СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианских идей. художественные ремесла в византии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианских идей. Художественные ремесла в Византии". Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианских идей. художественные ремесла в византии»

КАНОН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ КАК ОТРАЖЕНИЕ НЕЗЫБЛЕМОСТИ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА В ВИЗАНТИИ 2 класс Презентацию подготовила  преподаватель ИЗО  МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай  Саида Юрьевна Джасте

КАНОН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ КАК ОТРАЖЕНИЕ НЕЗЫБЛЕМОСТИ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА В ВИЗАНТИИ

2 класс

Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Саида Юрьевна Джасте

Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинает играть искусство, связанное с церковными и государственными нуждами, – росписи храмов, иконопись, а также книжная миниатюра (преимущественно в культовых рукописях). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. В связи с этим разрушается античный творческий метод, вырабатывается специфическая средневековая условность искусства. Скованное религиозными идеями, оно отражает действительность не путём прямого её изображения, а по преимуществу с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений.
  • Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинает играть искусство, связанное с церковными и государственными нуждами, – росписи храмов, иконопись, а также книжная миниатюра (преимущественно в культовых рукописях). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. В связи с этим разрушается античный творческий метод, вырабатывается специфическая средневековая условность искусства. Скованное религиозными идеями, оно отражает действительность не путём прямого её изображения, а по преимуществу с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений.
Периоды истории византийского искусства и их характеристика раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века) ранневизантийский период , «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века) иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы. период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации. период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185) период Палеологовского Ренессанса , возрождения эллинистических традиций (1261—1453).

Периоды истории византийского искусства и их характеристика

  • раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
  • ранневизантийский период , «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
  • иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
  • период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.
  • период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)
  • период Палеологовского Ренессанса , возрождения эллинистических традиций (1261—1453).
Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную пластическую форму (так называемая «Голова философа из Эфеса», 5 в.); со временем в византийском искусстве почти совсем исчезает круглая пластика. В скульптурных рельефах (например, на так называемых «консульских диптихах») отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией изобразительных средств.
  • Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную пластическую форму (так называемая «Голова философа из Эфеса», 5 в.); со временем в византийском искусстве почти совсем исчезает круглая пластика.
  • В скульптурных рельефах (например, на так называемых «консульских диптихах») отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией изобразительных средств.
Мозаики церкви св. Георгия в Салониках, конец 4 в. В церковных мозаиках 4–5 вв. сохраняется античное ощущение красочности реального мира.

Мозаики церкви св. Георгия в Салониках, конец 4 в.

  • В церковных мозаиках 4–5 вв. сохраняется античное ощущение красочности реального мира.
«Свиток Иисуса Навина» Явление ангела Иисусу Навину у стен Иерихона Приговор Ахану Побиение Ахана камнями Казнь царя Гая. Жертвоприношение на горе Гевал. Гаваонские послы, идущие в израильский стан Взятие города Гая и его сожжение Позднеантичные приёмы вплоть до 10 в. повторяются в книжной миниатюре. Гаваонские послы перед Иисусом Навиным. Избавление Гаваонитян из рук Аморрейских царей

«Свиток Иисуса Навина»

Явление ангела Иисусу Навину у стен Иерихона

Приговор Ахану

Побиение Ахана камнями

Казнь царя Гая. Жертвоприношение на горе Гевал. Гаваонские послы, идущие в израильский стан

Взятие города Гая и его сожжение

  • Позднеантичные приёмы вплоть до 10 в. повторяются в книжной миниатюре.

Гаваонские послы перед Иисусом Навиным. Избавление Гаваонитян из рук Аморрейских царей

Но в 5–7 вв. во всех видах живописи, включая первые иконы («Сергий и Вакх», 6 в.), нарастает духовно-умозрительное начало.
  • Но в 5–7 вв. во всех видах живописи, включая первые иконы («Сергий и Вакх», 6 в.), нарастает духовно-умозрительное начало.
мозаики церкви Хосиос Давид в Салониках, 5 в. Приходя в столкновение с объёмно-пространственным способом изображения, оно подчиняет себе впоследствии все художественные средства.

мозаики церкви Хосиос Давид в Салониках, 5 в.

  • Приходя в столкновение с объёмно-пространственным способом изображения, оно подчиняет себе впоследствии все художественные средства.
Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне Архитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлечённо-торжественными золотыми фонами; изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен цвета, ритмической красоты линий и обобщённых силуэтов; человеческие образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом (мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае – 6 в.,

Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне

  • Архитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлечённо-торжественными золотыми фонами; изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен цвета, ритмической красоты линий и обобщённых силуэтов; человеческие образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом (мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае – 6 в.,
Мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае – 6 в.

Мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае

  • мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае – 6 в.
Мозаики в церкви Успения в Никее а также мозаики 7 в., отмеченные большей свежестью восприятия мира и непосредственностью чувства, – в церквах Успения в Никее

Мозаики в церкви Успения в Никее

  • а также мозаики 7 в., отмеченные большей свежестью восприятия мира и непосредственностью чувства, – в церквах Успения в Никее
Мозаики церкви св. Димитрия в Салониках И мозаики церкви св. Димитрия в Салониках.

Мозаики церкви св. Димитрия в Салониках

  • И мозаики церкви св. Димитрия в Салониках.
Первые иконы нередко стилизовались под портреты из египетского оазиса Эль-Фаюм Христос. энкаустика Апостол Петр, энкаустика

Первые иконы нередко стилизовались под портреты из египетского оазиса Эль-Фаюм

Христос. энкаустика

Апостол Петр, энкаустика

Период иконоборчества церкви В 7–9 вв. в яростной борьбе взглядов иконопочитателей и иконоборцев, отрицавших правомочность использования реальных изобразительных форм для передачи религиозного содержания, разрешались противоречия, накопленные в предшествующее время, формировалась эстетика развитого средневекового искусства. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и декоративными росписями.

Период иконоборчества церкви

  • В 7–9 вв. в яростной борьбе взглядов иконопочитателей и иконоборцев, отрицавших правомочность использования реальных изобразительных форм для передачи религиозного содержания, разрешались противоречия, накопленные в предшествующее время, формировалась эстетика развитого средневекового искусства. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и декоративными росписями.
Иконоборцы полагали, что изображая Бога или святого с помощью «мертвенной материи» (краской, кистью, на доске) художник оскорбляет Создателя.
  • Иконоборцы полагали, что изображая Бога или святого с помощью «мертвенной материи» (краской, кистью, на доске) художник оскорбляет Создателя.

Уничтожение икон, мозаик и фресок. Преследование и казни иконопочитателей

  • В период иконоборчества художественные произведения, посвященные христианской тематике, безжалостно уничтожались: иконы сжигались, украшавшие стены храмов мозаики и фрески сбивались. К наиболее известным фактам вандализма относится уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил иконоборческий собор 754 года. Житие Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание, сообщает: «…иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».
  • Многих начальников и воинов по клевете, что они покланяются иконам, предал разным казням и жесточайшим мучениям. Он обязывал присягою всех в своем царстве не покланяться иконам и заставил даже Константина, лжеименного патриарха, взойти на амвон, и возвысив честные и животворящие древа клясться, что он не принадлежит к почитателям святых икон. Он убедил его из монахов перевенчаться, есть мясо и присутствовать за царским столом при песнях и плясках.

Казнь монахов в эпоху иконоборчества.

Страдавшие от репрессий иконописцы уходили в отдалённые монастыри (например, в Каппадокии) и там продолжали свою работу.

Патриарх Герман опускает в море почитаемую Лидскую икону Богоматери, спасая ее от иконоборцев.

После периода иконоборчества было решено - невидимое и бестелесное можно изображать, но в символическом или аллегорическом виде Мученики. Базилика  в Равенне
  • После периода иконоборчества было решено - невидимое и бестелесное можно изображать, но в символическом или аллегорическом виде

Мученики.

Базилика

в Равенне

В 9–10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определённом иерархическом порядке и подчинёнными композиции крестово-купольной постройки. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием архитектурно-художественная среда, в которую включаются также и иконы, размещённые на иконостасе. В духе победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального «архетипа», «божественного прообраза». Стиль византийского искусства становился все более строгим и каноничным. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима.
  • В 9–10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определённом иерархическом порядке и подчинёнными композиции крестово-купольной постройки. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием архитектурно-художественная среда, в которую включаются также и иконы, размещённые на иконостасе. В духе победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального «архетипа», «божественного прообраза». Стиль византийского искусства становился все более строгим и каноничным.

Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима.

Именно Византия выработала все эти «прообразы» - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов.
  • Именно Византия выработала все эти «прообразы» - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов.
Македонский и Комниновский периоды Общие принципы византийской живописи 9–12 вв. по-своему разрабатываются в отдельных художественных школах. Столичное искусство представлено мозаиками константинопольской св. Софии, в которых от «македонского» (середина 9 – середина 11 вв.) к «комниновскому» периоду (середина 11 в. – 1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность живописной манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой.

Македонский и Комниновский периоды

  • Общие принципы византийской живописи 9–12 вв. по-своему разрабатываются в отдельных художественных школах. Столичное искусство представлено мозаиками константинопольской св. Софии, в которых от «македонского» (середина 9 – середина 11 вв.) к «комниновскому» периоду (середина 11 в. – 1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность живописной манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой.
Владимирская богоматерь, 12 в. Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств («Владимирская богоматерь», 12 в.).

Владимирская богоматерь, 12 в.

  • Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств («Владимирская богоматерь», 12 в.).
Книжная миниатюра В книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной непосредственностью и политической полемичностью («Хлудовская псалтирь», 9 в.), и периода увлечения античными образцами («Парижская псалтирь», 10 в.) распространяется ювелирно-декоративный стиль.

Книжная миниатюра

  • В книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной непосредственностью и политической полемичностью («Хлудовская псалтирь», 9 в.), и периода увлечения античными образцами («Парижская псалтирь», 10 в.) распространяется ювелирно-декоративный стиль.
Источники Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962; Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 113–119; Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.52–53; Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 104–107. https :// s30556663155.mirtesen.ru/blog/43567454093/Ikonoborchestvo-v-Vizantii

Источники

  • Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962;
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 113–119;
  • Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.52–53;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 104–107.
  • https :// s30556663155.mirtesen.ru/blog/43567454093/Ikonoborchestvo-v-Vizantii


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!