СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса разработано в целях реализации по учебнику общеобразоват. учреждений в 2-х частях (авт.-составитель В.Я. Коровина и др.); под редакцией В.Я. Коровиной. Планирование рассчитано на 68 часов.

 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса»

Календарно-тематическое планирование 8 класс


Название темы урока

Кол-во

часов

Основное содержание

учебного материала

Требования к ЗУН учащихся

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Литература и история.

1

Интерес русских писате­лей к историческому прошлому своего народа.

Выявление уровня литературного развития учащихся



Устное народное творчество (2 ч.)

2

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях.

1

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в на­родных песнях.

Уметь определять особенности содержания и художественной формы лирических песен.



3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и ху­дожественной формы народ­ных преданий.

Уметь сопоставить предания с историческими песнями, раскрыть особенности содержания преданий.



Из древнерусской литературы (2 ч.)

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

1

«Житие Александра Невского» (фрагменты). Защи­та русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содер­жания и формы воинской по­вести и жития.

Развить понятия о древнерусской литературе, расширить представления об особенностях житийного жанра.



5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

1

Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведе­ния. Особенности поэтики бы­товой сатирической повести

Уметь анализировать текст. Выразительное чтение, описание иллюстраций.



Из русской литературы 18 века (5 ч. + 1 ч. р/р)

6


Д.И. Фонвизин «Недо­росль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

1

Д.И. Фонвизин «Недо­росль» (сцены). Речевые характеристики глав­ных героев как средство со­здания комического.

Уметь анализировать текст, давать речевые характеристики героям.



7

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1

Д.И. Фонвизин «Недо­росль» (сцены).

Уметь связно излагать мысли, доказывать своё мнение.



8

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века».

1

Фольклор, басни, комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Обучение сочинению, развитие устной и письменной речи учащихся.



9

И.А. Крылов.

Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен.


1

Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен.

Расширить знания учащихся о баснописце, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.




10


И. А. Крылов — поэт и мудрец.

1


Сатирическое изобра­жение человеческих и обще­ственных пороков.

Басни И.А. Крылова.

Уметь анализировать текст, выразительное чтение.



11

К.Ф. Рылеев, Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

1

Дума Рылеева и народные предания «О покорении Сибири Ермаком». Понятие о жанре думы.

Знать понятие «жанр думы», анализ лирических произведений.



А.С. Пушкин (8 ч. + 1 р/р)

12

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

1

Биография А.С. Пушкина. Творческая история написания повести «Капитанская дочка».

Расширить представления учеников о личности Пушкина.



13

Пушкин и история.

1

Отношение к истории и исторической теме.

Знать как раскрывается историческая тема в творчестве Пушкина.



14

Пушкин «История Пугачева» (отрывки). История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

1

Образ Пугачева, отношение к нему народа, дворян и автора.

Знать историю Пугачевского восстания, отличать от художественного произведения.



15

Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

История создания повести. Герои повести.

Знать содержание повести, владеть различными видами пересказа.



16

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1

Нравственный облик героев.

Знать содержание повести. Нравственную проблематику повести, уметь самостоятельно делать выводы.



17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

1

Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой.

Уметь раскрыть смысл повести, доказать, что Маша – нравственный идеал Пушкина.



18

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

1

Нравственный облик Пугачева, народное восстание.

Знать содержание повести. Нравственную проблематику повести, его историческую основу.



19

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

Подготовка к сочинению по роману.

1

Историческая основа и художественный вымысел повести. Особенности композиции.

Выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитаты, отредактировать написанное.



20

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.

1

Система образов, персонажей в повести. Образ Петербурга.

Знать содержание произведения.



М.Ю. Лермонтов (3 ч. + 2 р/р)

21

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова.

1

Слово о поэте. Историческая тема в творчестве.

Знать содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу.



22

Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1

Историческая тема в поэзии. Образ Мцыри.

Развивать навыки анализа текста, характеристики героя, выявить способы раскрытия образа главного героя.



23

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описания природы в поэме.

1

Композиция поэмы. Понятие о жанре романтической поэмы.

Уметь анализировать эпизоды.



24-

25

Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

2

Эпизоды поэмы «Мцыри». Образ главного героя.

Уметь делать анализ текста, работать с критической литературой.



Н.В. Гоголь (6 ч. + 1 р/р)

26

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

1

Слово о писателе. Знание текста комедии «Ревизор».

Знать содержание комедии, о драматическом роде литературы.



27

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. История создания комедии.

1

История создания комедии. Воспоминания современников о комедии.

Знать историю создания комедии, уметь самостоятельно делать выводы.



28

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе, развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

1

Приемы сатирического изображения чиновников.

Знать приемы сатирического изображения чиновников.



29

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Текст комедии «Ревизор».

Уметь давать характеристику герою, показать хлестаковщину как нравственное явление.



30

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».

1

Эпизоды комедии «Ревизор».

Уметь выбрать жанр, составить план, отредактировать написанное.



31

Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе.

1

Особенности изображения «маленького человека».

Знать: содержание текста произведения. Уметь показать духовную силу героя, его противостояние бездушию общества.



32

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

Мечты и реальность в повести. Образ Петербурга.

Уметь анализировать текст, выявлять авторскую позицию, размышления о судьбах и характерах.



М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч. + 1 к/р)

33

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного го­рода». Обличение строя, осно­ванного на бесправии народа. Образы градоначальников.

1

Биография писателя. Сатирическое изображение градоначальников.

Знать понятия: ирония, сатира, гипербола, гротеск. Уметь составлять характеристики героев.



34

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» Подготовка к домашнему сочинению.

1

Эпизоды романа «История одного города». Обучить анализу эпизода.

Уметь выявить средства создания комического, анализировать эпизод и его роль в романе.



35

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

Проверить знания, полученные на предыдущих уроках.

Уметь применять полученные знания.



Н.С. Лесков (1 ч.)

36

Н. С. Лесков. Слово о писа­теле. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество.

1

Сатира на чиновничество. Помочь раскрыть нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Знать содержание рассказа, нравственную проблематику, владеть разными видами пересказа.



Л.Н. Толстой (3 ч.)

37

Л. Н. Толстой. Слово о пи­сателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

1

Биография писателя, социально-нравственная проблематика рассказа.

Знать основные факты жизни и творчества Л. Толстого, содержание рассказа. Уметь выделять смысловые части рассказа, формулировать тему, идею, проблематику.



38

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После Бала». Особенности композиции.

1

Особенности композиции. Антите­за, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

Знать содержание рассказа, приемы анализа текста. Уметь сопоставлять эпизоды рассказа, выявлять авторскую позицию.



39

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество».

1

Помочь задуматься учащимся об отношениях детей и взрослых.

Уметь самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.



Поэзия родной природы (1 ч.), А.П. Чехов (1 ч.)

40

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. Н. Майкова

1

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

Уметь анализировать лирический текст, видеть роль выразительных средств в раскрытии идеи, строить письменное высказывание.



41

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из три­логии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1

Биография писателя. Психологизм рассказа о любви.

Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа. Уметь выделять смысловые части рассказа, анализировать текст.



Из русской литературы 20 века (6 ч. + 1 р/р)

42

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика.

1

Биография писателя. Рассказ «Кавказ» и его нравственные проблемы. Сюжет и фабула рассказа.

Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа. Уметь формулировать тему, идею, проблему, выражать отношение к прочитанному.



43

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

1

Нравственный смысл рассказа. Мастерство писателя.

Уметь анализировать художественный текст, формулировать тему, идею рассказа.



44

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рас­сказам Н. С. Лескова, Л Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

1

Изученные произведения.

Уметь анализировать прозаические и поэтические формы.



45

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его твор­честве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению.

1

Историческая тема в творчестве писателя.

Знать основные факты биографии. Уметь определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику.



46

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводи­теля восстания. Понятие о драматической поэме.

1

Биография писателя. Историческая тема в поэме «Пугачев».

Знать образную природу словесного искусства. Участвовать в диалоге по произведению.



47

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Образ Пу­гачева в фольклоре, произве­дениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

Уметь составлять сравнительные характеристики героя.



48

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писате­лем» — воспоминание о пути к творчеству.

1

Воспоминания о путях к творчеству.

Знать содержание рассказа, уметь владеть пересказом.



Писатели улыбаются (2 ч. + 1 к/р)

49

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исто­рических событий.

1

«Всеоб­щая история, обработанная «Сатириконом»

Знать содержание произведений. Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию.



50

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

Сочетание реальности и фантастики в рассказе.

Уметь определять средства создания автором юмора произведения.



51

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина.

1

Изученные произведения.

Знать изученный материал.



А.Т. Твардовский (3 ч.)

52

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жиз­ни в поэме.

1

Картины фронтовой жиз­ни в поэме.

Знать образную природу словесного искусства, содержание изученного произведения. Уметь определять род и жанр произведения.



53

Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

1

Новаторский характер образа Теркина. Правда о войне в поэме.

Уметь характеризовать особенности сюжета, выявлять авторскую позицию, давать характеристику герою.



54

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мас­терство А. Т. Твардовского в поэме.

1

Юмор, фольклорные мотивы в поэме.

Уметь анализировать поэтический текст.



А.П. Платонов (1 ч.)

55

А.П.Платонов. Слово о пи­сателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

1

Картины войны и мир­ной жизни в рассказе «Воз­вращение». Нравственная проблематика и гуманизм рас­сказа.

Уметь выразительно читать произведение, анализировать текст, формулировать тему, идею, проблематику, выражать свою точку зрения.



Стихи и песни о Великой отечественной войне (2 ч. + 1 р/р)

56


Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в творчестве советских писателей.

1

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Знать поэтов военного времени и их творчество, знать стихи наизусть, уметь выразительно читать.



57

В.П.Астафьев. Слово о пи­сателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-пове­ствователе.

1

Тема детства в творчестве писателя, жизнь сибирской деревни.

Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.



58

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).


1

Изученные произведения о войне.

Уметь писать сочинение, составлять план сочинения.



Русские поэты о Родине, о родной природе (1 ч.)

59

Русские поэты о Родине, род ной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

1

Гражданская поэзия русских поэтов и поэтов русского Зарубежья.

Уметь определять род и жанр литературного произведения, строить устные и письменные высказывания. Выразительное чтение стихов.



Из зарубежной литературы (9 ч.)

60-

61

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

2

«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира, конфликт «живого чувства» и предрассудков.

Знать основные факты биографии автора, содержание трагедии. Уметь воспринимать и анализировать текст.



62

Сонеты У. Шекспира. «Кто хва­лится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

1

Сонет как форма лирической поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихи.



63-

64

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) Сатира на дворянство невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

2

Сатира на дворянство невежественных буржуа.

Знать текст комедии, показать мастерство писателя.



65-

66

Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

2

Сатира на государственное устройство общества.

Знать текст, уметь анализировать, выражать свою точку зрения.



67


В. Скотт Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1

«Айвенго» как исторический роман.

Уметь воспринимать и анализировать текст, выявлять авторскую позицию.



68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе Итоги года и задание на лето

1

Изученный материал.

Уметь анализировать произведения, знать тексты.




Учебно-методическое обеспечение


1. Беленький Г.И. Литература 8 класс. Методические советы. Москва «Просвещение», 2010

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Москва «Вако», 2010.

3. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Москва «Вако», 2009.

4. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе, 8 класс.» Москва «Просвещение», 2010

5. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Москва «Просвещение», 2012

6. Черных О.Г. Практикум по литературе. 8 класс. Москва «ВАКО», 2010 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!