предмета.
Программа обеспечивается УМК:
- Государственная программа доктора педагогических наук В.И. Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2010 г.
- Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И. Лях – М. «Просвещение», 2010.
- Ура, физкультура! 2-4 классы, под ред. Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев - М. «Просвещение», 2010.
Программа рассчитана на 102 часов в год. (3 часа в неделю).
Программой предусмотрена сдача контрольных нормативов на уровень подготовленности учащихся в начале учебного года и в конце.
Контрольное упражнение | мальчики | мальчики | мальчики | девочки | девочки | девочки |
оценка "5" | оценка "4" | оценка "3" | оценка "5" | оценка "4" | оценка "3" |
Челночный бег 3*10м | 9,1 | 10,0 | 10,4 | 9,7 | 10,7 | 11,2 |
Бег 30 метров | 5,4 | 7,0 | 7,2 | 5,6 | 7,2 | 7,4 |
Бег 1000 метров | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени |
Прыжок в длину с места | 150 | 125 | 110 | 140 | 120 | 105 |
Подтягивание на перекладине | 4 | 2 | 1 | - | - | - |
Приседания за 1 минуту | 40 | 38 | 36 | 38 | 36 | 34 |
Прыжки на скакалке, за 1 минуту | 70 | 60 | 50 | 80 | 70 | 60 |
Часы школьного компонента распределены следующим образом:
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1. | Базовая часть | 78 |
1.1. | Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков |
1.2. | Подвижные игры | 18 |
1.3. | Гимнастика с элементами акробатики | 18 |
1.4. | Лёгкая атлетика | 21 |
1.5. | Лыжная подготовка | 21 |
2. | Вариативная часть | 24 |
2.1. | Подвижные игры с элементами баскетбола | 24 |
| Итого | 102 |
2. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом». Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях. Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов. Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы. Метание малого мяча на дальность из-за головы. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход. Спуски в основной стойке. Подъем «лесенкой». Торможение «плугом».
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами». На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка». На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах). На материале раздела «Спортивные игры»: Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой». Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне». Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок». Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету «Физическая культура» 2 класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Дата проведения | Примечания |
план | факт |
Легкая атлетика (11 ч) |
1 | Требования к учащимся на уроках ф/ культуры. Правила ТБ. | Изучение нового материала | | | |
2 | Ходьба и бег. | Совершенствование | | | |
3 | Ходьба по разметке. Ходьба с преодолением препятствий. | Совершенствование | | | |
4 | Урок-соревнование. Бег с ускорением 30 м. | Совершенствование | | | |
5 | Игра «Пятнашки». ОРУ на месте. | Совершенствование | | | |
6 | Прыжки. Прыжки с места. | Изучение нового материала | | | |
7 | Урок- игра. Прыжки с поворотом на 180. | Комплексный | | | |
8 | Прыжок в высоты до 40 м. ОРУ в парах. | Совершенствование | | | |
9 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. | Совершенствование | | | |
10 | Урок-соревнование. Метание. | Совершенствование | | | |
11 | Метание набивного мяча. Подвижная игра «Защита крепости» | Совершенствование | | | |
Гимнастика (18 ч) |
12 | Акробатика. Строевые упражнения. Инструктаж по ТБ, | Изучение нового материала | | | |
13 | Размыкание и смыкание приставными шагами. ОРУ. | Изучение нового материала | | | |
14 | Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2. Кувырки. | Комплексный | | | |
15 | Урок-игра. Кувырок, стойка на лопатках. Кувырок в сторону. | Совершенствование | | | |
16 | Кувырок. Стойка на лопатках. Перекаты. | Комплексный | | | |
17 | Висы. Строевые упражнения. | Комплексный | | | |
18 | Передвижения по указанным ориентирам. Выполнение команд. | Изучение нового материала | | | |
19 | Урок-игра. Выполнение команд. Игра «Змейка» | Изучение нового материала | | | |
20 | ОРУ с предметами. Висы. | Изучение нового материала | | | |
21 | Урок-соревнование. Строевые упражнения. Вис лежа и стоя. | Комплексный | | | |
22 | Строевые упражнения. Висы в различных положениях. | Комплексный | | | |
23 | Опорный прыжок, лазание. | Изучение нового материала | | | |
24 | Урок-игра. Опорный прыжок, лазание. | Совершенствование | | | |
25 | ОРУ в движение. Игра «Кто приходил?» | Совершенствование | | | |
26 | Лазание по гимнастической стенке. | Комплексный | | | |
27 | Перелезание через коня, бревно. Игра «Иголочка и ниточка» | Совершенствование | | | |
28 | Урок-соревнование. Опорный прыжок. Перешагивания. | Изучение нового материала | | | |
29 | Стойки на бревне. ОРУ на месте с предметами. | Совершенствование | | | |
Подвижные игры (15 ч) |
30 | Подвижные игры. Игра «Два Мороза» | Изучение нового материала | | | |
31 | Урок-игра. Подвижные игры. Игра «К своим флажкам» | Изучение нового материала | | | |
32 | ОРУ. Эстафеты. | Совершенствование | | | |
33 | ОРУ в движение. Игра «Пятнашки» | Совершенствование | | | |
34 | Урок-игра. Игра «Посади картошку» Эстафеты. | Совершенствование | | | |
35 | Подвижные игры. | Совершенствование | | | |
36 | ОРУ. Эстафеты. | Совершенствование | | | |
37 | Урок-игра. Игра «Попади в мяч»,«Веревочка под ногами». | Совершенствование | | | |
38 | ОРУ в движении. Игра «Прыгающие воробушки». | Комплексный | | | |
39 | ОРУ в движение. Игра «Зайцы в огороде». | Совершенствование | | | |
40 | Урок-игра. Подвижные игры. | Комплексный | | | |
41 | ОРУ в парах. Эстафеты. | Комплексный | | | |
42 | Подвижные игры. | Комплексный | | | |
43 | ОРУ на месте. Игра «Лисы и куры». | Совершенствование | | | |
44 | Урок-игра. ОРУ с предметами. Игра «Точный расчет». | Совершенствование | | | |
Лыжная подготовка (14 ч) |
45 | Ознакомление с техникой передвижения на лыжах. Инструктаж по ТБ. | Изучение нового материала | | | |
46 | Техника передвижения на лыжах. | Совершенствование | | | |
47 | Техника скользящего шага. | Изучение нового материала | | | |
48 | Урок-соревнование. Совершенствование техники скользящего шага. | Совершенствование | | | |
49 | Отработка техники скользящего шага. | Совершенствование | | | |
50 | Скользящий шаг без палок. | Комплексный | | | |
51 | Урок-соревнование. Формирование навыков ходьбы на лыжах. | Совершенствование | | | |
52 | Подъем и спуск со склона. | Изучение нового материала | | | |
53 | Отработка подъема и спуска со склона. | Комплексный | | | |
54 | Закрепление техники передвижения на лыжах. | Совершенствование | | | |
55 | Урок-соревнование. Лыжный кросс. | Совершенствование | | | |
56 | Закрепление техники передвижения на лыжах. | Совершенствование | | | |
57 | Совершенствование техники передвижения на лыжах. | Комплексный | | | |
58 | Контроль прохождения дистанции на лыжах. | Комплексный | | | |
Подвижные игры на основе баскетбола (24 ч) + Подвижные игры (3 ч) |
59 | Подвижные игры. Вода и питьевой режим. | Изучение нового материала | | | |
60 | Урок-игра. Игры: «Вышибалы», «Кто быстрее» | Совершенствование | | | |
61 | Подвижные игры. Режим дня и личная гигиена. | Совершенствование | | | |
62 | Подвижные игры на основе баскетбола. | Комплексный | | | |
63 | Урок-соревнование. Подвижные игры на основе баскетбола. | Комплексный | | | |
64 | ОРУ. Игра «Попади в цель» | Комплексный | | | |
65 | Ловля и передача мяча в движение. | Комплексный | | | |
66 | Ведение на месте. Броски в цель. | Комплексный | | | |
67 | ОРУ. Игра «Попади в цель». | Совершенствование | | | |
68 | Урок-соревнование. Подвижные игры. | Совершенствование | | | |
69 | ОРУ на месте. Игра «Передал садись». | Комплексный | | | |
70 | Ведение мяча с преодолением препятствий. | Изучение нового материала | | | |
71 | Урок-соревнование. Броски в цель. | Комплексный | | | |
72 | Подвижные игры на основание баскетбола. История спортивных игр. | Изучение нового материала | | | |
73 | Броски в цель. (Кольцо, щит) | Комплексный | | | |
74 | Урок-игра. ОРУ в парах. Игра «Мяч соседу», «Гонка мячей по кругу». | Комплексный | | | |
75 | ОРУ. Передача мяча в колоннах. Эстафеты. | Совершенствование | | | |
76 | ОРУ. Передача мяча в колоннах. Эстафеты. | Совершенствование | | | |
77 | Урок-соревнование. Эстафеты с мячами. | Совершенствование | | | |
78 | Ведение мяча на месте правой и левой рукой. Броски. | Комплексный | | | |
79 | Ловля и передача мяча в движение. | Комплексный | | | |
80 | Урок-игра. ОРУ. Игра «Мяч в корзину» | Комплексный | | | |
81 | Игра по упрощенным правилам мини-баскетбол. | Комплексный | | | |
82 | Игра в мини-баскетбол. | Комплексный | | | |
83 | Ловля и передача мяча в движение. | Совершенствование | | | |
84 | Урок-соревнование. Броски в цель. | Совершенствование | | | |
85 | Спортивный марафон. | Комплексный | | | |
Кроссовая подготовка (7 ч) |
86 | Бег по пересеченной местности. Инструктаж по ТБ. | Комплексный | | | |
87 | Урок-соревнование. Бег по пересеченной местности. | Совершенствование | | | |
88 | Равномерный бег 3 мин. | Комплексный | | | |
89 | Равномерный без 4 мин. | Комплексный | | | |
90 | Преодоление малых препятствий. ОРУ. | Комплексный | | | |
91 | Урок-соревнование. Бег по пересеченной местности. | Комплексный | | | |
92 | Бег по пересеченной местности. | Комплексный | | | |
Легкая атлетика (10 ч) |
93 | Разновидности ходьбы. | Комбинированный | | | |
94 | Разновидности бега. | Комбинированный | | | |
95 | Урок-соревнование. Бег с ускорением 30 м. | Комбинированный | | | |
96 | Челночный бег. | Комплексный | | | |
97 | Прыжки. | Комплексный | | | |
98 | Разновидности прыжков. | Комплексный | | | |
99 | Урок-соревнование. Прыжок в длину с места. | Совершенствование | | | |
100 | Прыжок в длину с места на результат. | Контрольный | | | |
101 | Метание малого мяча в цель. | Комплексный | | | |
102 | Метание. Режим дня. Безопасные подвижные игры на улице. | Комплексный | | | |