СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Разработала: Бувалина С.Н., воспитатель МБДОУ ДС № 37, г.Кузнецк

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка. Помощь в подборе музыкального репертуара для сопровождения дыхательных игр и упражнений может оказать музыкальный руководитель.

Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Взаимосвязь музыки, слова и движения прекрасно представлена в хороводах.

Этапы:

1 - улучшение функции внешнего (носового) дыхания.

2 - выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

3 - развитие фонационного (озвученного) выдоха.

4 - развитие речевого дыхания.

5 - тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.

1 этап.

Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики – происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.

На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры«Бегемотик»«Качели»«Ныряльщики за жемчугом» (см. Приложение, рассматривание картинок, где изображены клювы (носы) разных животных и птиц.

2 этап.

Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха.

Рекомендуемые игры и упражнения: надувание воздушного шарика, стрельба из воздушного ружья, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка, «Воздушный футбол»«Листопад»«Снегопад»«Кораблик»«Лети, перышко»«Помоги герою сказки».

Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль:

• наматывание нитки на клубок;

• поднесение тыльной стороны ладони ко рту;

движение руками по графическим схемам: горки, дорожки, спирали (рис. 1).

ГГОР

Рис. 1. Графические схемы.

3 этап.

Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем - согласные звуки.Сначала выдох делается на глухих проторных согласных«Ф»«С»«Ш»«Х». Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком.

Звуковые дыхательные игры могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки в детском саду и дома. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Рекомендуемые игры и упражнения«Лесная азбука»«Дует ветерок»«Комар»«Жуки»«Рычалка»«Мычалка»«Дирижер»«Варим кашу»«Семафор» (см. Приложение).

Пример 1. Игра «Обезьянка». Проводится перед зеркалом.Взрослый говорит детям«Представьте, что на вас смотрит обезьянка и все за вами повторяет». Можно мимикой изобразить радость, удивление,обиду и произносить на выдохе гласные звуки«О» - удивились; «У» - обиделись; «А» - обрадовались.

4 этап.

Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов, поговорки и скороговорки.

На первых занятиях используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.

Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (ма-мо-му-мы-мэ; на-но-ну-ны-нэ). Затем дети «поют» двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др., трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки, двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу).

Используются схемы-модели предложений - «вагончики» (рис. 2). Рекомендуемые звуковые речевые игры«Дразнилка», «Изобрази животное - сочетание речи с движением, «Эхо».

Пример. Дети произносят слово «мама» (ставится 1-й вагончик, а затем предлагается произнести слово «мыла» (ставится 2-й вагончик). Аналогично произносятся фразы из трех, четырех слов, разучиваются поговорки и скороговорки.

Рис. 2. Семы – модели предложений.

5 этап.

Как звукоречевая гимнастика используется произнесение на выдохе стихотворных строк в сочетании с движением, пение песен.

Рекомендуемые игры«Поезд»«Полет на шарике»«Веселые движения»«Потягушеньки».

Где можно использовать:

1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

2. Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.

3. Звукодвигательные игрыдыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке – 5 минут.

4. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.

5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

6. Психологические тренинги.

Применяются также и общеизвестные дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

При выполнении дыхательных упражненийнеобходимо соблюдать следующие требования:

не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

одежда не должна стеснять движений;

не заниматься сразу после приема пищи;

не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Просмотр содержимого документа
«КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Разработала: Бувалина С.Н., воспитатель МБДОУ ДС № 37, г.Кузнецк»







«КАРТОТЕКА

ИГР

НА РАЗВИТИЕ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ»




















«СНЕГОВИК»



Цель:

- Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.





Ход игры:

Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округленны и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.





«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»



Цель:

- Уметь напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.









Ход игры:

Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. /Расслабляется шея, руки, корпус, ноги/, дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.



«МОКРЫЕ КОТЯТА»



ЦЕЛЬ:

- Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.





Ход игры:

Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» все медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы», и «хвостика», снимая соответственно зажимы мышц рук, ног, шеи и корпуса.







«КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ»



Цель:

- Обучение полному расслаблению мышц всего тела.



Ход игры:

Хоть и жарко , хоть и зной.

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук – лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

(В.Викторов)



Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.



«ГИПНОТЕЗЕР»



Цель:

- Обучение полному расслаблению мышц всего тела.





Ход игры:

Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками. Он говорит: «Спите, спите, спите…Ваша голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются. Вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются. Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.







«ПАЛЬМА»







Цель:

- Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.



Ход игры:

«Выросла пальма большая пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

«завяли листочки»: уронить кисть.

«Ветви»: уронить руку от локтя.

«И вся пальма»: уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.





«САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ»





Цель:

- Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещать по площадке.









Ход игры:

Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны мышцы рук, шеи, корпуса напряжены; по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону «бабочка ищет красивый цветок», кисти, локти, плечи и шея не зажаты. Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.







«ШТАНГА»



Цель:

- Попеременно напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры:

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.





«БУРАТИНО И ПЬЕРО»



Цель:

- Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.



Ход игры:

Дети двигаются хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу.





«БАБА - ЯГА»





Цель:

- Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.







Ход игры:

Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.

Бабка – Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала! Дети идут врассыпную по залу.


А потом говорит: «У меня нога болит!» Дети останавливаются.


Пошла на улицу – раздавила курицу, Дети продолжают

Пошла на базар – раздавила самовар! движение, напрягая

сначала левую,

а потом правую ногу,

прихрамывают.

Вышла на лужайку – испугала зайку!









«НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА»



Цель:

- Умение напрягать и расслаблять мышцы взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.





Ход игры:

Дети распределяются на пары. Один ребенок - надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслабленны, руки и голова опущены; второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» /второй вид выдыхания/, при вдохе – выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивая пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» /первый вид выдыхания/, ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями.





«ТЮЛЬПАН»



Цель:

- Развивать пластику рук.





Ход игры:

Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

  1. Утром тюльпан раскрывается – соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.

  2. На ночь закрывается – соединяя ладони, опустить руки вниз.

  3. Тюльпанное дерево внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.

  4. Раскидывает свои руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.

  5. И осенью листики опадают повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.





«СОЛДАТИКИ»







Цель:

- Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

-Двигаться в разных темпах.

- Тренировка внимания.







Ход игры:

По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь, все время заполнять свободное пространство.




Скачать

© 2020 430 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!