СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки и тесты по теме "Синтаксис и пунктуация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены разноуровневые карточки и тесты по теме "Синтаксис и пунктуация"

Просмотр содержимого документа
«Карточки и тесты по теме "Синтаксис и пунктуация"»

Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

  1. Эта мысль привела её в ужас.

  1. Теперь женщина дала волю слезам.

  2. Бросает свет светильник мой чадящий.

_______________________________________________________________________

Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

1.Ранним утром наш пароход прибыл в Неаполь.

2. Книга оказала влияние на моё развитие.

3. А по двору метелица ковром шёлковым стелется.

_____________________________________________________________________________

Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

1. Деревья роняют на землю пожелтевшие листья.

2. Огромное облако закрыло солнце.

3. Звук выстрела заглушил страшный рёв.

___________________________________________________________________________________

Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

1. Хорошая книга учит нас чувствовать и обогащает человека.

2. У матросов на торговом судне кипела работа.

3. Врач назначил больному хорошее лекарство.

_____________________________________________________________________________

К-1. Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Спишите его, расставляя пропущенные знаки препинания и составляя схемы предложений с однородными членами.

Быстро пр…летело лето. Исчезли цв…ты. С каждым днем все меньше и меньше становится на д…рев…ях лист…ев. Тр…ва клонит…ся к з…мле и как будто просит снега. Пришла ос…нь. Трепетная осинка ст…ит вся красная б…гровая з…л…тистая. Только озимь переливается зеленым барх…том. Но ветер срывает и это убранство.

__________________________________________________________________________________



Спиши, подчеркни однородные члены предложения, вставьте пропущенные буквы, поставьте знаки препинания.

1. Дружба кр..пка не лестью а правдой и честью.

2. Ш..рокая дверь отперлась заскр..пела ударилась в стену опять заперлась.

К-2. Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схемы.

Д…вно прошел листопа.... Д…ревья догорели тускло и тихо. Зач…стили дожди. Туманы легли в н…зины над руч…ями расстелились по жнив…ю и по л…сным полянкам. Первые заморо…ки подсушили землю выв…трили последние п…левые зап…хи от конопляников от сырого жнив…я и с…ломенных ст…гов.

_________________________________________________________________________________________

К-3. Спишите текст, вставляя однородные члены предложения и расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схемы.

Л…СНОЙ ПРАЗ…НИК

В лесу было вес…ло. Со…нце теперь вставало очень поз…но и усердно ______ всем на земле. Ле…кий туман окутал березы ______ ______. Но вот поднялось над лесом яркое солнышко и______ через туман на деревья кусты и ______. На каждой веточке показались точно маленькие з…леные пальчики. Это стали распускат…ся листья.

Тут и начался л…сной праз…ник. Засв_стал и______ в кустах соловей. В каждой луж… ______ и квакали лягушки. Цвели деревья и ______. Майский жук с гудением н…сился между в…твями. Звонко и ______ куковала кукушка. Каждый веселился на свой ла... (По В.Бианки)

____________________________________________________________________________

К-4. Прочитайте текст. Разбейте его на части. При списывании расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены.

ДЕВОЧКА И КАМЕНЬ

Маленькая девоч…ка ж…ла д…леко от школы. В дождь и сне… в жару и моро… она прих…дила в школу вовремя. Однажды утром с г…ры спустилась темная туча. Нач…лась страшная буря. Дерев…я сгибались до земли. Никто (не)выходил на улицу. Вдруг сторож…школы услышал в шуме бур… голос. Он вышел на крыльцо. Там ст…яла девочка и держала в руке огромный камень. Она несла камень всю дорогу, чтобы ветер (не) (с,з)бил её с ног. (По Р.Фраерману)









Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

1. В апреле последний снег тает в полях.

2. Звенят в оврагах весёлые ручьи.

3. Громко ломают зимний лёд реки.

___________________________________________________________________________________

Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

1. Ветер оторвал лодку от причала и унёс в море. 2. Солнце осветило своими лучами лесную поляну.

3. Последние птицы спрятались под крышами.

4. От дома, от деревьев, от голубятни, от галереи побежали далеко длинные тени.



Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

___________________________________________________________________________________

Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

За дальним берегом, где- то за болотом объявилась в небе серенькая дорожка. Отразившись в озере, она отделила небо от земли. Светлеющая ещё в спящем небе полоска означала приближение рассвета.

___________________________________________________________________________________

Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

1. Тигр-животное необычайно красивое.

2. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно.

3. А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли.

___________________________________________________________________________________

Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

Два дракона вставили свои спины из воды. Мы оцепенели. Вскоре показались выступавшие

над озером островки с причудливыми очертаниями. Расширяется полоса рассвета. А островки всё ещё остаются чёрными.

___________________________________________________________________________________








Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

1. Звёзды быстро гаснут в небе.

2. Небо отражается в широкой реке.

3. Смолою пахнет в сосновом лесу.

4. Девочка легко сбросила своё пальто.


___________________________________________________________________________________



Запиши предложения, добавляя в них второстепенные члены. Подчеркни главные и второстепенные члены.

  1. Зима.

  2. Мороз.

  3. Выпал снег.

  4. Птицы улетели.

  5. Подул ветер.

  6. Закружились снежинки.






































Тест по русскому языку в 5 классе по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Фамилия______________________ Имя________________

1. Подлежащее и сказуемое – это …
А. Части речи.                     

Б. Главные члены предложения.            

В. Второстепенные члены предложения.

2. Укажи НЕраспространённые предложения:
А.  Подул холодный ветер.                  

 Б.  Кругом глубокая тишь.                

В. Улетают птицы.                                  

3. Подлежащее в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.
А. солнце;               Б. утром;                   В. Поляну.                   

4. Второстепенные члены в предложении: На небе сияет яркое солнце.
А. на небе;                 Б.  солнце;                    В.  сияет;                     

5.  Укажи распространённые предложения:
А.  Бегут ручьи.           

Б.  Вечереет.               

В.  Весело поют птицы.               

 6.Укажи грамматическую основу в предложении: Весной запестрели цветами пригорки и долины.

А. весной запестрели;                           

 Б. запестрели пригорки и долины;

В. запестрели долины.

  8. Синтаксис — это раздел языка, который изучает:

А. лексические значения слов;                             

Б. правописания слов;                                           

 В. словосочетания и предложения.

 

9.Словосочетания бывают:

А. главными и зависимыми;                                   

Б. глагольными и именными;

В. односоставными и двусоставными.          

       

10.Словосочетанием НЕ является:

А. гулять по аллее;          Б. солнечный свет;                    В. письмо друга.                            

 

11.Найдите восклицательное предложение:

А. Почему вы до сих пор не уехали?                                

Б. Сегодня выдался отличный день.

В. Хорошо бы прогуляться по парку!               

               

12. Каким членом предложения является выделенное слово : Россия – наша Родина.

А. подлежащее;    Б. сказуемое;    В. определение;    Г. дополнение;     Д. обстоятельство.

 

Продолжение теста для мотивированных обучающихся.


13. В каком предложении есть однородные члены:

а) В поле за деревней  расцвели незабудки;

б) Подул сильный ветер, и застучали первые капли дождя, и полетели листья с деревьев;

в) Подул сильный ветер, и закружил листья по саду, и понес их в хороводе.

г) Сквозь листву деревьев, блестящую от дождя, пробились утренние лучи.

14. В каком предложении сказуемое выражено глаголом?

а)Ландыш пахуч и свеж.                      

б) Небо высокое и чистое.

в) Снегирь – пухленькая красногрудая птичка.                    

г) По вечерам над рекой расстилался туман.

15.В каком предложении неверно подчеркнута грамматическая основа?

а) Путешественники видели вокруг только море.

б) Кораблик мы сделали своими руками.

в) Скворушка теперь пропадал целыми днями.

г) Лес озарил яркий свет молнии.

16. Найдите ошибку в характеристике предложения: Небо затянули густые облака.

а) по цели высказывания повествовательное;                    

б) по интонации невосклицательное;

в) по количеству грамматических основ простое;              

г) нераспространенное.

17. В каком предложении есть определение?

а) Ветер раскачивает деревья.                                   

б) Темнота заползает под кусты.

в) Между деревьев мелькнул огонек.                    

г) Светлый луч пробежал по стволу.

18.Каким членом предложения является выделенное слово : Маша раскрыла атлас географии.

а) подлежащее;    б) сказуемое;     в) определение;      г) дополнение;     д) обстоятельство.

19. Каким членом предложения является выделенное слово : Ребята пускали по реке кораблики.

а) подлежащее;    б) сказуемое;     в) определение;      г) дополнение;     д) обстоятельство.













 Тест по русскому языку «Синтаксис и пунктуация. Главные и второстепенные члены предложения»

Начало формы

1. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является подлежащим. 

1) Солнце светило сквозь ВЕТВИ сосен. 
2) Есть ГОРОД, который я вижу во сне. 
3) Все гости усердно хвалили яблочный ПИРОГ, и вскоре на большом фарфоровом блюде остались одни крошки. 
4) Но какую же РАДОСТЬ испытает мой папа? 

2. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является дополнением. 

1) За справедливостью ДИМА всегда обращался к бабушке.
2) Радости и трагедии, открытия и сражения, происходившие в разные годы и эпохи, перемешались с голове, путались, наскакивали друг на друга.И все же Дима, вздохнув, принялся за второй ТОМ.
3) Бабушка ОЧЕНЬ любила нас воспитывать. Но делала это как-то по-своему.
4) «А сын моей соседки научился варить суп», – говорила бабушка, и я должен был понять, что мне ТОЖЕ не мешало бы этому научиться.

3. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является определением.

1) «А Коля, который вместе с тобой окончил медицинский институт, стал заведующим отделением», – сообщала она папе. И папа должен был сделать вывод, что ему тоже не мешало бы стать ЗАВЕДУЮЩИМ.
2) Я учусь в той же школе, где когда-то учились мама и папа. Папу почему-то никто не запомнил. А маму запомнили МНОГИЕ.
3) Два года назад мне удаляли гланды. «ЧЕПУХОВАЯ операция!» – говорили все. Но я как-то этого не почувствовал...
4) Хирург причинял мне ужасную боль, и я должен был бы его ненавидеть, а я относился к нему прямо-таки С ВОСХИЩЕНИЕМ.

4. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является обстоятельством.

1) Я раскрыл портфель и запрятал ОТКРЫТКИ поглубже.
2) Конечно, мама могла увидеть ЭТУ афишу и где-нибудь в другом месте. Но тут уж я ничего поделать не мог!
3) Сперва я хотел сорвать афишу и уничтожить ЕЁ.
4) В тот же день мама, вернувшись с работы, вошла в комнату прямо в пальто. Когда она так СТЕМИТЕЛЬНО, не задерживаясь в коридоре, проходит в комнату, я знаю, что ничего хорошего ждать не следует.



5. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является дополнением.

1) Однажды по почте пришли сразу две ОТКРЫТКИ из нашей школы.
2) Я ВООБЩЕ не люблю, когда моим родителям из школы присылают открытки.
3) И как-то НЕЧАЯННО прочитал… На этот раз речь шла не обо мне.
4) Маму и папу приглашали на традиционный «объединенный» вечер выпускников сразу двух ШКОЛ: нашей и музыкальной.

6. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является определением.

1) Первое, что я увидел в школьном вестибюле, было огромное объявление о традиционном «объединенном» вечере. ВНИЗУ чёрным по белому было написано: «В художественной части выступит лауреат Всероссийского конкурса С. Потапов».
2) «Так, понятно… – подумал я. – Значит, он будет у всех на глазах демонстрировать СВОЁ искусство. Ему будут аплодировать. А папа продемонстрировать свое искусство у всех на глазах не сумеет. Ведь не сможет же он прямо на сцене вырезать кому-нибудь аппендицит!»
3) Я ВОПРОСИТЕЛЬНО развёл руки в стороны.
4) Я давно уже знал этот способ: когда не хочется врать, не хочется говорить «да» или «нет», надо вопросительно развести руки В СТОРОНЫ. Пусть думают что хотят!

7. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является подлежащим. 

1) – Нам с папой НИЧЕГО не присылали из школы? – спросила мама. Я попытался неопределенно развести руки в стороны. Но она повторила: – Нам ничего не присылали? 
2) – Ах да! Вспомнил! Вам прислали открытки. Я их по РАССЕЯННОСТИ сунул в портфель. В тот день была контрольная работа и я как-то… 
3) Я протянул маме открытки. Но она даже не взглянула на них: она не могла оторвать глаз от МЕНЯ! 
4) – Забыл! Не обратил внимания! Это хуже всего. Потому что говорит о твоем равнодушии. ОНО меня убивает! Неужели ты не понимаешь, какое удовольствие доставила бы мне встреча с друзьями? Которых я не видела столько лет! 

8. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является обстоятельством.

1) – ЧТО же ты натворил, если так боялся нашего появления в школе?! 
2) Мама, не снимая пальто, даже не расстегнув его, ТЯЖЕЛО опустилась на стул. 
3) – Ну хорошо... МНЕ ты не пожелал доставить радость. Но подумал бы об отце! Неужели и он тебе безразличен? Что я мог ей ответить? 
4) К счастью, в этот момент в комнату вошла бабушка и сказала: – А сын моей соседки опять получил ПЯТЁРКУ. И научился варить компот! 





9. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является сказуемым.

1) – Вот когда у тебя опять БУДЕТ приступ мигрени, – сказал я, – вызывай не врача, а этого своего… виолончелиста! Пусть он тебе поможет!
2) – Добиваются же люди таких успехов, как Серёжа Потапов! – причитала бабушка, уже НАТЯГИВАЯ пальто.
3) Через несколько дней, СОБИРАЯСЬ в школу, я услышал в программе передач, что Сергей Потапов будет выступать вечером по телевизору. К счастью, кроме меня, этого никто не услышал.
4) Ещё через неделю я обнаружил, что Сергей Потапов собирается выступать по радио. За пятнадцать минут до его ВЫСТУПЛЕНИЯ я разложил тетради на кухне, где у нас стоит радиоприёмник.

10. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является дополнением.

1) – Вот видите, как удобно, – говорил я. – Совсем БЛИЗКО! И вы садитесь на современный вид транспорта… Правда, не на метро, но по крайней мере и не на трамвай!
2) Еще через несколько дней я сообщил: – Мы писали сочинение на тему «Кем быть?». И представьте себе, почти ВСЕ ребята хотят стать врачами!
3) Вообще-то мне не хотелось, чтобы мои родители каждое утро прямо у всех на глазах провожали меня, шестиклассника, в школу. Но теперь я был готов абсолютно на ВСЁ!
4) Как-то в воскресенье я привел к нам домой своего приятеля Ваську-Паганини. Паганини – это ПРОЗВИЩЕ. Васька играет на скрипке и учится в школе для одаренных. 

Конец формы



 




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!