Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса физической культуры для 1 класса соответствует:
- Федеральному государственному общеобразовательному стандарту начального общего образования;
- учебному плану МБОУ СОШ №2 им. Героя России М.А. Мясникова на 2017-2018 уч. год;
и составлена на основе:
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010);
Программа рассчитана на базовый уровень преподавания предмета.
Программа обеспечивается УМК:
- Государственная программа доктора педагогических наук В.И. Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2010 г.
- Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И. Лях – М. «Просвещение», 2010.
Программа рассчитана на 102 часов в год. (3 часа в неделю).
Программой предусмотрена сдача контрольных нормативов на уровень подготовленности учащихся в начале учебного года и в конце.
Контрольное упражнение | мальчики | мальчики | мальчики | девочки | девочки | девочки |
оценка "5" | оценка "4" | оценка "3" | оценка "5" | оценка "4" | оценка "3" |
Челночный бег 3*10м | 9,9 | 10,8 | 11,2 | 10,2 | 11,3 | 11,7 |
Бег 30 метров | 6,1 | 6,9 | 7,1 | 6,6 | 7,4 | 7,6 |
Бег 1000 метров | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени | без учёта времени |
Прыжок в длину с места | 140 | 115 | 100 | 130 | 110 | 90 |
Подтягивание из виса лежа на перекладине | 12 | 6 | 4 | 10 | 5 | 3 |
Часы школьного компонента распределены следующим образом:
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1. | Базовая часть | 77 |
1.1. | Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков |
1.2. | Подвижные игры | 20 |
1.3. | Гимнастика с элементами акробатики | 17 |
1.4. | Лёгкая атлетика | 21 |
1.5. | Лыжная подготовка | 19 |
2. | Вариативная часть | 22 |
2.1. | Подвижные игры с элементами баскетбола | 22 |
| Итого | 99 |
2. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге. Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком. Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук. Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди. Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Лыжные гонки
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами. Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Повороты переступанием на месте. Спуски в основной стойке. Подъемы ступающим и скользящим шагом. Торможение падением.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест». На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний». На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире». На материале раздела «Спортивные игры»: Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача». Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки». Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету «Физическая культура» 1 класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Дата проведения | Примечания |
план | факт |
Легкая атлетика (14 ч) |
1 | Требования к учащимся на уроках ф/ культуры. Правила ТБ. | Изучение нового материала | | | |
2 | ОРУ. Ходьба. Обычный бег. Бег с ускорением 30 м. Беседа о значении занятий физическими упражнениями. | Изучение нового материала | | | |
3 | Урок-игра. Подготовка к бегу на длинные дистанции. Игры: «Кто быстрее», «Пятнашки» | Совершенствование | | | |
4 | Бег 500 м. ОРУ без предметов. | Совершенствование | | | |
5 | Обучение технике прыжка в длину с места. Подвижные игры. | Изучение нового материала | | | |
6 | Закрепление техники прыжка с места. Эстафеты | Совершенствование | | | |
7 | Урок-соревнование. Совершенствование техники прыжка с места. | Комплексный | | | |
8 | Учет техники прыжка с места. Эстафеты. | Совершенствование | | | |
9 | Бег 1000 метров. | Совершенствование | | | |
10 | Урок-соревнование. Обучение техники метания мяча на дальность. | Изучение нового материала | | | |
11 | Закрепление техники метания мяча на дальность. Игры «Метко в цель», «Кто дальше бросит». | Совершенствование | | | |
12 | Обучение технике бега. Игра «Прыгающие воробушки». | Изучение нового материала | | | |
13 | Урок-соревнование. Закрепление техники бега. Бег 30 м. Эстафеты. | Совершенствование | | | |
14 | Учет бега на выносливость. Подвижные игры. | Комплексный | | | |
Гимнастика (17 ч) |
15 | Техника безопасности на уроках гимнастики. Роль акробатических упражнений для физического развития. | Изучение нового материала | | | |
16 | Урок-игра. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. | Комплексный | | | |
17 | Кувырок вперед из упора присев. Стойка на лопатках с поддержкой. | Комплексный | | | |
18 | Обучение технике кувырка в сторону, вперёд. | Изучение нового материала | | | |
19 | Урок-соревнование. Теория выполняем физкультминутки. | Изучение нового материала | | | |
20 | Лазание по гимнастической стенке. Эстафеты | Изучение нового материала | | | |
21 | Стойка на лопатках с помощью страховки. | Изучение нового материала | | | |
22 | ОРУ с гимнастической палкой под музыку. Лазание по наклонной скамейке | Комплексный | | | |
23 | Урок-игра. «Мост» со страховкой. Кувырок вперед, назад. | Изучение нового материала | | | |
24 | ОРУ с гимнастической палкой. Упражнение в равновесии. | Совершенствование | | | |
25 | Перелазание через препятствия. «Мост» со страховкой. | Совершенствование | | | |
26 | ОРУ с гимнастической палкой. Эстафеты по наклонной скамейке. | Комплексный | | | |
27 | Урок-соревнование. ОРУ со скакалкой. «Мост», оценить кувырок назад. Подтягивание в висе. | Совершенствование | | | |
28 | ОРУ со скакалкой. Упражнения в висе на гимнастической стенке. | Изучение нового материала | | | |
29 | ОРУ со скакалкой. Упражнения для укрепления мышц живота и плечевого пояса | Совершенствование | | | |
30 | Урок-игра. Ритмическая гимнастика для развития координации и гибкости. | Изучение нового материала | | | |
31 | Ритмическая гимнастика для развития координации и гибкости. Закрепление. | Совершенствование | | | |
Лыжная подготовка (17 ч) |
32 | ТБ на уроках лыжной подготовки. Передвижение ступающим шагом. | Изучение нового материала | | | |
33 | Урок-соревнование. Обучение технике ступающего и скользящего шага без палок и с палками. | Совершенствование | | | |
34 | Обучение технике повороты переступанием. Подвижная игра «Снежки». | Изучение нового материала | | | |
35 | Обучение технике подъема и спуска под уклон. | Изучение нового материала | | | |
36 | Обучение технике передвижение ступающим шагом, длительное скольжение на одной лыж. | Изучение нового материала | | | |
37 | Урок-игра. Передвижение под пологий уклон скользящим шагом без палок. | Совершенствование | | | |
38 | Передвижение скользящим шагом без палок-30 м. | Комплексный | | | |
39 | Передвижение скользящим шагом с палками до 500 м в умеренном темпе. Закаливание. | Совершенствование | | | |
40 | Спуск в основной стойке. Прохождение дистанции 1 км скользящим шагом с палками. | Комплексный | | | |
41 | Урок-соревнование. Передвижение ступающим шагом в шеренге. | Комплексный | | | |
42 | Ступающий шаг. Передвижение ступающим шагом 30 м и скользящим шагом без палок. | Комплексный | | | |
43 | Передвижение по кругу, чередуя ступающий и скользящий шаг без палок. | Совершенствование | | | |
44 | Передвижение ступающим шагом с широкими размахиваниями руками. | Совершенствование | | | |
45 | Урок-соревнование. Передвижение скользящим шагом без палок - 30 м. | Изучение нового материала | | | |
46 | Скользящий шаг с палками на отрезке до 100 м Спуски и подъемы, прохождение дистанции 1 км скользящим шагом с палками. | Совершенствование | | | |
47 | Ознакомление с попеременным двухшажным ходом. | Изучение нового материала | | | |
48 | Урок-игра. Передвижение скользящим шагом дистанции 1 км на время. | Совершенствование | | | |
Подвижные игры (23 ч) |
49 | Техника безопасности на уроках подвижных игр. | Совершенствование | | | |
50 | Закрепление техники игры. | Комплексный | | | |
51 | Урок-игра. Совершенствование техники игры. | Совершенствование | | | |
52 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу. Эстафеты. | Изучение нового материала | | | |
53 | Броски снизу в кольцо двумя руками снизу | Комплексный | | | |
54 | Совершенствование бросков снизу в кольцо двумя руками снизу | Совершенствование | | | |
55 | Урок-соревнование. Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу. Эстафеты с мячом | Совершенствование | | | |
56 | Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу. | Совершенствование | | | |
57 | Обучение технике выполнения упражнений с мячом в баскетболе. | Изучение нового материала | | | |
58 | Урок-игра. Техника безопасности во время занятий играми. | Изучение нового материала | | | |
59 | Ведение мяча с изменением направления. | Изучение нового материала | | | |
60 | Ведение мяча с изменением направления. | Совершенствование | | | |
61 | Урок-соревнование. Ловля и передача мяча на месте и в движении. | Совершенствование | | | |
62 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках, по кругу. | Комплексный | | | |
63 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Учебная игра в «мини- баскетбол». | Комплексный | | | |
64 | Урок-игра. Верхняя и нижняя передачи мяча над собой. | Комплексный | | | |
65 | Верхняя и нижняя передачи мяча в парах. | Комплексный | | | |
66 | Нижняя прямая подача мяча в кругу. | Комплексный | | | |
67 | Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу. | Совершенствование | | | |
68 | Урок-игра. Учебная игра в «Пионербол». | Совершенствование | | | |
69 | Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу. | Комплексный | | | |
70 | Учебная игра в «Пионербол». | Комплексный | | | |
71 | Урок-игра. Учебная игра в «Пионербол». Закрепление. | Комплексный | | | |
Кроссовая подготовка (10 ч) |
72 | Равномерный бег 3 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | Изучение нового материала | | | |
73 | Урок соревнование. Равномерный бег 3 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | Комплексный | | | |
74 | Равномерный бег 4 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | Комплексный | | | |
75 | Равномерный бег 4 минуты. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Закрепление. | Совершенствование | | | |
76 | Урок-соревнование. Равномерный бег 6 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | Совершенствование | | | |
77 | Равномерный бег 6 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м. Закрепление. | Совершенствование | | | |
78 | Равномерный бег 7 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 60 м, ходьба 100 м). | Комплексный | | | |
79 | Урок-соревнование. Равномерный бег 7 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 60 м, ходьба 100 м). | Комплексный | | | |
80 | Равномерный бег 8 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). | Комплексный | | | |
81 | Равномерный бег 8 минут. Чередование ходьбы, бега (бег 50 м, ходьба 100 м). Закрепление. | Комплексный | | | |
Легкая атлетика (18 ч) |
82 | Урок-соревнование. ОРУ в движении. Ходьба и бег. Прыжки через скакалку. | Комплексный | | | |
83 | Различные виды ходьбы. Бег с изменением направления, ритма, темпа. Бег 30м | Совершенствование | | | |
84 | ОРУ Прыжки в длину с места. Эстафеты. | Совершенствование | | | |
85 | Урок-игра. ОРУ Прыжки в длину с разбега, с отталкиваем одной ногой и приземлением на 2 ноги. | Комплексный | | | |
86 | Метание малого мяча в цель с 3-4м. Эстафеты. | Комплексный | | | |
87 | Метание мяча на дальность. Игры. | Совершенствование | | | |
88 | Урок-игра. ОРУ в движении. Бег 30 м. Подвижные игры. | Комплексный | | | |
89 | ОРУ Бег по пересечённой местности. | Комплексный | | | |
90 | Развитие физических качеств. | Комплексный | | | |
91 | ОРУ в движении Медленный бег до 5 мин. Эстафеты. | Комплексный | | | |
92 | Урок-игра. Бег 1000 м без учета времени. Игры «К своим флажкам», «Кто дальше бросит». | Комплексный | | | |
93 | Подвижные игры. Соревнования. | Комбинированный | | | |
94 | ОРУ. Ходьба. Обычный бег. Бег с ускорением (30м) | Комбинированный | | | |
95 | Урок-игра. Подготовка к бегу на длинные дистанции. Игры: «Кто быстрее», «Пятнашки» | Комбинированный | | | |
96 | Бег 500м ОРУ без предметов. | Комплексный | | | |
97 | Обучение технике прыжка в длину с места. Подвижные игры. | Комплексный | | | |
98 | Урок-соревнование. Закрепление техники прыжка с места. Эстафеты | Комплексный | | | |
99 | Совершенствование техники прыжка с места. | Совершенствование | | | |