СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека зрительной гимнастики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 мину.  Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно   проводить по словесным указаниям, с использованием стихов и потешек.  При планировании   рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения               глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз,   а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях.    Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в   стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных  частях группы.

Просмотр содержимого документа
«Картотека зрительной гимнастики»




Картотека

зрительной гимнастики для глаз

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов и потешек. При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения  глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.


















И ГРУШКИ.

«Буратино».

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

Наши глазки закрываются…

Представим, будто нос наш удлиняется.

Я превращаюсь в Буратино

И носом буду рисовать картину.

Интереснее всего – это рисовать,

Что представишь: стол, окно,

Шкаф, ковер, кровать…

Все нарисует носик наш,

Когда ему работу дашь.

И мы без дела не сидим:

Мы носиком руководим!

Вариант 2:

Превращаюсь в Буратино

Буду рисовать картину

Нарисую я пейзаж

Носик я мокну в гуашь

Вот и небо чистое,

Солнышко лучистое,

Травка, речка голубая

Я рисую, не моргая,

Будет носик рисовать

Наше зренье улучшать!

***

Буратино потянулся,                 Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на

                                        кончики пальцев.

Вправо- влево повернулся,
Вниз- вверх посмотрел
И на место тихо сел.                 Не поворачивая головы, смотрят вверх- вниз, вправо- влево.

***

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

Посмотреть влево- вправо, вниз - вверх

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз

Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.


«Веселый мяч».
Веселый мяч помчался вскачь.
(Дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота,
(Смотрят вниз.)
Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
(Закрывают глаза.)




Д ЕТСКИЙ САД.

«Ах, как долго мы писали».

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА.

«Носик» (по методике йогов).

Смотрит носик вправо-влево,

Смотрит носик вверх и вниз.

Что увидел хитрый носик?

Ну, куда мы забрались?

Резко перемещают взгляд вправо и влево

Резко перемещают взгляд вверх и вниз.

Мягко проводят указательными пальцами по векам.

«Солнечный зайчик»         (в соответствии с методикой йогов).

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку.

С тавят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.





О СЕНЬ.

***

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа – ели.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Выполняют круговые движения глазами

Выполняют движения глазами влево – вправо

Выполняют движения глазами вверх – вниз

***

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

***

Жёлтый -  красный

Красный – жёлтый  

Разный  красный.

Жёлтый разный.

Это ветер листья носит.

Звонкий ветер.

 Это осень…

-прослеживание глазами за движением  листочка

вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.

- движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.

- поморгать и закрыть глаза.

«Листья».

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной.

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как листиком шуршу.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат,

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как я листиком шуршу.

Круговые движения глазами:

налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Посмотреть влево – вправо.

З акрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.


«Прогулка в лесу».

Мы отправились гулять.                 Шагают на месте

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине,                 смотрят вверх

Вот грибок растет на пне,                 смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит,                 смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит.                 смотрят вниз

Слева ель растет - старушка,         смотрят вправо

Справа сосенки - подружки.         смотрят влево

Где вы, ягоды, ау!                         повторяют движения глаз

Все равно я вас найду!                 влево - вправо, вверх - вниз.


ОВОЩИ.

Массаж глаз «Раздеваем лук»   (по китайской методике).

Сняли тоненький сюртук,

Сняли рыжую рубашку,

Сняли желтую рубашку,

А стянув еще рубашку,

Все заплакали вокруг.

Вот как мы вчера на кухне

Раздевали сладкий лук.

Потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть.

Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему.

Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую.

«Овощи».

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево – вправо

Влево — вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза)

***

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем овощи искать.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий.

Там редиска, там салат –

Наша грядка просто клад!

Дети выполняют круговые движения глазами

Посмотреть вверх – вниз.

Посмотреть влево, вправо.

Быстро поморгать.

ДЕРЕВЬЯ.

* **

Ветер дует нам в лицо.                 Часто моргают веками.
Закачалось деревцо.                        Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.
Ветер тише, тише, тише…                Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше!                Встают и глаза поднимают вверх.

«Ёлка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Липа».

Вот полянка, а вокруг

Развести руки в стороны.

Липы выстроились в круг.

Скругленные руки сцепить над головой.

Липы кронами шумят

Ветры в их листве гудят.

Руки вверх, покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают        

Наклониться вперёд.

И качают их, качают.        

Наклонившись, покачать туловищем.

После дождика и гроз          

В ыпрямиться, руки поднять.

Липы льют потоки слёз.  

плавно опустить руки, перебирая пальцами.

Каждый листик по слезинке              

Руки вниз, энергично

Должен сбросить на тропинки.        

встряхивать кистями.

Кап и кап, кап и кап -        

Хлопать в ладоши, описывая руками

Капли, капли, капли-кап!        

Круг в одну и др. стороны.

До чего же листик слаб!          

«Уронить» руки.

Он умоется дождём,            

Погладить сначала одну, потом

Будет крепнуть с каждым днём.        

др. руку, сжать кулаки.

ЯГОДЫ.

***

Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто морошкой,

Кто черникой,

Кто сушеной земляникой.

Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево.


ГРИБЫ.

 

« Грибочки»
Шляпки опят, как монетки горят.         (Дети смотрят вдаль.)
Рябит от шляпок в глазах у ребят.         (Часто моргают глазами.)













Д ОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

«Кошка».

Вот окошко распахнулось,                 Разводят руки в стороны.
Кошка вышла на карниз.                Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх.                Смотрят вверх.
Посмотрела кошка вниз.                Смотрят вниз.
Вот налево повернулась.                Смотрят влево.
Проводила взглядом мух.                Взглядом проводят «муху» от левого плеча  к правому.

Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.                        Дети приседают.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.                        Смотрят прямо.
И закрыла их руками.                Закрывают глаза руками.

***

Мы поскачем на лошадке         (Прослеживание глазами за предметом.)

Вправо – влево.                 (Вправо - влево.)

Вверх – вниз.                         (Вверх – вниз.)

«Мой щенок» (Е. Раннева).

Я щенка нарисовал, милого, смешного.                 (большой круг)

В целом мире не найти друга мне такого!                 (малый круг)

Он протягивает лапу                                         (по траектории восьмерка).

И глядит лукаво.

Убежать бы из рисунка – солнце светит справа         (смотрим глазами вправо).

Слева луг цветет веселый                                 (посмотрим глазами налево,

Убегает вдаль река                                         (посмотрим вниз).

На другом большом рисунке

Конь взлетает к облакам                                 (поднимем глаза вверх).

«Ослик».
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(Выполняются круговые движения глазами.)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(Закрывают глаза.)

***

Хомка - хомка хомячок ,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт
Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже, 
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!



Д ОМАШНИЕ ПТИЦЫ.

«Птицы на дворе».

Перед нами петушок –

Он с земли зерно клюет.

(Дети смотрят перед собой.)

«Смотрят вниз)

Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.

(Смотрят влево,

вправо,

вверх.)



ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

«Снегопад».

Белых хлопьев белый пух    

Плавно и спокойно

Над деревьями кружит  

 И над колокольней.

Медленно опускать сверху вниз сначала правую руку, потом левую.

Каждый дом и каждый куст            Греет, одевает.

Поочерёдно вытягивает руки вправо, влево.

Снеговая шубка и

Шапка снеговая.

Вытянуть руки вперёд и  коснуться ею лба.

Белых хлопьев белый пух        

С неба валит валом,                

Укрывая белый свет

Белым одеялом.

П однимать и опускать руку от уровня груди до пояса.

Чтобы слева, впереди,  

Позади и справа

Указательным пальцем  коснуться левого плеча, вытянуть руки вперёд, коснуться правого плеча.

Сладко спали до весны  Дерева и травы.      

Закрыть глаза ладонями.

Это сколько ж наметёт.

Снега за ночь-то!

Развести руки в стороны глаза широко открыть.

Это как же полетят

С горки саночки!

Полузакрыть глаза, мягко погладить средними пальцами веки от переносицы к вискам.

Рады снегу детвора  -  

Песня звонкая слышна!                        

 

«Снежинки».

Закружились, завертелись              «Фонарики»

Белые снежинки.                     Поднять руки вверх и посмотреть

Вверх взлетели белой стаей.     на них

Лёгкие пушинки.                             Медленно опустить руки и

Чуть затихла злая вьюга.                проследить за ними взглядом.

Улеглись повсюду.

Заблистали, словно жемчуг, -    Развести поочерёдно руки

Все дивятся чуду.                       в стороны и проследить за ними

Заискрились, засверкали            Выполнить руками

белые подружки.                          движение «ножницы»

Заспешили на прогулку              Шаг на месте.

Дети и старушки.

«Снежки».

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.


ЧАСТИ СУТОК.

«Волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И рассла-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

К репче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

«Ночь».

Ночь. Темно на улице.         (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 - 4 раза)






ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

«Белка».

Ходил ёжик по полянке,

- ходьба на месте

Он искал грибы опятки.

- повороты головы вправо и влево;

Глазки щурил, открывал

-  прищуриться и открыть глаза;

Но грибов не увидал

-развести руки в стороны;

Вверх смотрел он, вниз глядел

- посмотреть вверх- вниз;

Сам тихонечко пыхтел

-произнести “пых”, “пых”, “пых;

Смотрел влево, смотрел вправо

-голова неподвижна, посмотреть влево – вправо;

Вдруг увидел гриб на славу!

- закрыть и широко открыть глаза;

Оглянулся он ещё

-руки спрятать за спину;

Через левое плечо

-повернуть голову влево, посмотреть назад;

Через правое ещё

-повернуть голову вправо, посмотреть назад;

Ёж затопал по тропинке

И грибок унёс на спинке.

-ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

Белка дятла поджидала,                 Резко перемещают взгляд вправо- влево.
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!                Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи-1,2,3.
Пообедал дятел с белкой                Моргают глазками.
И пошел играть в горелки.                Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.




«Ёжик».









































  «Заяц белый».

Заяц белый отвечал:                   Быстро моргают глазами.

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:             Наклонять и выпрямлять голову

«Я не бегал, я скакал».               вперёд, закрыв глаза.

Заяц белый, заяц белый,             Опять быстро сжимать и

Ну а где же ты обедал?        разжимать веки.

Заяц белый отвечал:                Наклоны головы вправо-влево.

«Я сегодня голодал».               Закрыть глаза ладонями,  расслабив глаза.


«Как мы Мишке помогали».

Долго мы в лесу гуляли,                 (Руки на поясе, ходьба на месте)

Наши ноги не устали.

Руки тоже не устали,                 (Вытянуть руки в стороны на уровне плеч)

Х оть немного рисовали.                 (Согнуть в локтевом суставе)

Будем руки поднимать                 (Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки)

Силу крепкую качать.                 (Опустить руки вниз и посмотреть на носочки)

Сильна левая рука,                        (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)

Сильна правая рука.                         (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)

Сильна левая нога,                         (Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек   вытянутой ноги)

Сильна правая нога.                         (Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги)

Кулаки крепко сжимаем,                  Руки мы в локтях сгибаем.

Раз, два, три, четыре

Глазки мы откроем шире.

Мишка, прыгай вместе с нами,

Силушку тебе собрали.                 (Прыжки на месте)

Сладко ты в берлоге спи.                 (Присесть, закрыть глаза ладошками)

 «Лиса».

Ходит рыжая лиса,                     Крепко зажмурить и открыть глаза.

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,           Вытянуть вперёд правую руку, на которой все пальцы, кроме указательного, 

Ищет, где бы поживиться.       сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за  движением указательного пальца  глазами, не поворачивая головы.


                                                

                                                

Пошла лиска на базар,                      Поднять руку и опустить, 

Посмотрела на товар.                        прослеживая взглядом.

Себе купила сайку,                         Описать рукой круг по часовой стрелке и Лисятам балалайку.                                         

Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.                 (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись,

                                                 «загребая» чуть согнутыми руками.)

Н аходит в дуплах мед
И в рот себе кладет.                         (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,                         («Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:                 (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)

Не ешь наш мед, воришка!                 (Прослеживаем за движением пальца глазами,

                                                стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.                 (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает                         (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает.                 (И.Лопухина)

***

Сел медведь на брёвнышко,

 Сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения.

Стал глядеть на солнышко.

- Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть!

 Прикрывают  глаза  ладонями.  

***

Три медведя шли домой,

Папа был большой — большой.

Мама с ним пониже ростом

А сынок — малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!

Смотреть пристально, но не моргая (без напряжения) 10 сек. • Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз (15 раз). Повторить 5-6 раз.


П ТИЦЫ.

«Воробей».

За окошком воробей

Прыгает по веткам,

Хочет что – то рассказать

Нашим малым деткам.

Мы поищем глазками

Шустрого воробушка.

Глазки смотрят, ищут птичку.

Где же птичка невеличка?

(Взгляд вдаль).

«Птички».

Летели птички,

Прослеживание глазами за предметом по кругу

Собой невелички.


Как они летели,

Движения глазами вправо – влево

Все люди глядели.


Как они садились,

Движения глазами вверх – вниз

Люди  все дивились.


«Сорока».

Длиннохвостая сорока

Хлопотунья белобока.

По лесу летает

Вести собирает.

Вправо-влево, вправо-влево

Все летает то и дело.

С веточки на веточку

Отлетает чуточку.

Вверх и вниз, верх и вниз.

Лишь смотреть ты не ленись.

Затрещит и застрекочет,

Будто кто ее щекочет.

Ну, сорока – егоза,

Мы зажмурили глаза.

Поскорей улетай

Ты нам больше не мешай.

-проследить глазами за движением

птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;

-движение глаз вправо-влево 6-8 раз;

-движение глазами вверх вниз 6-8 раз

-проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;

- поморгать и зажмурить глаза.


«Сова».
В лесу темно.
Все спят давно.
Только совушка-сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
Посмотрела все кругом –
за добычею бегом!

«Совенок».

Вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг. То же против часовой стрелки

«Филин».

На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.


Ж ИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН.

«Лимпопо»  (по технологии В. Базарного).

А в Африке, а в Африке,

На черной Лимпопо,

Сидит и плачет в Африке

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке.

Под пальмою сидит

И на море из Африки

Без отдыха глядит:

Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

Но вот, поглядите, какая-то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится.

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит

«Да здравствует милая Африка!»

Сидят по-турецки, медленно, в ритме стихотворения двигают зрачками слева направо.

Переводят взгляд вверх-вниз.

Складывают пальцы трубочкой и смотрят в «трубу» сначала правым глазом, потом левым.



« Слоник».

Раз, два — слоник идет вправо,                 Движения глаз вправо-влево.

Три, четыре — а теперь налево,                Повторить 4—5 раз.

Пять, шесть — дорожка лежит прямо,

Семь, восемь — все начинаем сначала.

Идет слоник по тропинке.                         Движения глаз вверх-вниз,

Глядит вниз, как на картинке.                вправо-влево.

Смотрит вверх, по сторонам.                Повторить 5-6 раз.

Ну-ка сделай так же сам.

Сел наш слоник отдохнуть.                        Глаза закрыть, открыть.

Только он решил уснуть,                        Круговые движения глазами.

Вдруг, откуда ни возьмись,                        Повторить 4-5 раз.

В лесу пчелка появилась.

И, кружа, кружа, жужжит.

Как ее остановить?

Посмотрел наш слоник вдаль.                Глаза открыть, закрыть. (5-6 р)




ТРАНСПОРТ. ПДД.

«Автобус».

Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет...
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились.

***

Движением полон город

Бегут машины в ряд

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

С топ, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз глядит в упор

Это строгий светофор.

Обождал шофер немножко,

Снова выглянул в окошко

Светофор на этот раз

Показал зеленый глаз,

Подмигнул и говорит:

«Ехать можно, путь открыт!»

Медленно открывать и закрывать глаза;

Быстро моргать

«Машины».

По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень. (Дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом- (Выполняют движения глазами влево, вправо.)
Свободны машины и ночью и днем. (Хлопают глазами.)



«Самолет».

Пролетает самолет

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу.

- посмотреть вверх

-отвести руки, проследить взглядом.

- вращательные  движения  руками перед собой, следить взглядом.

- встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;

- поморгать и прикрыть глаза.

«Светофор».

 У дороги, словно в сказке,                Взор переводят вверх, вниз

На столбе живёт трёхглазка.        Взор переводят вправо, влево.

Всё мигает и мигает,                Моргают глазами.

Ни на миг не засыпает.                Широко раскрывают глаза.

Она транспорт стережёт,                Глаза закрывают.

Пешеходам путь даёт.                Широко открывают и закрывают глаза.

( повторить 2 – 3 раза)

ПРОФЕССИИ.

«Маляры».

Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры. (Садятся прямо и настраиваются.)

Мы заборы красим

В верх – вниз – раз,

Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).

Наши глазки молодцы,

Работают в согласии. (Легко моргают.)


«Художники».

Надо глазки упражнять,

Чтобы клад нам увидать. Дети рисуют взглядом лодочку(2 раза), радугу (2 раза), круг в одну и другую сторону (3 раза); быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло.

«Часовщик».

Ч асовщик прищурил глаз,                  (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

Чинит часики для нас.                 (Открыть глаза.)

(С. Маршак)

НАША АРМИЯ. ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

«Стрельба глазами».

 Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз) не доводя их до утомления.

МАМИН ПРАЗДНИК.

***

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него посмотреть

Очень нам приятно!

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.

А теперь глаза закрой

И погладь руками,

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме. Закрыть глаза, погладить веки.


ВЕСНА.

«Весна».

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. Потягивание 
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным 
разведением рук вверх, в стороны 
Справа - первые цветочки появились на лужочке. Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором 
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором 
Мы кораблик смастерили, Соединить ладони перед грудью 
В ручеёк пустить решили. 
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя 
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! 
Машем ладонями, прощаясь с корабликом 
Вот как весело играть и в весенний день гулять! 
Легкие подпрыгивания на месте 
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! 



«Подснежник».

( Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы  цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

В низ  цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас  цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И команды выполняйте.



М ОЙ ГОРОД. ДОМ. КВАРТИРА.

«Заборчик».

Поднимать глаза вверх и опускать вниз.

«Мостик».
 Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.                         Закрывают оба глаза.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.                Продолжают стоять с закрытыми глазами.                                                  
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.        Открывают глаза, взглядом рисуют мост.                                                               

  Нарисуем букву о, получается легко.                         Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,                                Глаза поднимают вверх, опускают вниз.                                                       
Вправо, влево повернем,                                         Глаза смотрят вправо- влево.
Заниматься вновь начнем.                                        Глазами смотрят вверх, вниз.


М АМИНЫ ПОМОЩНИКИ.

«Метелки».

Вы метелки,

Усталость сметите.

Глазки нам

Хорошо освежите.  (Моргание глазами).


СТРАНА.

«Золотая хохлома».

А сейчас вновь гимнастика для глаз.         (Дети выполняют данные движения стоя)

Глаза крепко закрываем,

Широко их открываем.

Все умеем мы моргать

И глазами «рисовать».    (Поднять глаза вверх, сделать ими круговое    вращение по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Ветка влево повернулась                 (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)

И в колечко завернулась.                         (Согнуть левую руку в локтевом суставе)

Изогнулась мило вправо,                 (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)

Получился лист на славу!                         (Согнуть правую руку в локтевом суставе)

Рядом с листиком трёхпалым                 (Присесть)

Земляника цветом алым                         (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)

Засияла, поднялась,                 (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки)

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,                         (Наклоны туловища в стороны)

Золотая хохлома!                                 (Опустить руки вниз)


«Кружева».

Кружевницы ниткой кружева плетут,         (Имитируют плетение)

Там цветы и птицы дивные живут.

Их иголочка “рисует” тут и там,                 (Отводят руки в стороны попеременно и

Нитка тянется за нею по пятам.                 прослеживают взглядом)

Но и мы умеем, кружева вязать,                 (Имитируют рисование кистью)

Будем кисточкой узоры рисовать.

Нарисуем мы узоры наверху,                 (Поднять голову, посмотреть вверх)

Завитушками листочки есть внизу.                 (Опустить голову, посмотреть вниз)

Слева можем мы бутоны положить,         (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)

Справа инеем пушистым всё покрыть.         (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)

Мы волшебные получим кружева,                 (Поднять руки вверх)

Будут радовать они нас, детвора.                 (Улыбаясь, опустить руки через стороны вниз)


ЦВЕТЫ.

***

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Л епестки колышет.

Глазки открыли, вправо-влево поглядели. Ресницами помахали.

КОСМОС.

***

Раз, два, три

Ремни пристегни. Ракета ввысь лети.

Космонавты, глубже дыши.

Посмотри в иллюминатор, вдруг!

Чудеса одни вокруг.

В воздухе, как ласточки, мы парим

Из отсека в отсек мы летим.

Садимся в кресло мы с трудом

Еще трудней удержаться в нем...

Вот приземляемся мы на Земле,

Чтобы знания получить тебе и мне.

Гимнастика со свечей: фиксация  взгляда на пламени свечи  (пока не устают глаза).

Э ЛЕКТРОПРИБОРЫ.

«У компьютера».

Мы с компьютером играли.                 (Сидя, потереть ладонями лицо)

Ох, глаза наши устали,                 (Слегка прикрыть глаза веками)

Надо глазкам отдых дать,

Будем быстро мы моргать.                 (Быстро моргать)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем быстро мы моргать.

А теперь глаза закроем,                 (Выполнять упражнения в соответствии с указанием)

Широко опять откроем.

Р аз – закроем, два – откроем,

Три – закроем, на четыре вновь откроем.

Раз, два, три, четыре, пять

Не устанем закрывать.

И ладошками глаза

Мы закроем не спеша,

П осидим в темноте.

Краска чёрная везде.

А теперь представим сразу,

Чёрную от сажи вазу.

Всё черным-черно кругом:

Чёрно небо, чёрен дом.

Снова мы глаза откроем,

На работу их настроим.

НАСЕКОМЫЕ.

«Бабочка».

Спал цветок                         (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка

                                         надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,                 (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,         (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,         (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел.         (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

«Комарик».

Комарик летает,
Летает, летает.
Где сесть не знает:

З-з-з-з-з-з-з.

Хлоп!

(вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. Рисуют» в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом)
(прикасаются пальцем к левой ладони - комар сел).
(хлопают правой ладонью по левой).

«Мотылек».

Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»). Это расслабляющее движение необходимо выполнять после каждого упражнения.

«Муха» (по методу йогов).

Громко муха зажужжала,

Над слоненком виться стала

Муха, муха полетела

И на нос слоненку села.

Снова муха полетела,

И на ухо она села.

Муха вверх, и муха вниз.

Ну, Слоненок, берегись!

Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами.

Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца.

 Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Также медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживал движения взглядом.

Резко перемещают взгляд вправо, влево, вверх, вниз, зафиксирован его на кончике пальца.

«Паучок».

Пау - пау - паучок
Паутиновый жучок
Он на веточке сидел
Да на солнышко глядел.

Паутинку натянул,
Покачался и уснул.
Здравствуй, здравствуй, солнышко,
Солнышко - веселнышко.

(дети вытягивают перед собой паучка на палочке)
(фокусируют взгляд на пауке и, проговаривая слова, перемещают палочку вверх, вниз, вправо, влево, прослеживая движение взглядом)

( закрывают глаза, опустив паучка вниз)
(быстро моргают глазами)

***

Руки за спинку, голову назад.                 (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.                 (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди.         (Вниз.)

И снова наверх — где там муха летит?         (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее.                 (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

«Стрекоза».

Вот какая стрекоза – как горошины глаза         (траектория восьмерки).

Влево, вправо, верх, вперед                         (глазами смотрим по тексту).

Ну, совсем как вертолет                         (по большому кругу).

М ы летаем высоко                                 (смотрим вверх).

Мы летаем низко                                 (смотрим вниз).

Мы летаем далеко                                 (смотрим по большому кругу).

Мы летаем близко                                 (смотрим по малому кругу).

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.



РЫБЫ. ВОДОЁМЫ.

«Рыбка».

Рыбка плавала, ныряла,

Рыбка хвостиком виляла.


Вверх и вниз, вверх и вниз.

Рыбка, рыбка, не ленись!

-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз);

По волнам, по волнам,

Тут и там, тут и там.

-прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.)

Вот она какая, рыбка золотая.

-поморгать глазами.

***

Р ыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Глазки – рыбки – зажмурить, открыть, закрыть руками и пальчиками погладить по векам.

ЛЕТО.

«Дождь».

Приплыли тучи дождевые:                      Покачать поднятыми вверх

Лей, дождь лей!                                        руками, посмотреть на них.

Дождинки пляшут,                                   Опустить плавно руки,

Как живые:                                                  перебирая пальцами,

Пей, рожь, пей!                                 прослеживая движения взглядом.

И рожь, склоняясь к земле                        Наклониться, делая мягкие,

Зелёной,                                               пружинистые движения руками.

Пьёт, пьёт, пьёт.                                        Посмотреть вниз.

А тёплый дождь неугомонный             Показать указательным

Льёт, льёт, льёт.                                      пальцем движение сверху вниз

                                                                и проследить его взглядом.

***

Д ождик, дождик, пуще лей.                 Смотрят вверх.
Капель, капель не жалей.                Смотрят вниз.
 Только нас не замочи.                Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи.

«Лучик солнца».

Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.                 Моргают глазками.
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.                Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.                Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.                        Отводят взгляд вправо.

«Солнышко».

В небе солнце катится           

Словно желтый мячик,                                          

То за тучку спрячется   

То по елкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось.

прослеживание глазами за движением солнышка

вверх – вниз, вправо – влево.

- движение глазами по кругу в одну и другую стороны.

-поморгать и зажмурить глаза.

«Зонтик».

Зонтик у меня цветной

Яркий - красный, голубой

Ветер осенний засвистел

Зонтик в небо полетел

Выше- выше- высоко…

Дальше – дальше – далеко

Кружит –  кружит зонт цветной

Яркий – красный, голубой       

 -прослеживание   глазами за движением зонтика по волнистой линии 4-6 раз;

- прослеживание глазами вверх – вниз,

-проследить  вправо – влево

-прослеживание глазами по кругу в одну и другую стороны 4 раза;

ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.

«Буквы».

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ...

Будем буквы мы искать,

Будем глазки укреплять.

Вот я вижу: букву Б

Держит белочка в руке.

Переводят взгляд вверх-вниз.

Переводят взгляд вправо-влево.


« Во дворе».
На горе мы видим дом.
Много зелени кругом:
(Дети поднимают глаза вверх. Выполняют круговые движения глазами.)
Вот деревья, вот кусты,
(Смотрят влево-вправо)
Вот - душистые цветы.
(Смотрят вперед.)

***

Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.

Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.

***

Долго тянется урок —

Много вы читали.

Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,

Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять,

Все запомнить важно.

Упражнение один -

На край парты книги сдвинь.

(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

Упражнение такое

Повтори пять раз за мною.

Упражнение два -

Тренируй свои глаза.

(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

Занимаемся все сразу,

Повтори четыре раза.

Упражнение три.

Делай с нами, не спеши.

(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Повторите пять раз,

Расслабляя мышцы глаз.

На упражнение четыре

Потратить нужно много силы.

(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вы-тяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)

Повторите 5-6 раз,

Все получится у вас.

Упражнение пять

Нужно четко выполнять.

(Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)

.


***

Смотрит вправо — никого,

Смотрит влево — никого.

Раз-два, раз-два —

Закружилась голова.

Глазки закрывали,

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза,

Вверх посмотрим, да-да-да.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,

Отдыхать пришла пора.

Резко переводят взгляд вправо- влево.

Выполняют круговые вращения глазами.

Закрывают глаза;

Резко переводят взгляд вверх вниз

М ягко поглаживают веки указательными пальцами.


«Теремок».

Терем- терем- теремок!         Движение глазами вправо- влево.
Он не низок, не высок,        Движение глазами вверх- вниз.
Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.                Моргают глазами.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!