Класс: 5 Количество часов в неделю: 1. Количество часов в год: 35
Учебник: «Обществознание» 5 класс. А.И. Кравченко. Издательство «Русское слово».
№ урока | Дата | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | Форма контроля | Д/з |
Научится | Получит возможность научиться | Личностные и метапредметные результаты (регулятивные/ коммуникативные/ познавательные/ личностные) |
I четверть | | |
1. | | Введение. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 5 класса. | Объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. | Фиксировать информацию в различных знаковых системах. | РУУД: Объяснить с помощью схемы, чем общественные науки отличаются от других наук и от школьного предмета «обществознание». КУУД: Представить в виде схемы значение науки в жизни общества; различия между общественными и другими видами наук; взаимосвязь общественных наук с школьным предметом «обществознание». | | Стр. 5-8 |
Гава I. Человек в обществе |
2. | | Загадка человека. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Социальная среда обитания человека | Формулировать характеристики природы человека с т.з. современных общественных наук. | Алгоритму нахождить дополнительной информации (памятка) | ПУУД: Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. ЛУУД: Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. КУУД: Сравнивать свойства человека и животных | Входной контроль. Осмысление рассмотренных в §1проблем и задания практического характера. | §1, вопросы и задания,стр. 13-14 |
3. | | Потребностичеловека. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Человек и его потребности. Разумные, неразумные, материальные, социальные и духовные | Определять проблему урока и понятия, выделять главное. | Алгоритму осуществлять проекты. | ПУУД: Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. ЛУУД: Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами. РУУД: Составить по алгоритму план по возвышению и расширению своих потребностей. | Текущий контроль. УО Работа с основными понятиями. | §2, вопросы и задания,стр. 19-20 |
4. | | Человеческие интересы . Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов. | Характеризовать основные этапы и факторы социализации личности. | Аргументации своей т.з. | ПУУД: Анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом (о Суворове). ЛУУД: Психолог С. Рубинштейн писал: «Можно интересоваться чем- нибудь и быть заинтересованным в чем нибудь». Привести конкретные примеры, подтверждающие это высказывание | Текущий контроль. Работа с рубрикой «дополнительное чтение». | §3, вопросы и задания,стр. 26-27 |
5. | | Как человек оценивает себя и других. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Самооценка и её разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Представление о добре и зле для оценки и самооценки | Выделить в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности. | | РУУД: Объяснить с помощью схемы смысл понятия «самооценка». ПУУД: Анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом (о Суворове). ЛУУД: Психолог С. Рубинштейн писал: «Можно интересоваться чем- нибудь и быть заинтересованным в чем нибудь». Привести конкретные примеры, подтверждающие это высказывание | Текущий контроль. Понятийный диктант. Работа с рубрикой «Интересные факты» | §4, вопросы и задания,стр. 32-33, написать эссе |
6. | | Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов. | Использовать элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Обучение навыкам формулирования понятий. | Подготовить мини проект. | ЛУУД: Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями ПУУД: Определиться в небольшие группы и обойти окрестные дома и улицы, что в них приспособлено для инвалидов, а что нет. Как бы вы переделали неудобные места? ПУУД: Сформулировать предложения и отразить в проекте. | Текущий контроль. Осмысление рассмотренных в §5 проблем и задания практического характера. | §5, вопросы и задания, стр. 39-40 |
7. | | Деятельность. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность, как способ существования человека. Личность | Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. | | РУУД: 1) Проанализировать используя схему «Структура деятельности» вид своей деятельности по выбору. 2) выработать на примере характеристики своих ежедневных действий модель обучения в школе. ПУУД: Обосновать. Согласны ли вы с высказыванием «Отрицательный результат (деятельности) тоже результат». | Текущий контроль. Осмысление рассмотренных в §6 проблем и задания практического характера. (практическая работа) | §6, вопросы и задания, стр. 47-48 |
8. | | Адыгейский фольклор о труде (РК) | | | | | | |
9. | | Как человек познает мир и самого себя. Урок открытия «нового» знания. | Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное рациональное познание. Самопознание. | Обучение формулированию понятий. Обучения навыкам ведения дискуссий. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. | Правилам ведения дискуссии. | КУУД: Принять участие в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше». ПУУД: Объяснить как человек познает мир и самого себя. ЛУУД: Оценивать себя и отличать истинное знание от ложного. | Текущий контроль. Работа с заданиями повышенной сложности. | §7, вопросы и задания, стр. 53 |
II четверть |
10. | | Образование и самообразование. Урок развивающего контроля. | Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в РФ. Инклюзивное образование. | Использовать элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. | | РУУД: Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу. ЛУУД: Выразить свое отношение к инклюзивному образованию. | Текущий контроль. Понятийный диктант. Работа с рубрикой «дополнительное чтение». | §8, вопросы и задания, стр. 59-60 |
11. | | Социализация. Урок систематизации знаний. | Быть человеком - учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Воспитание. | Характеризовать основные этапы и факторы социализации личности.Характеристика собственных социальных ролей | | КУУД: Приводить пример, на основе беседы с родителями или другими взрослыми, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации. ЛУУД: Написать несколько предложений о том, что мешает вести себя хорошо. А что помогает. | Текущий контроль. Работа с рубрикой «Советуем запомнить» (с понятиями урока). | §9, вопросы и задания, стр. 67-68 |
12. | | Положение человека в обществе. Урок открытия «нового» знания. | Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социального статуса и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирожденные качества человека. Приобретенные качества человека. Социальное пол положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов. | Определить от чего зависит положение человека в обществе. Оценить собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний | | ПУУД: Выписатьработая в парах с текстом учебника права и обязанности и ответственность человека в обществе. ЛУУД: Составить перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Чтобы вы хотели изменить в своем характере. | Текущий контроль. Работа с рубрикой «дополнительное чтение». | §10, вопросы и задания, стр. 76-77 |
13. | | Возрасты нашей жизни. Особенности подросткового возраста. Урок рефлексии. | Жизнь, как возможность реализации человека. Проблемы старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста. | Сравнить и сопоставить на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода. | Навыкам исследовательскойдеятельности. | РУУД: На основе работы с текстом учебника, соотнести себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой. ПУУД: Проводить опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы | Текущий контроль. Осмысление рассмотренных в §11 проблем и задания практического характера. | §11- 12, вопросы и задания, |
14. | | Что такое гендер? Урок открытия «нового» знания. | Биологический пол, мужской, женский. Гендер, как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли. | Описать гендер как социальный пол на основе приведения примеров гендерных ролей | | КУУД: Дать объяснение утверждениям: мужчина-«сильный пол». Женщина-«слабый пол» и выполнить практикум, предложенный в конце параграфа. ПУУД: Подготовить коллективный портрет «Мужчины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение в обществе», «Женщины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться. положение в обществе». | Текущий контроль. Работа с рубрикой «Интересные факты» | §13, вопросы и задания, стр. 97-98 |
15. | | Различия в поведении мальчиков и девочек. Урок систематизации знаний. | Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте. | различия в поведении мальчиков и девочек. | | КУУД: Дать объяснение утверждениям: мужчина-«сильный пол». Женщина-«слабый пол» и выполнить практикум, предложенный в конце параграфа. ПУУД: Подготовить коллективный портрет «Мужчины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение в обществе», «Женщины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться. положение в обществе». | Текущий контроль. Работа с рубрикой «Интересные факты» | §14, вопросы и задания, стр. 103-104 |
16. | | Рез. Урок | | | | | | |
III четверть |
17. | | Национальная принадлежность. | Национальность. Этнический фактор в государственном развитии. Миграция, мигранты. Толерантность. Этнический фактор в государственном развитии. Национальные различия: как научиться их уважать. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. | | РУУД: Спланировать, что такое национальная принадлежность, пути решения ответа на поставленный вопрос. ПУУД: Подготовить презентацию о культуре других народов, которую вы смогли узнать во время путешествий, поездок, экскурсий. ЛУУД: Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиции толерантности | Текущий контроль. Работа с рубрикой «Обратимся к закону» | §15, вопросы и задания, стр. 112 |
18. | | Республика Адыгея – многонациональная Республика (РК) | | | | | | |
19. | | Юные граждане России. | Граждане. Гражданство. Конституция РФ о гражданстве. Паспорт. Права человека. Юные граждане России: права и обязанности. | Объяснять значение понятий гражданин, гражданство, права человека, паспорт. | | РУУД: Назвать права человека, работая с отрывками Конституции РФ, которые он получает от рождения. КУУД: На основе парной работы научиться задавать вопросы контролируя партнера (меняясь ролями: контролер и исполнитель). | Текущий контроль. Работа с рубрикой «Обратимся к закону» | §16, вопросы и задания, стр. 118-119 |
20. | | Здоровый образ жизни. | Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Долголетие. | Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни. Коррекция собственного поведения в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности | Прогнозировать. | РУУД: Спрогнозировать свою физическую активность к старости, сопоставляя свой распорядок дня и основные составляющие зож. КУУД: Устанавливать причинно-следственные связи, анализируя составляющие зож и состояние своего здоровья. ПУУД: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, проводя опрос родственников или знакомых долгожителей,выяснив у них в чем секрет долголетия. | Текущий контроль. Работа с дополнительной информацией. «Влияние сект на здоровье человека». | §17, вопросы и задания, стр. 125-126 |
21. | | Безопасность жизни. | Пагубные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения. Опасность, безопасность. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью. | Корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. Воспитать культуру здорового и безопасного образа жизни. | | ЛУУД: Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, мотивируя и обосновывая свой ответ на вопрос «Опасен не то, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе». ПУУД: Корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. КУУД: Планировать пути достижения целей анализируя свои привычки и пути избавления от вредных привычек. | Текущий контроль. Осмысление рассмотренных в §18 проблем и задания практического характера. | §18, вопросы и задания, стр. 132-133. Повторить стр. 134-135. |
22. | | Урок контроля и оценки знаний по разделу I. | | | | | Контрольная работа. | |
Глава II. Ближайшее окружение подростка | |
23. | | Самые близкие люди. | Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье. | Характеризовать основные роли членов семьи, включая свою собственную. Воспитать социальную ответственность и гражданские компетенции. | Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми. | РУУД: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, работая со схемой «Кто такие современники»? ПУУД: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре над разделом семья. | Текущий контроль. Работа с рубрикой «дополнительное чтение». | §19, вопросы и задания, стр. 144 |
24. | | Семейные отношения. | Семья и семейные отношения. Супружество. Родители. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов. | Дать характеристику семейным отношениям, назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения конфликтов. | | РУУД: Спланировать пути решения проблемы, обозначенной в уроке: «В чем причина конфликтов между родителями и детьми», используя схему приведенную в учебнике. КУУД: Понимать переносной смысл выражений, объясняя смысл пословиц, приведенных в конце параграфа. ПУУД: Формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения вопроса: «Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше всего?» | Текущий контроль. Работа с дополнительной информацией. О взаимоотношениях детей в семье. Осмысление рассмотренных в §20 проблем и задания практического характера. | §20, вопросы и задания, стр. 151-152 |
25. | | Семейные ценности и традиции | Семейные ценности и традиции Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура. | Характеризовать значение семейных традиций и обычаев. Обучить навыкам алгоритмизации деятельности; классификации информации; исследовательской деятельности. | Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми. | ЛУУД: Строить классификацию выбирая основания и критерии при составлении родословного древа своей семьи. ПУУД: Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми составляя родословное древо своей семьи. | Текущий контроль. Работа с рубриками «дополнительное чтение» и «Интересные факты». | §21, вопросы и задания, стр. 159-160 |
26. | | Семейные традиции адыгов (РК) | | | | | | |
IV четверть |
27. | | Забота и воспитание в семье. | Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье. | Развивать навыки «понимающего» чтения. Смогут объяснить понятие «воспитание», сравнить системы воспитания детей. | | КУУД: Научатся основам изучающего, усваивающего и поискового чтения, работая с текстом учебника, используя и материал учебника истории 5 класса, сравнивая воспитание детей у древних спартанцев и воспитанием современных детей. ПУУД: Планировать общие способы работы в группах. Объяснять значение пословиц, предложенных автором учебника в конце параграфа. | Текущий контроль. Работа с дополнительной информацией. О взаимоотношениях детей в семье. | §22, вопросы и задания, стр. 166-167 |
28. | | Государственная поддержка семьи. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. | Государственная социальная помощь. Материнский капитал. Социальные службы помощи семье. Почему государство должно поддерживать семью. Социальный работник.Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека. Попечительство. Дети сироты. Социальные сироты. Приемная семья. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка | Научиться навыкам рефлексии и навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий. Исследовать ситуации, связанных с защитой прав и интересов детей | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Обучится навыкам исследовательской деятельности. | РУУД: Преобразовать практическую задачу в познавательную, отвечая на вопрос перед параграфом «Почему государство должно поддерживать семью?» ПУУД: Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при подготовке ответа на вопрос «Какую помощь от государства получала или получает ваша семья?» | Текущий контроль. Работа с рубриками «Советуем запомнить», «Интересные факты». | §23-24, вопросы и задания |
29. | | Человек в малой группе. | Общество. Как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм. | Выявить главное и второстепенное в тексте. Развить навыки самооценки и саморефлексии. | | КУУД: Спрогнозировать ответ на поставленный вопрос авторами учебника «Каковы отношения между людьми в малой группе?» ПУУД: Оценивать собственное отношение с другими людьми, в том числе для корректировки собственного поведения. РУУД: Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное подбирая ответ на вопрос: «Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе». | Текущий контроль. Работа с рубрикой «Советуем запомнить» (с понятиями урока). | §25, вопросы и задания, стр. 186 |
30. | | Общение. | Общение, как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объем общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. | Навыкам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности. Обучение навыкам логических рассуждений. | Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми | РУУД: Овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением КУУД: Строить логическое рассуждение, отвечая на вопрос : «Есть в словах Платона противоречие: «Сократ мне друг, но истина дороже». ЛУУД: Формировать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников. | Текущий контроль. Работа с рубрикой «Советуем запомнить» (с понятиями урока). | §26, вопросы и задания, Стр192-193 |
31. | | Межличностные конфликты | Конфликт. Межличностный конфликт. Почему возникают конфликты. Пути разрешения конфликтов | Научиться навыкам рефлексии и навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий. Социальной ответственности и гражданской компетенции. | | КУУД: Устанавливать причинно-следственные связи рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях. ЛУУД: Формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении. | Текущий контроль. Работа с рубриками «дополнительное чтение» и «Интересные факты». | §27, вопросы и задания, стр. 199 |
32 | | Дружба детей разных национальностей- что их объединяет? (РК) | | Обучение навыкам логических рассуждений. | Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми | КУУД: Строить логическое рассуждение, отвечая на вопрос : «Есть в словах Платона противоречие: «Сократ мне друг, но истина дороже». | Текущий контроль. Работа | |
33. | | Урок контроля и оценки знаний | | | | | Тестовая проверка знаний | |
34-35. | | Резерв. | | | | | | |