Составитель: Маллалиева Айниса Ш.
Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно- образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительную деятельность, но и помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.
Детские загадки
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)
Не усат, а бородат,
И сердит на ребят,
Но не дедушка он все же.
Угадайте, дети, кто же? (козел)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (хомяк)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет … (черепаха)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (жираф)
Голодна — мычит,
Сыта — жует, Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова)
***
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку Позовем копать…
— картошку —
***
Взяли мы ее одежку,
Соль добавили немножко.
В кадочках теперь не пусто
— В них заквасится…
— капуста —
***
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
— морковь —
***
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам… — свекла —
***
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос
— Сладок мягкий… (абрикос)
***
Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас Толстокожий… (Ананас)
***
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за мяч? (Арбуз)
***
Пригрев на солнышке бока,
Висит на дереве пока,
Душистым соком налилось,
И видно семечки насквозь. (Яблоко)
***
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет… (Банан)
***
В золотистой шкурке бок,
А под шкуркой сладкий сок.
В каждой дольке по глоточку
И для сына, и для дочки. (Апельсин)
***
Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь — и в чай.
Как зовется? Отвечай! (Лимон)
***
Что за плод — шкатулочка с секретом!
Семена — вкусняшные на вид,
Все прозрачные, все розового цвета,
Потрясешь, как странно, не звенит. (Гранат)
***
Там, где лес из сосен рыжих,
Там, где снега кутерьма,
Побежим на быстрых лыжах.
Здравствуй, матушка …! (Зима)
***
Снег на полях,
Лёд на водах, В
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
***
Дни становятся длиннее,
Тает снег, ручьи звенят-заливаются.
Из заморских стран далёких
Птицы к нам летят (Весна)
***
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
***
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)
****
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня! (Осень)