1 | Введение. Литература и история. | 1 | Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | Выявление уровня литературного развития учащихся | | |
Устное народное творчество (2 ч.) |
2 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. | 1 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. | Уметь определять особенности содержания и художественной формы лирических песен. | | |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. | 1 | «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | Уметь сопоставить предания с историческими песнями, раскрыть особенности содержания преданий. | | |
Из древнерусской литературы (2 ч.) |
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | 1 | «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | Развить понятия о древнерусской литературе, расширить представления об особенностях житийного жанра. | | |
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | 1 | Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | Уметь анализировать текст. Выразительное чтение, описание иллюстраций. | | |
Из русской литературы 18 века (5 ч. + 1 ч. р/р) |
6 | Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. | 1 | Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | Уметь анализировать текст, давать речевые характеристики героям. | | |
7 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | 1 | Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). | Уметь связно излагать мысли, доказывать своё мнение. | | |
8 | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века». | 1 | Фольклор, басни, комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Обучение сочинению, развитие устной и письменной речи учащихся. | | |
9 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. | 1 | Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. | Расширить знания учащихся о баснописце, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения. | | |
10 | И. А. Крылов — поэт и мудрец. | 1 | Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Басни И.А. Крылова. | Уметь анализировать текст, выразительное чтение. | | |
11 | К.Ф. Рылеев, Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. | 1 | Дума Рылеева и народные предания «О покорении Сибири Ермаком». Понятие о жанре думы. | Знать понятие «жанр думы», анализ лирических произведений. | | |
А.С. Пушкин (8 ч. + 1 р/р) |
12 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. | 1 | Биография А.С. Пушкина. Творческая история написания повести «Капитанская дочка». | Расширить представления учеников о личности Пушкина. | | |
13 | Пушкин и история. | 1 | Отношение к истории и исторической теме. | Знать как раскрывается историческая тема в творчестве Пушкина. | | |
14 | Пушкин «История Пугачева» (отрывки). История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. | 1 | Образ Пугачева, отношение к нему народа, дворян и автора. | Знать историю Пугачевского восстания, отличать от художественного произведения. | | |
15 | Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 1 | История создания повести. Герои повести. | Знать содержание повести, владеть различными видами пересказа. | | |
16 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 1 | Нравственный облик героев. | Знать содержание повести. Нравственную проблематику повести, уметь самостоятельно делать выводы. | | |
17 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина. | 1 | Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой. | Уметь раскрыть смысл повести, доказать, что Маша – нравственный идеал Пушкина. | | |
18 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. | 1 | Нравственный облик Пугачева, народное восстание. | Знать содержание повести. Нравственную проблематику повести, его историческую основу. | | |
19 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению по роману. | 1 | Историческая основа и художественный вымысел повести. Особенности композиции. | Выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитаты, отредактировать написанное. | | |
20 | А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. | 1 | Система образов, персонажей в повести. Образ Петербурга. | Знать содержание произведения. | | |
М.Ю. Лермонтов (3 ч. + 2 р/р) |
21 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова. | 1 | Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. | Знать содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу. | | |
22 | Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | 1 | Историческая тема в поэзии. Образ Мцыри. | Развивать навыки анализа текста, характеристики героя, выявить способы раскрытия образа главного героя. | | |
23 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описания природы в поэме. | 1 | Композиция поэмы. Понятие о жанре романтической поэмы. | Уметь анализировать эпизоды. | | |
24- 25 | Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 2 | Эпизоды поэмы «Мцыри». Образ главного героя. | Уметь делать анализ текста, работать с критической литературой. | | |
Н.В. Гоголь (6 ч. + 1 р/р) |
26 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | 1 | Слово о писателе. Знание текста комедии «Ревизор». | Знать содержание комедии, о драматическом роде литературы. | | |
27 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. История создания комедии. | 1 | История создания комедии. Воспоминания современников о комедии. | Знать историю создания комедии, уметь самостоятельно делать выводы. | | |
28 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе, развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | 1 | Приемы сатирического изображения чиновников. | Знать приемы сатирического изображения чиновников. | | |
29 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 | Текст комедии «Ревизор». | Уметь давать характеристику герою, показать хлестаковщину как нравственное явление. | | |
30 | Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении». | 1 | Эпизоды комедии «Ревизор». | Уметь выбрать жанр, составить план, отредактировать написанное. | | |
31 | Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. | 1 | Особенности изображения «маленького человека». | Знать: содержание текста произведения. Уметь показать духовную силу героя, его противостояние бездушию общества. | | |
32 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 1 | Мечты и реальность в повести. Образ Петербурга. | Уметь анализировать текст, выявлять авторскую позицию, размышления о судьбах и характерах. | | |
М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч. + 1 к/р) |
33 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. | 1 | Биография писателя. Сатирическое изображение градоначальников. | Знать понятия: ирония, сатира, гипербола, гротеск. Уметь составлять характеристики героев. | | |
34 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Эпизоды романа «История одного города». Обучить анализу эпизода. | Уметь выявить средства создания комического, анализировать эпизод и его роль в романе. | | |
35 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | Проверить знания, полученные на предыдущих уроках. | Уметь применять полученные знания. | | |
Н.С. Лесков (1 ч.) |
36 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. | 1 | Сатира на чиновничество. Помочь раскрыть нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | Знать содержание рассказа, нравственную проблематику, владеть разными видами пересказа. | | |
Л.Н. Толстой (3 ч.) |
37 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. | 1 | Биография писателя, социально-нравственная проблематика рассказа. | Знать основные факты жизни и творчества Л. Толстого, содержание рассказа. Уметь выделять смысловые части рассказа, формулировать тему, идею, проблематику. | | |
38 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После Бала». Особенности композиции. | 1 | Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | Знать содержание рассказа, приемы анализа текста. Уметь сопоставлять эпизоды рассказа, выявлять авторскую позицию. | | |
39 | Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество». | 1 | Помочь задуматься учащимся об отношениях детей и взрослых. | Уметь самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. | | |
Поэзия родной природы (1 ч.), А.П. Чехов (1 ч.) |
40 | Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. Н. Майкова | 1 | Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова. | Уметь анализировать лирический текст, видеть роль выразительных средств в раскрытии идеи, строить письменное высказывание. | | |
41 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | Биография писателя. Психологизм рассказа о любви. | Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа. Уметь выделять смысловые части рассказа, анализировать текст. | | |
Из русской литературы 20 века (6 ч. + 1 р/р) |
42 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика. | 1 | Биография писателя. Рассказ «Кавказ» и его нравственные проблемы. Сюжет и фабула рассказа. | Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа. Уметь формулировать тему, идею, проблему, выражать отношение к прочитанному. | | |
43 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | 1 | Нравственный смысл рассказа. Мастерство писателя. | Уметь анализировать художественный текст, формулировать тему, идею рассказа. | | |
44 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | 1 | Изученные произведения. | Уметь анализировать прозаические и поэтические формы. | | |
45 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению. | 1 | Историческая тема в творчестве писателя. | Знать основные факты биографии. Уметь определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику. | | |
46 | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | 1 | Биография писателя. Историческая тема в поэме «Пугачев». | Знать образную природу словесного искусства. Участвовать в диалоге по произведению. | | |
47 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | Уметь составлять сравнительные характеристики героя. | | |
48 | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. | 1 | Воспоминания о путях к творчеству. | Знать содержание рассказа, уметь владеть пересказом. | | |
Писатели улыбаются (2 ч. + 1 к/р) |
49 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. | 1 | «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» | Знать содержание произведений. Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию. | | |
50 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | Сочетание реальности и фантастики в рассказе. | Уметь определять средства создания автором юмора произведения. | | |
51 | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина. | 1 | Изученные произведения. | Знать изученный материал. | | |
А.Т. Твардовский (3 ч.) |
52 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | 1 | Картины фронтовой жизни в поэме. | Знать образную природу словесного искусства, содержание изученного произведения. Уметь определять род и жанр произведения. | | |
53 | Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | 1 | Новаторский характер образа Теркина. Правда о войне в поэме. | Уметь характеризовать особенности сюжета, выявлять авторскую позицию, давать характеристику герою. | | |
54 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме. | 1 | Юмор, фольклорные мотивы в поэме. | Уметь анализировать поэтический текст. | | |
А.П. Платонов (1 ч.) |
55 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | 1 | Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | Уметь выразительно читать произведение, анализировать текст, формулировать тему, идею, проблематику, выражать свою точку зрения. | | |
Стихи и песни о Великой отечественной войне (2 ч. + 1 р/р) |
56 | Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в творчестве советских писателей. | 1 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Знать поэтов военного времени и их творчество, знать стихи наизусть, уметь выразительно читать. | | |
57 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. | 1 | Тема детства в творчестве писателя, жизнь сибирской деревни. | Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. | | |
58 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося). | 1 | Изученные произведения о войне. | Уметь писать сочинение, составлять план сочинения. | | |
Русские поэты о Родине, о родной природе (1 ч.) |
59 | Русские поэты о Родине, род ной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | 1 | Гражданская поэзия русских поэтов и поэтов русского Зарубежья. | Уметь определять род и жанр литературного произведения, строить устные и письменные высказывания. Выразительное чтение стихов. | | |
Из зарубежной литературы (9 ч.) |
60- 61 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. | 2 | «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира, конфликт «живого чувства» и предрассудков. | Знать основные факты биографии автора, содержание трагедии. Уметь воспринимать и анализировать текст. | | |
62 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | 1 | Сонет как форма лирической поэзии. | Уметь выразительно читать и анализировать стихи. | | |
63- 64 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) Сатира на дворянство невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | 2 | Сатира на дворянство невежественных буржуа. | Знать текст комедии, показать мастерство писателя. | | |
65- 66 | Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | 2 | Сатира на государственное устройство общества. | Знать текст, уметь анализировать, выражать свою точку зрения. | | |
67 | В. Скотт Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | 1 | «Айвенго» как исторический роман. | Уметь воспринимать и анализировать текст, выявлять авторскую позицию. | | |
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе Итоги года и задание на лето | 1 | Изученный материал. | Уметь анализировать произведения, знать тексты. | | |