Просмотр содержимого документа
«Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианских идей. художественные ремесла в византии»
КАНОН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ КАК ОТРАЖЕНИЕ НЕЗЫБЛЕМОСТИ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА В ВИЗАНТИИ
2 класс
Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Саида Юрьевна Джасте
- Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинает играть искусство, связанное с церковными и государственными нуждами, – росписи храмов, иконопись, а также книжная миниатюра (преимущественно в культовых рукописях). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. В связи с этим разрушается античный творческий метод, вырабатывается специфическая средневековая условность искусства. Скованное религиозными идеями, оно отражает действительность не путём прямого её изображения, а по преимуществу с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений.
Периоды истории византийского искусства и их характеристика
- раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
- ранневизантийский период , «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
- иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
- период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.
- период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)
- период Палеологовского Ренессанса , возрождения эллинистических традиций (1261—1453).
- Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную пластическую форму (так называемая «Голова философа из Эфеса», 5 в.); со временем в византийском искусстве почти совсем исчезает круглая пластика.
- В скульптурных рельефах (например, на так называемых «консульских диптихах») отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией изобразительных средств.
Мозаики церкви св. Георгия в Салониках, конец 4 в.
- В церковных мозаиках 4–5 вв. сохраняется античное ощущение красочности реального мира.
«Свиток Иисуса Навина»
Явление ангела Иисусу Навину у стен Иерихона
Приговор Ахану
Побиение Ахана камнями
Казнь царя Гая. Жертвоприношение на горе Гевал. Гаваонские послы, идущие в израильский стан
Взятие города Гая и его сожжение
- Позднеантичные приёмы вплоть до 10 в. повторяются в книжной миниатюре.
Гаваонские послы перед Иисусом Навиным. Избавление Гаваонитян из рук Аморрейских царей
- Но в 5–7 вв. во всех видах живописи, включая первые иконы («Сергий и Вакх», 6 в.), нарастает духовно-умозрительное начало.
мозаики церкви Хосиос Давид в Салониках, 5 в.
- Приходя в столкновение с объёмно-пространственным способом изображения, оно подчиняет себе впоследствии все художественные средства.
Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне
- Архитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлечённо-торжественными золотыми фонами; изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен цвета, ритмической красоты линий и обобщённых силуэтов; человеческие образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом (мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае – 6 в.,
Мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае
- мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае – 6 в.
Мозаики в церкви Успения в Никее
- а также мозаики 7 в., отмеченные большей свежестью восприятия мира и непосредственностью чувства, – в церквах Успения в Никее
Мозаики церкви св. Димитрия в Салониках
- И мозаики церкви св. Димитрия в Салониках.
Первые иконы нередко стилизовались под портреты из египетского оазиса Эль-Фаюм
Христос. энкаустика
Апостол Петр, энкаустика
Период иконоборчества церкви
- В 7–9 вв. в яростной борьбе взглядов иконопочитателей и иконоборцев, отрицавших правомочность использования реальных изобразительных форм для передачи религиозного содержания, разрешались противоречия, накопленные в предшествующее время, формировалась эстетика развитого средневекового искусства. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и декоративными росписями.
- Иконоборцы полагали, что изображая Бога или святого с помощью «мертвенной материи» (краской, кистью, на доске) художник оскорбляет Создателя.
Уничтожение икон, мозаик и фресок. Преследование и казни иконопочитателей
- В период иконоборчества художественные произведения, посвященные христианской тематике, безжалостно уничтожались: иконы сжигались, украшавшие стены храмов мозаики и фрески сбивались. К наиболее известным фактам вандализма относится уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил иконоборческий собор 754 года. Житие Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание, сообщает: «…иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».
- Многих начальников и воинов по клевете, что они покланяются иконам, предал разным казням и жесточайшим мучениям. Он обязывал присягою всех в своем царстве не покланяться иконам и заставил даже Константина, лжеименного патриарха, взойти на амвон, и возвысив честные и животворящие древа клясться, что он не принадлежит к почитателям святых икон. Он убедил его из монахов перевенчаться, есть мясо и присутствовать за царским столом при песнях и плясках.
Казнь монахов в эпоху иконоборчества.
Страдавшие от репрессий иконописцы уходили в отдалённые монастыри (например, в Каппадокии) и там продолжали свою работу.
Патриарх Герман опускает в море почитаемую Лидскую икону Богоматери, спасая ее от иконоборцев.
- После периода иконоборчества было решено - невидимое и бестелесное можно изображать, но в символическом или аллегорическом виде
Мученики.
Базилика
в Равенне
- В 9–10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определённом иерархическом порядке и подчинёнными композиции крестово-купольной постройки. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием архитектурно-художественная среда, в которую включаются также и иконы, размещённые на иконостасе. В духе победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального «архетипа», «божественного прообраза». Стиль византийского искусства становился все более строгим и каноничным.
Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима.
- Именно Византия выработала все эти «прообразы» - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов.
Македонский и Комниновский периоды
- Общие принципы византийской живописи 9–12 вв. по-своему разрабатываются в отдельных художественных школах. Столичное искусство представлено мозаиками константинопольской св. Софии, в которых от «македонского» (середина 9 – середина 11 вв.) к «комниновскому» периоду (середина 11 в. – 1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность живописной манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой.
Владимирская богоматерь, 12 в.
- Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств («Владимирская богоматерь», 12 в.).
Книжная миниатюра
- В книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной непосредственностью и политической полемичностью («Хлудовская псалтирь», 9 в.), и периода увлечения античными образцами («Парижская псалтирь», 10 в.) распространяется ювелирно-декоративный стиль.
Источники
- Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962;
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 113–119;
- Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.52–53;
- Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 104–107.
- https :// s30556663155.mirtesen.ru/blog/43567454093/Ikonoborchestvo-v-Vizantii