СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Камнерезные изделия уральских мастеров

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Информационное сообщение по теме

Камнерезные изделия уральских мастеров.

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Краснова.У.В  

 

 

 

 

 

 

 

Камнерезные изделия уральских мастеров.

 Освоение недр Урала открывало огромные возможности для камнерезного промысла.       Огромное значение для понимания роли Екатеринбурга, Урала в развитии камнерезного искусства России имеет деятельность  Екатеринбургской гранильной фабрики.       В России было всего три крупных камнерезных производства: Петергофская, Екатеринбургская, Колыванская  фабрики.    К середине XVIII века специализацией Екатеринбургской фабрики стала обработка твердых пород поделочного камня - яшмы, агата, родонита, топаза, кварца. Другим направлением в деятельности ЕГФ были работы с мозаичным набором из разного камня, прежде всего из малахита. Изготовление же исключительно мраморных вещей, а также предметов из другого мягкого камня перешло к Горнощитскому мраморному заводу. С переходом в 1797 году гранильной фабрики под начало Академии художеств в ее истории наступил новый этап. С этого времени работа ее мастеров была ориентирована на создание предметов высокого художественного и технического качества.

  К середине XIX века можно отнести вазу-чашу из белого мрамора с мелкими ложками по тулову, с отогнутым, словно кружевным, краем.                  

 Вазы-чаши конца 19 в. с ажурной лозой по краю на ножке в виде трех дельфинов, словно выталкивающих из пены волн чудесную чашу. Предметы с изощренной резьбой, когда камнерез демонстрирует свои бесконечные возможности в обработке камнем. В XIX веке в изделиях ЕГФ все более расширяется палитра цветных камней. Малахитовой эпохой в камнерезном искусстве стали 30-40-е годы XIX века, когда малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств, вызывая зависть и изумление Европы. Предметы из малахита выполнялись в технике «русской мозаики».           В музейной  коллекции представлены замечательные изделия уральских малахитчиков XIX века: вазы, столешницы, ларец, блюдо. Неповторимый рисунок малахитового набора делает уникальным каждый предмет, а позолоченные бронзовые детали становятся драгоценным украшением, подчеркивающим торжественное, парадное звучание яркой зелени малахита.

 

С 1840-х годов в моду входят пресс-папье. До конца XIX века они претерпели трансформацию – от пластин приполированного цветного камня к пластинам из калканской яшмы или сланца с цветными картинками в технике флорентийской мозаики (в коллекции Музея есть такая накладка с птичкой) и далее к роскошным рельефным натюрмортам из разных фруктов и ягод. Пресс-папье из коллекции Музея дает представление о пластических и композиционных возможностях уральских мастеров этого жанра.        Кабинетные вещи из калканской яшмы являют собой миниатюрные копии грандиозных интерьерных проектов начала XIX века: парные подсвечники в виде каннелированных колонн, две вазочки-чаши, полусферическая вазочка с граненым туловом, ваза «медичи» из пятнистого порфирита.       Последним грандиозным заказом ЕГФ было каменное убранство храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге, возведенного на месте убийства императора Александра II, по проекту архитектора А. А. Парланда. ЕГФ было поручено украсить камнем клиросные киоты, сень, балюстраду. Проект храма и его оформление утверждал император Александр III, и главным требованием было выполнить архитектуру и интерьеры в русском вкусе XVII века.        В собрании Музея хранятся фрагменты декора, считающиеся не вошедшими в композицию оформления сени и киотов. Один из фрагментов напоминает кронштейн, выполнен из родонита, остальные - из змеевика, в виде розеток и стеблей с птицами, в стилистике сочного растительного древнерусского орнамента.          

Одним из наиболее распространенных видов продукции уральских камнерезов являются каменные печати. Начало  производства печатей относится к концу 18 века. В  музее собрано более 100 резных каменных печатей 19-20 веков, выполненных из разных пород поделочных камней. Основную массу составляют печати из горного хрусталя и дымчатого кварца, затем идут печати из яшмы, родонита, агата, малахита, лазурита и редкие образцы печатей -  из аметиста, аквамарина, цитрина. Уникальным предметом этой коллекции является подлинная печать Екатеринбургской Императорской гранильной фабрики.       Печати изготавливались не только на императорской фабрике, но в большей степени в частных мастерских. В более ранних образцах форма ручек была призматической, главная декоративная роль отводилась самому камню. Ко второй половине 19 в. появляются  печати с резными  ручками в виде миниатюрной скульптуры.      Художественная значимость и совершенство технического исполнения камнерезных произведений екатеринбургских мастеров были признаны и подтверждены наградами на многих всероссийских и всемирных выставках 19 - начала 20 вв.      Свидетельством высочайшего профессионализма уральских камнерезов можно считать расцвет анималистической каменной пластики фирмы Фаберже, связанный с началом работы в этой фирме выпускников Екатеринбургского художественно-промышленного училища Петра Кремлева и Петра Дербышева. Несколько предметов фирмы Фаберже представлены в коллекции музея (барашек из цитрина, заяц из бовенита, две рыбки из сердолика, слоник из дымчатого кварца, сова из калканской яшмы) отличаются тщательностью резьбы, детальность моделировки. Жемчужиной коллекции является скульптура петуха с золотыми ножками  из сердолика.     

 Широкая палитра уральского камня обусловила появление предметов – минералогических коллекций.

Примером такого направления могут служить минералогические горки и  предметы с мозаичным геометрическим набором из коллекции музея.      Уральские традиции камнерезного дела сохранились до сегодняшнего дня, благодаря непрерывной художественной практике.           В камнерезной коллекции музея хранятся работы уральских кустарей 1920-1930-х гг.         В собрании музея представлены все этапы и основные направления деятельности завода «Русские самоцветы», преемника традиций Екатеринбургской Императорской гранильной фабрики, начиная с 1920-х гг и до 2004г., когда предприятие перестало существовать. Большую ценность среди этого ряда предметов представляет коллекция предметов, выполненных Н.Д. Татауровым, мастером, начинавшим работать на ЕГФ подмастерьем, затем до 1950-х гг. был ведущим камнерезом завода «Русские самоцветы».       Коллекция современных камнерезных произведений насчитывает около 300 предметов и представляет творчество почти 30 авторов (О.Н. Александров, Д.Н. Емельяненко, С.А. Матренин, А.И. Жуков, В.Н. Шицалов, Л.М. Халемин, Ю.Н. Бахтин,  Н.Н. Мирюк, О.Н. Загорский и др.).

 

Эти работы охватывают все основные направления и техники камнерезного искусства: круглая скульптура, выполненная из одного камня и в технике объемной мозаики, произведения в технике флорентийской и русской мозаики, геммы, крупные интерьерные предметы и кабинетные вещи, насыпные картины.

  Ну а самыми популярными и часто используемыми Уральскими мастерами-камнерезами являются следующие минералы: Змеевик. Змеевик - это мягкий поделочный камень, используемый уже более 400 лет. Примечательно, что из него вырезали аптекарские сосуды и называли "аптекарским камнем". По сходству со змеей он считался охранительным средством от змеиных укусов, а потом постепенно перешел в разряд противоядий при любом отравлении.Из него делали чаши, кубки и считали, что если влить в такой сосуд отраву, то он отпотеет. На Урале расположены уникальные месторождения змеевика, натурального камня изумительной красоты.

Яшма. Яшма – это плотная хорошо полируемая кремнистая порода с различными включениями, в том числе халцедона, а также оксидов железа и алюминия. Количество этих примесей может достигать 20 %, что и обуславливает значительное многообразие окраски различных яшм. Земля богата яшмой.

                          Нефрит.  Нефрит – полупрозрачный минерал белого и зеленого цвета. Особую прочность ему придают тончайшие кристаллические волокна, спутанные и переплетенные наподобие шерстинок войлока. При ударе пластинка нефрита издает мелодичный звук – свойство редкое среди минералов.

                          

Родонит. Вторым по красоте ( и стоимости тоже) после малахита поделочным камнем Урала заслуженно считается родонит. Его название от греческого (родон) – "роза", "розовый", которое указывает на алый, малиновый или розовый цвет этого камня. Не случайно на Востоке родонит за его характерную окраску называли "камнем утренней зари". Для родонита характерны тонкие черные ветвящиеся прожилки, состоящие из окислов марганца.

                          Малахит.                                                                                       Малахит – это единственный минерал зеленого цвета, обладающий собственным неповторимым орнаментом. Характерный зеленый цвет малахиту придают соединения меди.   Окраска его приятно успокаивает взор – от голубовато-лиственного до густо-изумрудного, причем на поверхности камня расцветают будто нарисованные тонкой кистью неизвестного мастера необыкновенные узоры, то пейзажные, то произвольно расходящиеся сеткой радиальных наплывов. Считается, что чем больше на камне завитков, и чем ближе он по цвету к натуральной зелени, тем мощнее его магический фон. При всей своей красоте малахит достаточно хрупок – его надо беречь от падений, резких перепадов температуры, а чистить разрешается лишь мыльной водой и ни в коем случае не применять популярную ультразвуковую или паровую обработку.  В природе малахит чаще всего встречается в виде почковидных масс, которые имеют концентрическое строение. Именно поэтому на спилах и срезах малахита видны характерные концентрические узоры. Благодаря этой особенности малахит в старину называли "павлиньим камнем". Оттенки окраски малахита варьируют от бирюзового, изумрудно – зеленого и голубовато – зеленого до черно – зеленого.  После открытия на Урале в 1635 г. знаменитых малахитовых рудников, этот минерал справедливо стал считаться "русским камнем".

  Технология обработки твёрдого камня состоит из следующих этапов: сортировка сырья, распиловка, сверловка (ощипка), подбивка, шлифовка. полировка. Камень сортируется по окраске и рисунку; существенными показателями качества, на которые обращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин. Распиловка твёрдого камня производится на механических дисковых пилах или на алмазном резном станке, где между обрабатываемым камнем и рабочей поверхностью пилы из мягкого железа помещается алмаз, которым натравливается железная пила. Сверловка, резание и разнообразная механическая обработка твёрдого камня производятся на сверлильных и фрезерных станках стальными и медными фрезами. Подгонка требуемой формы (подбивка) производится на подбивочном станке с вращающимся карборундовым кругом. Шлифовка и полировка осуществляется на шлифовально-полировальных станках; в качестве стачивающего и шлифующего материала применяются наждак и карборунд, в качестве полировального материала — крокус, танердэ, трепел. Изделия из твёрдого и полутвердого камня чаще всего бывают очень несложными по форме, потому что ровная, гладкая, дополнительно ничем не украшенная поверхность хорошо отполированного изделия из твердого камня сама по себе производит большое художественное впечатление. При полировке отчетливо выявляется природный узор камня, явственно проступают тонкие цветовые переходы, становятся видны тёмные и светлые прожилки и кристаллические включения, образующие все вместе причудливые, никогда не повторяющиеся фантастические узоры.

      Камнерезные художественные изделия считаются полноценными лишь при условии отсутствия на их поверхностях каких бы то ни было трещин или плохо отполированных участков. Изделие должно быть правильным и красивым по своим формам и пропорциям и отполировано до зеркального блеска.

 

     Нежная отполированная поверхность камнерезного изделия, выполненного как из мягкого, так и из твёрдого камня, могла быть легко потёрта и поцарапана при транспортировании. Поэтому камнерезные художественные изделия рекомендовалось перевозить в специальной упаковке: в коробках, выстланных ватой, или завёрнутыми в мягкую бумагу и уложенными в ящики, устланные и набитые соломой. Это предохраняло хрупкие изделия из мягкого камня также и от раскалывания в пути. Изделия из мягкого камня выпускались как заводами государственной промышленности, так и артелями промышленной кооперации (на Урале, в Казахстане и на Украине). Завод в Пермской области (а с 9 марта 1940 по 2 октября 1957 гг. Молотовской области) и камнерезные артели Урала выпускали главным образом всевозможные токарные изделия: письменные приборы на токарной основе и анималистическую скульптуру. Артель «Борнуковская пещера» Арзамасской области выпускала настольную скульптуру, изображающую животных и птиц, и письменные приборы, украшенные такими скульптурами. Калининградский завод выпускал изделия из янтаря.

 

     В Советском Союзе над изготовлением камнерезных художественных изделий трудилось немало известных мастеров. В области изготовления изделий из твёрдого камня широко известны имена Д. С. Кубина, специалиста по горкам из уральских самоцветов, Н. Татаурова, А. Оберрюхтина. В области резьбы по мягкому камню известны уральские мастера-художники Ф. Габов, М. Лисунов, Е. Львова; из «Борнуковской пещеры» — Ф. Рубцов, П. Курышев и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала [Текст] / Б.В.Павловский. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953 г. – С. 12.

 Корнилова В.Н. Камнерезное искусство Западного Урала. Пермь, 1981;

 Семенов В.П. Уральский камнерез. Пермь, 1981; 

Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. М., 1954.

 

Просмотр содержимого документа
«Камнерезные изделия уральских мастеров»

Камнерезные изделия уральских мастеров.   Подготовила Краснова . У.В

Камнерезные изделия уральских мастеров.

Подготовила

Краснова . У.В

  Вазы-чаши конца 19 в. с ажурной лозой по краю на ножке в виде трех дельфинов,

  Вазы-чаши конца 19 в. с ажурной лозой по краю на ножке в виде трех дельфинов,

С 1840-х годов в моду входят пресс-папье. 

С 1840-х годов в моду входят пресс-папье. 

Одним из наиболее распространенных видов продукции уральских камнерезов являются каменные печати.

Одним из наиболее распространенных видов продукции уральских камнерезов являются каменные печати.

Широкая палитра уральского камня обусловила появление предметов – минералогических коллекций.

Широкая палитра уральского камня обусловила появление предметов – минералогических коллекций.

Яшма.   Змеевик.

Яшма.

Змеевик.

Родонит.    Нефрит. 

Родонит.

Нефрит. 

Малахит. малахит

Малахит.

малахит

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!